12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колышкина Елена Владимировна11380
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск


Технологическая карта урока

по теме

Атмосферное давление

6 класс



Автор:

Колышкина Елена Владимировна

учитель географии высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №179

Новосибирск

Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

6

УМК

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география. 6 класс /М: Русское слово, 2016.

Тип урока

комбинированный урок.

Тема урока

Атмосферное давление.

Цель урока

Формирование представления об атмосферном давлении и закономерностях его изменения.

Задачи урока


1. Создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся по изучению атмосферного давления: что такое атмосферное давление, причины его возникновения, как и почему изменяется атмосферное давление, каким прибором оно измеряется, научить рассчитывать атмосферное давление с изменением высоты, работать с барометром.

2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах со сменным составом, сформировать чувство самостоятельности, ответственности за свои успехи и успехи товарищей по группе.

3. Развить умения анализировать, выделять главное, обобщать, решать проблемные задачи.

4. Использовать знания об атмосферном давлении в жизни.

5. Продол­жить формирование познавательного ин­тереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать:

- что такое атмосферное давление, барометр;

- чему равно нормальное атмосферное давление;

- сколько весит кубический метр воздуха;

- единицу измерения атмосферного давления.

Уметь:

- объяснять причинно-следственные отношения между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением;

Умение определять:

- атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

- атмосферное давление на основании расчетов.

Раскрывать:

- значение атмосферного давления как важнейшей характеристики погоды.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её;

- строить логически обоснованные рассуждения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Коммуникативные УУД:

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;

- понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты);

-организовывать работу в группе, разрешать конфликты.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели;

-самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные:

- оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе;

- участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения;

- быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;

- понимать закономерности изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияние атмосферного давления на здоровье человека;

- иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

- сформированность познавательного интереса к изучению географии.

Методы обучения

словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Технологии обучения

интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение.

Формы организации познавательной деятельности учащихся

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные образовательные идеи

атмосферное давление, изменение атмосферного давления, причины изменения, Э. Торричелли, барометр, решение практических задач.

Основные понятия

атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид,

Средства обучения

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс / М: Русское слово, 2016.

Раздаточный материал.

Барометр-анероид.

Оборудование для проведения опытов.

Мультимедиа, компьютер, авторская презентация «Атмосферное давление».

Организационная структура урока.

УУД:

Л – личностные.

П – познавательные.

Р – регулятивные.

К – коммуникативные.

Структурные элементы урока (этапы)

Дидактические

задачи

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Включить обучающихся в учебную деятельность.

Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок.

-Добрый день, ребята!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

-Я рада поприветствовать вас и пожелать каждому успехов. Сегодня мы работаем в группах под девизом:

Вместе не трудно,

Вместе не тесно,

Вместе легко и

Всегда интересно.

-Занимайте места в своих группах. Класс на перемене разделен на разноуровневые группы по 4 человека (7 групп).

Настраиваются на урок.



1. Самоопределение (Л).

2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К).

3. Смыслообразование (Р).


2. Проверка домашнего задания.

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока.

Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы.

Слайд №1 – титульный.

Слайд №2.

-Ребята, проверка выполнения домашнего задания пройдет в форме устного ответа на разноуровневые вопросы в домашнем параграфе (всего их 16). Каждая группа сама выбирает уровень сложности вопроса. За правильный ответ на вопрос из рубрики «Проверим знания» оценивается в 1 балл, а ответ на вопрос из рубрики «А теперь более сложные вопросы» и «От теории к практике» - в 2 балла. У каждого на столе есть оценочный лист ученика. Не забываем проводить самооценку и вносить в него свои результаты по разным видам деятельности на уроке.

-Итак, начинаем проверку.

-Молодцы, ребята! Показали отличные знания по теме «Температура воздуха».







Слушают информацию о порядке проверки знаний по предыдущей теме.



Группы по очереди выбирают вопрос для ответа и отвечают на него (учебник стр. 111-112).

Заполняют оценочный лист.

1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л).

2. Осуществлять самоконтроль (Р).

3. Умение слушать и вступать в диалог.

4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности.

5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап актуализации знаний. Мотивация.













Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний.

Обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

Слайд №3.

