Авторская программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»

1
0
Материал опубликован 27 November 2021 в группе


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Е. М. Беляева»





Предметная область

ПО.01 «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

И РИСОВАНИЕ»

ПО.01.УП.01.


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ЖИВОПИСЬ»






Срок реализации – 3 года.
















Клинцы, 2021 г.

«Одобрено»

Педагогическим Советом МБУДО

«ДШИ им. Е. М. Беляева»

Протокол №

От «____»_____________ 20____года

«Утверждаю»

Директор МБУДО «ДШИ

им. Е. М. Беляева»

___________________Н.Б. Байдакова

От «____»_____________ 20____года






Разработчик – Крупеня Анна Валерьевна, преподаватель художественного отделения МБУДО «ДШИ им. Е. М. Беляева», г. Клинцы Брянской области



Рецензент – Безносенко Лариса Петровна, член Союза педагогов – художников, преподаватель высшей квалификационной категории художественного отделения МБУДО «ДШИ им. Е. М. Беляева», г. Клинцы Брянской области


Рецензент – Хропко Галина Сергеевна, преподаватель профессиональных дисциплин, высшей квалификационной категории

ГАПОУ «Клинцовский индустриально-педагогический колледж»


















Структура программы учебного предмета

«Основы изобразительной грамоты и рисование»:

Пояснительная записка……………………………………………………4

Характеристика учебного предмета, его роль в образовательном процессе………………………………………………………………...4

Цели и задачи учебного предмета…………………………………… 5

Срок реализации программы………………………………………….7

Объем учебного времени, график промежуточной аттестации………………………………………………………………8

Форма проведения учебных аудиторных занятий……………………...8

Методы обучения………………………………………………………….9

Форма и методы контроля, система оценок…………………………….10

Содержание учебного предмета…………………………………………12

Учебный план 1 год обучения………………………………………..14

Учебный план 2 год обучения………………………………………..28

Учебный план 3 года обучения………………………………………43

Методическое обеспечение учебного процесса………………………..56

Список литературы………………………………………………………58













1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» (далее – Программа) предназначена для обучающихся художественного отделения МБУДО «Детская школа искусств им. Е. М. Беляева» (далее - ДШИ).

Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» разработана в соответствии Федеральных государственных требований и срокам обучения по программе (далее – ФГТ), утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 156 и «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры РФ от 09.02.2012 № 86.

Программа разработана с учетом обеспечения преемственности настоящей программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов предпрофессионой программы «Живопись». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Особенностью программы «Основы изобразительной грамоты и рисование» является знакомство с базовыми навыками рисования и изобразительного искусства, а также формирование на основе этого у детей младшего школьного возраста первоначальных знаний, умений и навыков для дальнейшего освоения предпрофессиональных образовательных программ в области живописи и изобразительного искусства.

Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета.

Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Цели учебного предмета

«Основы изобразительной грамоты и рисование»:

выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;

формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, развитие кругозора мышления.

образование понимания у детей младшего школьного возраста основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

развитие у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.



Задачи учебного предмета

«Основы изобразительной грамоты и рисование»:

Образовательные задачи:

понимание элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, пропорциональности, композиции в листе, линии горизонта и т.д.);

упорядочение знаний о свойствах и возможностях живописных и графических материалов (художественно-эстетических свойствах цвета, основных закономерностей создания цветового строя);

образование стойкого интереса к многообразию техник в живописи и графике;

приобретение детьми знаний, умений, навыков о последовательности ведения живописной и графической работы, умения видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

формирование собственного видения при анализе своей творческой работы, а также работ других учащихся при помощи просмотров (индивидуальных, общих).

Развивающие задачи:

развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, воображения, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, наблюдательности, образного и объемно - пространственного мышления);

расширение кругозора, содействие всестороннему, гармоничному развитию личности;

умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

получение детьми опыта творческой деятельности;

формирование способности к творческому раскрытию, саморазвитию;

приобщение детей к духовным и культурным ценностям России и других народов мира;

развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

Воспитательные задачи:

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;

образование эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости к прекрасному;

формирование общей культуры учащихся;

развитие ответственности, активности, творческой инициативы, самостоятельности в приготовлении рабочего места;

вырабатывание аккуратности при выполнении работы, внимания, усидчивости и любви к труду;

воспитание чувства товарищества, отзывчивости и дружелюбия.

Срок реализации учебного предмета.

Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» для детей, поступивших в первый класс в возрасте с 6,6 до 9 лет, составляет 3 года (с 1-го по 3-й классы) в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» с 8(9) - летним сроком обучения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета:

- максимальная учебная нагрузка - 384 часа.

