Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств им. Е. М. Беляева»
Предметная область
ПО.01 «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
И РИСОВАНИЕ»
ПО.01.УП.01.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
Срок реализации – 3 года.
Клинцы, 2021 г.
«Одобрено» Педагогическим Советом МБУДО «ДШИ им. Е. М. Беляева» Протокол № От «____»_____________ 20____года | «Утверждаю» Директор МБУДО «ДШИ им. Е. М. Беляева» ___________________Н.Б. Байдакова От «____»_____________ 20____года |
Разработчик – Крупеня Анна Валерьевна, преподаватель художественного отделения МБУДО «ДШИ им. Е. М. Беляева», г. Клинцы Брянской области
Рецензент – Безносенко Лариса Петровна, член Союза педагогов – художников, преподаватель высшей квалификационной категории художественного отделения МБУДО «ДШИ им. Е. М. Беляева», г. Клинцы Брянской области
Рецензент – Хропко Галина Сергеевна, преподаватель профессиональных дисциплин, высшей квалификационной категории
ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж»
Структура программы учебного предмета
«Основы изобразительной грамоты и рисование»:
Пояснительная записка……………………………………………………4
Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе………………………………………………………………...4
Цели и задачи учебного предмета…………………………………… 5
Срок реализации программы………………………………………….7
Объем учебного времени, график промежуточной аттестации………………………………………………………………8
Форма проведения учебных аудиторных занятий……………………...8
Методы обучения………………………………………………………….9
Форма и методы контроля, система оценок…………………………….10
Содержание учебного предмета…………………………………………12
Учебный план 1 год обучения………………………………………..14
Учебный план 2 год обучения………………………………………..28
Учебный план 3 года обучения………………………………………43
Методическое обеспечение учебного процесса………………………..56
Список литературы………………………………………………………58
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (далее – Программа) предназначена для обучающихся художественного отделения МБУДО «Детская школа искусств им. Е. М. Беляева» (далее - ДШИ).
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана в соответствии Федеральных государственных требований и срокам обучения по программе (далее – ФГТ), утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 156 и «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры РФ от 09.02.2012 № 86.
Программа разработана с учетом обеспечения преемственности настоящей программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессионой программы «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Особенностью программы «Основы изобразительной грамоты и рисование» является знакомство с базовыми навыками рисования и изобразительного искусства, а также формирование на основе этого у детей младшего школьного возраста первоначальных знаний, умений и навыков для дальнейшего освоения предпрофессиональных образовательных программ в области живописи и изобразительного искусства.
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
Цели учебного предмета
«Основы изобразительной грамоты и рисование»:
выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие кругозора мышления.
образование понимания у детей младшего школьного возраста основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
развитие у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета
«Основы изобразительной грамоты и рисование»:
Образовательные задачи:
понимание элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, пропорциональности, композиции в листе, линии горизонта и т.д.);
упорядочение знаний о свойствах и возможностях живописных и графических материалов (художественно-эстетических свойствах цвета, основных закономерностей создания цветового строя);
образование стойкого интереса к многообразию техник в живописи и графике;
приобретение детьми знаний, умений, навыков о последовательности ведения живописной и графической работы, умения видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
формирование собственного видения при анализе своей творческой работы, а также работ других учащихся при помощи просмотров (индивидуальных, общих).
Развивающие задачи:
развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, воображения, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, наблюдательности, образного и объемно - пространственного мышления);
расширение кругозора, содействие всестороннему, гармоничному развитию личности;
умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
получение детьми опыта творческой деятельности;
формирование способности к творческому раскрытию, саморазвитию;
приобщение детей к духовным и культурным ценностям России и других народов мира;
развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Воспитательные задачи:
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
образование эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости к прекрасному;
формирование общей культуры учащихся;
развитие ответственности, активности, творческой инициативы, самостоятельности в приготовлении рабочего места;
вырабатывание аккуратности при выполнении работы, внимания, усидчивости и любви к труду;
воспитание чувства товарищества, отзывчивости и дружелюбия.
