Авторское дидактическое пособие «Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК»

Автор: Спиридонова Марина Владимировна
Место работы: МДОУ Старомайнский детский сад №5, Ульяновская область
Должность: учитель – логопед
Авторское дидактическое пособие
«Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК»
Дидактическое пособие «Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК» предназначено учителям – логопедам, воспитателям, родителям для проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе, имеющими нарушения речи.
Актуальность
Всем нам хорошо известно, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Как превратить обыкновенное занятие в увлекательную для детей игру? Но игру не простую, а познавательную, обучающую, развивающую ребенка. Как сделать так, чтобы ребенок с интересом включился в деятельность?
Ответ прост, нужно удачно выбрать мотивацию для своего занятия или какого-либо другого вида деятельности.
Дети любят все необычное, сейчас достаточно сложно удивить ребенка в нашем мире интерактивных технологий и современных гаджетов. Пособие «Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК» – это способ заинтересовать ребенка и вовлечь его в образовательный процесс, где можно использовать все области развития. Одна из главных задач ФОП – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в образовательном процессе, а занятия становились интересной игрой. Мотивируя детей к выполнению заданий с помощью «Логопедического ноутбука «ЛОГОБЛОК», можно подбирать занятия, игры, упражнения на различные темы, исходя из поставленных целей и задач.
Почему «ЛОГОБЛОК»???
Дидактическое пособие «Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК» включает в себя разделы «блоки», нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы:
звукопроизношение
артикуляционная моторика
речевое дыхание
мелкая моторика
слоговая структура слова
грамматический строй речи
фонематическое восприятие
формирование словаря
связная речь
Новизна «ЛОГОБЛОК» в том, что в нём я модернизировала уже известные дидактические игры, синтезировала их в новое, многофункциональное пособие.
ЦЕЛЬ данного пособия: повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия.
Использование пособия в работе с детьми, имеющими нарушения речи позволяет решать одновременно несколько ЗАДАЧ:
1. Развивать речевое дыхание, мелкую и артикуляционную моторику.
2. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
3. Развивать слоговую структуру слова.
4. Развивать фонематический слух.
5. Развивать лексико – грамматические категории и связную речь.
6. Обогащать словарный запас.
7. Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, сообразительность.
8. Обучать элементам грамоты.
9. Развивать зрительную координацию, умение ориентироваться на плоскости.
Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции, который можно менять в зависимости от целей занятия, от возраста, речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребёнка.
Дидактическое пособие «Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК» представляет собой муляж ноутбука, имеет «экран» и «клавиатуру» с символами.
Данное пособие изготовлено из ясеня, покрашено в цвет современного гаджета, соединено с помощью мини-петель, имеет специальный упор для того, чтобы экран держался вертикально.
К дидактическому пособию «Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК» имеются методические рекомендации по его использованию и картотека игр.
Описание технологии использования дидактического пособия
«Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК»
Дидактическое пособие «Логопедический ноутбук «ЛОГОБЛОК» имеет 7 больших разделов. Каждый раздел содержит определённую группу дидактических игр. Каждая игра имеет свой символ, расположенный на «клавиатуре».
А теперь подробнее…
1 раздел – гимнастика. В этом разделе содержатся игры:
артикуляционной гимнастики (символ – солнышко) – «Облачко», «Грузовик», «Дерево».
дыхательной гимнастики (символ – самолет) «Солнышко», «Тучка», «Самолёт», «Ручеёк»
пальчиковых игр и упражнений (символ – стрелки) – «Груша», «Нарисуй», «Скопируй», «Повтори», «Разложи»
зрительной гимнастики (символ – поиск) – «Бабочка» на разных полянах, «Автомобиль» на разных трассах
нейрозарядки для пальчиков (символ – шестеренки) – «Яблочко», «Транспорт», «Игрушки», «Назови – покажи»
2 раздел – содержит игры на формирование правильного звукопроизношения, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков (символы – ноты, телефон, человек) – «Пройди по дорожке», «Куда летят пчёлы?», «Кто первым придёт к бабушке», «Тигр идёт в магазин», Квазиомонимы – «Заполни таблицу».
3 раздел содержит игры на развитие слоговой структуры слова (символ – сообщение) – «Кто у кого?», «Составь предложение», «Назови слово правильно», «Скажи наоборот», «Один – пять».
4 раздел содержит игры на расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи (символы – кольцо, процент, корзина, пирамида, скрепка) – авторское дидактическое пособие «ЛОГОУМка» (3 формат игры), «Лабиринт», «Чьи предметы?», «Мой, моя, моё, мои», «Он, она, оно», «Что в мешке?», «Что из чего», «Выбери, какие слова подходят», «Четвёртый лишний»
5 раздел содержит игры на развитие связной речи (символы – конвекрт, фотоаппарат, дом, сигнал, стоп-кадр) – «Дидактический синквейн», «Мнемотехника», «Сказки – «Круги Луллия», «Расскажи сказку по сюжетным картинкам, «Как путешествует письмо», «Чьи предметы?», «Лабиринт».
6 раздел содержит игры, помогающие обучению грамоте (символы –буквы «Аа» разного цвета) – «Слоговые домики», «Паровозик», «Чья корзинка?», «Место звука в слове», «Прочитай по первым буквам», «Найди все слова в цепочке», «Вставь пропущенные буквы», «Расставь буквы по порядку» и др.
7 раздел содержит игры на внимание, память, мышление (символы – «сети» разного цвета) – «Выбери, во что превратится предмет», «Подбери подходящую заплатку», «Запомни и повтори» и др.
Перед началом игры ребенок открывает «ноутбук», выбирает рисунок (символ) на клавиатуре. В картотеке игр находим папку с данным символом, где находится игра.
На «экран» выставляется картинка, на «клавиатуре» выполняется задание (также задание может выполняться только на «экране»). Картинки крепятся на двусторонние липучки («точки»).
Например, ребёнок выбрал на клавиатуре конверт. Под данным символом ему предстоит выполнить задание по развитию связной речи (составить рассказ «Как путешествует письмо»).
Для каждого символа «клавиатуры» собрана картотека игр и упражнений.
Используя «ЛОГОБЛОК», я заметила, что у моих воспитанников улучшилась речь, память и воображение, значительно обогатился словарный запас, они научились рассуждать, доказывать, логически мыслить.
В заключение хотелось бы отметить, что игры на «Логопедическом ноутбуке «ЛОГОБЛОК» стали любимым занятием моих ребятишек. Я с успехом использую его на различных занятиях. В игровой форме сложные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием – их применение повышает осознанность воспринимаемого материала, снижает утомляемость.
Вот так пара обычных красивых досок и ламинированных красивых картинок с заданиями помогает объединить детей и взрослых, делая их носителями общего «секрета» - игры, в которую могут играть только они. Наша задача поддерживать этот интерес, направлять его в нужное русло. Играем с детьми с удовольствием!