- самостоятельная работа - 192 часа.

- аудиторные занятия - 192 часа.




Объем учебного времени, вид учебной работы

и график промежуточной аттестации.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации


Всего часов

Классы

1

2

3


Полугодия

1


2

3

4

5

6


Аудиторные занятия (в часах)

32

32

32

32

32

32

192

Самостоятельная работа (в часах)

32

32

32

32

32

32

192

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

64

64

64

64

64

64

384

Вид промежуточной аттестации


Зачет


Зачет


Экзамен



2. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Программой по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» предусмотрена мелкогрупповая форма проведения учебных аудиторных занятий и консультаций численностью от 4 до 10 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Недельную учебную нагрузку составляют:

- аудиторные занятия с 1-3 классы – 2 часа в неделю,

- самостоятельная работа с 1-3 классы – 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа включает домашние творческие задания на образное восприятие окружающего мира, на эмоциональное настроение ребенка и по цветовой гамме.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»


Обоснованием структуры программы являются Федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

пояснительная записка;

форма проведения учебных аудиторных занятий;

методы обучения;

форма и методы контроля, система оценок;

содержание учебного предмета (предполагаемые результаты к уровню подготовки учащихся после каждого года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование», учебно-тематический план для каждого года обучения, включающий сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета);

методическое обеспечение учебного процесса;

список рекомендуемой учебной и методической литературы.


3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

наглядные (показ образцов детских работ прошлых лет, показ творческих работ преподавателя, показ способов изображения и способов мышления при изображении);

словесные (беседа, пояснение, совет в исполнении работы, напоминание).

практический метод (работа в разных техниках).

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания в аудитории и домашние задания, участие детей в конкурсах, олимпиадах);

исследовательские (исследование свойств бумаги, свойств и возможностей живописных и графических материалов, разнообразных техник).

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК.

Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях, к ним относятся индивидуальные просмотры.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в форме общих просмотров работ учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.

По окончании предмета проводится промежуточная аттестация, вид аттестации – экзамен, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование». Учащемуся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 4 часа.



Критерии оценок.

Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).

«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.

Оценка «5» (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;

Оценка «4» (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;

Оценка «3» (удовлетворительно) – использование готового решения (срисовывание с образца).

«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).

Оценка «5» («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;

Оценка «4» («хорошо») - имеются незначительные ошибки;

Оценка «3» («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.

«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.

Оценка «5» («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;

Оценка «4» («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);

Оценка «3» («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения учебных предметов в области изобразительного искусства, таких как «Рисунок», «Композиция», «Живопись».

Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» ориентирована на знакомство с различными видами и жанрами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное, пространственное мышление, воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, зрительную память ребенка.

Планируемыми результатами к уровню подготовки учащихся после 1 года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» является приобретение следующих знаний, умений и навыков:

«Графика»:

знание терминологии изобразительного искусства;

первоначальные знания о работе карандашом, красками и другими художественными материалами;

умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

умение видеть пропорции и форму изображаемых предметов окружающего мира;

навыки работы с подготовительными материалами: набросками, эскизами;

навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе и творческой обстановке;

воспитание аккуратности при выполнении работы, бережного отношения к рабочему месту и художественным инструментам;

развитие самостоятельности в приготовлении рабочего места и любви к труду.

«Цветоведение»:

знание терминологии изобразительного искусства;

знание основ цветоведения (основные цвета; выразительные возможности желтого, синего, красного цветов; составные цвета; ахроматические и хроматические цвета и т. д.);

первоначальные знания о работе красками и другими художественными материалами;

умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

навыки анализа цветового строя произведений живописи;

навыки работы с подготовительными материалами: этюдами;

навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе и творческой обстановке;

воспитание аккуратности при выполнении работы, бережного отношения к рабочему месту, художественным инструментам;

развитие самостоятельности в приготовлении рабочего места и любви к труду.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(срок освоения программы 3 года)

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




136

68

68


Раздел «ГРАФИКА»


1.1

Тема: «Многообразие линий в природе».

Цель: познакомить с пластическим разнообразием линий, понятием «живая линия».

Показать характер линий на примере пейзажа (волнистая, ломаная, толстая, тонкая и т.д.). На формате А3 изображаем: горы, реку, облака, солнце.

Материал - цветные карандаши.

t1638023309aa.jpg

Домашнее задание: изобразить изученные виды линий (волнистая, ломаная и т.д.)

Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.2

Тема: «Выразительные средства композиции: пятно». Техника работы фломастерами.

