Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 1 класса «Автоматизация звука [Ш]»
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащегося 1 класса с ЗПР.
Тема: Автоматизация звука [Ш]
Цель: развитие правильного произношения звука [Ш] в словах и фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- упражнять в правильном произношении звука [ Ш] в словах, предложениях;
- продолжать учить определять место звук [Ш] в словах;
- упражнять в употреблении существительных в Р.п., ед.ч.;
- упражнять в согласовании имен существительных с числительными;
- продолжать учить составлять предложения по опорным словам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание, мышление и память;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, активность, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, предметные картинки, фигурка Маши, цифры от 1 до 5, фишки для звукового анализа; слова «Шампунь, кошка»; буква Ш; карточки с предложениями, пособие для дыхательного упражнения «Чашечка с чаем».
Ход занятия
Логопед | Ребенок | |
1 | Организационный момент. Сегодня к нам на занятие пришла Маша. Из какой она сказки? Сегодня мы будем работать со звуком. А с каким звуком, тебе нужно догадаться самой. Я подскажу -третий звук в имени Маша. Правильно. Мы сегодня будем закреплять звук «Ш» в словах и предложениях. | «Маша и медведь». «Ш» |
2 | Артикуляционная гимнастика - «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 10 секунд. Следить, чтоб! язык не дрожал. -«Чашечка». Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, я не касаться их. -«Вкусное варенье». Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им верхнюю губу и убрать в глубь рта. Выполнять не торопясь, под счет взрослого. - «Парус». Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать в таком положении 10 секунд. - «Маляр». Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности нёба) вперед-назад. Делать не торопясь, под счет взрослого. -«Качели». Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать не торопясь, под счет взрослого. -«Дудочка», «Заборчик» -Дыхательное упражнение «Чашечка с чаем». | Выполнение перед зеркалом |
3 | Произношение изолированного звука «Ш», «Ш-Ш-Ш», «ШШШ». Звуковые дорожки, по которым идет Маша. | Ребенок выполняет |
4 | Анализ артикуляции по плану. -Губы круглые, вытянуты вперед. -Зубы не сжимаем, между ними расстояние —«большая дорожка» («заборчик»). -Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается «потолочка». -Горлышко не гудит (молчит, не работает) -Дуем на поднятый вверх кончик языка.Ш____ | Ребенок рассказывает с опорой на наглядность |
5 | Дай характеристику звуку «Ш». Характеристика звука | Согласный, глухой, твердый. |
6 | Связь звука с буквой. Звук Ш на письме обозначаем буквой «ША». | |
7 | Закрепление звука в словах. Доставай картинки и называй их. Шкаф, шляпа, шампунь, кошка, машина, петушок, мышь, кувшин | Ребенок произносит слова. |
8 | Звуковой анализ слов «Шампунь», «кошка». Составь звуковую схему. На каком месте стоит звук «Ш» в слове шампунь? Кошка? | |
9 | Игра «Сосчитай» -карандаш (1 карандаш,2-4 карандаша, 5 карандашей) -шишка (2-4 шишки, 5 шишек) -кошка (2-4 кошки, 5 кошек) | Стоя за другим столом, как физминутка. |
10 | Игра «Чего (кого) не стало?» | Ответы ребенка. не стало шляпы; шкАфа, шампуня, кошки, машины, кувшина. |
11 | Придумай предложение со словом. Шкаф. Кошка. | В шкафу висит пальто. Кошка сидит около стола |
12 | Пальчиковая гимнастика Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску – курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. | Ребенок проговаривает и выполняет движения пальцами. «Растопыривание пальцев», загибание пальцев по очереди на двух руках, кулачки-ладошки. |
13 | -Задание: выложить из палочек машину ( на мелкую моторику и зрительное восприятие) | Ребенок выполняет |
Закрепление звука в предложении. Прочитай предложения. У Маши под ушком пышная подушка. У нашей Маши шуба. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Шишки у Миши, шашки у Паши. -Пословицы и поговорки. Тише едешь—дальше будешь. Душа ушла в пятки. | Опушка край или начало леса. Ребенок объясняет как он понимает смысл пословиц и поговорок. | |
14 | Итог занятия. Что мы делали на занятии? Чему учились? | Работали над звуком «Ш» |
15 | Оценка, анализ работы ребенка на занятии. | Ребенок сам анализирует свою деятельность на занятии по плану. |