Авторская дополнительная общеобразовательная программа для школьного летнего многопредметного лагеря «Химия - это интересно!»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа город Шарья Костромскойобласти
Авторская дополнительная общеобразовательная программа
для школьного летнего многопредметного лагеря
«Химия - это интересно!»
Кулигина Ирина Александровна,
учитель химии МБОУ СОШ №6
высшей квалификационной категории
г. Шарья
2022
Паспорт программы
Полное название программы | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьного летнего многопредметного лагеря «Химия – это интересно!» |
Цель программы | формирование химического мышления в процессе наблюдения и анализа протекания химических реакций; в процессе решения расчётных задач для повышения качества обучения химии на основной и средней ступенях общего образования. |
Направленность | естественнонаучная |
Целевая группа | учащиеся, окончившие 8(9)-й класс |
Срок реализации программы | 2 недели(1 месяц) |
Уровень сложности | базовый |
Краткое содержание программы | программа состоит из двух разделов: при изучении первого раздела на основе наблюдения и анализа результатов реального химического эксперимента у учащихся происходит формирование химического мышления, расширение знаний о физических и химических свойствах веществ, способах их получения. Второй раздел программы направлен на развитие умения решать расчетные задачи разных типов. |
Пояснительная записка
Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А.Дистервег.
«Химические знания - неотъемлемая часть естествознания. Они отражают сложный комплекс отношений «человек-вещество» и далее «вещество-материал-практическая деятельность». Учебный предмет «Химия» создаёт необходимую основу как для освоения обучающимися фундаментальных естественнонаучных знаний о свойствах окружающего мира, так и для их интеллектуального и нравственного совершенствования» [1]. После окончания 9-го класса обучающиеся должны выбрать дальнейший профиль обучения. Многим это сделать затруднительно, так как сложно определить направление будущей профессиональной деятельности в 16лет. При этом те учащиеся, которые определились с выбором химии в качестве профильного предмета, практически не могут реализовать своё право выбора, потому что в районных городах и поселках в школах нет профильных химических классов. Изучение предмета на базовом уровне (1час в неделю) в 10-11-х классах лишает выпускников средней школы доступа к получению высшего образования на бюджетной основе, так как КИМы для ЕГЭ составлены по программе профильного уровня. «Такая ситуация приводит к деструктивным явлениям в мотивационной сфере, вплоть до потери интереса к учёбе» [1]. На основной ступени обучения учебная деятельность школьника приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. Учитель должен помочь учащимся, заинтересовавшимся химией, осознанно и ответственно выбрать профессиональный путь. Поэтому представляется актуальным не только заинтересовывать предметом на начальном этапе обучения, но и создавать условия для изучения химии тем ученикам, которые с 8(9)-го класса интересуются химией, мотивированы на глубокое изучение предмета; познакомить их со спектром профессий, для овладения которыми необходимы химические знания.
С 2012 года в МБОУ СОШ№6 на базе школьного летнего лагеря реализуется концепция «летнего многопредметного лагеря». В 2013 году была апробирована программа «Химия - это интересно!» для учеников, закончивших 8-й класс (занятия проводились в течение семи летних сезонов, реализовывался первый раздел программы). С 2018 года (по просьбам учеников) апробирован второй раздел программы.
Отличительной особенностью предлагаемой программы является то, что каждое занятие является независимым от других, так как занятия посещаются по желанию, в каникулярное время; школьники могут прийти на любое из них. Курс состоит из двух разделов: первый, практико- ориентированный, построен на наблюдении за протеканием химических реакций, часть из которых не изучается в 8 классе. Обучающиеся на практике знакомятся не только с химическими, но и с физическими свойствами веществ, признаками протекания конкретных реакций, их классификацией по различным критериям. Всё вышеперечисленное является необходимым условием успешной сдачи как ОГЭ, так и ЕГЭ. При этом происходит формирование познания не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне. Второй раздел посвящен развитию умения решать задачи разных типов. При изучении химии на базовом уровне на средней ступени обучения учитель не имеет возможности сформировать у учащихся умение решать сложные (комбинированные) задачи. 33 задание в ЕГЭ выполнить практически невозможно, если не отработать алгоритмы решения разных типов задач. Для заинтересованных учеников, мотивированных на глубокое изучение предмета, участие во всероссийской олимпиаде школьников является хорошей «школой» для подготовки к экзамену. При формировании умения решать задачи разных типов сразу после 8 класса на доступном ученику химическом содержании достигается опережающее обучение способам действий (алгоритмам), так как чаще всего решать с учащимися задачи олимпиадного уровня учитель начинает в 9-м классе.
Цель программы: формирование химического мышления в процессе наблюдения и анализа протекания химических реакций;
в процессе решения расчётных задач для повышения качества обучения химии на основной и средней ступенях общего образования.
Задачи:
воспитательные: развивать готовность к осознанному выбору образовательной траектории на ступени среднего общего образования;
развивающие: формировать умение выделять существенные признаки объектов, устанавливать причинно-следственные связи, проводить идентификацию явлений с выделением необходимых признаков, выбирать оптимальный способ для решения конкретной задачи, работать в группе; обучающие: развивать умение выделять существенные признаки реакции в процессе наблюдения, умение классифицировать химическую реакцию по шести критериям; определять «тип» задачи по её тексту, способность решать задачу с помощью разных алгоритмов.
Методический инструментарий
Особенность методики проведения занятий - проведение демонстрационных опытов в малой группе, что позволяет отнести эту форму к фактическому проведению учащимися групповой практической работы. В процессе анализа результатов наблюдений (эмпирическое мышление) у учащихся происходит формирование новых теоретических знаний (теоретическое мышление).
Практико-ориентированный курс предполагает активные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: поиск, анализ и обработка информации, решение проблем, принятие решений. При проведении занятий используются элементы технологий:
групповой практикум;
эвристическая беседа;
мозговой штурм.
Форма организации деятельности: групповая
Форма обучения: очная
Режим занятий: три дня в неделю по два часа в течение двух недель (месяца)
Объем и сроки изучения курса
Программа рассчитана на 12(24) часов - 6(12) занятий по
два академических часа в день, три дня в неделю, всего 2(4) недели) в рамках работы летнего школьного многопредметного лагеря.
Адресатом курса являются учащиеся 8(9)-х классов, интересующиеся химией, желающие расширить и углубить свои теоретические знания по предмету, приобрести практические умения при работе с веществами и в решении задач .
Содержание программы (каждая тема изучается за одно занятие, два часа; курсивом выделен новый, не изучаемый учащимися в 8 классе материал).
Раздел I. Химический эксперимент–способ моделирования химической реакции
Тема 1. Признаки реакций. Реакции разложения. Классификация реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов; по тепловому эффекту; по сохранению(изменению) степени окисления элементов, по наличию(отсутствию) поверхности раздела между реагентами. Скорость протекания реакций. Классификация солей. Основные соли. Способы быстрой идентификации веществ - качественные реакции. Лабораторное оборудование.
Тема2. Способы получения, собирания и распознавания кислорода в лаборатории. Зависимость растворимости газов от типа химической связи в их молекулах. Расширение знаний о правилах номенклатуры веществ (манганат-перманганат, хлорат-перхлорат, оксид-пероксид, хромат-дихромат). Окраска ионов. Классификация реакций по присутствию (отсутствию) катализатора. Словарик тривиальных названий неорганических веществ.
Тема 3. Реакции замещения – окислительно-восстановительные реакции. Получение, собирание и проверка водорода на чистоту в лаборатории. Гремучий газ. Взаимодействие натрия, кальция, магния с водой. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди, меди с раствором нитрата серебра. Окислители и восстановители, процессы окисления и восстановления.
Тема 4. Реакции соединения (ОВР и не ОВР) .Получение оксида меди, углекислого газа, гидроксида кальция, медного купороса. Разные способы получения оксида меди, углекислого газа и гидроксида кальция.
Известковая вода, известковое молоко, гашеная и негашеная известь, известняк. Получение углекислого газа в лаборатории, качественная
реакция на углекислый газ. Получение кислой соли.
Тема 5. Генетическая связь между классами неорганических соединений
на примере соединений меди. Осуществление реакций по генетическому ряду меди. Среда растворов солей. Понятие о гидролизе солей.
Совместный (необратимый) гидролиз солей.
Тема 6. Классификация гидроксидов. Амфотерные гидроксиды. Доказательство амфотерности гидроксида алюминия. Генетический ряд алюминия. Понятие о комплексных соединениях (получение комплексных солей алюминия, меди)
Раздел II. Решение задач разных типов (на содержании курса химии 8-9 класса).
Тема1.Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям элементов, массам веществ
Тема 2. Решение задач на установление формулы кристаллогидрата; расчеты по приготовлению растворов из кристаллогидратов (прямые и обратные)
Тема3. Решение задач на установление состава смеси, когда одно из веществ не реагирует (или вещества реагируют избирательно)
Тема4. Решение задач на избыток- недостаток, на установление состава соли
Тема5. Решение задач на смеси, когда реагируют все вещества в составе смеси, с помощью системы уравнений. (алгоритм)
Тема 6. Подходы к решению олимпиадных задач. Выявление латентных связей.
Тематическое планирование курса
Nп/п | Наименование занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел I-12час | ||||
1 | А не разложить ли нам что-нибудь? (ломать –не строить) | 2 | 1 | 1 |
2 | От сложного к простому (реакция разложения) | 2 | 1 | 1 |
3 | От сложного к простому (реакция замещения) | 2 | 1 | 1 |
4 | От простого к сложному | 2 | 1 | 1 |
5 | Возвращение на круги своя | 2 | 1 | 1 |
6 | От амфоры и амфибии к амфотерности гидроксида алюминия | 2 | 1 | 1 |
Раздел II-12час | ||||
1 | Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям элементов, массам веществ | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Решение задач на установление формулы кристаллогидрата; на приготовление растворов из кристаллогидратов (прямые и обратные). | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Решение задач на установление состава смеси, когда одно из веществ не реагирует (или вещества реагируют избирательно) | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Решение задач на избыток- недостаток, на установление состава соли | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Решение задач на смеси, когда реагируют все вещества | 2 | 1 | 1 |
6 | Подходы к решению олимпиадных задач. Выявление латентных связей. | 2 | 0,5 | 1,5 |
Итого | 24 | 9,5 | 14,5 |
Планируемые результаты
Личностные: ученик получит возможность научиться
быть целеустремлённым на решение личностно значимых учебных задач;
осознанно выбирать свою дальнейшую образовательную траекторию;
управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные: ученик получит возможность научиться
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата и применять их на практике;
использовать основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракцию, конкретизацию;
применять основные методы познания (аналогию, абстрагирование, моделирование, индукцию, дедукцию) для изучения различных сторон химических процессов;
генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализа- ции; формулировать гипотезы, выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, аналогии.
использовать различные источники для получения химической информации
Предметные: ученик получит возможность научиться
классифицировать химические реакции по различным признакам;
находить способ получения требуемого вещества из заданных, используя знание общих химических свойств веществ;
соблюдать технику безопасности при проведении опытов;
собирать приборы для получения газов (кислорода, водорода, углекислого газа), получать, собирать эти вещества и распознавать их;
решать задачи различных типов, применяя различные алгоритмы.
Приложение 1- учебно-тематическое планирование, загружено отдельным файлом
Приложение 2а
ХИМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (11.11.12 г.). ФИНАЛ 9 КЛАСС
1. Получите 4 различных вещества, если в вашем распоряжении имеются хлорид бария, карбонат кальция и растворы серной и азотной кислоты.
2. Напишите уравнения реакций, характеризующих следующие превращения: Fe → FeCl2 → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe
3. Газовая смесь содержит по объему 40% водорода, 40% азота и 20% угарного газа. Какой объем воздуха потребуется для сгорания 100 л этой смеси?
4. При взаимодействии оксида двухвалентного металла массой 4 г с соляной кислотой, получен хлорид массой 9,5 г. Определите какой это металл.
5. Сколько литров хлороводорода необходимо растворить в 100 мл воды, чтобы получить 10% раствор соляной кислоты?
6. Рассчитайте, сколько процентов FeCO3 разложилось, если в результате прокаливания 11,6 г карбоната железа (II) его масса уменьшилась на 2,2 г.
7. Рассчитайте объем кислорода (н.у.), необходимый для окисления 8 г серы, если в результате реакции образуется оксид, в котором массовая доля серы равна50%.
8. В замкнутый сосуд поместили 4 г гидроксида натрия и 2,24 л углекислого газа. Приведите название и вычислите массу соли, которая образуется в сосуде в результате взаимодействия гидроксида натрия и углекислого газа.
ХИМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (11.11.12 г.). ФИНАЛ 10 КЛАСС
1. Напишите структурные формулы всех возможных изомеров состава С4Н8. 2. Напишите уравнения реакций, характеризующих следующие превращения:
O2 HCl Na2CO3 HCl
Mg → X1 → X2 → X3 → X1
3. При растворении 4,4 г сплава кальция и магния в избытке соляной кислоты выделилось 3,36 л газа. Вычислите процентное содержание кальция в сплаве. 4. Используя метод электронного баланса (или ионно-электронный метод), расставьте коэффициенты в уравнении реакции и определите окислитель и восстановитель: Cu2S + HNO3(конц) → Cu(NO3)2 + H2SO4 + NO2 + H2O.
5. Выведите формулу кристаллогидрата бромида магния, если известно, что из 14,6 г кристаллогидрата бромида магния можно получить 9,2 г безводного бромида магния.
ХИМИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (11.11.12 г.). ФИНАЛ 11 КЛАСС
1. К 7,6 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия добавили соляную кислоту, при этом выделилось 1792 мл (н.у.) газа. Какой объем 20%-ной по массе соляной кислоты (плотность кислоты 1,1 г/мл) был использован для осуществления процесса, какова массовая доля соли в полученном растворе и каковы доли (в масс. %) солей в исходной смеси?
4. Из раствора, содержащего 32,8 г нитрата металла получили 20 г карбоната этого металла. Назовите этот металл.
6. Навеску неизвестного металла массой 13,0 г обработали избытком разбавленной азотной кислоты. К полученному раствору прибавили при нагревании избыток раствора щелочи, в результате чего получили 1,12 л газа (н.у.). Какой металл растворили в азотной кислоте? Обоснуйте ответ расчетами, напишите уравнения соответствующих реакций.
Приложение 2б
ОГКОУ ДОД «Костромской областной Центр дополнительного образования детей «Одарённые школьники»
Областной Фестиваль Юных Химиков, отборочный тур (24.10.2013г)
Задания для учащихся 9 класса
1. Напишите формулы следующих веществ: нитрат меди(I), карбонат лития, оксид калия, ортофосфат кальция, хлорид цинка, бромоводородная кислота.
2. Даны оксиды: оксид углерода (II), оксид углерода(IV), оксид азота (II), оксид азота(IV) и оксид серы (VI). Какие из этих оксидов при растворении в воде образуют кислоты? Ответ подтвердите уравнениями соответствующих реакций.
3. Сколько моль содержится в 1,4 г оксида углерода (II)? Сколько граммов кислорода необходимо для сгорания этого количества оксида углерода (II)?
4. Дайте название следующим веществам:
Al2(SO4)3, H2SiO3, LiNO2, Mg(HSO3)2, KNO3, CuI.
5. Установите простейшую формулу соединения, если известно, что оно содержит: 72,41% железа и 27,59% кислорода.
6. Какие из оксидов будут взаимодействовать только с раствором серной кислоты, а какие только с раствором гидроксида натрия,: 1)BaO, 2) SO2,
3) ZnO? Напишите уравнения соответствующих реакций.
7. Напишите уравнения реакций, характеризующих следующие превращения: Ca→ CaО → CaCl2 → CaCO3 → CaO →CaSO4.
8. Смесь, содержащую 12 г магния и 8 г серы, нагрели. Сколько г сульфида магния при этом образовалось?
Задания для учащихся 10 класса
2. Какой объем воздуха необходим для сгорания 11,2 л (н.у.) метана Вычислите массу воды и объем углекислого газа, которые при этом образуются?
3. Напишите уравнения реакций, характеризующих следующие превращения:
HCl S, нагрев. кон.HNO3 KOH
Х4 ← X2 ← Cu → X1 → X3
4. Какие из нижеприведенных соединений реагируют с раствором
гидроксида калия: оксид углерода(II), оксид серы(VI), кремний, оксид азота(IV) магний, гидроксид бериллия? Ответ подтвердите соответствующими уравнениями реакций.
5. Сколько литров хлороводорода необходимо растворить в 1 л воды, чтобы получился 10% раствор?
6. Через 160 мл 8%-ного раствора сульфата меди(II) (плотность раствора 1,25 г/мл) пропустили 1,12 л сероводорода. Вычислите массу выпавшего осадка.
7. В 100 г воды растворили железный купорос (FeSO4•7H2O) массой 27,8 г. Рассчитайте массовую долю сульфата железа(II) в полученном растворе.
Задания для учащихся 11 класса
1. Смесь железа, алюминия и меди массой 5,0 г обработали избытком раствора соляной кислоты, при этом выделился водород объемом 1,900 л (н.у.). При действии на эту смесь массой 3,0 г концентрированным раствором NaOH получили водород объемом 0,672 л (н.у.). Определите массовые доли (%) металлов в исходной смеси.
2. 9,2 г натрия растворили в 400 мл воды. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе. Определите массу раствора хлорида железа(III) с массовой долей соли 15%, которая прореагирует с полученным раствором с образованием гидроксида железа(III).
7. Смесь цинка и карбоната цинка обработали избытком раствора соляной кислоты, при этом выделилось 13,44 л газа (н.у.). Газ сожгли, продукты горения охладили до прежней температуры, при этом объем газа уменьшился до 8,96 л. Определите массовые доли цинка и карбоната цинка в исходной смеси.
8. При сжигании соединения, состоящего из C, H, Cl, получено 448 мл оксида углерода(IV) (н.у.) и 0,18 г воды. Содержание хлора в данной порции соединения соответствует образованию 8,6 г хлорида серебра. Определите формулу соединения и массовые доли (%) элементов.
Приложение 2в
ОГКОУ ДОД «Костромской областной Центр дополнительного образования детей «Одаренные школьники»
Областной Фестиваль Юных Химиков, основной тур (10.11.13 года)
9 КЛАСС
1. Сколько граммов хлорида калия содержится в 500 мл 10%-ного раствора, плотность которого равна 1,063 г/мл? 2. Напишите уравнения реакций, характеризующих следующие превращения:
Fe → FeCl2 → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe
3. Рассчитайте объем кислорода (н.у.), необходимый для окисления 2,4 г углерода, если в результате реакции образуется оксид, в котором массовая доля углерода равна 42, 86%.
4. Выведите формулу кристаллогидрата хлорида бария, если известно, что при прокаливании 36,6 г соли потеря в массе составила 5,4 г.
5. При взаимодействии металла с избытком соляной кислоты выделилось 3,36 л газа (н.у.), и образовалось 13,35 г хлорида. Какой металл был взят?
6. Сколько граммов гидроксида натрия необходимо растворить в 200 мл воды, чтобы получить 20% раствор NaOH?
7. Какой объем водорода выделится при взаимодействии 12 г магния с 50 мл 10% раствора соляной кислоты (плотность раствора 1,05 г/мл)?
8. Сплав лития и калия массой 1,8 г растворили в воде. Выделившийся водород сожгли и получили 1,8 г воды. Сколько граммов калия содержалось в сплаве?
10 КЛАСС
2. Напишите уравнения реакций, характеризующих следующие превращения: S→ H2S→ SO2→ BaSO3→ Ba(HSO3)2→ SO2→ S→ FeS→ Fe2O3→ Fe2(SO4)3 → Fe2O3.
3. При взаимодействии избытка соляной кислоты со смесью магния и карбоната магния выделилось 11,2л смеси газов (н.у.). После сжигания газа и конденсации водяных паров объем газа уменьшился до 4,48л. Определите массовую долю магния в смеси.
4. Используя метод электронного баланса (или ионно-электронный метод), расставьте коэффициенты в уравнении реакции и определите окислитель и восстановитель: Cu2S + H2SO4(конц) → CuSO4 + S + SO2 + H2O.
5. При добавлении к раствору, содержащему соляную и серную кислоты, избытка раствора хлорида бария образовался осадок массой 46,6 г. Определите массу HCl в исходном растворе, если известно, что на нейтрализацию такого же раствора кислот потребовалось 24 г гидроксида натрия.
6. Серебристо-белое твердое простое вещество А, обладающее хорошей тепло- и электропроводностью, реагирует при высокой температуре с парами воды, образуя простое вещество Б и сложное вещество В. Соединение В разлагается при нагревании, а при действии раствора кислоты Г образует растворимое соединение Д, которое при действии хлорида бария выделяет осадок Е. Напишите уравнения приведенных реакций, если известно, что из 0,72 г А получается 6,99 г Е.
Задания для учащихся 11 класса
1. К раствору хлоридов лития и калия, в котором суммарная массовая доля катионов равна суммарной массовой доле анионов, добавили раствор нитрата серебра. В полученном растворе суммарная массовая доля катионов также оказалась равной суммарной массовой доле анионов. Укажите, молярная концентрация какой из двух солей больше в исходном растворе. Перечислите ионы, которые содержатся в конечном растворе. Ответ поясните.
2. Смесь азота и водорода пропущена над катализатором, при этом объем смеси уменьшился с 28,0 дм3 до 20,6 дм3 (н.у.). Какова будет массовая доля растворенного вещества (%), если полученный газ растворить в воде объемом 20 см3? Какая масса раствора H3PO4 с массовой долей 20% вступит в реакцию с полученным раствором для получения (NH4)2H2PO4?
3. 11,32 г смеси перманганата калия и мела растворили в избытке соляной кислоты, при этом выделилось 3,36 л (н.у.) газообразных веществ. Определите массовые доли компонентов исходной смеси. Напишите уравнения химических реакций.
6. 2,327 г смеси порошков меди и железа растворились в 80 г 30,6 %-ного раствора хлорного железа. После окончания реакции массовая доля хлорного железа в растворе уменьшилась в 2,190 раз. Определите количества веществ меди и железа в исходной смеси.
Приложение 3.
Подборка задач (кристаллогидраты: приготовление растворов)
1.В 250 г воды растворено 50 г железного купороса (FeSO4 • 7H2O). Вычислить массовую долю кристаллогидрата и безводной соли (FeSO4) в растворе. (ωкрист.=16,7%, ω(FeSO4)= 9,1%)
2. Какова массовая доля сульфата цинка в растворе, полученном при растворении 114,8 г ZnSO4•7Н2О в воде объемом 85,2 мл? (32,2%)
3*. 16 г медного купороса (CuSO4• 5H2O ) растворили в воде. Определите массу безводного сульфата меди(II), которую нужно растворить в 54 мл воды, для приготовления раствора с той же массовой долей CuSO4? (10,24 г)
4*. Найдите массу кристаллогидрата Nа2СО3•10Н2О, которую надо растворить в 480 г воды для получения 10%-ного раствора карбоната натрия. (177,78 г)
5* Сколько воды и английской соли(MgSO4•7Н2О) надо взять для приготовления 440 г раствора с ω(MgSO4) 8%? (367,8г; 72,2 г)
6 Какая масса кристаллической соды Nа2СО3•10Н2О потребуется для получения 10%-го раствора безводного карбоната натрия массой 200 г? ( 54 г.)
7.В какой массе воды нужно растворить 25 г медного купороса (CuSO4• 5H2O), чтобы получить 8%-ный раствор CuSO4? (175г)
Приложение 4
Подборка задач на смеси (когда вещества реагируют выборочно)
1. Смесь магниевых и медных опилок массой 1,5 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объёмом 560 мл. Найдите массовую долю меди в смеси.
2. Смесь карбоната магния и металлического магния массой 6,6 г обработали избытком соляной кислоты. При этом выделилась смесь газов, после пропускания которой через избыток раствора гидроксида натрия образовался карбонат натрия, а ее объем уменьшился до 1,12 л. Определите массовую долю магния в смеси и массу образовавшегося карбоната натрия. (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2007-2008 учебный год, 9кл)
2а. При взаимодействии избытка соляной кислоты со смесью магния и карбоната магния выделилось 11,2л смеси газов (н.у.). После сжигания газа и конденсации водяных паров объем газа уменьшился до 4,48л. Определите массовую долю магния в смеси. [прил.2в, № 3 10 кл]
2б.Смесь цинка и карбоната цинка обработали избытком раствора соляной кислоты, при этом выделилось 13,44 л газа (н.у.). Газ сожгли, продукты горения охладили до прежней температуры, при этом объем газа уменьшился до 8,96 л. Определите массовые доли цинка и карбоната цинка в исходной смеси. [прил.2б, № 7 11кл]
3.При добавлении к раствору, содержащему соляную и серную кислоты, избытка раствора хлорида бария образовался осадок массой 46,6 г. Определите массу соляной кислоты в исходном растворе, если известно, что на нейтрализацию такого же раствора кислот потребовалось 24 г гидроксида натрия. [прил.2в, №5 10кл]
4. На смесь сульфида цинка, хлорида натрия и карбоната цинка массой 80 г подействовали избытком соляной кислоты. При этом образовалась смесь газов объемом 13,44 л (н.у.). При взаимодействии этой газовой смеси с избытком сернистого газа образовалось твердое вещество массой 19,2 г. Определите массовые доли веществ в исходной смеси. (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2014-2015 учебный год, 9кл)
5. Для очистки CO2 от примеси H2S 100 л газовой смеси пропустили через промывную склянку, содержащую раствор 5,0 г медного купороса в 150 г воды. При этом образовался черный осадок, масса которого после высушивания была равна 0,96 г. Напишите уравнение реакции и рассчитайте содержание H2S в смеси (в объемных %). Во сколько раз уменьшилась массовая доля соли в промывной склянке? (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2018-2019 учебный год 9кл)
Приложение 5
Подборка задач на «избыток – недостаток», на установление состава соли
1. Газ, выделившийся при действии 2 г цинка на 18,7 мл раствора 14,6%-ной соляной кислоты (плотность раствора 1,07 г/мл), пропустили при нагревании над 4 г оксида меди (II). Чему равна масса полученной твердой смеси?
(ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2012-2013 учебный год, 9кл)
2. В замкнутый сосуд поместили 4 г гидроксида натрия и 2,24 л углекислого газа. Приведите название и вычислите массу соли, которая образуется в сосуде в результате взаимодействия гидроксида натрия и углекислого газа. [прил.2а, № 8 9кл]
3. Углекислый газ, образовавшийся при сжигании 30 г графита, пропустили через 0,8 л 10% раствора гидроксида натрия (плотность раствора 1,25 г/мл). Определите состав образующейся соли и ее массовую долю в растворе. (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2009-2010 учебный год, 9кл)
4. 9,2 г натрия растворили в 400 мл воды. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе. Определите массу раствора хлорида железа(III) с массовой долей соли 15%, которая прореагирует с полученным раствором с образованием гидроксида железа(III). [2б, № 2 11кл]
Приложение 6
Подборка задач на смеси, когда реагируют все вещества в составе смеси
Гидрокарбонат натрия и карбонат калия смешали в молярном соотношении 1:1. Какой объем газа выделится при действии на 10 г такой смеси избытка раствора соляной кислоты?(ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2011-2012 учебный год 9кл)
При растворении 4,4 г сплава кальция и магния в избытке соляной кислоты выделилось 3,36 л газа. Вычислите процентное содержание кальция в сплаве. [2а, №3 10кл]
Сплав лития и калия массой 1,8 г растворили в воде. Выделившийся водород сожгли и получили 1,8 г воды. Сколько граммов калия содержалось в сплаве? [2в, № 8 9кл]
На смесь массой 2,33 г, состоящую из железа и цинка, подействовали избытком соляной кислоты. При этом выделилось 0,896 л водорода. Определить массы цинка и железа в смеси, а также их массовые доли в образце.
К 7,6 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия добавили соляную кислоту, при этом выделилось 1792 мл (н.у.) газа. Какой объем 20%-ной по массе соляной кислоты (плотность кислоты 1,1 г/мл) был использован для осуществления процесса, какова массовая доля соли в полученном растворе и каковы доли (в масс. %) солей в исходной смеси? [2а, №1 11кл]
При обработке 3,6 г смеси гидридов натрия и калия водой получили 500 мл раствора их гидроксидов. Определите массы гидридов в смеси, если для нейтрализации 100 мл полученного раствора затрачено 200 мл раствора соляной кислоты с концентрацией 0,1 моль/л.
(ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2010-2011 учебный год, 9кл)
Приложение 7
Подборка олимпиадных задач(для 8-9 класса). Поиск латентных связей.
1. 9,2 г натрия растворили в 400 мл воды. Определите массовую долю растворенного вещества в полученном растворе. Определите массу раствора хлорида железа(III) с массовой долей соли 15%, которая прореагирует с полученным раствором с образованием гидроксида железа(III). [2б, № 2 11кл]
1а. В 212,4 мл 12%-ного раствора едкого натра (плотность 1,13 г/мл) опустили 23 г натрия. Вычислите массовую долю щелочи в полученном растворе. (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2018-2018 учебный год, 9кл)
2. Смесь оксида меди (II) и оксида свинца (II) массой 4,63 г восстановили при нагревании оксидом углерода (II). Газовую смесь, образовавшуюся после реакции, пропустили через 41 мл раствора гидроксида бария, массовая доля основания 17,1 %, плотность раствора 1,22 г/мл. Выпавший осадок отфильтровали. Прошедший через фильтр раствор может прореагировать с 18,5 мл раствора серной кислоты с концентрацией 0,54 моль/л с образованием осадка. Вычислите массовые доли оксидов металлов в исходной смеси и объем оксида углерода (II), вступившего в реакцию.
(ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2019-2020 учебный год, 9кл)
3. В 25 г 5% раствора хлорида кальция растворили 5 г CaCl2•2H2O и получили раствор с плотностью 1,07 г/мл. Какое количество вещества безводной соли содержится в 1 л такого раствора?
(ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2008-2009 учебный год, 9кл)
3а Кристаллогидрат хлорида кальция массой 20,1 г растворили в 495 мл воды и получили раствор плотностью 1,030 г/мл. В 1 л этого раствора содержится 0,2 моль катионов кальция. Установите формулу растворенного кристаллогидрата.(ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2006-2007 учебный год, 9кл)
4 При охлаждении 100 мл 25%-ного раствора сульфата меди (ρ = 1,16 г/мл) выпал осадок CuSO4⋅5H2O массой 25 г. Определить массовую долю сульфата меди в оставшемся растворе. (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2014-2015 учебный год, 9кл)
Для 9 класса
1* При прокаливании до оксидов 2,42 г кристаллогидрата нитрата меди (II) масса вещества уменьшилась на 1,62 г. Установите формулу кристаллогидрата. (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2013-2014 учебный год, 9кл)
2* При прокаливании 12,6 г кристаллогидрата нитрата железа(II) образуется 4 г твердого остатка. Установите формулу исходной соли. (ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2007-2008 учебный год, 10кл)
3 Соль состава MgCО3∙xH2О прокалили до прекращения выделения газа. Газообразные продукты реакции были пропущены последовательно через склянки с концентрированной серной кислотой и известковой водой. Масса первой склянки увеличилась на 1,8 г, а во второй склянке выпал осадок. Масса осадка 2,00 г. Определите состав и массу исходного кристаллогидрата
(ВсОШ по химии, муниципальный этап, 2019-2020 учебный год, 9кл)
Список используемой литературы (для учителя):
1. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразова тельные программы по химии. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/0b91a0fbd7deae619ad552137f44dc3d/download/2677/
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.- 224 с.: ил.- (ФГОС. Инновационная школа)
3.Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений - 7-е издание - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.- 256 с.: ил.
4. Гольдфарб Я.Л. И др. Сборник задач и упражнений по химии: учебное пособие для учащихся 7-10 кл. сред. шк. / Я.Л. Гольдфарб, Ю.В. Ходаков, Ю.Б. Додонов. - 6-е изд. - М: Просвещение,1988. - 192 с.: ил. – режим доступа: khimija_zadachnik.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)
5. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии – Химия в школе - М.: Школа-пресс, 1994. №1, с 53.
6. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1989. - 176 с.: ил.- режим доступа: 328-metodika-resh_-zadach-po-himii_erygin-shishkin_1989-176s (4).pdf
7. Турчен Д.Н. Новая методика обучения решению расчетных задач по химии в средней школе. – Историческая и социально-образовательная мысль 2012, №5(15)/novaya-metodika-obucheniya-resheniyu-raschetnyh-zadach-po-himii-v-sredney-shkole.pdf
8. Турчен Д.Н. От закрытых задач к открытым. Методика обучения. – Интернет-журнал «Науковедение» - том 7 №3(май-июнь 2015)/ot-zakrytyh-zadach-k-otkrytym-metodika-obucheniya.pdf
Список используемой литературы (для ученика):
1. Степин, Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/Б.Д. Степин, Л.Ю.Аликберова- 2-е изд, стереотип.-М.: Дрофа, 2006. - 430, [2] с.: ил.
2. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств: Кн. для учителя/ Ю.М. Лабий. - М.: Просвещение, 1987.- 78[2] с.: ил.; 22см
3. Кузьменко Н.Е.2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы: учебное пособие/ Н.Е. Кузьменко В.В. Еремин.-3-е изд., стереотип.-М: Издательство «Экзамен», 2007. - 638,[2] с. (Серия «Абитуриент»)
приложение 1
DOCX / 96.93 Кб