Цель: познакомить с выразительными возможностями пятна.

Изображение деревьев разных пород, с помощью пятна.

Материал – фломастеры.

Выполнение зарисовок.

t1638023309ab.png

Домашнее задание: изображение фруктового дерева.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.3

Тема: «Выразительные средства композиции: линия». Смешанная техника.

Цель: познакомить с выразительными возможностями линии. Выполнение зарисовок.

Изображение перьев. Материал - цветные карандаши, фломастеры.

t1638023309ac.jpg

Домашнее задание: изображение языков пламени.

Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.4

Тема: «Выразительные средства композиции: точка». Смешанная техника.

Цель: познакомить с выразительными возможностями точки.

Изображение бабочки с заполнением ее окраски точками. Материал -фломастеры.

t1638023309ad.jpg

Домашнее задание: Изобразить божьих коровок.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.5

Тема: «Композиция». Смешанная техника.

Цель: познакомить с понятием композиция в листе на примере изображения домика в лесу.

Материал - цветные карандаши, фломастеры.

t1638023309ae.jpg

Домашнее задание: изображение осеннего леса.



Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

1.6

Тема: Кляксография.

Цель: познакомить с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата А3, акварели, туши, белой гуаши.

t1638023309af.jpg


Домашняя работа: закрепление материала посредствам рисования пятен (связь формы пятна с образом).

Урок,

беседа,

практическая работа


4

2

2

1.7

Тема: «Фактура».

Формат А3 делится на 8 частей, изображается: кора дерева, морская волна, пузырьки, огонь, перо павлина, камешки, цветок, шахматная доска.

Цель: Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики.

t1638023309ag.jpg


Домашнее задание: изобразить пенек с грибами.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.8

Тема: «Выразительные возможности цветных карандашей»

Цель: научить работать штрихом и пятном цветными карандашами. Знакомство с цветовыми переходами.

Изображение 2-3 птичек (синичка, снегирь и т.д.) на веточке на формате А3.

Материал – фломастеры, цветные карандаши.

t1638023309ah.jpg

Домашнее задание: изобразить птичек по представлению разного размера.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.9

Тема: «Пропорции. Большой – маленький».

Цель: научить видеть пропорции.

Изображение совы с совенком на формате А3.

Материал – цветные карандаши, фломастеры.

t1638023309ai.jpg

Домашнее задание: изобразить домик для сов.

Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

1.10

Тема: «Пушистый образ».

Цель: познакомить и показать выразительные возможности угля.

Изображение кошек на формате А3. Материал – уголь, мел.

t1638023309aj.jpg

Домашнее задание: зарисовки животных в движении.

Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

1. 11

Тема: «Лесные жители».

Цель: научить изображать форму, обобщая в образ.

Изображение на формате А3 семейки ежей на прогулке. Материал - цветные карандаши, фломастеры.

t1638023309ak.jpg


Домашнее задание: портрет ежика.

Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

1.12

Тема: «Жители Арктики»

Цель: научить видеть пропорции.

Изображение пингвина на формате А3. Материал – цветные карандаши, фломастеры.

t1638023309al.jpg

Домашнее задание: изображение пингвина на рыбалке.


Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия


2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»


2.1

Тема: Вводное творческое задание «Я рисую лето».

Цель: Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок.

Техника - гуашь.

t1638023309am.jpg

Домашнее задание: изобразить время года на выбор.


Урок,

беседа,

практическая работа.

4

2

2

2.2

Тема: Основные цвета. Выразительные возможности желтого цвета и его оттенков.

Цель: познакомить с основными цветами и выразительными возможностями желтого цвета.

Изображение зонтика и закрашивание его частей оттенками желтого цвета на формате А3. Техника – гуашь, акварель.

t1638023309an.jpg

Домашнее задание: изображение ассоциативных образов, которые вызывает желтый цвет.

Урок,

беседа,

практическая работа


4

2

2

2.3.

Тема: Основные цвета. Выразительные возможности красного цвета и его оттенки.

Цель: познакомить с выразительными возможностями красного цвета и его оттенков.

Изображение цветов красного цвета на формате А3. Техника – гуашь.

t1638023309ao.jpg

Домашнее задание: изобразить ассоциативных образов, которые вызывает красный цвет.

Урок,

беседа, практическая работа

4

2

2

2.4

Тема: Основные цвета. Выразительные возможности синего цвета и его оттенки.

Цель: познакомить с выразительными возможностями синего цвета и его оттенков.

Изобразить синего кита в море на формате А3. Техника – гуашь.

t1638023309ap.jpg

Домашнее задание: изображение ассоциативных образов, которые вызывает синий цвет.


