Рабочая программа курса внеурочной деятельности — творческая мастерская «Волшебные краски — художественная роспись»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Администрация городского округа Заречный
МБОУ ГО Заречный «СОШ № 6»
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
творческая мастерская
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»
1 час в неделю/ 34 часа в год
срок реализации – 1 год
Разработчик:
Андреева В.В., учитель ИЗО и технологии
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс внеурочной деятельности разработан для начальных классов в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования).
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Художественная роспись является частью народного искусства, частью народного творчества, народной мудрости. Годами люди накапливали опыт и передавали его следующим поколениям. Народное искусство является уникальным миром духовных ценностей, корнями, уходящее в далекие народные традиции, которые питают современные виды культуры. Возрождение традиций, промыслов, искусства росписи поможет узнать детям как можно больше о народном искусстве, возродить и приумножить полученные знания. Значение декоративного рисования для развития детей велико, т. к. оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно – прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию учащихся, он более понятен и доступен. Программа нацелена на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
Посредством данной программы учащиеся будут учиться ценить произведения декоративно-прикладного искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников и мастеров.
Направленность программы: Художественно-эстетическая творческая.
Основная цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи.
Задачи:
знакомство с основами народного декоративно-прикладного искусства;
воспитание чувства прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствование сохранению культурных традиций русского народа;
развитие интереса к декоративно-прикладному искусству и художественной росписи;
развитие мелкой моторики;
формирование навыков кистевого письма;
воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно-полезной деятельности;
развитие творческих способностей через создание самостоятельных художественных изделий и использование нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
развитие наблюдательности, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры;
формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности.
Формы внеурочной деятельности:
художественно-творческая практика;
творческие занятия;
творческие фантазии;
выставки работ и обзорные экскурсии по ним;
мастер-классы;
беседы;
экскурсии;
виртуальные путешествия.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах:
выставки творческих работ: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном формате);
участие в конкурсах (общешкольных, муниципальных, областных и т.д.).
Основным видом деятельности на занятиях является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), создающая условия для творческого развития обучающихся. Поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты художественной росписи.
Предметный материал представляет собой последовательность постепенно усложняющихся заданий. Каждое новое задание базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Программа «Волшебные краски – Художественная роспись» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству
Курс внеурочной деятельности творческая мастерская «Волшебные краски –Художественная роспись» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), всего 34 недели. Срок реализации - 1 год, программа курса рассчитана на обучающихся начальных классов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ творческая мастерская
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»
Личностные результаты
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для разных форм художественно-творческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, развитию чувства личной причастности к жизни общества
Духовно-нравственное воспитание является основой художественного развития обучающегося. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям (стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно-творческой деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов при самостоятельном выполнении художественно-творческих заданий;
проявлять аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства и продуктов детского художественного творчества;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения декоративно-прикладного искусства по видам и соответственно по назначению в жизни людей.
Работа с информацией:
выбирать источники для получения информации по тематике курса: поисковые системы интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, бережно относиться к используемым материалам;
контролировать свою деятельность в процессе достижения результата.
Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений:
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический вкус, гармония, соотношение - часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
приобретать представления о глиняных игрушках народных художественных промыслов - дымковская и филимоновская игрушки;
различать виды художественной росписи и орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические;
знакомиться с элементами художественной росписи и приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих изделия русских народных промыслов;
осваивать начальные умения по росписи изделий и простые кистевые приёмы, свойственные изделиям русских народных промыслов;
учиться создавать эскизы орнаментов по мотивам русских художественных промыслов, украшающих игрушки и изделия;
осваивать приёмы росписи и орнаментального оформления зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла - дымковская и филимоновская игрушки;
учиться использовать правила симметрии в своей художественной практике;
приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции;
приобретать опыт выполнения в технике лепки фигурки сказочного зверя по мотивам традиций народных промыслов (дымковская и филимоновская игрушки).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
творческая мастерская
«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»
Вводное занятие – 1час.
Знакомство с художественными материалами, композициями, приёмами рисования.
Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства (деревянные и глиняные игрушки, сувениры, посуда и другие предметы быта).