Срок реализации учебного предмета.
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет, составляет 3 года (с 1-го по 3-й классы) в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» с 8(9) - летним сроком обучения.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета:
- максимальная учебная нагрузка - 384 часа.
- самостоятельная работа - 192 часа.
- аудиторные занятия - 192 часа.
Объем учебного времени, вид учебной работы
и график промежуточной аттестации.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации | Всего часов | |||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | | |||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | ||
Аудиторные занятия (в часах) | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 192 | ||
Самостоятельная работа (в часах) | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 32 | 192 | ||
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 64 | 64 | 64 | 64 | 64 | 64 | 384 | ||
Вид промежуточной аттестации | | Зачет | | Зачет | | Экзамен | |
2. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Программой по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» предусмотрена мелкогрупповая форма проведения учебных аудиторных занятий и консультаций численностью от 4 до 10 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Недельную учебную нагрузку составляют:
- аудиторные занятия с 1-3 классы – 2 часа в неделю,
- самостоятельная работа с 1-3 классы – 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа включает домашние творческие задания на образное восприятие окружающего мира, на эмоциональное настроение ребенка и по цветовой гамме.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Обоснованием структуры программы являются Федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
пояснительная записка;
форма проведения учебных аудиторных занятий;
методы обучения;
форма и методы контроля, система оценок;
содержание учебного предмета (предполагаемые результаты к уровню подготовки учащихся после каждого года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование», учебно-тематический план для каждого года обучения, включающий сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета);
методическое обеспечение учебного процесса;
список рекомендуемой учебной и методической литературы.
3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
наглядные (показ образцов детских работ прошлых лет, показ творческих работ преподавателя, показ способов изображения и способов мышления при изображении);
словесные (беседа, пояснение, совет в исполнении работы, напоминание).
практический метод (работа в разных техниках).
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания в аудитории и домашние задания, участие детей в конкурсах, олимпиадах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, свойств и возможностей живописных и графических материалов, разнообразных техник).
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.
Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях, к ним относятся индивидуальные просмотры.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме общих просмотров работ учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
По окончании предмета проводится промежуточная аттестация, вид аттестации – экзамен, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование». Учащемуся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 4 часа.
Критерии оценок.
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
Оценка «5» (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
Оценка «4» (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
Оценка «3» (удовлетворительно) – использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
Оценка «5» («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
Оценка «4» («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
Оценка «3» («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
Оценка «5» («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
Оценка «4» («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
Оценка «3» («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения учебных предметов в области изобразительного искусства, таких как «Рисунок», «Композиция», «Живопись».
Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» ориентирована на знакомство с различными видами и жанрами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное, пространственное мышление, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, зрительную память ребенка.
Планируемыми результатами к уровню подготовки учащихся после 1 года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» является приобретение следующих знаний, умений и навыков:
«Графика»:
знание терминологии изобразительного искусства;
первоначальные знания о работе карандашом, красками и другими художественными материалами;
умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
умение видеть пропорции и форму изображаемых предметов окружающего мира;
навыки работы с подготовительными материалами: набросками, эскизами;
навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе и творческой обстановке;
воспитание аккуратности при выполнении работы, бережного отношения к рабочему месту и художественным инструментам;
развитие самостоятельности в приготовлении рабочего места и любви к труду.
