Индивидуальная образовательная программа во 2 классе

1
0
Материал опубликован 13 February 2018

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

обучающегося 2 «в» класса

Рязанцева Арсения Алексеевича

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 6.4) в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с нарушениями ОДА.

Структура СИПР

1.Общие сведения о ребёнке.

2.Психолого-педагогическая характеристика.

3.Индивидуальный учебный план.

4.Расписание индивидуальных занятий.

5.Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

5.2.Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

5.3. Нравственное воспитание.

6.Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

7.Программа сотрудничества с семьей.

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

10. Приложения.

Общие сведения об обучающемся:

Имя, фамилия ребёнка: Рязанцев Арсений

Возраст ребёнка: 10 лет

Класс: 2 «в» коррекционный

Год рождения: 26.12.2006

Место проживания: г.Иваново, ул. Каравайковой д.13

Ребенок поступил в дополнительный класс ОГКОУ «Кохомская КШИ» 01. 09. 2015 г.

Дошкольной подготовки не проводилось.2016-17 учебный год обучался в 1 «в» классе для детей с интеллектуальными нарушениями (АООП 6,3).Программу не усвоил.

Заключение ЦПМПК г. Иваново от 15.03.2017 согласно протоколу обследования ребенка № 214/2017: Ребёнок со сложным дефектом развития (тотальное недоразвитие средней степени выраженности, аффективно-возбудимый вариант, выявлены стойкие нарушения в психическом развитии). Рекомендуется обучение ребенка по СИПР на основе ПАООП НОО ОВЗ, вариант 6,4.

Психолого-педагогическая характеристика

обучающегося в 1 «В» классе

ОГКОУ «Кохомская КШИ»

Рязанцева Арсения Алексеевича 26.12.2006 г.р.

Особенности поведения, общения, привычки и интересы : В 2015-2016 учебном году Арсений обучался в первом дополнительном классе, в 2016-2017 обучается в первом классе для детей с интеллектуальными нарушениями ( АООП 6.3). На данный момент программу не усваивает. Обучение проходит по щадящему режиму. Самоконтроль и саморегуляция отсутствуют, поэтому функции контроля поведения, посещения туалета, перемещение по школе берёт на себя учитель, так как были случаи, когда мальчик убегал из класса и прятался в помещениях школы. Своё место за партой знает, но находится там непродолжительное время, вскакивает, подходит к учителю и детям, берёт предметы с парт детей. Контакт со взрослыми поверхностный, внимание не удерживает. Инструкции не воспринимает, руководствуется своими сиюминутными желаниями.Речь

На уроке познавательную активность не проявляет, доступна предметно – практическая деятельность непродолжительное время при сохранении интереса ( не более 5 – 10 минут). К атрибутам школьной жизни, книгам и письменным принадлежностям интерес не показывает. С одноклассниками в контакт не вступает, в играх участия не принимает. Коррекционно-развивающие занятия с Арсением в 2016-2017 уч. году направлены:

- на формирование умения обследовать предметы: потрогать руками, рассмотреть, потрясти, обвести, погладить и т.п;

- на формирование умения оперировать сенсорными эталонами (форма, цвет, размер);

- на развитие движений, различных видов праксиса, в т.ч. конструктивного; 

- на развитие графо-моторных функций;

Исходя из возможностей ребёнка и опираясь на зону ближайшего развития, а так же учитывая, что основным видом продуктивной деятельности Арсения является предметно – практическая деятельность, основными формами работы с обучающимся являются конструирование и игра.

Дата 11.01.2017 педагог-психолог    ____________  / Пронина О.А.


 


 

 

 

Индивидуальный учебный план обучающегося Рязанцева Арсения

Предметная область

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Количество

часов в год

1

Филология

Речь и альтернативное чтение

4

128

Графика и письмо.

5

160

2

Математика

Математические представления и конструирование

4

128

3

Естествознание

Развитие речи и окружающий мир

2

64

4

 

Музыка и движение

1

32

5.

Физическая культура

Адаптивная физкультура (теоретическая часть)

3

96

6.

 

Социально бытовая ориентировка

1

32

7

 

Ручной труд

2

64

8.

 

Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности

1

32

Итого

 

23

736

Расписание коррекционных занятий.