Художественные промыслы России – 2 часа.
Виртуальное путешествие: «Традиционные русские народные промыслы. История художественной росписи в России».
Экскурсия в музей: знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, художественной росписью по разным материалам.
Дымковская игрушка – 14 часов.
Виртуальное путешествие: «Из истории Дымковской игрушки. Своеобразие и отличительная особенность дымковской палитры».
Основные элементы дымковского узора «солнышко». Рисование узоров кистью, печаткой-тычком, ватными палочками.
Роспись трафарета дымковским узором «солнышко». Коллективная творческая фантазия – композиция с элементами аппликации «Дымковские уточки».
Дымковский орнамент. Знакомство с различными приёмами работы кистью (проведение линий разной толщины, волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка, нанесение отпечатка всей кистью или концом кисти).
Роспись силуэта (бумажного трафарета или картонной формы) игрушки «Конь», «Барашек», «Олень», «Индюк» по мотивам дымковской росписи.
Мастер-класс: лепка фигурки «Дымковский конь» (из пластилина или глины). Создание эскиза «Мой сказочный дымковский конь». Роспись вылепленной фигурки по эскизу.
Элементы народной одежды: узор-клетка на юбке-поневе дымковской барышни «Крестьянки». Своеобразие декора одежды дымковской барыни-горожанки.
Роспись бумажного трафарета (или картонной формы) игрушки «Крестьянка-водоноска» по мотивам дымковской росписи.
Роспись бумажного трафарета (или картонной формы) игрушки «Барыня-щеголиха» по мотивам дымковской росписи.
«Радуга дымковских игрушек» - выставка работ участников творческой мастерской.
Филимоновская игрушка – 15 часов.
Виртуальное путешествие: «Из истории Филимоновской игрушки. Особенности формы и цветовой палитры росписи филимоновской игрушки-свистульки».
Освоение простейших элементов филимоновской росписи - «полоски» и «елочки».
Традиционные филимоновские орнаменты в прямоугольной форме, закон симметрии. Коллективная творческая фантазия - «Узор на ковре».
Традиционный элемент филимоновской росписи – «цветок». Знакомство с разновидностью и последовательностью выполнения.
Украшение круга элементами филимоновской росписи. Сюжетная композиция «Олешек и барашек».
Филимоновские орнаменты на полосе, ритмичное чередование элементов узора.
Роспись силуэта (или картонной формы) игрушки «Сельская красавица» по мотивам филимоновской росписи.
Роспись силуэта (бумажного трафарета или картонной формы) игрушки-свистульки «Лошадка», «Корова», «Олень», «Котик» по мотивам дымковской росписи.
Мастер-класс: лепка фигурки «Курица-свистулька» (из пластилина или глины). Создание эскиза «Моя дымковская курочка». Роспись вылепленной фигурки по эскизу.
Композиционное расположение филимоновского узора в различных формах.
Коллективная творческая работа с элементами аппликации - «На ферме Филимоново».
«Многоцветье филимоновских свистулек» - выставка работ участников творческой мастерской.
Отчётная выставка индивидуальных и коллективных работ учащихся – 2 часа.
Оформление отчётной выставки «Чудеса декоративно-прикладного искусства» индивидуальных и коллективных работ участников творческой мастерской.