«Цветоведение»:
знание терминологии изобразительного искусства;
знание основ цветоведения (основные цвета; выразительные возможности желтого, синего, красного цветов; составные цвета; ахроматические и хроматические цвета и т. д.);
первоначальные знания о работе красками и другими художественными материалами;
умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
навыки анализа цветового строя произведений живописи;
навыки работы с подготовительными материалами: этюдами;
навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе и творческой обстановке;
воспитание аккуратности при выполнении работы, бережного отношения к рабочему месту, художественным инструментам;
развитие самостоятельности в приготовлении рабочего места и любви к труду.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(срок освоения программы 3 года)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
| | | 136 | 68 | 68 |
Раздел «ГРАФИКА» | |||||
1.1 | Тема: «Многообразие линий в природе». Цель: познакомить с пластическим разнообразием линий, понятием «живая линия». Показать характер линий на примере пейзажа (волнистая, ломаная, толстая, тонкая и т.д.). На формате А3 изображаем: горы, реку, облака, солнце. Материал - цветные карандаши.
Домашнее задание: изобразить изученные виды линий (волнистая, ломаная и т.д.) | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.2 | Тема: «Выразительные средства композиции: пятно». Техника работы фломастерами. Цель: познакомить с выразительными возможностями пятна. Изображение деревьев разных пород, с помощью пятна. Материал – фломастеры. Выполнение зарисовок.
Домашнее задание: изображение фруктового дерева. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.3 | Тема: «Выразительные средства композиции: линия». Смешанная техника. Цель: познакомить с выразительными возможностями линии. Выполнение зарисовок. Изображение перьев. Материал - цветные карандаши, фломастеры.
Домашнее задание: изображение языков пламени. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.4 | Тема: «Выразительные средства композиции: точка». Смешанная техника. Цель: познакомить с выразительными возможностями точки. Изображение бабочки с заполнением ее окраски точками. Материал -фломастеры.
Домашнее задание: Изобразить божьих коровок. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Тема: «Композиция». Смешанная техника. Цель: познакомить с понятием композиция в листе на примере изображения домика в лесу. Материал - цветные карандаши, фломастеры.
Домашнее задание: изображение осеннего леса. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.6 | Тема: Кляксография. Цель: познакомить с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата А3, акварели, туши, белой гуаши. Домашняя работа: закрепление материала посредствам рисования пятен (связь формы пятна с образом). | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.7 | Тема: «Фактура». Формат А3 делится на 8 частей, изображается: кора дерева, морская волна, пузырьки, огонь, перо павлина, камешки, цветок, шахматная доска. Цель: Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики.
Домашнее задание: изобразить пенек с грибами. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.8 | Тема: «Выразительные возможности цветных карандашей» Цель: научить работать штрихом и пятном цветными карандашами. Знакомство с цветовыми переходами. Изображение 2-3 птичек (синичка, снегирь и т.д.) на веточке на формате А3. Материал – фломастеры, цветные карандаши.
Домашнее задание: изобразить птичек по представлению разного размера. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.9 | Тема: «Пропорции. Большой – маленький». Цель: научить видеть пропорции. Изображение совы с совенком на формате А3. Материал – цветные карандаши, фломастеры.
Домашнее задание: изобразить домик для сов. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.10 | Тема: «Пушистый образ». Цель: познакомить и показать выразительные возможности угля. Изображение кошек на формате А3. Материал – уголь, мел.
Домашнее задание: зарисовки животных в движении. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1. 11 | Тема: «Лесные жители». Цель: научить изображать форму, обобщая в образ. Изображение на формате А3 семейки ежей на прогулке. Материал - цветные карандаши, фломастеры.
Домашнее задание: портрет ежика. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.12 | Тема: «Жители Арктики» Цель: научить видеть пропорции. Изображение пингвина на формате А3. Материал – цветные карандаши, фломастеры.
Домашнее задание: изображение пингвина на рыбалке. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» | |||||
2.1 | Тема: Вводное творческое задание «Я рисую лето». Цель: Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Техника - гуашь.
Домашнее задание: изобразить время года на выбор. | Урок, беседа, практическая работа. | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Тема: Основные цвета. Выразительные возможности желтого цвета и его оттенков. Цель: познакомить с основными цветами и выразительными возможностями желтого цвета. Изображение зонтика и закрашивание его частей оттенками желтого цвета на формате А3. Техника – гуашь, акварель.
