12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безобразова Татьяна Владимировна23
Россия



















Авторская программа по дополнительному образованию

«Волшебный сундучок»



Возраст обучающихся 5–6 лет

Срок реализации – 1 год











Автор программы:

Педагог дополнительного образования

Безобразова Т.В.









Санкт – Петербург

t1662560787aa.gif2022


Содержание

Наименование раздела

Страница

1.

Целевой раздел

2

1.1

Пояснительная записка

2

1.1.1

Цели и задачи реализации программы

2

1.1.2

Актуальность программы

2

1.1.3

Принципы реализации программы

4

1.1.4

Возрастные особенности детей 5-6 лет

4

1.1.5

Методы реализации программы

5

1.2

Планируемые результаты освоения программы

5

2.

Содержательный раздел

6

2.1

Учебный план

6

2.2

Содержание программы

6

2.3

Перспективное планирование

7

2.4

Структура творческого занятия

7

2.5

Взаимодействие в работе специалистов

8

2.6

Взаимодействие с родителями

8

3.

Организационный момент

9

3.1

Материально–техническое обеспечение программы

9

3.2

Календарный учебный график

9

4.

Оценочные и методические материалы


10

4.1.

Методическая литература


10

4.2

Технологии


11

5.

Приложение N 1

12



Целевой раздел

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок» (далее – Программа) имеет художественную направленность и способствует развитию воображения, фантазии и творческих способностей детей 5-6 лет. В программе используется комплексный, личностный и системно - деятельный подход к развитию детей.


Цели и задачи реализации программы


Цель: создание творческой среды для развития творческих способностей у дошкольников 5-6 лет.


Задачи:


Образовательные:

Совершенствовать умения в знакомых техниках рисования (рисование пальчиками, тычком полусухой кистью), лепке, аппликации,

Способствование целостному развитию творческой деятельности и самовыражению ребенка, его индивидуальности.

Совершенствование владения техниками художественной выразительности.


Развивающие:

Развивать умения в общении со взрослыми, со сверстниками, умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца.

Прививать детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить.


Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству, аккуратность и культуру общения.


Актуальность программы



Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Новизна данной программы состоит в идее творчества как неотъемлемой части благоприятного развития ребенка и предполагает развитие творческого потенциала и специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Творя, дети находят пути к внутренним знаниям и учатся формулировать их. Искусство соединяет первичный мир воображения ребенка с актуальным миром, в который он погружается.


Принципы реализации программы

Принцип индивидуальности предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных потребностей ребенка и возможности освоения им программы на разных этапах ее реализации.

Принцип доступности (изучаемый материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать к дальнейшей деятельности).

Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений и навыков.

Принцип активности, самостоятельности, творчества осуществляется в учете видов деятельности присущей определенному возрасту, позволять ребенку проявлять самостоятельность, инициативу, уверенность в своих действиях.

Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка направлен на создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.


Возрастные особенности развития творческих способностей

5-6 лет


Ребенок может передавать основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Ребенок может наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет. У ребенка 5-6 лет начало формирование умения организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Ребенок может рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.


Методы реализации программы

Наглядные:

- наглядно–зрительные приемы (показ техники выполнения творческих заданий);

- непосредственная помощь педагога при затруднениях.


Словесные:

- объяснения, пояснения, указания;

- рассказ, беседа;

- словесная инструкция.


Практические:

- самостоятельное выполнение инструкции.


Планируемые результаты освоения программы

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе продуктивной деятельности, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию самоконтроля.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.



Содержательный раздел

Учебный план

Программа рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся с сентября по май:

- в старшей группе: 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут – 28 занятий, общее количество академических часов в год – 28 ч.

Учебный план


Название темы

Количество часов

1.

Вводное занятие

1 часа

2.

Основные техники работы с художественными материалами

5 часов

3.

Основные техники работы с пластичным материалом

4 часа

4.

Основные техники работы с бумагой и аппликацией

12 часов

5.

Основные техники работы с материалами декоративно–прикладного творчества

5 часов

6.

Заключительное занятие

1 час



Содержание программы

Вводное занятие.

Знакомство с правилами поведения в объединении. Правила техники безопасности на занятиях.

Основные техники работы с бумагой и аппликацией.

Обучение классическому оригами – складывание фигурок из бумаги без применения клея и ножниц; аппликация из полосок цветной бумаги (закрепление умения резать полоску бумаги по прямой и составление изображения из частей, правильно располагать части аппликации, аккуратно наклеивать детали); объемная аппликация из салфеток

Основные техники работы с художественными материалами.

Изготовление работ в следующих техниках: монотипия предметная и монотипия пейзажная, ниткография или «изонить» – это техника рисования нитками, граттаж.

Основные техники работы с пластичным материалом.

Знакомство детей с нетрадиционным течением в живописи - «пуантилизмом»; создание композиции в технике «пуантилизм», продолжать знакомить с техникой пластилинография.

Заключительное занятие.

Подведение итогов. Изготовление заключительной работы.

Перспективное планирование

Месяц

Средство художественной выразительности

Основные задачи

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Вводное занятие.

Основные техники работы с художественными материалами.

Основные техники работы с пластичным материалом.

Ознакомление со структурой занятия.

Освоение таких техник как: пластилинография, пуантилизм, монотипия предметная, монотипия пейзажная, рисование с элементами оригами.

