Авторская программа духовно-нравственного воспитания «Семья — золотое звено в цепи поколений» для учащихся 5-6 классов
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заполярная средняя общеобразовательная школа»
Авторская программа духовно-нравственного воспитания
«Семья — золотое звено в цепи поколений»
для учащихся 5-6 классов
Автор:
Макарова Оксана Владимировна
учитель истории и обществознания
2021 год
«Если нет жизненных ценностей,
То остается лишь одно отчаяние»
Мей Ролло
Пояснительная записка
Актуальность программы
В числе важнейших проблем воспитания в российском обществе серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного развития и воспитания учащихся. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в одном из выступлений отметил: «Равнодушие к духовно–нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придется сделать выбор: чему служить — добру или злу. Воспитание, образование — это не только становление ума, но и сердца».
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец — общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В. А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы — ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед — пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к духовно–нравственной культуре, исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях.
Детство — это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру.
Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Согласно требованиям Стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам предусматривается программа по духовно–нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Данная программа задает основные характеристики организации воспитательного процесса в современной школе.
Изменения последних десятилетий в российском обществе, в частности его духовный кризис, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.
Совершенно не имеет значения общественная позиция, уровень образования, известности либо богатства, поскольку семья является местом, в котором формируется окружение заботы, длительных отношений. Семью можно с уверенностью назвать школой нравственности, школой любви, а также источником наиболее сокровенных ценностей каждого человека. Семья – это сама по себе уникальная ценность, которая влияет на развитие всех, имеет существенное значение в жизни всего государства, обеспечении прогресса и стабильности общества, а также воспитание духовных ценностей в следующих поколениях.
Цели:
Содействовать укреплению в сознании обучающихся традиционных ценностей семьи, отцовства, материнства.
Привить навыки создания культурной, психической и духовной атмосферы, в которой формируется и закрепляется изначальное стремление ребенка к добру.
Задачи:
Помочь обучающимся задумать о роли семьи в жизни человека.
Рассмотреть возможность “творить” семью посредством “творения” себя.
Сформировать у обучающихся представление о путях создания счастливой семьи.
Сформировать знания о духовно-нравственной культуре и образе жизни семьи.
Методологической базой являются исследования современных учёных Н.Д. Никандрова, Е.Н. Шиянова, Н.Б. Крыловой о традиционных ценностях, которые формируются в процессе активного самостоятельного освоения ребёнком окружающего мира в личностно значимой деятельности. По мнению А.Г. Адамовой и Т.И. Петраковой, в процессе становления ценностного отношения реализуется следующий механизм: от нравственных знаний — к нравственным чувствам и убеждениям, а затем к опыту нравственного поведения.
Основные принципы к реализации процесса формирования семейных ценностей:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определенный идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятелъности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности отбираются национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру-ведуший метод нравственного воспитания..
Принцип идентификации (персонификации). Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьника со сверстниками. родителями (законнными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельтельности младших школьников.
Содержание программы «Семья — золотое звено в цепи поколений»:
Семья – это остров в духовной жизни.
Листая страницы истории.
Семейные традиции
Моя семья.
Обобщение. Проектная деятельность
Место комплексного учебного курса в учебном плане
Программа курса на 35 учебных часов: по 1 часу в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
Проектная деятельность: учебные и социальные проекты, их презентация, индивидуальная и групповая работа, работа с различными источниками.
Требования к результатам освоения программы
Личностные результаты:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о семье;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и
учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно
коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
знакомство с основами семьи, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в ней;
формирование первоначальных представлений о семье и роли в истории современной России;
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Оценивать поступки реальных лиц, , высказывания известных личностей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
Проводить учебные исследования и представлять их;
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики в семье; намечать способы саморазвития.
Работать с различными источниками и документами.
Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).
При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.
Ведущие формы работы: работа с исследовательскими и творческими проектами; научно-практические семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.
Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Теория | Практика |
Раздел 1 В мире культуры | | | |
1 | Величие русской культуры | | 1 |
2 | Человек - творец и носитель культуры | 1 | |
Раздел 2. нравственные ценности российского народа | |||
3 | Составление семейного древа | | 1 |
4 | Проект “Моя родословная” | | 1 |
5 | Конкурс презентаций «Семейные династии» | | 1 |
6 | Конкурс презентаций «Ровесники» | | 1 |
Раздел 2. Листая страницы истории | | | |
7-8 | День семьи, любви и верности | 1 | |
9 | Наследие преподобного Паисия Величковского | 1 | |
10 | Житие преподобного Паисия Величковского | 1 | |
11 | Великие люди о семье (поэты, композиторы, писатели, священнослужители) | 1 | |
12 | Конкурс чтецов стихов о семье… | | 1 |
13 | “Листая страницы истории…”. | | 1 |
Раздел 3. Семейные традиции | | | |
14-15 | Разговор “О семейных праздниках и традициях” | 1 | 1 |
16-17 | «Семейный праздник Новый Год» | 1 | 1 |
18-19 | День рождения – светлый праздник1 | 1 | 1 |
20-21 | Семейные традиции нашей семьи | 1 | 1 |
Раздел 4. Моя семья | | | |
22-23 | «Смысл родительства (отцовства) в современном мире» | 1 | 1 |
24-25 | Ролевая игра “Учимся дружить”. | 1 | 1 |
26-27 | «Человек, на котором держится дом» | 1 | 1 |
25-26 | «С любовью к бабушке» | 1 | 1 |
27-28 | «Лучше деда друга нет» | 1 | 1 |
Раздел 5. Обобщение и повторение. Проектная деятельность | | | |
29-30 | Конкурс “Дела домашние” | | 2 |
31-32 | Ролевая игра “Давайте говорить друг другу комплименты | | 2 |
33-34 | Конкурс проектов «Герб семьи» | | 2 |
35 | Итоговое занятие «Фотографии из семейного альбома» | | 2 |
Список используемой литературы:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 ч.1// http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2009. – 5 с. .
Городчук Г. “Духовное воспитание”, статья в газете “Православное слово”, № 11, 2010 г. с.4.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность школьников. Программа, занятия, работы учащихся. «Учитель», Волгоград, 2009г.
Никандров Н.Д. Православные ценности и воспитание в современной России. Доклад на XVI Рождественских чтениях. http://www.religare.ru/2_49983.html
Петракова, Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. М.,1997.
Якиманская И.С. Личностно–ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская М.: Сентябрь 2002 – 96 с.