Домашнее задание: изображение ассоциативных образов, которые вызывает желтый цвет. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.3. | Тема: Основные цвета. Выразительные возможности красного цвета и его оттенки. Цель: познакомить с выразительными возможностями красного цвета и его оттенков. Изображение цветов красного цвета на формате А3. Техника – гуашь.
Домашнее задание: изобразить ассоциативных образов, которые вызывает красный цвет. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Тема: Основные цвета. Выразительные возможности синего цвета и его оттенки. Цель: познакомить с выразительными возможностями синего цвета и его оттенков. Изобразить синего кита в море на формате А3. Техника – гуашь.
Домашнее задание: изображение ассоциативных образов, которые вызывает синий цвет. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Тема: Составные цвета. Цель: познакомить с составными цветами. Изображение воздушного шара и закрашивание его сторон основными и составными цветами на формате А3. Техника – гуашь, акварель.
Домашнее задание: изобразить радугу. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.6 | Тема: «Теплые цвета». Цель: знакомство с понятием «теплые цвета». Изображение осеннего леса в виде листиков на формате А3. Техника – акварель, гуашь.
Домашнее задание: изображение осенних листьев по представлению. | Урок, беседа, практическая работа . | 4 | 2 | 2 |
2.7 | Тема: «Холодные цвета». Цель: знакомство с понятием «холодные цвета». Изображение северного сияния на формате А3.Техника – гуашь, акварель.
Домашнее задание: изобразить ассоциативные образы, которые вызывают холодные цвета. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.8 | Тема: «Контрастные цвета. Синий - желто-оранжевый» Цель: знакомство с понятием контраст на примере сочетания синего и желтого цвета. Изображение пустыни на формате А3. Техника – гуашь, акварель.
Домашнее задание: изобразить фрукты оранжевого цвета на синем фонем. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.9 | Тема: Орнамент. Виды орнамента. Цель: знакомство с понятием «орнамент» и его видами. Изображение орнамента в квадрате на формате А3. Техника – гуашь, акварель.
Домашнее задание: создание орнамента из геометрических форм (квадрат, треугольник, круг и т.д.) | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.10 | Тема: «Ахроматические и хроматические цвета». Цель: знакомство с понятиями «ахроматические» и «хроматические» цвета. Изображение рыбок в аквариуме в цветном и черно-белом варианте на формате А3. Техника – гуашь, акварель.
Домашнее задание: изобразить животное, которое имеет окрас черно-белого цвета. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.11 | Тема: «Техника работы акварелью «мазками» на примере работ импрессионистов». Цель: познакомить с техникой работы мазками, развить навыки работы акварелью. Изображение макового поля на формате А3. Техника – акварель. Домашнее задание: изобразить рыбку пятнами. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.12 | Тема: Выразительные особенности белого цвета и его оттенков. Цель: научить составлять оттенки белого цвета, путем смешивания с различными цветами. Изображение Снежного леса. Техника – гуашь. Домашнее задание: изобразить снеговика. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
Общее количество часов за 1 год обучения: 68 часов.
