12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Румянцева Людмила Васильевна162 |
Ассоциативное лото "Мы со звуком "Р" играем"
Учебно-игровое коррекционное пособие
«Мы со звуком Р играем и картинки подбираем» (лото-ассоциации).
Цели: 1) автоматизация произношения звука Р в словах, предложениях, текстах (микротекстах);
2) развитие внимания, ассоциативного мышления;
3) развитие связной речи.
Описание пособия и правила игры.
Пособие построено по принципу общеизвестной игры «лото» и состоит из 6 больших карточек и 36 маленьких карточек-«фишек».
На большой карточке 6 картинок, карточки-«фишки» -- 1 картинка. Название каждой картинки содержит звук Р.
Картинки на больших и маленьких карточках не совпадают. Задача играющего – подобрать карточки-«фишки» к картинкам на большой карточке по смыслу.
Сначала ребёнок должен рассмотреть и назвать картинки на большой карточке, затем называет картинку на карточке-«фишке», которую показывает логопед. Далее играющий раскладывает карточки-«фишки» по большой карточке и объясняет свой выбор. Например: дорога – трактор. Трактор едет по дороге. Или: трава – корова. Корова ест траву. Или: мороженое и баранки – их можно есть человеку, вкусная еда.
Каждая пара картинок также даёт возможность поиграть в различные словарные игры.
Перед началом игры необходимо обсудить «правило победителя»: победит тот, кто во всех словах произнесёт правильно звук Р; победит тот, кто придумает лучшую чистоговорку, или кто придумает наиболее интересную ассоциацию и так далее.
Пособие предназначено для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Количество игроков: от 1-2 (преимущественно для автоматизации звука Р) до 6 (преимущественно для развития связной речи).
Возможные ассоциации.
1 карточка: трава – корова; гроза – радуга; матрос – трос; самовар – баранки; костёр – дрова; тетрадь – ручки и карандаши.
2 карточка: дорога – трактор; коробка – робот; макароны – сыр; пират – парусник; кормушка – воробей; морковь – тёрка.
3 карточка: ромашка – крапива; остров – карта; крыша – труба; зоопарк – носорог; крот – огород; мороженое – баранки.
4 карточка – рыбки – пруд; продавец – арбуз и кукуруза; барабаны – барабанщик; перо – сорока; кот Матроскин – зебра; муравейник – муравей.
5 карточка: ворона – зерно; барабан – курсант; петрушка – ватрушка; грузовик – арбуз; рая (девочка) – игрушки; ведро – рыбы.
6 карточка: Роза (девочка) – роза (цветок); кенгуру – жираф; труба – трубач (мальчик); Рома (мальчик) – паровоз; фрукты – ведро; продавец – арбуз.
Возможно, ребёнок придумает свои ассоциации, или к одной картинке он подберёт 2 карточки-«фишки», он должен объяснить свой выбор. Логопед может задавать наводящие вопросы, поддерживая и направляя беседу.
Если какая-то картинка осталась без карточки-«фишки», спросите ребёнка, какое изображение подойдёт больше (и желательно, чтобы в названии был звук Р).
Возможные словарные игры.
1. «Скажи ласково», например: корова – коровка, перо – пёрышко.
2. «Один – много», например: рыбка – рыбки, арбуз – арбузы, грузовик – грузовики.
3. «Один, два … пять», например: один муравей, два муравья … пять муравьёв .
4. «Я знаю пять имён… », например: Я знаю 5 имён девочек (со звуком Р) – Рая, Ира, Вера, Роза, Маруся. Я знаю 5 имён мальчиков (со звуком Р) – Рома, Егор, Артём, Фёдор, Виктор.
5. «Я знаю 5 названий», например: растений – ромашка, крапива, роза, подорожник, смородина; животных: кенгуру, зебра, барсук, бобры, тигр; птиц – сорока, ворона, воробей, страус, грач.
6. «Словарная семейка» -- из одного слова можно составить несколько других слов, это будут слова-родственники, которые и похожи и не похожи друг на друга, например: труба – трубочка, трубач, трубит, трубочист.
7. «Долго ли, коротко…» -- составь предложение и сделай его максимально длинным, например: Корова ест траву. –Пёстрая корова ест траву. -- … -- Рано утром пёстрая корова Ромашка ест свежую траву.
8. «Место звука в слове»: например -- назови место звука Р в словах – ручка, кран, самовар; радуга, гроза, удар грома.
9. «Чистоговорки» -- придумать или вспомнить, например:
тра-тра-тра – разведём костёр с утра; ро-ро-ро – вот сорокино перо;
ар-ар-ар – пышет паром самовар.
10. Скороговорки и короткие стихотворения. Например:
Как у наших у ворот крот копает огород.
На дороге с утра тарахтят трактора.
Петрушка ест ватрушку.
Труба трубит, труба поёт, трубач по городу идёт.
Трут морковь на тёрке рае и Егорке.
Не даёт потрогать рог недотрога-носорог.