-Ребята, у вас на столах находится оборудование для проведения опытов. Инструкция по проведению опыта у вас в раздаточных материалах (примеры опытов даны в приложении к уроку). Каждая группа проводит свой опыт и записывает его результат в тетрадь, пытается объяснить причины увиденного.

Время для работы – 3 минуты.

-Время подошло к концу. Заслушиваем результаты вашей исследовательской работы.

-Как вы думаете, что за сила удерживает воду в стакане, в воронке и втягивает яйцо в бутылку?

-Молодцы, хорошо поработали. А теперь.

ребята, кто догадался, что мы сегодня будем изучать? Как сформулируем тему урока? Какую цель вы поставите перед собой?

Какие задачи необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели?

-Итак, тема урока «Атмосферное давление».


Группы проделывают опыты, записывают результат в тетрадь.


Представители групп озвучивают результаты своего опыта, идёт обсуждение проделанной работы, приводятся объяснения причин, делаются выводы. Дают ответ на вопрос.

Включаются в диалог, формулируют тему урока, цель и задачи. Записывают тему в тетрадь.

1. Выполнение пробного учебного действия (Р).

2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

(К).

4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П).

5. Планирование (Р).

6. Осуществлять самоконтроль (Р).

7. Определять свое отношение к природной среде (П),

4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий.












Постановка проблемного вопроса.

Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал.


















Группы имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение познавательной цели, а с другой, социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения.















Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления.









-Как вы понимаете слово «давление»? – происходит от глагола «давить» - означает нажим, напор, приложение сжимающего усилия к чему-либо.

Слайд №4.

- А сейчас формулируем определение понятию «атмосферное давление» по известной вам схеме.

Обобщает высказывания учеников и формулирует определение понятию.

Понятие



Что такое?



Существенные признаки

Атмосферное давление

=

сила воздуха

+

с которой он давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.


-Ребята, а сколько весит воздух?

-Для ответа на этот вопрос откройте учебник на стр. 114 и найдите в тексте информацию о том, с какой силой воздух давит на 1 см.2?

Слайд №5.

-Ребята, представляете, на вас сейчас давит воздух весом, примерно, 15 тонн. Вы это ощущаете? А почему?

Если учащиеся не дают правильного ответа на вопрос, то ответ будет отсрочен до следующего урока, т.к. учащимся будет предложено найти ответ самим.

Слайд №6.

-Сейчас каждый участник группы будет самостоятельно работать по индивидуальному заданию по новой теме. Время на работу – 3 минуты.

-Далее пройдет совет экспертов (отдельно собираются участники групп, работавшие по одинаковому заданию). Время работы – 5 минут.

-Затем все эксперты возвращаются в свои группы и обучают членов группы той части нового материала, которую изучили сами и обсудили на совете экспертов. Время работы – 10 минут.

-По итогам работы в группах будет проведена проверка на знание и понимание нового материала всеми участниками группы на оценку. Помните - единственный путь освоить весь материал и получить хорошую отметку– это внимательно слушать партнеров по команде, при необходимости делать записи в тетради.

-Всем приступить к выполнению заданий.

-Не забывайте проводить самооценку и заполнять оценочный лист.

Организует работу учащихся в группах, для этого учебный материал разбит на 4 смысловых блока (атмосферное давление, изменение атмосферного давления, барометр и измерение атмосферного давления, расчёт изменения атмосферного давления с высотой).

Контролирует время выполнения заданий.

После совета экспертов предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Двигаться мы очень любим!

Шею влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера.

Это, правда, шагай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Также есть и кислород,

Делай влево поворот.

Воздух обладает массой,

Мы попрыгаем по классу.

Чем выше вверх, (руки поднимают вверх)

Тем воздух реже. (машут руками)

И давление там ниже (приседают).

Нарисовали носом 760,

Сели за парты работать опять.

-Молодцы, разминка закончена. Начинаем закреплять полученные знания и умения.

Рассуждают, высказывают свои предположения.

Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «атмосферное давление» по предложенной схеме.


Записывают определение понятию в тетрадь.







Размышляют, предполагают.

Открывают учебник и находят ответ на вопрос.

Включаются в диалог с учителем, размышляют,

испытывают интеллектуальное затруднение из-за недостатка имеющихся знаний для решения проблемного задания.

Слушают информацию о порядке работы в группах.