Урок,

беседа,

практическая работа


4

2

2

2.5

Тема: Составные цвета.

Цель: познакомить с составными цветами.

Изображение воздушного шара и закрашивание его сторон основными и составными цветами на формате А3. Техника – гуашь, акварель.

t1638023309aq.jpg

Домашнее задание: изобразить радугу.

Урок,

беседа,

практическая работа


4

2

2


2.6

Тема: «Теплые цвета».

Цель: знакомство с понятием «теплые цвета».

Изображение осеннего леса в виде листиков на формате А3.

Техника – акварель, гуашь.

t1638023309ar.jpg

Домашнее задание: изображение осенних листьев по представлению.

Урок,

беседа,

практическая работа

.


4


2


2

2.7

Тема: «Холодные цвета».

Цель: знакомство с понятием «холодные цвета».

Изображение северного сияния на формате А3.Техника – гуашь, акварель.

t1638023309as.jpg

Домашнее задание:

изобразить ассоциативные образы, которые вызывают холодные цвета.


Урок,

беседа,

практическая работа


4

2

2

2.8

Тема: «Контрастные цвета. Синий - желто-оранжевый»

Цель: знакомство с понятием контраст на примере сочетания синего и желтого цвета.

Изображение пустыни на формате А3. Техника – гуашь, акварель.

t1638023309at.png

Домашнее задание: изобразить фрукты оранжевого цвета на синем фонем.

Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

2.9

Тема: Орнамент. Виды орнамента.

Цель: знакомство с понятием «орнамент» и его видами.

Изображение орнамента в квадрате на формате А3. Техника – гуашь, акварель.

t1638023309au.jpg

Домашнее задание: создание орнамента из геометрических форм (квадрат, треугольник, круг и т.д.)


Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

2.10

Тема: «Ахроматические и хроматические цвета».

Цель: знакомство с понятиями «ахроматические» и «хроматические» цвета.

Изображение рыбок в аквариуме в цветном и черно-белом варианте на формате А3. Техника – гуашь, акварель.

t1638023309av.jpg

Домашнее задание: изобразить животное, которое имеет окрас черно-белого цвета.

Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

2.11

Тема: «Техника работы акварелью «мазками» на примере работ импрессионистов».

Цель: познакомить с техникой работы мазками, развить навыки работы акварелью.

Изображение макового поля на формате А3. Техника – акварель.

t1638023309aw.jpg

Домашнее задание: изобразить рыбку пятнами.


Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4

2.12

Тема: Выразительные особенности белого цвета и его оттенков.

Цель: научить составлять оттенки белого цвета, путем смешивания с различными цветами.

Изображение Снежного леса.

Техника – гуашь.

t1638023309ax.jpg

Домашнее задание: изобразить снеговика.

Урок,

беседа,

практическая работа


8

4

4


Общее количество часов за 1 год обучения: 68 часов.

Графика – 34 часа,

Цветоведение – 34 часа.











КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного предмета ПО.01.УП.01 «Основы изобразительной грамоты и рисование»

1 год обучения


Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия


Аудиторная нагрузка в часах


Класс/ дата


Класс/ дата

ГРАФИКА

1.

Тема: Многообразие линий в природе.


Урок,

беседа,

практическая работа


2



2.

Тема: «Выразительные средства композиции: пятно».


Урок,

беседа,

практическая работа

2



3.

Тема: «Выразительные средства композиции: линия».


Урок,

беседа,

практическая работа

2



4.

Тема: «Выразительные средства композиции: точка».


Урок,

беседа,

практическая работа

2



5.

Тема: «Композиция». Смешанная техника.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



6.

Тема: Кляксография.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



7.

Тема: «Фактура».


Урок,

беседа,

практическая работа

2



8.

Тема: «Выразительные возможности цветных карандашей»


Урок,

беседа,

практическая работа

2



9.

Тема: «Пропорции. Большой – маленький».


Урок,

беседа,

практическая работа

4



10.

Тема: «Пушистый образ».


Урок,

беседа,

практическая работа

4



11.

Тема: «Лесные жители».


Урок,

беседа,

практическая работа

4



12.

Тема: «Жители Арктики».


Урок,

беседа,

практическая работа

4



ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Аудиторная нагрузка в часах

Класс/

дата

Класс/

дата

1.

Тема: Вводное творческое задание «Я рисую осень».


Урок,

беседа,

практическая работа

2



2.

Тема: Основные цвета. Выразительные возможности желтого цвета и его оттенков.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



3.

Тема: Основные цвета. Выразительные возможности красного цвета и его оттенки.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



4.