 

Дни недели

13.00 – 13.35

Перемена

13.45-14.30

Перемена

14.40-15.15

Понедельник

Альтернативное чтение

 

Математические представления и конструирование

 

Развитие речи и окружающий мир или Музыка и движение

Среда

Математические представления и конструирование

 

Графика и письмо

 

Социально бытовая ориентировка или Адаптивная физкультура(теоретическая часть)

Пятница

Альтернативное чтение

 

Графика и письмо

   

Учебная нагрузка 1час в неделю

( развитие речи и окружающий мир -0,25 час ; графика и письмо -0,25часа; математические представления и конструирование -0,25 час ; социально бытовая ориентировка -0,25час). Примечание: занятия, спланированные по 0,25 часа проводятся 4 раза в неделю.


5. Содержание образования.

5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

Формирование учебного поведения:

        • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

          Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

          Использование по назначению учебных материалов;

          Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2.Формирование умения выполнять задание:

        • В течение определенного периода времени,

          От начала до конца,

          С заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающегося Рязанцева Арсения

Таблица сформированности базовых учебных действий:

Ожидаемые результаты реализации специальной индивидуальной образовательной программы

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой  степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

 Эмоциональное  участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

Установка на безопасный здоровый образ жизни,  учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

показывать на себе части тела и лица;

выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

при общении использовать мимику и жесты;

определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

понимать и выполнять действия с игрушкой;

показывать иллюстрации в соответствии с  содержанием;

вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);

повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);


 

5.2. Содержание учебных предметов.

Пояснительная записка

Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:

ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 6.4, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

Учебного плана ОГКОУ «Кохомская КШИ»

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.

3.Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

4.Формирование социально-бытовых умений, обеспечивающих жизнедеятельность;

5.Бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

практические упражнения;

упражнения с картинками;

Виды деятельности учащегося на уроке:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ);

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- штриховка с помощью учителя;

- предметно-практическая деятельность: складывание, перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов ;

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.

Программа учебных курсов.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Подобранный программный материал по предмету

«Развитие речи и окружающий мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о

взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Изучение направлено на достижение следующих целей:

- исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности;

- формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам;

- расширение и обогащение представлений об окружающем мире;

- обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

 Обращать  внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Цель обучения формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации и альтернативного чтения.

Смыслом обучения чтению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах и элементарных навыков чтения.

Используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы.

Альтернативные средства общения и чтения могут использоваться для дополнения речи или замены речи .

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Содержание предмета направлено на формирование основ грамотности и коммуникативной компетентности. «Графика и письмо» является средством развития их психических процессов и моторного развития, каналом социализации личности.

  

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Ребёнок приобретает навык пользования карандашом, ручкой, учится рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки.

Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук.

Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

- формирование элементов самостоятельной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, и объяснять количественные и пространственные отношения);

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

- развитие познавательных способностей;

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,

решении повседневных задач.


 

МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ

Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений, активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении.

Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение,

движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.

Умение узнавать знакомые песни, подпевать их.


 

СОЦИАЛЬНО БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Домоводство.

Умение принимать посильное участие в повседневных домашних делах.

Умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с уборкой, уходом за вещами и др.

Умение взаимодействовать с окружающими людьми и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и во время учебных занятий.

Человек.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,

отражением в зеркале.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы,

желания.

Умение сообщать в доступной для себя форме общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, и др.

Самообслуживание

Умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться, принимать пищу и пить,

ходить в туалет и выполнять гигиенические процедуры.

Умение сообщать о своих потребностях.

Окружающий социальный мир

Представления о мире, созданном руками человека

Интерес к объектам, изготовленным руками человека.

Представления о доме и о расположенных в нём и рядом объектах

(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.


 

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ( ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.

Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:

сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств);

Освоение двигательных навыков, координации движений,

Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: игра с мячом, упражнения с предметами.

Получение удовольствия от занятий физкультурой, радость от достигнутых

результатов.



 

5.3. Нравственное воспитание.

Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития .

В основу данной программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Направления нравственного развития обучающегося:

Осмысление ценности жизни (своей и окружающих).

Развитие способности замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

Отношение к себе и к другим, как к самоценности.

