Авторская программа по дополнительному образованию «Волшебный сундучок»
Авторская программа по дополнительному образованию
«Волшебный сундучок»
Возраст обучающихся 5–6 лет
Срок реализации – 1 год
Автор программы:
Педагог дополнительного образования
Безобразова Т.В.
Санкт – Петербург
2022
Содержание
№ | Наименование раздела | Страница |
1. | Целевой раздел | 2 |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.1.1 | Цели и задачи реализации программы | 2 |
1.1.2 | Актуальность программы | 2 |
1.1.3 | Принципы реализации программы | 4 |
1.1.4 | Возрастные особенности детей 5-6 лет | 4 |
1.1.5 | Методы реализации программы | 5 |
1.2 | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
2. | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Учебный план | 6 |
2.2 | Содержание программы | 6 |
2.3 | Перспективное планирование | 7 |
2.4 | Структура творческого занятия | 7 |
2.5 | Взаимодействие в работе специалистов | 8 |
2.6 | Взаимодействие с родителями | 8 |
3. | Организационный момент | 9 |
3.1 | Материально–техническое обеспечение программы | 9 |
3.2 | Календарный учебный график | 9 |
4. | Оценочные и методические материалы | 10 |
4.1. | Методическая литература | 10 |
4.2 | Технологии | 11 |
5. | Приложение N 1 | 12 |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок» (далее – Программа) имеет художественную направленность и способствует развитию воображения, фантазии и творческих способностей детей 5-6 лет. В программе используется комплексный, личностный и системно - деятельный подход к развитию детей.
Цели и задачи реализации программы
Цель: создание творческой среды для развития творческих способностей у дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать умения в знакомых техниках рисования (рисование пальчиками, тычком полусухой кистью), лепке, аппликации,
Способствование целостному развитию творческой деятельности и самовыражению ребенка, его индивидуальности.
Совершенствование владения техниками художественной выразительности.
Развивающие:
Развивать умения в общении со взрослыми, со сверстниками, умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца.
Прививать детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить.
Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству, аккуратность и культуру общения.
Актуальность программы
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Новизна данной программы состоит в идее творчества как неотъемлемой части благоприятного развития ребенка и предполагает развитие творческого потенциала и специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Творя, дети находят пути к внутренним знаниям и учатся формулировать их. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.
Принципы реализации программы
Принцип индивидуальности предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей ребенка и возможности освоения им программы на разных этапах ее реализации.
Принцип доступности (изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать к дальнейшей деятельности).
Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений и навыков.
Принцип активности, самостоятельности, творчества осуществляется в учете видов деятельности присущей определенному возрасту, позволять ребенку проявлять самостоятельность, инициативу, уверенность в своих действиях.
Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка направлен на создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.
Возрастные особенности развития творческих способностей
5-6 лет
Ребенок может передавать основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Ребенок может наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет. У ребенка 5-6 лет начало формирование умения организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Ребенок может рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
Методы реализации программы
Наглядные:
- наглядно–зрительные приемы (показ техники выполнения творческих заданий);
- непосредственная помощь педагога при затруднениях.
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практические:
- самостоятельное выполнение инструкции.
Планируемые результаты освоения программы
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе продуктивной деятельности, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Содержательный раздел
Учебный план
Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся с сентября по май:
- в старшей группе: 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут – 28 занятий, общее количество академических часов в год – 28 ч.
Учебный план
№ | Название темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 1 часа |
2. | Основные техники работы с художественными материалами | 5 часов |
3. | Основные техники работы с пластичным материалом | 4 часа |
4. | Основные техники работы с бумагой и аппликацией | 12 часов |
5. | Основные техники работы с материалами декоративно–прикладного творчества | 5 часов |
6. | Заключительное занятие | 1 час |
Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство с правилами поведения в объединении. Правила техники безопасности на занятиях.
Основные техники работы с бумагой и аппликацией.
Обучение классическому оригами – складывание фигурок из бумаги без применения клея и ножниц; аппликация из полосок цветной бумаги (закрепление умения резать полоску бумаги по прямой и составление изображения из частей, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали); объемная аппликация из салфеток
Основные техники работы с художественными материалами.
Изготовление работ в следующих техниках: монотипия предметная и монотипия пейзажная, ниткография или «изонить» – это техника рисования нитками, граттаж.
Основные техники работы с пластичным материалом.
Знакомство детей с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»; создание композиции в технике «пуантилизм», продолжать знакомить с техникой пластилинография.
Заключительное занятие.
Подведение итогов. Изготовление заключительной работы.