Тема: Основные цвета. Выразительные возможности синего цвета и его оттенки.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



5.

Тема: Составные цвета.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



6.

Тема: «Теплые цвета».


Урок,

беседа,

практическая работа

2



7.

Тема: «Холодные цвета».


Урок,

беседа,

практическая работа

2



8.

Тема: «Контрастные цвета. Синий - желто-оранжевый»


Урок,

беседа,

практическая работа

4



9.

Тема: Орнамент. Виды орнамента.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



10.

Тема: «Ахроматические и хроматические цвета».


Урок,

беседа,

практическая работа

4



11.

Тема: «Техника работы акварелью «мазками» на примере работ импрессионистов».


Урок,

беседа,

практическая работа

4



12.

Тема: Выразительные особенности белого цвета и его оттенков.

Урок,

беседа,

практическая работа

4




Общее количество часов за 1 год обучения: 68 часов.

Графика – 34 часа,

Цветоведение – 34 часа.


Планируемыми результатами к уровню подготовки учащихся после 2 года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование" являются следующие знания, умения и навыки:

«Графика»:

знание терминологии изобразительного искусства (стилизация, абстракция, текстура, ритм, симметрия, асимметрия, линия горизонта, композиционный центр и т. д.);

понимание характерных особенностей линии, ее пластичности;

знание понятий «линия», «штрих», «пятно» и их практическое применение;

знание основных законов композиции (плановость, композиционный центр, равновесие и т. д.);

навыки работы с подготовительными материалами: набросками, эскизами;

воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы.

«Цветоведение»:

знание основ цветоведения (большой цветовой круг, теплые цвета, холодные цвета, нюанс, локальный цвет, тон и т.д.);

понимание основных характеристик цвета (понятие «насыщенность», «светлота»);

понимание основных законов композиции (плановость, композиционный центр, равновесие и т. д);

знание нетрадиционных живописных приемов;

умение видеть градации цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков;

навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

навыки работы над сложной тематической композицией;

навыки подготовки работ к экспозиции.








УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(срок освоения программы 3 года)

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




136

68

68

Раздел «ГРАФИКА»


1.1

Тема: Характерные особенности линий.

Цель: познакомить с понятием «пластика» линий и научить применять разные виды линий в зарисовках на примере птиц.

Зарисовки птиц в движении на формате А3.

t1638023309ay.jpg

Домашняя работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А3.

Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.2

Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.

Цель: изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (печенье, плитка шоколада, книга).


t1638023309az.jpg

Домашняя работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.3

Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную.

Цель: научить сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную.

Выполнение упражнения – наброска схематичного изображения обуви и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.

Использование формата А3 фломастеров, гелиевых ручек.

t1638023309ba.jpg

Домашняя работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

1.4

Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную.

Цель: научить сравнивать, преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.

Выполнение зарисовки реального животного и преобразование его в сказочный персонаж (например, косолапый мишка, мышка-норушка).

Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек. t1638023309bb.jpg


t1638023309bc.jpg

Домашняя работа: образ героя из детских книг, мультфильмов.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

1.5

Тема: Текстура

Цель: Развить художественные способности, воспитать внимательное отношение к изображаемому объекту и стилизованное представление его в виде рисунка.

Выполнение зарисовок ракушек, морских звезд, кораллов на формате А3 .

t1638023309bd.jpg

Домашнее задание: изобразить камешки на берегу моря.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.6

Тема: Ритм. Простой, усложненный.

Цель: Дать представление о ритмичной композиции, познакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы. Выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. (композиция из цветов, сухих растений и т.д. Использование формата А3, фломастеров, гелиевых ручек.

t1638023309be.png

Домашнее задание: изобразить полевые цветы.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

1.7

Тема: Симметрия. Пятно.

Цель: Познакомить с понятием «симметрия». Закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.

Выполнение зарисовок насекомых. Использование формата А3, гелиевых ручек, фломастеров.

t1638023309bf.jpg

t1638023309bg.jpg

Домашнее задание: вырезание симметричного изображения из бумаги.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.8

Тема: Асимметрия.

Цель: познакомить с понятием «асимметрия», асимметрия в природе.

Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (чайник, ваза). Использование формата А3, гелиевых ручек, фломастеров.

t1638023309bh.jpg

Домашнее задание: придумать и изобразить асимметричный чайник.

Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

1.9

Тема: Линия горизонта.

Цель: познакомить с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование цветных карандашей, фломастеров, формата А4.

t1638023309bi.jpg

Домашнее задание: изобразить предметы ниже уровня глаз.

Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

1.10

Тема: Декоративный образ.