Формирование доброжелательного отношения к окружающим, умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с людьми. Поддержание у ребенка положительных эмоций и добрых чувств в отношении окружающих с использованием как вербальных, так и невербальных форм общения. Независимо от внешних проявлений инвалидности, взрослые, сопровождающие обучение и воспитание ребенка, общаются с ним как с обычным ребенком, без проявлений жалости, которая унижает человеческое достоинство развивающейся личности. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства – является основным требованием ко всем работникам школы. Взрослый, являясь носителем нравственных ценностей, будет эталоном, примером для детей.

Осмысление свободы и ответственности. Ребенок учится выбирать деятельность, способ выражения своих желаний. Выбирая ту или иную деятельность, не всегда желаемую, но не обходимую, ребенок учится управлять своими эмоциями и поведением, у него формируются волевые качества.

Укрепление веры и доверия. Выполняя поручения или задания, ребенок учится верить в то, что «я смогу научиться делать это самостоятельно», в то, что «мне помогут, если у меня не получится» и в то, что «даже если не получится – меня все равно будут любить и уважать». Взрослые (педагоги, родители) создают ситуации успеха, мотивируют стремление ребенка к самостоятельным действиям, создают для него атмосферу доверия и доброжелательности.

Формирование доверия к окружающим у ребенка с ТМНР происходит посредством общения с ним во время занятий, внеурочной деятельности. В процессе обучения ребенок включается в общение со взрослым, который своим уважительным отношением (с эмпатией) и доброжелательным общением, вызывает у ребенка доверие к себе и желание взаимодействовать.

Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге. Для этого важны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка являются люди, живущие с ним рядом. Любому ребенку, а с нарушением интеллекта особенно трудно понять смысл и содержание нравственных категорий, поэтому их усвоение возможно только на основе общения, совместной деятельности, подражания взрослым. Ребенок «впитывает в себя» примеры и возможные способы реагирования на различные ситуации повседневной жизни, копируя и примеряя на себя поведение взрослых.

Важно, чтобы педагог, который работает с детьми с нарушениями ОДА, помнил о том, что независимо от степени выраженности нарушений каждый человек уникален, он равноправный член общества. Во время общения с ребенком возникают разные ситуации, в которых педагог должен проявлять спокойствие, терпение, настойчивость, доброжелательность. От реакции педагога зависит то, как ребенок станет в дальнейшем относиться к себе и к окружающим.

Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.

Программа выполняется в семье, а также в рамках образовательной деятельности педагога.

Таблица наблюдения за нравственным развитием обучающейся

Содержание

Наблюдения

Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;

осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей.

 

Доброжелательное отношение к окружающим;

умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;

доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).

 

Умение выражать свои желания, делая выбор;

контроль своих эмоций и поведения.

 

Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, досуге.

 


6. Условия взаимодействия специалистов

Образовательную деятельность с обучающейся проводит педагог начального образования. Другие специалисты ОГКОУ «Кохомская КШИ» ( педагог-психолог, педагог-логопед) проводят обследование психо-эмоциональной сферы и речи ребёнка. Далее на основе анализа полученных результатов оказывают консультативную помощь педагогу, непосредственно работающему с обучающимся и его родителям.


 

7. Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий:

Задачи:

повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и на занятиях;

обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;

Мероприятия:

Индивидуальные консультации родителей со специалистами.

Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и школой.

Убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка.

Ведение дневника наблюдений (краткие записи).

Личные беседы.

Система работы с родителями обучающегося

Задачи

Мероприятия

Отметка о проведении

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей);

 

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

участие родителей в разработке СИПР;

консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы

 

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

личные беседы;

записи в дневнике ребенка;

присутствие родителей на занятиях ( при необходимости) и обсуждение результатов.

 


 


 


 


 

8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

Особые образовательные потребности обучающихся вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.

Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы,

    графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а так же составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы) ,

    алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения») ,

    электронные средства (планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).


 

Освоение предметной области «Математика» предполагает использование разнообразного дидактического материала:

  • предметов различной формы, величины, цвета,

    изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.,

    оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам,

    программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений,

Формирование доступных представлений об окружающем мире и практики взаимодействия с ним в рамках предметной области «Окружающий мир» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с миром живой природы.

В процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь игрушки, игровые предметы и атрибуты, необходимые в игровой деятельности детей: мебель, посуда, транспорт, куклы, маски, костюмы и т. д.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

КАРТА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

(заполняется в конце учебного года)

Дата обследования_______________________

ФИО____________________________________________________Класс______________

Дата рождения___________________________Дата поступления_____________________ Диагноз_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ

Реакция на контакт (обращение) положительная нейтральная негативная

Контакт нет избирательный формальный навязчивый доступный

Проявляет эмоциональные

реакции в отношении субъекта нет проявляет не демонстрирует неадекватно

Пытается привлечь к себе внимание да нет

звуками взглядом прикосновением словом

Заинтересованность в контакте да нет

Знает и отзывается на свое имя да нет

Знает свою фамилию да нет

Знает свой возраст и пол да нет

Знает части тела да нет частично

Положительно реагирует на

свое отражение в зеркале да нет

Понимает и использует жесты да нет

Реагирует на просьбу неадекватно избирательно положительно

Реагирует на запрет неадекватно избирательно положительно

Взаимодействие с детьми взрослыми

агрессивен агрессивен

доброжелателен доброжелателен

контактен контактен

пассивен пассивен

не общается не общается

Общая характеристика речи ребенка

отсутствует вокализации

звукокомплексы лепетная речь

отдельные слова фразовая речь стереотипные слова

Произносительная сторона речи

малопонятная для окружающих

речь смазанная

 

нарушено звукопроизношение нарушена слоговая структура слов

Речь, голосовые реакции произносит произвольно не произвольно

Понимание обращенной речи не понимает на бытовом уровне

в полном объеме

Находит названный реальный предмет взглядом да нет

Находит названный предмет на картинке да нет

Находит названное изображение действий да нет

Выполнение инструкций по вербальной инструкции с жестовым подкреплением

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:

Состояние стабильное негрубые нарушения выраженные нарушения

Индивидуальные особенности поведения:________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Координация движения нарушена не нарушена

Способность к удержанию статичной позы:

Сидит не сидит с опорой самостоятельно

Стоит не стоит с опорой самостоятельно

Способность к передвижению:

Ползает да нет

Ходит с поддержкой да нет

Самостоятельно передвигается да нет

Бегает, прыгает да нет

Выполняет упражнения да нет

Моторика рук:

Хлопает в ладоши да нет

Захват статичного предмета да нет

Захват движущегося предмета да нет

Создает позы кисти руки да нет

(кулак, очки, флажок, замок, лодочка, домик)

Воспроизводит движения кистями рук да нет

(колено-локоть, кулак-ребро-ладонь,

восьмерки, рисование в воздухе, зеркальное рисование)

Манипуляции с предметами.

Складывает предметы в коробку да нет частично

Вынимает предметы из коробки да нет частично

Соединяет предметы под контролем

зрения (стержень-кольцо,бочонок- крышка) да нет частично

Ставит кубик на кубик да нет частично

Нанизывает на веревку да нет частично

Захватывает два небольших предмета да нет частично

одной рукой

Перекладывает предметы из руки в руку да нет частично

Перелистывает страницы да нет частично

Графо-моторные навыки:

Держит правильно карандаш да нет

Рисует прямые вертикальные и да нет с помощью

горизонтальные линии

Рисует круг да нет с помощью

Рисует перекрещенные линии по образцу да нет с помощью

Обводит по контуру да нет с помощью

Штрихует прямыми линиями да нет с помощью

Пишет прямые и наклонные палочки да нет с помощью

Пишет буквы, цифры, слова не пишет по контуру списывание под диктовку

Ориентировка на листе не доступно сличение называние

выделение по инструкции

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.