Начинают выполнять индивидуальное задание: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы.

Далее проходит «совет экспертов».

Эксперты после совета возвращаются в группы и начинаются обучать своих партнеров своему фрагменту нового материала. Ведут активный диалог, переходящий в полилог.

Заполняют оценочный лист.

Выполняют физическую разминку вместе с учителем.











1.Структурирование знаний (П).

2. Анализ, обобщение (П).

3. Установление причинно−следственных связей (П).

4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П).

5. Осознание ответственности за общее дело (Л).

6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Формулирование и аргументация своего мнения (К).

9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К).

10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р).

12. Поиск необходимой информации (П).

13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л).

15. Осуществлять самоконтроль (Р).

16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала.


Организует проверку новых знаний через решение проблемных и практических задач.

-Ребята, каждой группе будет предложено 1 задание: проблемный вопрос или задача на расчёт изменения атмосферного давления с высотой (см. приложение). Время для работы – 2-3 минуты. Затем проверка результатов работы.

Слайд №7-8.

Рубрика «Это интересно»:

-Самое высокое атмосферное давление зарегистрировано в России, в сибирском г. Туруханске — около 816 мм рт. ст.

-Самое низкое давление атмосферы зафиксировано в районе Японии во время прохождения урагана «Нэнси» — около 641 мм рт. ст.

-Изменение атмосферного давления – первый признак изменения погоды. Изменение атмосферного давления влияет на здоровье человека (метеочувствительные люди).

-По итогам проверки заполните оценочный лист.














Заполняют оценочный лист.

1. Осознание ответственности за общее дело (Л)

2. Осознание качества и уровня усвоения (Р).

3. Осуществлять самоконтроль (Р).

6. Этап рефлексии.

Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке.


Дать оценку и анализ успешности достижения цели.


Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели.

Слайд №9.

Приём «Рефлексивная таблица».

Основное содержание

Да

Нет

Что необходимо сделать, чтобы устранить затруднение

1. Могу дать определение понятию «атмосферное давление»




2. Могу назвать причины, по которым изменяется атмосферное давление




3. Знаю, с какой силой воздух давит на 1 см2




4. Могу объяснить причины разного атмосферного давления над разными участками земной поверхности




5. Знаю название прибора,

которым измеряют атмосферное давление




6. Могу объяснить сущность опыта, проведенного Э. Торричелли




7. Знаю как измерить атмосферное давление барометром




8. Могу рассчитать изменение атмосферного давления с высотой




9. Знаю, чему равно нормальное атмосферное давление




10. Знаю единицы измерения атмосферного давления








Ребята, а где и как можно применять полученные знания?

Заполняют рефлексивную таблицу. Проводят самооценку.




























Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал.

1. Рефлексия способов и условий действия (П).

2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

3. Самооценка (Л).

4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

7. Этап информации о домашнем задании.

Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания.

Слайд №10.

§17, выучить определение понятию «атмосферное давление», устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), решить задачу в учебнике на стр.118, ответить на вопрос: почему человек не ощущает давления воздуха.

По желанию (на выбор):

1. Презентация «Влияние атмосферного давления на здоровье человека».

2. Изготовить самодельный барометр и проверить его в действии. Как с помощью барометра можно предсказать изменение погоды?

3. Проект «У людей есть интерес, к тому, что воздух имеет вес».

Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Задают вопросы по выполнению д/з.

1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П).

2. Самоконтроль (Р).

3. Формирование качеств

самообразования (Л).

4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р).

Список литературы:

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс /М: Русское слово, 2016.

Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 6 класс. М: Русское слово, 2014.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс /М: Вако, 2007.

Ладилова Н.Н. Дидактические материалы. Физическая география 6 класс /М: Просвещение, 1998.

Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /М: Просвещение, 1991.

https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

https://trojden.com/books/geography/initial-geography-course-andrievskaya-7-class-2011/4

https://www.calc.ru/Atmosfernoye-Davleniye.html

https://profile.ru/news/society/health/atmosfernoe-davlenie-rezko-upadet-v-moskve-152467/

https://www.shopzdorov.ru/barometr-pogodnik-gerb-rst-05774.html

https://ppt4web.ru/fizika/kipenie2.html

https://infourok.ru/uchenicheskiy-proekt-opiti-s-atmosfernim-davleniem-3097122.html

https://travelask.ru/questions/81619-chto-takoe-atmosfera

https://slide-share.ru/proverka-domashnego-zadaniya-221743

https://5dklasslife.blogspot.com/p/blog-page_54.html

Приложения.