Цель: показать способ стилизации цветка.

Творческое задание: придумать фантастический цветок в объеме и его стилизовать. Использование формата А3, гелиевой ручки, фломастеров.

t1638023309bj.jpg

Домашнее задание:


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

1.11

Тема: Буквица. «Веселая азбука»

Цель: познакомить с буквицей, как элементом книжной графики.

Воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы.

Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы.

Творческое задание: придумать и изобразить первую букву имени и придумать к ней образ.

Использование формата А3, фломастеров, цветных карандашей, гелиевых ручек.

t1638023309bk.jpg

Домашнее задание: придумать образ к изображенной букве.

Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4


Раздел «Цветоведение»


2.1

Тема: Цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета

Цель: познакомить с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами.

Изобразить в технике пуантилизм основные и составные, дополнительные цвета в виде круга.

Использование формата А3, гуашь.

t1638023309bl.jpg

Домашняя работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.2

Тема: Цветовые растяжки.

Цель: познакомить с понятием «насыщенность» и «светлота» цвета.

Изображение гусеницы с помощью растяжки теплого и холодного цвета на выбор с добавлением черной и белой краски.t1638023309bm.png


Домашнее задание: изобразить в такой манере крылья стрекозы.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.3

Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета.

Цель: познакомить с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок».

Выполнение этюда в технике пуантелизм (например, подсолнухи в вазе).

Использование формата А3, акварели или гуаши.

t1638023309bn.jpg

Домашняя работа: выполнить композицию на тему ягоды земляники в траве.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.4

Тема: Цвет в тоне.

Цель: познакомить с понятием «тон».

Выполнение эскиза (например, кошка играет с клубком ниток, цыплята на лужайке).

Использование формата А3, акварели.

t1638023309bo.jpg

Домашняя работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.5

Тема: Выразительные особенности черного цвета.

Цель: познакомить с выразительными возможностями черного цвета.

Выполнение ахроматической композиции (например,

кот под луной). Использование формата А3, гуаши черной и белой.

t1638023309bp.jpg

Домашнее задание: творческая работа по заданной теме, закрепление материала.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.6

Тема: Локальный цвет и его оттенки.

Цель: научить видеть градации цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).

Использование формата А3, акварели или гуаши.

t1638023309bq.jpg

Домашняя работа: упражнение «лоскутное одеяло» выполнить гуашью или акварелью.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.7

Тема: Плановость.

Цель: познакомить с некоторыми законами композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А3, акварели или гуаши.

t1638023309br.jpg

Домашняя работа: выполнить пейзаж на тему «Осень», «Лето».


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.8

Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент

Цель: Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А3, акварели или гуаши.

t1638023309bs.jpg

Домашняя работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.9

Тема: Условный объем. Освещенность предметов.

Цель: научить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, кувшин и апельсин). Использование формата А3, акварели или акварели.

t1638023309bt.jpg

Домашняя работа: фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная форма (кубик, домик).


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.10

Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов.

Цель: познакомить с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник.

Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).

Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака).

t1638023309bu.png

Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). + раздувание («лунные цветы»).

t1638023309bv.jpgИспользование формата А3, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

Домашняя работа: закрепление изученного материала выполнение композиции «Золотая рыбка».


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.11

Тема: Творческая композиция

Цель: научить работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», « Дом путешественника», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А3, акварели, гуаши, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

t1638023309bw.jpg

Домашняя работа: закрепление материала, выполнение композиции «Дом художника».


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4


Общее количество часов за 2 год обучения: 68 часов.

Графика – 34 часа,

Цветоведение – 34 часа.






















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия


Аудиторная нагрузка в часах


Класс/ дата


Класс/ дата

1 Раздел «Графика»

1.

Тема: Характерные особенности линий.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



2.

Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



3.

Тема: Стилизация.

Урок,

беседа,

практическая работа

4



4.

Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



5.

Тема: Текстура


Урок,

беседа,

практическая работа

2



6.

Тема: Ритм. Простой, усложненный.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



7.

Тема: Симметрия. Пятно.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



8.

Тема: Асимметрия.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



9.

Тема: Линия горизонта. Плановость.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



10.

Тема: Декоративный образ.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



11.

Тема: Буквица. «Веселая азбука»


Урок,

беседа,

практическая работа

4




2 Раздел «Цветоведение»


1.

Тема: Цветовой круг.

Урок,

беседа,

практическая работа

2



2.

Тема: Цветовые растяжки.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



3.

Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



4.

Тема: Цвет в тоне.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



5.

Тема: Выразительные особенности черного цвета.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



6.