Графика – 34 часа,
Цветоведение – 34 часа.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета ПО.01.УП.01 «Основы изобразительной грамоты и рисование»
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторная нагрузка в часах | Класс/ дата | Класс/ дата |
ГРАФИКА | |||||
1. | Тема: Многообразие линий в природе. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
2. | Тема: «Выразительные средства композиции: пятно». | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
3. | Тема: «Выразительные средства композиции: линия». | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
4. | Тема: «Выразительные средства композиции: точка». | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
5. | Тема: «Композиция». Смешанная техника. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
6. | Тема: Кляксография. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
7. | Тема: «Фактура». | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
8. | Тема: «Выразительные возможности цветных карандашей» | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
9. | Тема: «Пропорции. Большой – маленький». | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
10. | Тема: «Пушистый образ». | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
11. | Тема: «Лесные жители». | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
12. | Тема: «Жители Арктики». | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
ЦВЕТОВЕДЕНИЕ | |||||
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторная нагрузка в часах | Класс/ дата | Класс/ дата |
1. | Тема: Вводное творческое задание «Я рисую осень». | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
2. | Тема: Основные цвета. Выразительные возможности желтого цвета и его оттенков. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
3. | Тема: Основные цвета. Выразительные возможности красного цвета и его оттенки. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
4. | Тема: Основные цвета. Выразительные возможности синего цвета и его оттенки. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
5. | Тема: Составные цвета. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
6. | Тема: «Теплые цвета». | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
7. | Тема: «Холодные цвета». | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | |
8. | Тема: «Контрастные цвета. Синий - желто-оранжевый» | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
9. | Тема: Орнамент. Виды орнамента. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
10. | Тема: «Ахроматические и хроматические цвета». | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
11. | Тема: «Техника работы акварелью «мазками» на примере работ импрессионистов». | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
12. | Тема: Выразительные особенности белого цвета и его оттенков. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
Общее количество часов за 1 год обучения: 68 часов.
Графика – 34 часа,
Цветоведение – 34 часа.
Планируемыми результатами к уровню подготовки учащихся после 2 года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование" являются следующие знания, умения и навыки:
«Графика»:
знание терминологии изобразительного искусства (стилизация, абстракция, текстура, ритм, симметрия, асимметрия, линия горизонта, композиционный центр и т. д.);
понимание характерных особенностей линии, ее пластичности;
знание понятий «линия», «штрих», «пятно» и их практическое применение;
знание основных законов композиции (плановость, композиционный центр, равновесие и т. д.);
навыки работы с подготовительными материалами: набросками, эскизами;
воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы.
«Цветоведение»:
знание основ цветоведения (большой цветовой круг, теплые цвета, холодные цвета, нюанс, локальный цвет, тон и т.д.);
понимание основных характеристик цвета (понятие «насыщенность», «светлота»);
понимание основных законов композиции (плановость, композиционный центр, равновесие и т. д);
знание нетрадиционных живописных приемов;
умение видеть градации цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков;
навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
навыки работы над сложной тематической композицией;
навыки подготовки работ к экспозиции.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(срок освоения программы 3 года)
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | |||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | ||||
| | | 136 | 68 | 68 | |
Раздел «ГРАФИКА» | ||||||
1.1 | Тема: Характерные особенности линий. Цель: познакомить с понятием «пластика» линий и научить применять разные виды линий в зарисовках на примере птиц. Зарисовки птиц в движении на формате А3.
Домашняя работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А3. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
1.2 | Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона. Цель: изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (печенье, плитка шоколада, книга). Домашняя работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.). | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
1.3 | Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Цель: научить сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения – наброска схематичного изображения обуви и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом. Использование формата А3 фломастеров, гелиевых ручек.
Домашняя работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
1.4 | Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Цель: научить сравнивать, преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа. Выполнение зарисовки реального животного и преобразование его в сказочный персонаж (например, косолапый мишка, мышка-норушка). Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек. Домашняя работа: образ героя из детских книг, мультфильмов. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
1.5 | Тема: Текстура Цель: Развить художественные способности, воспитать внимательное отношение к изображаемому объекту и стилизованное представление его в виде рисунка. Выполнение зарисовок ракушек, морских звезд, кораллов на формате А3 . Домашнее задание: изобразить камешки на берегу моря. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
1.6 | Тема: Ритм. Простой, усложненный. Цель: Дать представление о ритмичной композиции, познакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы. Выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. (композиция из цветов, сухих растений и т.д. Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек.