Оценочная карта

Фамилия, имя учащегося:

Вид деятельности на уроке

Само-

оценка

Оценка группы

Итоговая оценка

1.Проверка домашнего задания




2. Экспериментальная работа (опыт)




2.Фронтальная работа




3.Участие в совете экспертов




4.Работа в группе по обучению фрагменту нового материала




5.Первичное закрепление нового материала





Опытно-экспериментальная часть урока (для каждой группы - один опыт, количество групп -7):

1. Оборудование: длинная линейка, стол, газетный лист.

Процесс:

-положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола;

-четыре раза сложит газетный лист;

-положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки;

-пальцем стукните по свисающему концу линейки;

-посмотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета;

-разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки;

-посмотрите, что случится с линейкой и газетой.  

2. Оборудование: одна сырая картофелина, две соломинки для коктейлей.

Процесс:

-положите картофелину на стол;

-возьмите соломинку за верхнюю часть, не закрывая отверстия вверху.

-поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины;

-резким движением воткните соломинку в картофелину;

-возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;

-снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину;

-зафиксируйте, что произойдет.

3. Оборудование: стакан, вода, лист бумаги.

Процесс:

-налейте в стакан воды;

-накройте стакан с водой листом бумаги;

-переверните аккуратно стакан, придерживая лист;

-уберите руку от листа;

-зафиксируйте, что произойдет.

4.Оборудование: воронка, вода, лист бумаги.

Процесс:

-налейте в воронку воду, предварительно закрыв пальцем узкое отверстие воронки;

-накройте воронку с водой листом бумаги;

-переверните аккуратно воронку, придерживая лист;

-уберите руку от листа;

-зафиксируйте, что произойдет;

-уберите палец, который закрывал узкое отверстие воронки;

-зафиксируйте, что произойдет.

5.Оборудование: 2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка.

Процесс:

-закрепляете два одинаково надутых шарика на стержне;

-уравновешиваете их;

-иголкой прокалываете один из шариков и выпускаете воздух;

-зафиксировать, что произойдет.

6.Оборудование: стеклянная бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, спички и свечки для торта.

Процесс:

-очистить варенное яйцо от скорлупы;

-воткнуть свечки в яйцо и поджечь их;

-сверху поднесите бутылку и вставьте яйцо в неё как пробку;

-зафиксируйте, что произойдет.

7.Оборудование: 2 стакана, бумажное кольцо диаметром со стакан, свеча, спички.

Процесс:

-в первый стакан поставьте зажжённую свечу;

-сверху положите на него бумажное кольцо, смоченное в воде;

-накройте первый стакан вторым стаканом и слегка надавите;

-дождитесь, когда свеча потухнет;

-начните поднимать верхний стакан;

-зафиксируйте, что произойдет.

Проблемные и практические задачи, которые решают группы на этапе первичного закрепления знаний и умений:

-Объясните, почему В Новосибирске атмосферное давление постоянно изменяется, хотя высота над уровнем моря остается неизменной?

-Вы отдыхаете летом в лагере, который находится в лесу. На речку купаться вы идете через луг. Где атмосферное давление будет выше- над лесом или лугом? Почему?

-На всех ли планетах Солнечной системы можно регистрировать атмосферное давление?

-Почему над разными территориями земной поверхности атмосферное давление неодинаково?

-Атмосферное давление на вершине горы, в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 700 мм. рт. ст. Определите относительную высоту точки А (в метрах), если известно, что атмосферное давление в точке Б у подножия горы составляет 750 мм. рт. ст.

t1609840220aa.png

-Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление составляет 450 мм. рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст.

-Можно ли измерить высоту холма при помощи атмосферного давления. Если можно, то объясните, как?


Атмосферное давление
PPTX / 1.37 Мб
Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 23.01.21 в 15:28 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за помощь коллегам!
Колышкина Елена Владимировна, 24.01.21 в 12:25 2Ответить Пожаловаться
Всегда рада, если мой ресурс востребован коллегами в работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.