Тема: Локальный цвет и его оттенки.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



7.

Тема: Плановость.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



8.

Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



9.

Тема: Условный объем. Освещенность предметов.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



10.

Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



11.

Тема: Творческая композиция


Урок,

беседа,

практическая работа

4




Общее количество часов за 2 год обучения: 68 часов.

Графика – 34 часа,

Цветоведение – 34 часа.



Планируемыми результатами к уровню подготовки учащихся после 3 года освоения учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование", являются следующие

знания, умения и навыки:

«Графика»:

знание различных видов изобразительного искусства;

знание основных жанров изобразительного искусства;

знание терминологии изобразительного искусства;

знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;

знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.

умение выбирать колористические решения в зарисовках, набросках;

«Цветоведение»:

знание основных выразительных средств изобразительного искусства;

знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.);

знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе;

умение выбирать колористические решения в этюдах;

умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.

умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.

навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

навыки передачи формы, характера предмета;

навыки подготовки работ к экспозиции;

навыки работы в творческой атмосфере;

наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;

наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности;

наличие у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, которые позволят в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(срок освоения программы 3 года)

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия




136

68

68


Раздел «ГРАФИКА»



1.1

Тема: Равновесие.

Цель: Знакомство с понятием равновесная композиция.

Выполнение равновесной композиции из 5 предметов.

Использование формата А4 (А3), гелиевой ручки, черного фломастера.

t1638023309bx.jpg

Домашняя работа: равновесная композиция из цветной бумаги.




Урок,

беседа,

практическая работа


4


2


2


1.2


Тема: Статика. Динамика.

Цель: Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиции из 4-5 фигур:

1. статичной

2. динамичной.

Использование формата А4 (А3), фломастер.

t1638023309by.png

Домашняя работа: выполнение аппликации на тему статичная и динамичная композиция.



Урок,

беседа,

практическая работа


4


2


2


1.3

Тема: Силуэт.

Цель: знакомство с понятием «силуэт». Изучение сложных силуэтов.

Выполнение композиции черное на белом или белого на черном (рыбки в аквариуме, птички на ветке) на формате А3. Материал – тушь, белая гуашь.

t1638023309bz.png

Домашняя работа: создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке). Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера.


Урок,

беседа,

практическая работа


8


4


4


1.4

Тема: Шахматный прием в декоративной графике.

Цель: Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата А3, черного фломастера.

t1638023309ca.png

Домашняя работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.

Урок,

беседа,

практическая работа


8


4


4


1.5

Тема: Пластика животных.

Цель: продолжение знакомства с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А3, гелиевой ручки.

t1638023309cb.jpg

Домашняя работа: выполнение модели животного из пластилина.


Урок,

беседа,

практическая работа


8


4


4

1.6

Тема: Техника работы фломастерами (цветными карандашами).

Цель: научить стилизовать живые формы. Выполнение эскиза (например, образ времени года, образ из сказки 12 месяцев). Использование формата А3, цветных карандашей, фломастеров.

t1638023309cc.jpg

Домашняя работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).

Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4


1.7

Тема: Пластика человека.

Цель: знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).

Использование формата А3, гелиевой ручки, фломастеров.

t1638023309cd.jpg

Домашняя работа: изображение людей в движении.


Урок,

беседа,

практическая работа


8


4


4


1.8

Тема: Графическая композиция.

Цель: дать представление о работе над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).

Использование формата А3, гелиевых ручек, цветных карандашей.

t1638023309ce.jpg

Домашняя работа: выполнение композиционных поисков для творческой работы на тему «Баба Яга».


Урок,

беседа,

практическая работа


8


4


4


1.10

Тема: Графическая композиция.

Цель: продолжение знакомства с последовательностью работы над сложной графической композицией. Выполнение композиции на тему «В окне и за окном» Использование формата А3, гелиевых ручек, цветных карандашей.

t1638023309cf.jpg

Домашняя работа: выполнение композиционных поисков для творческой работы.

Урок,

беседа,

практическая работа


8


4


4


Раздел «Цветоведение»



2.1

Тема: Что такое цвет.

Цель: Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.

t1638023309cg.jpg

Домашняя работа: выполнение абстрактной аппликации из цветной бумаги (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).


Урок,

беседа,

практическая работа


4


2


2

2.2

Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном.

Цель: Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А3, акварели.

t1638023309ch.jpg

Домашняя работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.3

Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии

Цель: знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Закрепление знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Волшебный цветок», «Золотая рыбка»).