Перспективное планирование
Месяц | Средство художественной выразительности | Основные задачи |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | Вводное занятие. Основные техники работы с художественными материалами. Основные техники работы с пластичным материалом. | Ознакомление со структурой занятия. Освоение таких техник как: пластилинография, пуантилизм, монотипия предметная, монотипия пейзажная, рисование с элементами оригами. |
Декабрь, январь, февраль | Основные техники работы с материалами декоративно – прикладного творчества Основные техники работы с бумагой и аппликацией. | Аппликация из полосок цветной бумаги; объемная аппликация из салфеток; техника оригами |
Март, апрель, май | Основные техники работы с художественными материалами, нетрадиционные техники рисования. | Ниткография, рисование мятой бумагой, граттаж |
Структура творческого занятия
В структуру творческого занятия входит объяснение алгоритма действий и создание творческого продукта с использованием современных техник изготовления продуктов декоративно – прикладного творчества. Способ организации детей в творческой группе зависит от поставленной цели и задачи каждого занятия и техники декоративно – прикладного творчества, осваиваемую на конкретном занятии.
На занятиях используются два основных способа организации детей: групповая и индивидуальная.
Методика составления творческого занятия состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части детям показывается заранее изготовленный педагогом творческий продукт, после чего происходит знакомство детей с материалом, необходимым для изготовления такого продукта. В основной части пошагово дается алгоритм изготовления представленной ранее работы. Дети, следуя инструкции педагога, создают поделку. В заключительной части педагог подводит итог занятия, обращая внимание детей на получившийся результат.
Для эмоционального комфорта на протяжении занятия используется спокойное фоновое музыкальное сопровождение.
2.5. Взаимодействие в работе специалистов
Взаимодействие в работе специалистов строится на основе консультации с педагогами дошкольного образовательного учреждения и её методиста по вопросам оригинальности программы дополнительного образования и отсутствия пересечения её содержания с образовательной программой дошкольного образования.
2.6. Взаимодействие с родителями
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс совместной работы с родителями включает:
1. Ознакомление родителей с программой дополнительного образования «Волшебный сундучок» её целями и задачами.
2. Консультации родителей по вопросам организации занятий, их проведении, длительности, уровню формирования навыков мелкой моторики, зрительно–моторной координации, воображения, творческого самовыражения воспитанников.
3. «День открытых дверей» для родителей с просмотром творческих занятий.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия кружка «Волшебный сундучок» проходят в комнате, оборудованной необходимым количеством столов и стульев для детей разного роста и возрастных групп.
Материально–техническое обеспечение кружка «Волшебный сундучок» включает разного рода материалы в необходимом количестве, закупаемые по необходимости, исходя из количества детей и техники изготовления творческого продукта.
Список необходимых материалов:
бумага для черчения и рисования;
белый и цветной картон;
цветная бумага односторонняя;
газеты;
краски акварельные, гуашь;
цветные и простые карандаши, фломастеры;
стирательная резинка;
клей ПВА; клей – карандаш;
кисточки для клея и красок;
безопасные ножницы;
салфетки;
восковые мелки;
нить в клубке.
Календарный учебный график
При организации дополнительных платных образовательных услуг установлена последовательность и продолжительность деятельности детей в соответствии с требованиями СанпиН 2.4.1.3049-13. п.11.9-11.13. Продолжительность образовательной деятельности составляет для детей: 5-6 лет – не более 25 минут. Срок реализации программы 9 месяцев (сентябрь-май).
Оценочные и методические материалы
Учебно-методический комплекс:
- наличие утвержденной программы;
- наглядный материал: репродукции и иллюстрации по темам;
- образцы рисунков;
- образцы изделий.
Методическая литература
А. Никитина: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий Издательство: Каро, 2016 г.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр.
Денисова М.Ю. Чудесные ладошки. Развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. — Мозырь: Белый ветер, 2011. - 45 с.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. - №4. – 2008. – 21-29; №5 – 2008. – 3 – 13.
Екатерина Румянцева «Весёлые уроки рисования» Москва «Айрис –Пресс» 2016г.
Митителло К. Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.
Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников, 2011.
Технологии
Основные применяемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамические физкультминутки, музыкально–ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности также снижает утомляемость ребенка.
- Личностно – ориентированное обучение предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждения интереса детей к знаниям. На занятии создается спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.
- Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей. Игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию художественно-творческих навыков, занимательные упражнения, даже подвижные игры.
- Информационные технологии применятся для возможности наглядно увидеть материал в виде презентации на экране проектора, также используется для проведения дидактических игр. Использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей и их творческие способности.
Приложение № 1
К дополнительной общеразвивающей программе
«Волшебный сундучок»
Диагностическая карта
№ | Фамилия и имя ребенка | Умение владеть нетрадицион-ными техниками | Умение создавать узнаваемый образ, соответствие пропорций | Владеет приемами работы с бумагой | Использует разные способы и приемы рисования | Использует разные способы и приемы лепки | Проявление самостоя-тельности | Стремление к творческой деятельности | |||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
3 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
4 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
5 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
6 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
7 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
8 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
9 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
10 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
11 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
12 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
13 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
14 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
15 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
16 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
17 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
18 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
19 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||
20 | | | | | | | | | | | | | | | |
Результаты диагностики уровня развития детей
1. НИЗКИЙ - ребенок пассивен в работе.
2. СРЕДНИЙ - ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
3. ВЫСОКИЙ - ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий.
| детей | % | |||
Высокий уровень | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Средний уровень | | | | | |
Низкий уровень | | | | |