Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ш»
Индивидуальная форма работы по автоматизации звука Ш.
Тема: «Домашние животные».
Цель: автоматизировать звук Ш в слогах, словах, словосочетаниях и чистоговорках.
Задачи:
Обучающие:
-учить четко, произносить поставленный звук изолированно, в слогах, словах, чистоговорках;
-закрепить артикуляционный уклад для звука Ш;
-закрепить умение находить местоположение звука в словах: в начале, в середине;
Развивающие:
-развивать логическое мышление, память и воображение;
Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику используя пескотерапию; визуально-ритмические ряды.
-выполнять дыхательную гимнастику;
-развивать фонематический слух и грамматический строй речи;
Воспитательные:
-воспитывать чувство заботы, проявления любви к домашним животным;
Методы и приемы: артикуляционная гимнастика, игра «Услышь звук Ш», физминутка «Кошка», дыхательная гимнастика, чистоговорки о домашних животных, упражнения «Назови ласково», «Мама с малышом».
Словарная работа: чётко произносить домашних животных, в названиях которых есть звук Ш.
Предварительная работа: беседа о домашних животных, выполнение артикуляционной гимнастики, разучивание слов физминутки «Кошка» с движениями.
Оборудование:
Презентация по теме занятия «Во дворе у бабушки и дедушки», мелкие игрушки домашних животных, куклы бабушка, дедушка, Машенька, картинки для артикуляционной гимнастики, трубочка для дыхательной гимнастики, световой стол-песочница с песком, картинки для визуально-ритмического ряда.
Ход занятия:
I.Мотивация. (Организационный момент)
Логопед предлагает ребёнку послушать сказку. Проекция на экране презентации «Во дворе у бабушки и дедушки».
Логопед: Жили-были дедушка и бабушка. Во дворе жили животные: кошка, собака, лошадь, барашек, петушок.
-как назвать, одним словом этих животных?
Ребёнок: Домашние животные.
Логопед: С бабушкой и дедушкой жила внучка Машенька. Она заботилась и играла с ними. Машенька предлагает тебе поиграть с ней.
(картинки с артикуляционными упражнениями присыпаны песком на специализированном столе).
II. Основная часть.
Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Возьми трубочку, подуй на песок и узнай какоё артикуляционное упражнение выполним вместе с Машей.
Ребёнок дует в трубочку и выполняет артикуляционные упражнения: «Блинчик», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок».
Уточнение поставленного звука.
Логопед: Ой, кто это к нам вышел? (Показ игрушки гуся)
Ребенок: Гусь.
Логопед: Гусь шипит: ш-ш-ш.
Рисует звуковую дорожку на песке .
Логопед: Как шипит гусь? Проведи пальчиком по дорожке и пошипи как гусь.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Внимательные ушки»
Логопед: Я буду называть различные звуки. Когда услышишь звук ш, спрячь ладошки в песке. На другие звуки руки держи над песочницей.
- Ш-С-Ш-Ж-З-Ш-Л-Ш
Характеристика звука. Картинки на экране.
Логопед: Расскажи Маше, как произносим звук Ш? Какой формы губы, как расположены зубы, где находится язык? Какая струя воздуха?
(Картинка схема на экране).
Вместе с ребёнком: Губы округлены, зубы сближены, язык в форме «чашечки», струя воздуха тёплая.
Логопед: Звук Ш, какой это звук? Согласный или гласный?
Ребёнок: Согласный.
Логопед: А вот к нам пришла любимая кошка Машеньки. Давай с ней отдохнём и поиграем.
Физминутка «Кошка». Картинка на экране.
Вот окошка распахнулось.
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз,
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз!
Автоматизациязвука в слогах:
Игра «По ступенькам».
Логопед: Кошка очень любит лазать по лестнице на крышу. Смотри, как она поднимается по ступенькам: Ша, ШО, Шу, Ши, Ше, спускается: аШ, оШ, уШ, иШ, еШ.
(на песке логопед рисует ступеньки и пальчики «спускаются»/ «поднимаются», ребёнок произносит звуки.)
Визуально-ритмические ряды.
Логопед: Посмотри на картинку, кто ещё живёт в деревне у бабушки и дедушки. (Картинка на экране)
Ребёнок: Лошадь.
Логопед: Что кушает лошадь?(выбирает из предложенных картинок)
Ребёнок: Сено, овёс.
Логопед: Накормим лошадь, выложи дорожку к лошади: сено-овёс-сено-овес…что дальше?
Ребёнок выкладывает визуально-ритмический ряд из картинок: сено -овёс
Логопед: Показываешь на картинку сено –говоришь слог: Шта, кладёшь ладошку на картинку с изображением овса -говоришь –Шка.
(Ребёнок выполняет моторную программу с проговариваем слогов.)
Упражнение «Место звука в слове».
Логопед: В деревне наступает вечер, животные готовятся ко сну.
Назови их.(показ картинок)
Ребёнок: Лошадка, кошка, барашек, петушок.
Логопед рисует схемы слов на песке.
-Найди местоположение звука Ш, в слове лошадка. Где звук? В начале, середине, в конце? Положи картинку рядом со схемой.
Упражнение «Назови ласково».
Логопед: Давай ласково позовём животных:
Кошка- кошечка, лошадь -…, корова - …, петух -…..,
Итог занятия.
Логопед: Молодец, Машеньке понравилось с тобой играть.
Логопед: Что запомнилось тебе на занятии? Какие игры и упражнения ты с удовольствием выполнял?
Ответы ребёнка.