Проведение участниками творческой мастерской экскурсий «Мы умеем мастерить, веселиться и творить» по оформленной выставке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (распределение часов по разделам)
№ п/п |
Название разделов |
Количество часов |
|
Вводное занятие. |
1 |
|
Художественные промыслы России. |
2 |
|
Дымковская игрушка. |
14 |
|
Филимоновская игрушка. |
15 |
|
Отчётная выставка индивидуальных и коллективных работ учащихся «Чудеса декоративно-прикладного искусства». |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Форма контроля |
|
||
всего |
теория |
практика |
|
|
||
Вводное занятие - 1ч. |
||||||
1 |
Знакомство с художественными материалами, композициями, приёмами рисования. Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства (деревянные и глиняные игрушки, сувениры, посуда и другие предметы быта). |
1 |
1 |
- |
рефлексия |
|
Художественные промыслы России – 2ч. |
||||||
2 |
Виртуальное путешествие: «Традиционные русские народные промыслы. История художественной росписи в России». |
1 |
1 |
- |
рефлексия наблюдение |
|
3 |
Экскурсия в музей: знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, художественной росписью по разным материалам. |
1 |
1 |
- |
рефлексия наблюдение |
|
Дымковская игрушка – 14ч. |
||||||
4 |
Виртуальное путешествие: «Из истории Дымковской игрушки. Своеобразие и отличительная особенность дымковской палитры». |
1 |
1 |
- |
рефлексия наблюдение |
|
5 |
Основные элементы дымковского узора «солнышко». Рисование узоров кистью, печаткой-тычком, ватными палочками. |
1 |
|
1 |
изображение узора |
|
6 |
Роспись трафарета дымковским узором «солнышко». Коллективная творческая фантазия – композиция с элементами аппликации «Дымковские уточки» |
1 |
|
1 |
коллективное изделие |
|
7 |
Дымковский орнамент. Знакомство с различными приёмами работы кистью (проведение линий разной толщины, волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка, нанесение отпечатка всей кистью или концом кисти). |
1 |
|
1 |
изображение орнамента |
|
8 |
Оформление силуэта (бумажного трафарета или картонной формы) игрушки «Конь» в технике пластилинография по мотивам дымковской росписи. |
1 |
|
1 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
9-11 |
Роспись силуэта (бумажного трафарета или картонной формы) игрушки «Барашек», «Олень», «Индюк» - (объёмная форма) по мотивам дымковской росписи. |
3 |
|
3 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
12,13 |
Мастер-класс: лепка фигурки «Дымковский конь» (из пластилина или глины). Создание эскиза «Мой сказочный дымковский конь» в технике пластилинография. Роспись вылепленной фигурки по эскизу. |
2 |
|
2 |
фигурка игрушки |
|
14 |
Элементы народной одежды: узор-клетка на юбке-поневе дымковской барышни «Крестьянки». Своеобразие декора одежды дымковской барыни-горожанки. |
1 |
|
1 |
изображение узора |
|
15 |
Роспись бумажного трафарета (или картонной формы) игрушки «Крестьянка-водоноска» по мотивам дымковской росписи. |
1 |
|
1 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
16 |
Роспись бумажного трафарета (или картонной формы) игрушки «Барыня-щеголиха» по мотивам дымковской росписи. |
1 |
|
1 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
17 |
«Радуга дымковских игрушек» - выставка работ участников творческой мастерской. |
1 |
|
1 |
выставка работ |
|
Филимоновская игрушка – 15ч. |
||||||
18 |
Виртуальное путешествие: «Из истории Филимоновской игрушки. Особенности формы и цветовой палитры росписи филимоновской игрушки-свистульки». |
1 |
1 |
- |
рефлексия наблюдение |
|
19 |
Освоение простейших элементов филимоновской росписи - «полоски» и «елочки». |
1 |
|
1 |
изображение элементов росписи |
|
20 |
Роспись силуэта (бумажного трафарета или картонной формы) игрушки-свистульки «Олешек» по мотивам филимоновской росписи . |
1 |
|
1 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
21 |
Оформление силуэта (бумажного трафарета или картонной формы) игрушки-свистульки «Петушок» в технике пластилинография по мотивам филимоновской росписи. |
1 |
|
1 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
22 |
Филимоновские орнаменты в прямоугольной форме, закон симметрии. Коллективная творческая фантазия - «Узор на ковре». |
1 |
|
1 |
коллективное изделие |
|
23 |
Традиционные элементы филимоновской росписи – «цветок» и «солнышко». Знакомство с разновидностью и последовательностью выполнения. |
1 |
|
1 |
изображение элементов росписи |
|
24 |
Украшение круга элементами филимоновской росписи. Сюжетная композиция «Чудо-дерево» |
1 |
|
1 |
коллективное изделие |
|
25 |
Филимоновские орнаменты на полосе, ритмичное чередование элементов узора. |
