12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Татьяна Сергеевна4224
Психолог, преподаватель. Победитель конкурса Учитель года 2006 года. Почётный работник общего образования, награждена медалью "За вклад в развитие образования", награждена грамотой Министерства образования и культуры, ветеран труда.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Анкета

ФИО: Васильева Татьяна Сергеевна

Возраст: 50 лет.

Образование: Ленинградский Государственный Университет (ныне: СПбГУ). факультет психологии, специальность: психолог, преподаватель, 1989 год.

Курсы повышения квалификации: профессиональная переподготовка по специальности «учитель», ежегодное прохождение курсов повышения квалификации по ФГОС, подготовке к ГИА, активным методам работы и другим направлениям.

Опыт работы в школе: 30 лет (с 1997 года – школьный психолог, с 1990 года – учитель)

Опыт работы репетитором: 26 лет

Предметы: биология, география.

Специализация: подготовка к ЕГЭ, подготовка к олимпиадам, подготовка к экзаменам в специализированные гимназии.

Вопрос №4.

Охарактеризуйте ученика, который, по-вашему, имеет все шансы получить высокие баллы ЕГЭ. Приведите пример из личного опыта.

Я не разделяю широко распространённое в обществе мнение (которое, кстати, очень поддерживают СМИ), что ЕГЭ необъективно оценивает знания ребёнка и что, якобы, можно «натаскать на тесты». На мой взгляд, это заблуждение. В своей практике репетитора я в основном работаю со своими учениками и могу с уверенностью утверждать, что они всегда подтверждают на Государственном экзамене оценку, которую выставляю им я. «Неожиданности» на экзаменах случаются в тех случаях, когда репетиторы методично разбирают один вариант работы за другим, не систематизируя знания и умения. Поэтому для меня очевидно, что хороший результат на экзамене покажет ребёнок, стабильно хорошо успевающий по предмету.

Кроме того, высокие баллы получат ученики с внутренней мотивацией, то есть те, которые хотят поступить в определённый вуз или добиться высоких результатов на олимпиаде. Интересно, что поддержка родителей не всегда имеет большое значение. Например, в прошлом году я готовила к олимпиаде девочку, мама которой придерживалась позиции: «Моей дочери это не надо, но если ей это почему-то интересно, то пусть позанимается. Главное, чтобы это не отнимало у неё много времени». Нам удалось добиться и замечательных результатов на олимпиаде, и подготовиться к ЕГЭ на 92 балла. Теперь она учится в Медицинском Университете.

Подводя итог своим размышлениям, я бы выделили следующие особенности детей, которые позволяют добиться высоких результатов на экзамене: это стабильно хорошая успеваемость по предмету, внутренняя мотивация, высокая познавательная активность и любознательность, хорошая работоспособность и отсутствие лени. Судя по моему опыту, именно эти особенности личности позволяют максимально извлечь пользу от работы с репетитором и добиться желаемого результата.

Вопрос №6.

Бывали ли в вашей практике случаи, когда оценка школьного учителя не соответствует знаниям вашего подопечного? Приведите пример из своего опыта или опыта коллег.

Я специализируюсь на подготовке к экзаменам или олимпиадам, поэтому обычно моими подопечными становятся ученики с хорошей школьной успеваемостью по предмету. Однако очень часто оказывается, что школьная оценка не соответствует уровню знаний учащегося. Причин этому может быть несколько.

Во-первых, многие учителя оценивают не знания, а память своих учеников – запомнил параграф, сумел пересказать – получай «5»! К сожалению, по биологии и географии (а именно этими предметами я занимаюсь как репетитор) это встречается очень часто. Деть быстро ориентируются в «методике» учителя, с определённым интервалом готовятся к уроку, вызываются отвечать, а затем два-три урока «живут спокойно», не опасаюсь, что учитель спросит его ещё раз. В результате, у родителей складывается впечатление, что ребёнок «знает предмет» и они начинают советовать своему сыну или дочери выбрать этот предмет для сдачи экзамена и использовать его результаты для поступления в вуз.

