12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Геннадьевна1100
Преподаватель художественного отделения МОУ ДО «Обуховская ДШИ» (Высшая квалификационная категория). Преподаватель «Живописи» в КГПК, факультет дизайна. Образование высшее , профессиональное, КГПК ХГФ, НТГСПА,ХГФ.
Россия, Свердловская обл., Камышлов
5

План–конспект урока основы изобразительной грамоты в 3 классе «Наскальная живопись»



План – конспект урока

Основы изобразительной грамоты - 3 класс ДШИ.

На тему: Наскальная живопись.(первобытный художник)

 Автор: Лабазина М.Г. преподаватель «Основ изобразительной грамоты», «Живописи», «Рисунка», «Цветоведения».

Цель: Способствовать формированию представлений учащихся о первобытной наскальной живописи, о её особенностях, а также познакомить с условиями возникновения древнего искусства, его значением для жизни человека.

Задачи:

1Способствовать формированию представлений учащихся, об истории развития наскальной живописи, рассмотрение наскальных рисунков как способа самовыражения первобытных людей.

2Способствовать развитию умения учащихся последовательно работать над живописной композицией, а также умения отбирать выразительные средства, материалы в соответствии с идеей.

3 Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

4Развитие умений работы живописными материалами, по различной основе, (рисование по стене, по бумаге)

5 Способствовать развитию творческой фантазии, а так же эстетического вкуса и культуры труда.

Оборудование для учителя: оформление доски. Репродукции наскальной живописи, таблицы (колорит как выразительное средство композиции), работы учащихся.

Оборудование для учащихся:, Листы для эскизов, формат А3, художественные материалы, гуашь кисти.

Тема рассчитана на два урока ,проводилась в двух классах, с небольшим изменением итогового задания: в 1классе учащимся было предложено создание изображения по теме на стене класса(с учетом стиля классного оформления), во 2 классе за неимением такой возможности работа проводилась на бумаге.

 

Зрительный ряд.

Работы детей, копии первобытных произведений, «Художественная культура первобытного общества»; Голова лошади Пещера Нио, Франция; Лошадь Пещера Ляско, Франция; Каменный козел Пещера Нио, Франция и другие репродукции наскальной живописи различных культур (Раненный бизон нападает на человека Ласкаукс, Франция, алжирские женщины)и.т.д

Источник: Журнал "Тонос" © ( http://tonos.ru ) Рисунки из пещеры ШОВЕ

mif- medyza.ru

Ход урока.

1. Организационный момент (2 минут).

2. Вводная беседа по теме урока. (3 минут).

3. Сообщение новых знаний (15 минут).

4 Беседа с учащимися. (3минут)

4. Закрепление материала, Практическая работа (25- 30 минут).

5.Обьяснение домашнего задания. Подведение итогов (2 минут).

I Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.


 

IIВведение в новую тему.

Ребята, сегодня мы отправимся в далекое путешествие на нашей машине времени, в древние далекие времена, когда на земле только начал развиваться человек, и одним из его излюбленных занятий было изображение окружающего. Представьте, что место нашего класса появились стены первобытных пещер, а за ними не улицы шумного города, а дикие животные и древние люди.

Поэтому сегодня мы с вами можем называться путешественниками во времени. Но не смотря на опасность, постарайтесь внимательно слушать меня как экскурсовода, и запомнить многое о наскальной живописи и жизни первобытных людях.


 


 


 

III Сообщение новых знаний

На стоянках людей запылали костры. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей.

В суровые, холодные зимы людям помогло выжить то, что они изобрели новые орудия труда, одежду и жилища. Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди научились строить землянки и шалаши из жердей и шкур крупных животных.

Еще 150 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создающие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!». И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков.

Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многих были найдены произведения первобытного искусства.

Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней – быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, попавшего в ловушку. И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве.
Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.
Древнейшие рисунки очень загадочны. В них многое не понятно. На стене одной из пещер изображена такая сцена. Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзенный острым копьем. Рядом с человеком длинный предмет с острым копьем. Прочь уходит могучий носорог. Что все это значит? Есть ли у вас варианты ответа?