1 |
|
1 |
изображение орнамента |
|
26,27 |
Роспись силуэта (бумажного трафарета или картонной формы) игрушки-свистульки «Котик», «Черепашка» по мотивам филимоновской росписи. |
2 |
|
2 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
28 |
Роспись силуэта (или картонной формы) игрушки «Сельская красавица» по мотивам филимоновской росписи. |
1 |
|
1 |
оформленная игрушка/трафарет |
|
29,30 |
Мастер-класс: лепка фигурки «Барашек» (из пластилина или глины). Создание эскиза «Мой филимоновский барашек». Роспись вылепленной фигурки по эскизу. |
2 |
|
2 |
фигурка игрушки |
|
31 |
Композиционное расположение филимоновского узора в различных формах. Коллективная творческая работа с элементами аппликации - «На ферме Филимоново». |
1 |
|
1 |
коллективное изделие |
|
32 |
«Многоцветье филимоновских свистулек» - выставка работ участников творческой мастерской. |
1 |
|
1 |
выставка работ |
|
Отчётная выставка индивидуальных и коллективных работ учащихся - 2ч. |
||||||
33 |
Оформление отчётной выставки «Чудеса декоративно-прикладного искусства» индивидуальных и коллективных работ участников творческой мастерской. |
1 |
|
1 |
выставка работ |
|
34 |
Проведение участниками творческой мастерской обзорной экскурсии «Мы умеем мастерить, веселиться и творить» по оформленной выставке. |
1 |
|
1 |
обзорная экскурсия |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Технические средства обучения:
интерактивная доска;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя (ноутбук);
фото- и видеокамера (планшет, мобильный телефон)
Наглядные пособия:
коллекция презентаций по темам занятий;
коллекция наглядно-дидактических пособий, демонстрационных картинок, изображений, тематических плакатов с последовательностью росписи и примерами изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
тематические альбомы для творчества по темам разделов курса внеурочной деятельности;
изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (деревянные и глиняные игрушки, сувениры, посуда и другие предметы быта);
бумажные и картонные формы фигурок и изделий, трафареты силуэтов, муляжи для рисования;
электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др.
Занятия могут проводиться в учебном кабинете, творческой студии, компьютерном классе, актовом зале, библиотеке, музее - в зависимости от темы занятия и от создания необходимых условий для организации обучения.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих занятий:
графические, живописные, пластичные и декоративные художественные материалы;
бумага для рисования/акварели;
кисти круглые и плоские;
баночка-непроливайка для воды, палитра, клей, ножницы, стеки, доска для лепки;
классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ и т д;
ученические столы и стулья;
стол для учителя.
ЛИТЕРАТУРА
«Азбука народных промыслов» / 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. – Волгоград: ООО «Издательство «Учитель», 2020.
«Народные художественные промыслы». – Москва: «Высшая школа», 1982.
«Народная культура и традиции» / Занятия с детьми 3-7 лет. - ООО «Издательство «Учитель», 2022
Россия родина моя – «Народные промыслы России» / Демонстрационные картинки, беседы. – Москва: ООО «ИД Сфера образования», 2022.
«Русские народные игрушки» / Тематические плакаты с методическим сопровождением. – Волгоград: ООО «Издательство «Учитель», 2022
Народное искусство детям «Дымковская игрушка» / Наглядно-дидактическое пособие. - Москва: ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2022.
Народное искусство детям «Дымковская игрушка» / Альбом для творчества. - Москва: ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2023.
Народное искусство детям «Филимоновская игрушка» / Наглядно-дидактическое пособие. - Москва: ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2020.
Народное искусство детям «Филимоновская игрушка» / Альбом для творчества. - Москва: ООО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2022
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Сайт «Промыслы РФ» - Народные художественные промыслы России/ МИНПРОМТОРГ РФ. - https://xn--k1abfdfi3ec.xn--p1ai/
Портал «Культура РФ» - подкаст «Народные промыслы России» / Минкультуры России. - https: //www.culture.ru/
Библиотека цифрового образовательного контента (ЦОК) - https://urok.apkpro.ru/
Государственная образовательная платформа "Российская электронная школа" (РЭШ) - https://resh.edu.ru/
Библиотека образовательной платформы "Московская электронная школа" (МЭШ) -https://uchebnik.mos.ru/
Библиотека цифрового образовательного контента (ЦОК) - https://urok.apkpro.ru/