Во-вторых, знания некоторых учителей недостаточны даже для того, чтобы они сами могли бы сдать хорошо ЕГЭ, не то чтобы подготовить своих учеников. К сожалении, говорю это потому, что, регулярно проходя курсы повышения квалификации, сталкиваюсь с тем, что многие коллеги не знают генетику дальше законом Менделя, а от предложения построить профиль местности приходят в ужас. На курсах слушателей обычно тестируют по вариантам ЕГЭ – тестирование проходят не все педагоги, а средний балл курса обычно колеблется около 60…

В-третьих, современная бальная система оценивания работы педагога привела к тому, что учитель вынужден ставить детям более высокие оценки, чтобы получить более высокую зарплату. Вот некоторые мои коллеги и зарабатывают деньги на «липовых» оценках.

Таким образом, получается, что несоответствие оценки и уровня знаний – это вина учителя-предметника. Для меня, как репетитора, это большая проблема: как объяснить выявленные проблемы, не роняя авторитет учителя? Обычно это удаётся сделать, но работать с такими детьми, как правило, очень трудно, так как у них завышенные ожидания сочетаются с отсутствием навыков систематической работы.

Вопрос №8.

Каким нехитрым способом родителям можно выявить уровень знаний репетитора? Как понять, что перед вами действительно компетентный специалист, который даст ребенку настоящие знания? Дайте практический совет для наших читателей.

Выбор репетитора – очень сложный процесс, который трудно назвать «нехитрым». На мой взгляд, ни возраст, ни учёная степень не являются определяющими.

Во-первых, выбирать наставника для своего ребёнка лучше по рекомендации знакомых людей, а не анкетам в Интернете, которые не всегда соответствуют действительности.

Во-вторых, нужно обращать внимание на специализацию репетитора: если он готов взяться за всё – вряд ли это специалист высокого уровня. Среди моих коллег существует разделение – некоторые из нас готовят к высоким достижениям, а другие – работают над повышением текущей успеваемости. Эти виды работ требуют разной методики, поэтому надо выбирать специалиста нужной направленности. Иногда попадаются вообще курьёзные случаи: один из моих учеников (девятиклассник) занимается с одни репетитором по следующим предметам: алгебра, геометрия, физика, химия, история и английский язык! Родителям нравится, что педагог «берёт недорого», ребёнок «не болтается по улицам», только вот результат-то весьма сомнительный: по большинству из этих предметов у мальчика «3». Фактически, этот педагог играет роль гувернёра, присматривающего за ребёнком, а не репетитора.

В-третьих, нужно обратить внимание на то, регулярно ли репетитор проверяет уровень знаний вашего ребёнка и проводит ли работу над выявленными «слабыми местами». Если этого не делается, то репетитор превращается в лектора (вполне возможно, что очень хорошего и компетентного), однако такая форма обучения не будет эффективна.

В-четвёртых, имеет значение величина оплаты труда, которую хочет получить репетитор. Слишком низкие материальные запросы потенциального репетитора говорят об отсутствии клиентов, что очень подозрительно: к хорошему репетитору стоит очередь! Слишком высокая стоимость услуг не всегда говорит о высокой квалификации, а может свидетельствовать о желании быстро заработать. Большинство действительно хороших репетиторов берут за свою работу стоимость, чуть выше среднего уровня по региону.

Вопрос №25.

Когда следует начинать искать хорошего репетитора по вашему предмету для подготовки к ЕГЭ?

осуществляю подготовку к ЕГЭ по двум предметам – биологии и географии. В моей практике были разные случаи – иногда родители выбирали своему ребёнку его будущую профессию чуть ли не с рождения и начинали пытаться подготовить его к экзаменам уже, начиная с 6 – 7 классов. Ещё чаще бывало так, что родителям казалось, что к ЕГЭ можно подготовиться за 3 месяца.

Я считаю, что оба подхода неверны. В первом случае у ребёнка постепенно появляется протест против волевого родительского решения, занятия с репетитором превращаются в мучение и ребёнок ищет разные способы, чтобы не пойти на занятие. Подготовка за 3 месяца до экзамена обречена на провал (конечно, если не стоит задача просто достигнуть минимального порога). Оптимально, как мне кажется, начинать занятия в 9 классе, чтобы за 3 года не только систематизировать старый материал, но и углублённо изучить наиболее сложные темы параллельно со школьной программой. Именно при таком режиме работы удаётся добиться отличных результатов.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.