Домашнее задание: изобразить полевые цветы. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
1.7 | Тема: Симметрия. Пятно. Цель: Познакомить с понятием «симметрия». Закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции. Выполнение зарисовок насекомых. Использование формата А3, гелиевых ручек, фломастеров. Домашнее задание: вырезание симметричного изображения из бумаги. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
1.8 | Тема: Асимметрия. Цель: познакомить с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (чайник, ваза). Использование формата А3, гелиевых ручек, фломастеров. Домашнее задание: придумать и изобразить асимметричный чайник. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
1.9 | Тема: Линия горизонта. Цель: познакомить с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование цветных карандашей, фломастеров, формата А4. Домашнее задание: изобразить предметы ниже уровня глаз. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
1.10 | Тема: Декоративный образ. Цель: показать способ стилизации цветка. Творческое задание: придумать фантастический цветок в объеме и его стилизовать. Использование формата А3, гелиевой ручки, фломастеров. Домашнее задание: | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
1.11 | Тема: Буквица. «Веселая азбука» Цель: познакомить с буквицей, как элементом книжной графики. Воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы. Творческое задание: придумать и изобразить первую букву имени и придумать к ней образ. Использование формата А3, фломастеров, цветных карандашей, гелиевых ручек. Домашнее задание: придумать образ к изображенной букве. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
Раздел «Цветоведение» | ||||||
2.1 | Тема: Цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета Цель: познакомить с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Изобразить в технике пуантилизм основные и составные, дополнительные цвета в виде круга. Использование формата А3, гуашь. Домашняя работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
2.2 | Тема: Цветовые растяжки. Цель: познакомить с понятием «насыщенность» и «светлота» цвета. Изображение гусеницы с помощью растяжки теплого и холодного цвета на выбор с добавлением черной и белой краски. Домашнее задание: изобразить в такой манере крылья стрекозы. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
2.3 | Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Цель: познакомить с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюда в технике пуантелизм (например, подсолнухи в вазе). Использование формата А3, акварели или гуаши. Домашняя работа: выполнить композицию на тему ягоды земляники в траве. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
2.4 | Тема: Цвет в тоне. Цель: познакомить с понятием «тон». Выполнение эскиза (например, кошка играет с клубком ниток, цыплята на лужайке). Использование формата А3, акварели. Домашняя работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
2.5 | Тема: Выразительные особенности черного цвета. Цель: познакомить с выразительными возможностями черного цвета. Выполнение ахроматической композиции (например, кот под луной). Использование формата А3, гуаши черной и белой. Домашнее задание: творческая работа по заданной теме, закрепление материала. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
2.6 | Тема: Локальный цвет и его оттенки. Цель: научить видеть градации цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе). Использование формата А3, акварели или гуаши. Домашняя работа: упражнение «лоскутное одеяло» выполнить гуашью или акварелью. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
2.7 | Тема: Плановость. Цель: познакомить с некоторыми законами композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А3, акварели или гуаши. Домашняя работа: выполнить пейзаж на тему «Осень», «Лето». | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
2.8 | Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент Цель: Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А3, акварели или гуаши. Домашняя работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
2.9 | Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Цель: научить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, кувшин и апельсин). Использование формата А3, акварели или акварели. Домашняя работа: фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная форма (кубик, домик). | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 | |
2.10 | Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Цель: познакомить с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.). Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А3, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Домашняя работа: закрепление изученного материала выполнение композиции «Золотая рыбка». | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 | |
2.11 | Тема: Творческая композиция Цель: научить работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», « Дом путешественника», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А3, акварели, гуаши, туши, кружев, гелиевых ручек и др. Домашняя работа: закрепление материала, выполнение композиции «Дом художника». | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
Общее количество часов за 2 год обучения: 68 часов.