Познавательная активность отсутствует низкая высокая

Функции восприятия:

Зрительное восприятие с нарушениями без нарушений

Слуховое восприятие с нарушениями без нарушений

( воспроизведение заданного ритма)

Тактильное восприятие с нарушениями без нарушений

Особенности памяти: слабая снижена невозможно оценить

Функции внимания:

Переключаемость низкая снижена высокая

Устойчивость низкая снижена высокая

Функции работоспособности:

Целенаправленность не развита

в знакомой ситуации

только по инструкции

нарушена

Продуктивность отсутствует малопродуктивен снижена высокая

Истощаемость в деятельности низкая снижена высокая

Темп деятельности низкий замедлен высокий

Сформированность понятий:

Цвет не знает частично сличает называет выделяет по инструкции

Величина не знает частично сличает называет выделяет по инструкции

Форма не знает частично сличает называет выделяет по инструкции

Один- много не определяет сличает называет выделяет по инструкции

Право- лево не определяет сличает называет выделяет по инструкции

Ориентировка в не доступно сличает называет выделяет по инструкции

пространстве

Мыслительные процессы:

Обобщение понятий доступно не доступно с помощью

Классификация доступно не доступно с помощью

Сравнение доступно не доступно с помощью

Разрезные картинки из________ доступно не доступно с помощью

Четвертый лишний доступно не доступно с помощью

Собирание пирамидки, вкладыши доступно не доступно с помощью

Что изменилось доступно не доступно с помощью

Раскладывание серии доступно не доступно с помощью

картинок

Доски Сегена

 

задание не понимает помощь не принимает по образцу

методом проб и ошибок методом зрительного подбора проводит самостоятельно

Уровень формирования элементарных математических представлений:

Счет, счетные операции не сформирован в пределах ___ на конкретном материале

Определение геометрических фигур не определяет сличает называет

Соотнесение числа и количества не соотносит соотносит

Решение простейших задач не доступно доступно

Обучение грамоте:

Соотнесение звука с буквой да нет частично

Знание букв да нет частично

Умеет читать слоги, простые слова да нет

Запас знаний и представлений об окружающем мире:

Знание предметов и явлений

реальных и на картинке не знает пределах обихода за пределами обихода

Знание назначения предметов

и явлений не знает пределах обихода за пределами обихода

Знание признаков предметов

и явлений не знает пределах обихода за пределами обихода

Понимание реальных действий

и их изображение на картинке понимает не понимает с помощью

Понимание смысла, эмоционального

содержания сюжетных картинок понимает не понимает с помощью

Ориентация в частях суток да нет с помощью

во временах года да нет с помощью

Характер игровой деятельности:

Интерес к игре и игрушкам отсутствует проявляет не продолжительно

Способ обследования предмета отсутствует моторно орально зрительно

Манипуляции с предметами продуктивные не продуктивные специфические

Действия с элементами обыгрывания да нет

Игровые цепочки действий да нет

Разворачивание сюжета да нет

Элементы фантазии да нет

Речевое сопровождение без речи

звукоподражание

отдельные слова

ролевая речь

отвлеченная речь

общение в игре -вербально -невербально

ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Разрывание и смятие бумаги да нет с помощью

Вырезание да нет с помощью

Наклеивание готовых форм да нет с помощью

Закрашивание карандашом да нет с помощью

Закрашивание красками да нет с помощью

Закрашивание по образцу да нет с помощью

Работа с природным материалом да нет с помощью

КОНСТРУИРОВАНИЕ.

Работа с кубиками да нет с помощью

Работа с мозаикой да нет с помощью

Работа с бумагой да нет с помощью

Работа с пазлами да нет с помощью

Работа с конструктором да нет с помощью

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ И ГИГИЕНА.

Принимает пищу нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Умывается, гигиенические нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Чистит зубы, причесывается нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Одевается, раздевается нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Контролирует опрятность нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Знает свою одежду, обувь нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Растёгивает и застёгивает

пуговицы, молнии, нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

завязывает шнурки

 

Заправляет постель нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Сервирует стол нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

Убирает рабочее (игровое) нуждается в обслуживании с помощью самостоятельно

место

 

Ухаживание за комнатными

растениями не участвует с помощью самостоятельно

 

Уборка территории не участвует с помощью самостоятельно

Выполняет трудовые поручения не участвует с помощью самостоятельно

Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: Подпись педагога:

Подпись родителей:

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия .

Вступает в контакт с педагогом. Частично выполняет короткие инструкции. Выполняет элементарные действия с предметами по образцу и словесной инструкции.

Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

 

Дата окончания обучения ______________   Подпись родителя ____________________

                                                                             Подпись специалиста_

Я, ____________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителя или законного представителя)

ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________

(Ф.И.О. ребенка)

Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка, предупрежден(а).

Подпись родителя ______________________________________________________

Дата:

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.