Декабрь, январь, февраль

Основные техники работы с материалами декоративно – прикладного творчества

Основные техники работы с бумагой и аппликацией.

Аппликация из полосок цветной бумаги; объемная аппликация из салфеток; техника оригами

Март, апрель,

май

Основные техники работы с художественными материалами, нетрадиционные техники рисования.

Ниткография, рисование мятой бумагой, граттаж



Структура творческого занятия

В структуру творческого занятия входит объяснение алгоритма действий и создание творческого продукта с использованием современных техник изготовления продуктов декоративно – прикладного творчества. Способ организации детей в творческой группе зависит от поставленной цели и задачи каждого занятия и техники декоративно – прикладного творчества, осваиваемую на конкретном занятии.

На занятиях используются два основных способа организации детей: групповая и индивидуальная.

Методика составления творческого занятия состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части детям показывается заранее изготовленный педагогом творческий продукт, после чего происходит знакомство детей с материалом, необходимым для изготовления такого продукта. В основной части пошагово дается алгоритм изготовления представленной ранее работы. Дети, следуя инструкции педагога, создают поделку. В заключительной части педагог подводит итог занятия, обращая внимание детей на получившийся результат.

Для эмоционального комфорта на протяжении занятия используется спокойное фоновое музыкальное сопровождение.


2.5. Взаимодействие в работе специалистов

Взаимодействие в работе специалистов строится на основе консультации с педагогами дошкольного образовательного учреждения и её методиста по вопросам оригинальности программы дополнительного образования и отсутствия пересечения её содержания с образовательной программой дошкольного образования.


2.6. Взаимодействие с родителями

Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.

Процесс совместной работы с родителями включает:

1. Ознакомление родителей с программой дополнительного образования «Волшебный сундучок» её целями и задачами.

2. Консультации родителей по вопросам организации занятий, их проведении, длительности, уровню формирования навыков мелкой моторики, зрительно–моторной координации, воображения, творческого самовыражения воспитанников.

3. «День открытых дверей» для родителей с просмотром творческих занятий.



3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы


Занятия кружка «Волшебный сундучок» проходят в комнате, оборудованной необходимым количеством столов и стульев для детей разного роста и возрастных групп.

Материально–техническое обеспечение кружка «Волшебный сундучок» включает разного рода материалы в необходимом количестве, закупаемые по необходимости, исходя из количества детей и техники изготовления творческого продукта.

Список необходимых материалов:

бумага для черчения и рисования;

белый и цветной картон;

цветная бумага односторонняя;

газеты;

краски акварельные, гуашь;

цветные и простые карандаши, фломастеры;

стирательная резинка;

клей ПВА; клей – карандаш;

кисточки для клея и красок;

безопасные ножницы;

салфетки;

восковые мелки;

нить в клубке.


Календарный учебный график


При организации дополнительных платных образовательных услуг установлена последовательность и продолжительность деятельности детей в соответствии с требованиями СанпиН 2.4.1.3049-13. п.11.9-11.13. Продолжительность образовательной деятельности составляет для детей: 5-6 лет – не более 25 минут. Срок реализации программы 9 месяцев (сентябрь-май).



Оценочные и методические материалы


Учебно-методический комплекс:

- наличие утвержденной программы;

- наглядный материал: репродукции и иллюстрации по темам;

- образцы рисунков;

- образцы изделий.



Методическая литература



А. Никитина: Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий Издательство: Каро, 2016 г.


Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.



Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скриптория-2003» 2011, 72 стр.



Денисова М.Ю. Чудесные ладошки. Развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. — Мозырь: Белый ветер, 2011. - 45 с.



Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности// Ребенок в детском саду. - №4. – 2008. – 21-29; №5 – 2008. – 3 – 13.



Екатерина Румянцева «Весёлые уроки рисования» Москва «Айрис –Пресс» 2016г.



Митителло К. Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.



Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников, 2011.



Технологии


Основные применяемые технологии:


- Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамические физкультминутки, музыкально–ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности также снижает утомляемость ребенка.


- Личностно – ориентированное обучение предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждения интереса детей к знаниям. На занятии создается спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.


- Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей. Игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию художественно-творческих навыков, занимательные упражнения, даже подвижные игры.


- Информационные технологии применятся для возможности наглядно увидеть материал в виде презентации на экране проектора, также используется для проведения дидактических игр. Использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей и их творческие способности.



















Приложение № 1

К дополнительной общеразвивающей программе

«Волшебный сундучок»




Диагностическая карта






Фамилия и имя ребенка


Умение

владеть нетрадицион-ными

техниками



Умение создавать узнаваемый образ,

соответствие пропорций


Владеет приемами работы с бумагой

Использует

разные

способы и

приемы

рисования


Использует разные способы и приемы лепки


Проявление самостоя-тельности


Стремление к творческой деятельности

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к


1

















2

















3

















4

















5

















6

















7

















8

















9

















10

















11

















12

















13

















14

















15

















16

















17

















18

















19

















20


















Результаты диагностики уровня развития детей

1. НИЗКИЙ - ребенок пассивен в работе.

2. СРЕДНИЙ - ребенку нравиться выполнять задания. Ребенок допускает ошибки, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.

3. ВЫСОКИЙ - ребенок активен при выполнении заданий. Самостоятелен при выполнении заданий.



детей

%

Высокий уровень

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Средний

уровень





Низкий уровень












Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.