Графика – 34 часа,
Цветоведение – 34 часа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторная нагрузка в часах | Класс/ дата | Класс/ дата | ||||
1 Раздел «Графика» | |||||||||
1. | Тема: Характерные особенности линий. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
2. | Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
3. | Тема: Стилизация. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
4. | Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
5. | Тема: Текстура | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
6. | Тема: Ритм. Простой, усложненный. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
7. | Тема: Симметрия. Пятно. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
8. | Тема: Асимметрия. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
9. | Тема: Линия горизонта. Плановость. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
10. | Тема: Декоративный образ. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
11. | Тема: Буквица. «Веселая азбука» | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
2 Раздел «Цветоведение» | |||||||||
1. | Тема: Цветовой круг. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
2. | Тема: Цветовые растяжки. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
3. | Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
4. | Тема: Цвет в тоне. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
5. | Тема: Выразительные особенности черного цвета. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
6. | Тема: Локальный цвет и его оттенки. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
7. | Тема: Плановость. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
8. | Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
9. | Тема: Условный объем. Освещенность предметов. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
10. | Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
11. | Тема: Творческая композиция | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
Общее количество часов за 2 год обучения: 68 часов.
Графика – 34 часа,
Цветоведение – 34 часа.
Планируемыми результатами к уровню подготовки учащихся после 3 года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование", являются следующие
знания, умения и навыки:
«Графика»:
знание различных видов изобразительного искусства;
знание основных жанров изобразительного искусства;
знание терминологии изобразительного искусства;
знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;
знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
умение выбирать колористические решения в зарисовках, набросках;
«Цветоведение»:
знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.);
знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;
умение выбирать колористические решения в этюдах;
умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
навыки передачи формы, характера предмета;
навыки подготовки работ к экспозиции;
навыки работы в творческой атмосфере;
наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности;
наличие у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, которые позволят в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(срок освоения программы 3 года)
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
| | | 136 | 68 | 68 |
Раздел «ГРАФИКА» | |||||
1.1 | Тема: Равновесие. Цель: Знакомство с понятием равновесная композиция. Выполнение равновесной композиции из 5 предметов. Использование формата А4 (А3), гелиевой ручки, черного фломастера. Домашняя работа: равновесная композиция из цветной бумаги. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.2 | Тема: Статика. Динамика. Цель: Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиции из 4-5 фигур: 1. статичной 2. динамичной. Использование формата А4 (А3), фломастер. Домашняя работа: выполнение аппликации на тему статичная и динамичная композиция. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
1.3 | Тема: Силуэт. Цель: знакомство с понятием «силуэт». Изучение сложных силуэтов. Выполнение композиции черное на белом или белого на черном (рыбки в аквариуме, птички на ветке) на формате А3. Материал – тушь, белая гуашь. Домашняя работа: создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.4 | Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Цель: Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата А3, черного фломастера. Домашняя работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.5 | Тема: Пластика животных. Цель: продолжение знакомства с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А3, гелиевой ручки. Домашняя работа: выполнение модели животного из пластилина. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.6 | Тема: Техника работы фломастерами (цветными карандашами). Цель: научить стилизовать живые формы. Выполнение эскиза (например, образ времени года, образ из сказки 12 месяцев). Использование формата А3, цветных карандашей, фломастеров. Домашняя работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.). | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.7 | Тема: Пластика человека. Цель: знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»). Использование формата А3, гелиевой ручки, фломастеров. Домашняя работа: изображение людей в движении. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.8 | Тема: Графическая композиция. Цель: дать представление о работе над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка). Использование формата А3, гелиевых ручек, цветных карандашей. Домашняя работа: выполнение композиционных поисков для творческой работы на тему «Баба Яга». | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
1.10 | Тема: Графическая композиция. Цель: продолжение знакомства с последовательностью работы над сложной графической композицией. Выполнение композиции на тему «В окне и за окном» Использование формата А3, гелиевых ручек, цветных карандашей. Домашняя работа: выполнение композиционных поисков для творческой работы. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
Раздел «Цветоведение» | |||||
2.1 | Тема: Что такое цвет. Цель: Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели. Домашняя работа: выполнение абстрактной аппликации из цветной бумаги (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.). | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.2 | Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Цель: Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А3, акварели. Домашняя работа: копирование образцов, предложенных преподавателем. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии Цель: знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Закрепление знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Волшебный цветок», «Золотая рыбка»). Использование формата А3, акварели или гуаши. Домашняя работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.4 | Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов Цель: изучение понятия «цветовая гармония». Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра на формате А3. Техника - гуашь. Домашняя работа: изучение рекламной продукции. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Тема: Смешанная техника. Цель: научить целесообразно, использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Космос») Использование формата А3, акварели, цветных контуров, гелиевых ручек и др. Домашняя работа: изобразить морозные узоры. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.6 | Тема: Цвет в музыке. Цель: изучить способы абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А3, акварели. Домашняя работа: прослушивание шедевров классической музыки. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | 2 | 2 |
2.7 | Тема: Психология цвета. Цель: познакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.). Использование формата А3, материалов на выбор (гуашь, акварель). Домашняяя работа: сочинение сказки о цветах и красках и создание к ней иллюстрации. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.8 | Тема: Тематическая композиция. Цель: изучить способы работы над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «Моя семья»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель). Домашняя работа: выполнение композиционных поисков на тему «День рождения». | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.9 | Тема: Тематическая композиция. Цель: продолжение знакомства с последовательностью работы над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Человек и животное»). Использование формата размера А3, материалов на выбор (гуашь, акварель). Домашняя работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков. | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.10 | Тема: Тематическая композиция. Цель: продолжение знакомства с последовательностью работы над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата А3, материалы на выбор (гуашь, акварель). Домашняя работа: выполнение композиционных поисков на тему «Волшебство закулис». | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
2.11 | Тема: Тематическая композиция. Цель: научить создавать завершенную сложную тематическую композицию. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата А3, материалов на выбор (гуашь, акварель). Домашняя работа: выполнение композиционных поисков «Остров сокровищ». | Урок, беседа, практическая работа | 8 | 4 | 4 |
Общее количество часов за 3 год обучения:
Графика – 34часа,
Цветоведение – 34 часа.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Аудиторная нагрузка в часах | Класс/ дата | Класс/ дата | ||||
1 Раздел «Графика» | |||||||||
1. | Тема: Равновесие. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
2. | Тема: Статика. Динамика. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
3. | Тема: Силуэт. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
4. | Тема: Шахматный прием в декоративной графике.
| Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
5. | Тема: Пластика животных. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
6. | Тема: Техника работы фломастерами (цветными карандашами). | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
7. | Тема: Пластика человека. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
8. | Тема: Графическая композиция. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
9. | Тема: Графическая композиция. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
2 Раздел «Цветоведение» | |||||||||
1. | Тема: Что такое цвет. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
2. | Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
3. | Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
4. | Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
5. | Тема: Смешанная техника. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
6. | Тема: Цвет в музыке. | Урок, беседа, практическая работа | 2 | | | ||||
7. | Тема: Психология цвета. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
8. | Тема: Тематическая композиция. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
9. | Тема: Тематическая композиция. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
10. | Тема: Тематическая композиция. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | | ||||
11. | Тема: Тематическая композиция. | Урок, беседа, практическая работа | 4 | | |
Общее количество часов за 3 год обучения: 68 часов.
Графика – 34 часа,
Цветоведение – 34 часа.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Также педагогу важно показывать свой опыт в изобразительном искусстве и демонстрировать личные творческие работы учащимся, рассказывая, как он рисует и в каком жанре изобразительного искусства. Такой метод помогает приобщить учащихся к прекрасному, привлечет интерес к саморазвитию.
Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах и олимпиадах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов, творческих заданий), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Средства обучения
материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985
Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1984. - 319 с., ил.
Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998
Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010
Интернет- ресурсы
http://izo-art-orel.ru/ МБУ ДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел»
https://bdshi.vlg.muzkult.ru/ МБУ ДО «Белозерская ШИ»