(предположения учащихся)

Существуют и другие загадки. Зачем художники помещали свои рисунки в малодоступных для обозрения местах? Почему создавали их в глубине темных пещер, куда не проникают лучи солнца. Для чего изображали раненых или попавших в ловушки зверей?(варианты учащихся)

Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений, хищных зверей. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, почему сверкает молния и загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей. Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует сверхъестественная власть. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте.

Многие ученые считают, что изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах. Разгадать смысл и назначение пещерной живописи ученым помогли наблюдения за племенами, главными занятиями которых еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя, обитающее в Австралии, совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

 

IV Беседа с учащимися

Ребята, расскажите, пожалуйста, что такое наскальная живопись?

Кто выполнял наскальные рисунки, и когда? Что такое «Звериный стиль»?

Какие животные населяли Землю много лет назад, в то время, когда жил первобытный человек?

Кто первый нашел наскальный рисунок? Какие материалы, цвета для рисования использовали первобытные художники?

Какое назначение данных наскальных изображений?(предположения учащихся , свои варианты ответа не представленные в изложенном материале)

V Закрепление материала.

Практическая работа.

Задание.

1 Выполнение собственного наскального рисунка, разработка сюжета из жизни первобытного человека, используя стилизацию изображения. (на листе покрытого цветовой гаммой близкой к пещерной фактуре, техника монотипия) ( для класса МОУДОД, тема на 2 урока)

2 Возможно выполнение копии с репродукции наскального рисунка.

Подумайте, пожалуйста, над расположением листа бумаги (вертикаль, горизонталь).

Закрыв глаза, представьте, как вы расположите все то, что хотите изобразить в своей работе. (При необходимости можно попросить несколько детей рассказать, что они представили, что они желают изобразить).

Начинаем работать, каждый из вас создает свою работу, ваша работа не должна быть похожа на работу вашего соседа. Не забудьте, каждый дает название своей работе.


 

Практическая работа.

Индивидуальная работа с учащимися.

Помощь при изображении и переносе эскиза на стену.(ДШИ№1)

VI Подведение итогов урока.

На доску вывешиваются результаты деятельности учащихся.

Просмотр результатов рисунков выполненных на стене, выявление соответствия с созданными эскизами, нахождение плюсов и минусов соответствия и несоответствия.(ДШИ№1)

Давайте посмотрим на наши работы, и скажем, что мы сегодня изображали. Что нового вы сегодня узнали.(МОУДОД)

Спросить несколько детей о сюжете их произведения.

 Понравились ли вам работы других художников, объясните почему.

VII Объяснение домашнего задания.

Найдите и постарайтесь зарисовать некоторые репродукции изображения наскальной живописи, используя различные информационные источники.

Литература

1 Алёхова Вера Николаевна, Урок – беседа,Издательский дом "Первое сентября", М.,2003

2Грушевщкая ТТ., Гузик М.А., СадохинА.П. Словарь по мировой художе ственной культуре. - М.: Академия, 2002.

3Журнал "Тонос" © ( http://tonos.ru )

4Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.

5Сокольникова Н. М. – Основы рисунка. – М; Титул. –1996

6Сокольникова Н. М. - Основы живописи, - М; Титул, 1996

7 mif- medyza.ru

Приложение №1

Зарисовки со скалы в Центральном Казахстане

 

Наскальные рисунки из Ласкаукса, Франция.

 

Источник: Журнал "Тонос" © ( http://tonos.ru )

Приложение№2

сточник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru) Изображение людей

Ласкаукса, Франция.

С доисторических времён художники создавали изображения, которые будут замечены другими и сохранены. Так было во всех частях света. Эти наскальные рисунки из Ласкаукса, Франция.

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru)

 

Приложение №3

Палеолитическая Научно-исследовательская лаборатория Наскальных рисунков. Франция

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru)

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru)

Приложение №4

 

Раненный бизон нападает на человека, примерно 15000-10000 лет до н.э., Длина бизона примерно 110 см. Ласкаукс, Франция

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru)

 

Приложение №5

зображение датировано примерно 27 000 годом до н.э. Изображает четырёх мужчин, окружающих женщин. Обратите внимание на человека, смотрящего на это из какой-то коробки.

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru)

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru) Алжирские женщины

 

Приложение№6

 

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru) Животные

Источник: Журнал "Тонос" © (http://tonos.ru)

наскальная живопись
PPTX / 47.73 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.