Урок географии в 6 классе «Атмосферное давление»
Технологическая карта урока
по теме
Атмосферное давление
6 класс
Автор:
Колышкина Елена Владимировна
учитель географии высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ №179
Новосибирск
Технологическая карта урока | |
Предмет | География |
Класс | 6 |
УМК | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география. 6 класс /М: Русское слово, 2016. |
Тип урока | комбинированный урок. |
Тема урока | Атмосферное давление. |
Цель урока | Формирование представления об атмосферном давлении и закономерностях его изменения. |
Задачи урока | 1. Создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся по изучению атмосферного давления: что такое атмосферное давление, причины его возникновения, как и почему изменяется атмосферное давление, каким прибором оно измеряется, научить рассчитывать атмосферное давление с изменением высоты, работать с барометром. 2. Научить учащихся открывать новые знания и добиваться успеха через сотрудничество и умение работать в группах со сменным составом, сформировать чувство самостоятельности, ответственности за свои успехи и успехи товарищей по группе. 3. Развить умения анализировать, выделять главное, обобщать, решать проблемные задачи. 4. Использовать знания об атмосферном давлении в жизни. 5. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению географии через применение технологий деятельностного типа. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать/понимать: - что такое атмосферное давление, барометр; - чему равно нормальное атмосферное давление; - сколько весит кубический метр воздуха; - единицу измерения атмосферного давления. Уметь: - объяснять причинно-следственные отношения между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением; Умение определять: - атмосферное давление с помощью барометра-анероида; - атмосферное давление на основании расчетов. Раскрывать: - значение атмосферного давления как важнейшей характеристики погоды. Метапредметные: Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; - преобразовывать информацию из одного вида в другой; - уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её; - строить логически обоснованные рассуждения. Личностные: - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Коммуникативные УУД: - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; - понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы и факты); -организовывать работу в группе, разрешать конфликты. Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - выдвигать пути решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели; -самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: - оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе; - участвовать в коллективном обсуждении, делать аргументированные умозаключения; - быть убеждённым в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения; - понимать закономерности изменения атмосферного давления во времени и пространстве, влияние атмосферного давления на здоровье человека; - иметь ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию; - сформированность познавательного интереса к изучению географии. |
Методы обучения | словесные, наглядные, практические, исследовательские. |
Технологии обучения | интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, проблемное обучение. |
Формы организации познавательной деятельности учащихся | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Основные образовательные идеи | атмосферное давление, изменение атмосферного давления, причины изменения, Э. Торричелли, барометр, решение практических задач. |
Основные понятия | атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид, |
Средства обучения | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс / М: Русское слово, 2016. Раздаточный материал. Барометр-анероид. Оборудование для проведения опытов. Мультимедиа, компьютер, авторская презентация «Атмосферное давление». |
Организационная структура урока.
УУД:
Л – личностные.
П – познавательные.
Р – регулятивные.
К – коммуникативные.
Структурные элементы урока (этапы) | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап. | Включить обучающихся в учебную деятельность. | Создает благожелательную атмосферу, нацеленность на урок. -Добрый день, ребята! В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! -Я рада поприветствовать вас и пожелать каждому успехов. Сегодня мы работаем в группах под девизом: Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко и Всегда интересно. -Занимайте места в своих группах. Класс на перемене разделен на разноуровневые группы по 4 человека (7 групп). | Настраиваются на урок. | 1. Самоопределение (Л). 2. Умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К). 3. Смыслообразование (Р). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Проверка домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; коррекция знаний, умений и навыков по предыдущей теме урока. | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала, определяет типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидирует обнаруженные пробелы. Слайд №1 – титульный. Слайд №2. -Ребята, проверка выполнения домашнего задания пройдет в форме устного ответа на разноуровневые вопросы в домашнем параграфе (всего их 16). Каждая группа сама выбирает уровень сложности вопроса. За правильный ответ на вопрос из рубрики «Проверим знания» оценивается в 1 балл, а ответ на вопрос из рубрики «А теперь более сложные вопросы» и «От теории к практике» - в 2 балла. У каждого на столе есть оценочный лист ученика. Не забываем проводить самооценку и вносить в него свои результаты по разным видам деятельности на уроке. -Итак, начинаем проверку. -Молодцы, ребята! Показали отличные знания по теме «Температура воздуха». | Слушают информацию о порядке проверки знаний по предыдущей теме. Группы по очереди выбирают вопрос для ответа и отвечают на него (учебник стр. 111-112). Заполняют оценочный лист. | 1. Освоение социальных норм и правил поведения (Л). 2. Осуществлять самоконтроль (Р). 3. Умение слушать и вступать в диалог. 4. Учет позиции партнеров по учебной деятельности. 5. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап актуализации знаний. Мотивация. | Актуализировать опорные знания и умения, необходимые для освоения новых знаний. Обеспечить мотивацию и принятие цели урока. | Слайд №3. -Ребята, у вас на столах находится оборудование для проведения опытов. Инструкция по проведению опыта у вас в раздаточных материалах (примеры опытов даны в приложении к уроку). Каждая группа проводит свой опыт и записывает его результат в тетрадь, пытается объяснить причины увиденного. Время для работы – 3 минуты. -Время подошло к концу. Заслушиваем результаты вашей исследовательской работы. -Как вы думаете, что за сила удерживает воду в стакане, в воронке и втягивает яйцо в бутылку? -Молодцы, хорошо поработали. А теперь. ребята, кто догадался, что мы сегодня будем изучать? Как сформулируем тему урока? Какую цель вы поставите перед собой? Какие задачи необходимо решить, чтобы достичь поставленной цели? -Итак, тема урока «Атмосферное давление». | Группы проделывают опыты, записывают результат в тетрадь. Представители групп озвучивают результаты своего опыта, идёт обсуждение проделанной работы, приводятся объяснения причин, делаются выводы. Дают ответ на вопрос. Включаются в диалог, формулируют тему урока, цель и задачи. Записывают тему в тетрадь. | 1. Выполнение пробного учебного действия (Р). 2. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 4. Самостоятельное формулирование познавательной цели (П). 5. Планирование (Р). 6. Осуществлять самоконтроль (Р). 7. Определять свое отношение к природной среде (П), | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Организация познавательного и коммуникативного взаимодействия учащихся в группах, в ходе которого происходит открытие и усвоение новых знаний, умений и способов действий. Постановка проблемного вопроса. | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий через формирование основ теоретического мышления и способность анализировать и обобщать информационный материал. Группы имеет двойную задачу: с одной стороны, академическую - достижение познавательной цели, а с другой, социальную - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Смена видов деятельности с целью снижения усталости, утомления. | -Как вы понимаете слово «давление»? – происходит от глагола «давить» - означает нажим, напор, приложение сжимающего усилия к чему-либо. Слайд №4. - А сейчас формулируем определение понятию «атмосферное давление» по известной вам схеме. Обобщает высказывания учеников и формулирует определение понятию.
-Ребята, а сколько весит воздух? -Для ответа на этот вопрос откройте учебник на стр. 114 и найдите в тексте информацию о том, с какой силой воздух давит на 1 см.2? Слайд №5. -Ребята, представляете, на вас сейчас давит воздух весом, примерно, 15 тонн. Вы это ощущаете? А почему? Если учащиеся не дают правильного ответа на вопрос, то ответ будет отсрочен до следующего урока, т.к. учащимся будет предложено найти ответ самим. Слайд №6. -Сейчас каждый участник группы будет самостоятельно работать по индивидуальному заданию по новой теме. Время на работу – 3 минуты. -Далее пройдет совет экспертов (отдельно собираются участники групп, работавшие по одинаковому заданию). Время работы – 5 минут. -Затем все эксперты возвращаются в свои группы и обучают членов группы той части нового материала, которую изучили сами и обсудили на совете экспертов. Время работы – 10 минут. -По итогам работы в группах будет проведена проверка на знание и понимание нового материала всеми участниками группы на оценку. Помните - единственный путь освоить весь материал и получить хорошую отметку– это внимательно слушать партнеров по команде, при необходимости делать записи в тетради. -Всем приступить к выполнению заданий. -Не забывайте проводить самооценку и заполнять оценочный лист. Организует работу учащихся в группах, для этого учебный материал разбит на 4 смысловых блока (атмосферное давление, изменение атмосферного давления, барометр и измерение атмосферного давления, расчёт изменения атмосферного давления с высотой). Контролирует время выполнения заданий. После совета экспертов предлагает учащимся переключиться с умственного труда на физкультминутку. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Двигаться мы очень любим! Шею влево, вправо крутим. Воздух – это атмосфера. Это, правда, шагай смело. В атмосфере есть азот, Делай вправо поворот. Также есть и кислород, Делай влево поворот. Воздух обладает массой, Мы попрыгаем по классу. Чем выше вверх, (руки поднимают вверх) Тем воздух реже. (машут руками) И давление там ниже (приседают). Нарисовали носом 760, Сели за парты работать опять. -Молодцы, разминка закончена. Начинаем закреплять полученные знания и умения. | Рассуждают, высказывают свои предположения. Проявляют познавательную инициативу, формулируют понятие «атмосферное давление» по предложенной схеме. Записывают определение понятию в тетрадь. Размышляют, предполагают. Открывают учебник и находят ответ на вопрос. Включаются в диалог с учителем, размышляют, испытывают интеллектуальное затруднение из-за недостатка имеющихся знаний для решения проблемного задания. Слушают информацию о порядке работы в группах. Начинают выполнять индивидуальное задание: ищут информацию в учебнике, дополнительных материалах, систематизируют её, обобщают, делают выводы. Далее проходит «совет экспертов». Эксперты после совета возвращаются в группы и начинаются обучать своих партнеров своему фрагменту нового материала. Ведут активный диалог, переходящий в полилог. Заполняют оценочный лист. Выполняют физическую разминку вместе с учителем. | 1.Структурирование знаний (П). 2. Анализ, обобщение (П). 3. Установление причинно−следственных связей (П). 4. Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). 5. Осознание ответственности за общее дело (Л). 6. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). 7. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 8. Формулирование и аргументация своего мнения (К). 9. Достижение договоренности и согласование общего решения (К). 10. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). 11. Внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата (Р). 12. Поиск необходимой информации (П). 13. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П). 14. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию (Л). 15. Осуществлять самоконтроль (Р). 16. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий. | Обеспечить первичное закрепление учащимися нового материала. | Организует проверку новых знаний через решение проблемных и практических задач. -Ребята, каждой группе будет предложено 1 задание: проблемный вопрос или задача на расчёт изменения атмосферного давления с высотой (см. приложение). Время для работы – 2-3 минуты. Затем проверка результатов работы. Слайд №7-8. Рубрика «Это интересно»: -Самое высокое атмосферное давление зарегистрировано в России, в сибирском г. Туруханске — около 816 мм рт. ст. -Самое низкое давление атмосферы зафиксировано в районе Японии во время прохождения урагана «Нэнси» — около 641 мм рт. ст. -Изменение атмосферного давления – первый признак изменения погоды. Изменение атмосферного давления влияет на здоровье человека (метеочувствительные люди). -По итогам проверки заполните оценочный лист. | Заполняют оценочный лист. | 1. Осознание ответственности за общее дело (Л) 2. Осознание качества и уровня усвоения (Р). 3. Осуществлять самоконтроль (Р). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап рефлексии. | Мобилизовать учащихся на рефлексию своей деятельности на уроке. Дать оценку и анализ успешности достижения цели. | Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Слайд №9. Приём «Рефлексивная таблица».
Ребята, а где и как можно применять полученные знания? | Заполняют рефлексивную таблицу. Проводят самооценку. Высказывают своё мнение, опираясь на ранее изученный материал. | 1. Рефлексия способов и условий действия (П). 2. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). 3. Самооценка (Л). 4. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л). 5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Этап информации о домашнем задании. | Информировать учащихся о содержании и способах выполнения домашнего задания. | Слайд №10. §17, выучить определение понятию «атмосферное давление», устно ответить на вопросы к параграфу (разноуровневые), решить задачу в учебнике на стр.118, ответить на вопрос: почему человек не ощущает давления воздуха. По желанию (на выбор): 1. Презентация «Влияние атмосферного давления на здоровье человека». 2. Изготовить самодельный барометр и проверить его в действии. Как с помощью барометра можно предсказать изменение погоды? 3. Проект «У людей есть интерес, к тому, что воздух имеет вес». | Записывают в дневник домашнее задание. Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Задают вопросы по выполнению д/з. | 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания (П). 2. Самоконтроль (Р). 3. Формирование качеств самообразования (Л). 4. Вырабатывают индивидуальный алгоритм работы (Р). |
Список литературы:
Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Физическая география 6 класс /М: Русское слово, 2016.
Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География 6 класс. М: Русское слово, 2014.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс /М: Вако, 2007.
Ладилова Н.Н. Дидактические материалы. Физическая география 6 класс /М: Просвещение, 1998.
Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе /М: Просвещение, 1991.
https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
https://trojden.com/books/geography/initial-geography-course-andrievskaya-7-class-2011/4
https://www.calc.ru/Atmosfernoye-Davleniye.html
https://profile.ru/news/society/health/atmosfernoe-davlenie-rezko-upadet-v-moskve-152467/
https://www.shopzdorov.ru/barometr-pogodnik-gerb-rst-05774.html
https://ppt4web.ru/fizika/kipenie2.html
https://infourok.ru/uchenicheskiy-proekt-opiti-s-atmosfernim-davleniem-3097122.html
https://travelask.ru/questions/81619-chto-takoe-atmosfera
https://slide-share.ru/proverka-domashnego-zadaniya-221743
https://5dklasslife.blogspot.com/p/blog-page_54.html
Приложения.
Оценочная карта
Фамилия, имя учащегося:
Само- оценка | Оценка группы | Итоговая оценка | |
1.Проверка домашнего задания | |||
2. Экспериментальная работа (опыт) | |||
2.Фронтальная работа | |||
3.Участие в совете экспертов | |||
4.Работа в группе по обучению фрагменту нового материала | |||
5.Первичное закрепление нового материала |
Опытно-экспериментальная часть урока (для каждой группы - один опыт, количество групп -7):
1. Оборудование: длинная линейка, стол, газетный лист.
Процесс:
-положите линейку на край стола так, чтобы половина ее свисала со стола;
-четыре раза сложит газетный лист;
-положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки;
-пальцем стукните по свисающему концу линейки;
-посмотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета;
-разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки;
-посмотрите, что случится с линейкой и газетой.
2. Оборудование: одна сырая картофелина, две соломинки для коктейлей.
Процесс:
-положите картофелину на стол;
-возьмите соломинку за верхнюю часть, не закрывая отверстия вверху.
-поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины;
-резким движением воткните соломинку в картофелину;
-возьмите вторую соломинку за верх, но закройте пальцем отверстие вверху;
-снова поднимите ее на расстоянии около 10 см от картофелины и резким движением воткните соломинку в картофелину;
-зафиксируйте, что произойдет.
3. Оборудование: стакан, вода, лист бумаги.
Процесс:
-налейте в стакан воды;
-накройте стакан с водой листом бумаги;
-переверните аккуратно стакан, придерживая лист;
-уберите руку от листа;
-зафиксируйте, что произойдет.
4.Оборудование: воронка, вода, лист бумаги.
Процесс:
-налейте в воронку воду, предварительно закрыв пальцем узкое отверстие воронки;
-накройте воронку с водой листом бумаги;
-переверните аккуратно воронку, придерживая лист;
-уберите руку от листа;
-зафиксируйте, что произойдет;
-уберите палец, который закрывал узкое отверстие воронки;
-зафиксируйте, что произойдет.
5.Оборудование: 2 воздушных шарика, стержень, нитки, иголка.
Процесс:
-закрепляете два одинаково надутых шарика на стержне;
-уравновешиваете их;
-иголкой прокалываете один из шариков и выпускаете воздух;
-зафиксировать, что произойдет.
6.Оборудование: стеклянная бутылка с широким горлышком, вареное яйцо, спички и свечки для торта.
Процесс:
-очистить варенное яйцо от скорлупы;
-воткнуть свечки в яйцо и поджечь их;
-сверху поднесите бутылку и вставьте яйцо в неё как пробку;
-зафиксируйте, что произойдет.
7.Оборудование: 2 стакана, бумажное кольцо диаметром со стакан, свеча, спички.
Процесс:
-в первый стакан поставьте зажжённую свечу;
-сверху положите на него бумажное кольцо, смоченное в воде;
-накройте первый стакан вторым стаканом и слегка надавите;
-дождитесь, когда свеча потухнет;
-начните поднимать верхний стакан;
-зафиксируйте, что произойдет.
Проблемные и практические задачи, которые решают группы на этапе первичного закрепления знаний и умений:
-Объясните, почему В Новосибирске атмосферное давление постоянно изменяется, хотя высота над уровнем моря остается неизменной?
-Вы отдыхаете летом в лагере, который находится в лесу. На речку купаться вы идете через луг. Где атмосферное давление будет выше- над лесом или лугом? Почему?
-На всех ли планетах Солнечной системы можно регистрировать атмосферное давление?
-Почему над разными территориями земной поверхности атмосферное давление неодинаково?
-Атмосферное давление на вершине горы, в точке, обозначенной на рисунке буквой А, составляет 700 мм. рт. ст. Определите относительную высоту точки А (в метрах), если известно, что атмосферное давление в точке Б у подножия горы составляет 750 мм. рт. ст.
-Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление составляет 450 мм. рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст.
-Можно ли измерить высоту холма при помощи атмосферного давления. Если можно, то объясните, как?
PPTX / 1.37 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна