12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана20
0

Авторская программа духовно-нравственного воспитания «Семья — золотое звено в цепи поколений» для учащихся 5-6 классов


Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заполярная средняя общеобразовательная школа»









Авторская программа духовно-нравственного воспитания







«Семья — золотое звено в цепи поколений»

для учащихся 5-6 классов





Автор:

Макарова Оксана Владимировна

учитель истории и обществознания












2021 год

«Если нет жизненных ценностей,

То остается лишь одно отчаяние»

Мей Ролло

Пояснительная записка

Актуальность программы

В числе важнейших проблем воспитания в российском обществе серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного развития и воспитания учащихся. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в одном из выступлений отметил: «Равнодушие к духовно–нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить — добру или злу. Воспитание, образование — это не только становление ума, но и сердца».

Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец — общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В. А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы — ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед — пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к духовно–нравственной культуре, исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях.

Детство — это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру.

Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.

Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам предусматривается программа по духовно–нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Данная программа задает основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.

Изменения последних десятилетий в российском обществе, в частности его духовный кризис, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.

Совершенно не имеет значения общественная позиция, уровень образования, известности либо богатства, поскольку семья является местом, в котором формируется окружение заботы, длительных отношений. Семью можно с уверенностью назвать школой нравственности, школой любви, а также источником наиболее сокровенных ценностей каждого человека. Семья – это сама по себе уникальная ценность, которая влияет на развитие всех, имеет существенное значение в жизни всего государства, обеспечении прогресса и стабильности общества, а также воспитание духовных ценностей в следующих поколениях.

Цели:

Содействовать укреплению в сознании обучающихся традиционных ценностей семьи, отцовства, материнства.

Привить навыки создания культурной, психической и духовной атмосферы, в которой формируется и закрепляется изначальное стремление ребенка к добру.

Задачи:

Помочь обучающимся задумать о роли семьи в жизни человека.

Рассмотреть возможность “творить” семью посредством “творения” себя.

Сформировать у обучающихся представление о путях создания счастливой семьи.

Сформировать знания о духовно-нравственной культуре и образе жизни семьи.

Методологической базой являются исследования современных учёных Н.Д. Никандрова, Е.Н. Шиянова, Н.Б. Крыловой о традиционных ценностях, которые формируются в процессе активного самостоятельного освоения ребёнком окружающего мира в личностно значимой деятельности. По мнению А.Г. Адамовой и Т.И. Петраковой, в процессе становления ценностного отношения реализуется следующий механизм: от нравственных знаний — к нравственным чувствам и убеждениям, а затем к опыту нравственного поведения.

Основные принципы к реализации процесса формирования семейных ценностей:

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятелъности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности отбираются национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру-ведуший метод нравственного воспитания..

Принцип идентификации (персонификации). Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками. родителями (законнными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельтельности младших школьников.


Содержание программы «Семья — золотое звено в цепи поколений»:

Семья – это остров в духовной жизни.

Листая страницы истории.

Семейные традиции

Моя семья.

Обобщение. Проектная деятельность


Место комплексного учебного курса в учебном плане

Программа курса на 35 учебных часов: по 1 часу в неделю.


Формы организации образовательного процесса:

Проектная деятельность: учебные и социальные проекты, их презентация, индивидуальная и групповая работа, работа с различными источниками.



Требования к результатам освоения программы

Личностные результаты:

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений  о семье;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства её осуществления;

формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и

учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватное использование речевых средств и средств информационно

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о

распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

знакомство с основами семьи, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в ней;

формирование первоначальных представлений о семье и роли в истории современной России;

Ожидаемые результаты:

К концу обучения учащиеся научатся:

Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.

Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Оценивать поступки реальных лиц, , высказывания известных личностей.

Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

Проводить учебные исследования и представлять их;

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики в семье; намечать способы саморазвития.

Работать с различными источниками и документами.

Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).    

При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.

Ведущие формы работы: работа с исследовательскими и творческими проектами; научно-практические семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия


Теория

Практика

Раздел 1 В мире культуры




1

Величие русской культуры


1

2

Человек - творец и носитель культуры

1


Раздел 2. нравственные ценности российского народа

3

Составление семейного древа


1

4

Проект “Моя родословная”


1

5

Конкурс презентаций «Семейные династии»


1

6

Конкурс презентаций «Ровесники»


1

Раздел 2. Листая страницы истории



7-8

День семьи, любви и верности

1


9

Наследие преподобного Паисия Величковского

1


10

Житие преподобного Паисия Величковского

1


11

Великие люди о семье (поэты, композиторы, писатели, священнослужители)

1


12

Конкурс чтецов стихов о семье…


1

13

Листая страницы истории…”.


1

Раздел 3. Семейные традиции



14-15

Разговор “О семейных праздниках и традициях”

1

1

16-17

«Семейный праздник Новый Год»

1

1

18-19

День рождения – светлый праздник1

1

1

20-21

Семейные традиции нашей семьи

1

1

Раздел 4. Моя семья



22-23

«Смысл родительства (отцовства) в современном мире»

1

1

24-25

Ролевая игра “Учимся дружить”.

1

1

26-27

«Человек, на котором держится дом»

1

1

25-26

«С любовью к бабушке»

1

1

27-28

«Лучше деда друга нет»

1

1

Раздел 5. Обобщение и повторение. Проектная деятельность



29-30

Конкурс “Дела домашние”


2

31-32

Ролевая игра “Давайте говорить друг другу комплименты


2

33-34

Конкурс проектов «Герб семьи»


2

35

Итоговое занятие «Фотографии из семейного альбома»


2



Список используемой литературы:

Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 ч.1// http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2009. – 5 с. .

Городчук  Г. “Духовное воспитание”, статья в газете “Православное слово”, № 11, 2010 г. с.4.

Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность школьников. Программа, занятия, работы учащихся. «Учитель», Волгоград, 2009г.

Никандров Н.Д. Православные ценности и воспитание в современной России. Доклад на XVI Рождественских чтениях. http://www.religare.ru/2_49983.html

Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. М.,1997.

Якиманская И.С. Личностно–ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская М.: Сентябрь 2002 – 96 с.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.