Использование формата А3, акварели или гуаши.

t1638023309ci.jpg

Домашняя работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.4

Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов

Цель: изучение понятия «цветовая гармония». Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра на формате А3. Техника - гуашь.

t1638023309cj.jpg

Домашняя работа: изучение рекламной продукции.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.5

Тема: Смешанная техника.

Цель: научить целесообразно, использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Космос»)

Использование формата А3, акварели, цветных контуров, гелиевых ручек и др.

t1638023309ck.jpg

Домашняя работа: изобразить морозные узоры.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.6

Тема: Цвет в музыке.

Цель: изучить способы абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А3, акварели.t1638023309cl.jpg

Домашняя работа: прослушивание шедевров классической музыки.


Урок,

беседа,

практическая работа

4

2

2

2.7

Тема: Психология цвета.

Цель: познакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера.

Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.).

Использование формата А3, материалов на выбор (гуашь, акварель).

t1638023309cm.jpg

Домашняяя работа: сочинение сказки о цветах и красках и создание к ней иллюстрации.


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.8

Тема: Тематическая композиция.

Цель: изучить способы работы над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «Моя семья»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).

t1638023309cn.jpg

Домашняя работа: выполнение композиционных поисков на тему «День рождения».


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.9

Тема: Тематическая композиция.

Цель: продолжение знакомства с последовательностью работы над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Человек и животное»).

Использование формата размера А3, материалов на выбор (гуашь, акварель).

t1638023309co.jpg

Домашняя работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.10

Тема: Тематическая композиция.

Цель: продолжение знакомства с последовательностью работы над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата А3, материалы на выбор (гуашь, акварель).

t1638023309cp.jpg

Домашняя работа: выполнение композиционных поисков на тему «Волшебство закулис».

Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4

2.11

Тема: Тематическая композиция.

Цель: научить создавать завершенную сложную тематическую композицию. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата А3, материалов на выбор (гуашь, акварель).

t1638023309cq.jpg

Домашняя работа: выполнение композиционных поисков «Остров сокровищ».


Урок,

беседа,

практическая работа

8

4

4


Общее количество часов за 3 год обучения:

Графика – 34часа,

Цветоведение – 34 часа.





















КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия


Аудиторная нагрузка в часах


Класс/ дата


Класс/ дата

1 Раздел «Графика»

1.


Тема: Равновесие.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



2.


Тема: Статика. Динамика.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



3.


Тема: Силуэт.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



4.


Тема: Шахматный прием в декоративной графике.

Урок,

беседа,

практическая работа

4



5.

Тема: Пластика животных.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



6.


Тема: Техника работы фломастерами (цветными карандашами).

Урок,

беседа,

практическая работа

4



7.


Тема: Пластика человека.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



8.


Тема: Графическая композиция.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



9.


Тема: Графическая композиция.


Урок,

беседа,

практическая работа

4




2 Раздел «Цветоведение»


1.

Тема: Что такое цвет.

Урок,

беседа,

практическая работа

2



2.

Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном

Урок,

беседа,

практическая работа

2



3.

Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии


Урок,

беседа,

практическая работа

4



4.

Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов


Урок,

беседа,

практическая работа

2



5.

Тема: Смешанная техника.


Урок,

беседа,

практическая работа

2



6.

Тема: Цвет в музыке.

Урок,

беседа,

практическая работа

2



7.


Тема: Психология цвета.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



8.

Тема: Тематическая композиция.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



9.

Тема: Тематическая композиция.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



10.

Тема: Тематическая композиция.


Урок,

беседа,

практическая работа

4



11.

Тема: Тематическая композиция.


Урок,

беседа,

практическая работа

4




Общее количество часов за 3 год обучения: 68 часов.

Графика – 34 часа,

Цветоведение – 34 часа.



6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.

Методические рекомендации преподавателям

Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Также педагогу важно показывать свой опыт в изобразительном искусстве и демонстрировать личные творческие работы учащимся, рассказывая, как он рисует и в каком жанре изобразительного искусства. Такой метод помогает приобщить учащихся к прекрасному, привлечет интерес к саморазвитию.

Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно - выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах и олимпиадах).

Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

Самостоятельная работа учащихся

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов, творческих заданий), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Средства обучения

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);

демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996

Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983

Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985

Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» - М.: Просвещение, 1984. - 319 с., ил.

Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977

Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985

Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

Учебная литература

Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009

Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008

Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998

Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009

Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010



Интернет- ресурсы

http://izo-art-orel.ru/ МБУ ДО «Орловская детская школа изобразительных искусств и ремесел»

https://bdshi.vlg.muzkult.ru/ МБУ ДО «Белозерская ШИ»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.