Авторское домашнее задание по русскому языку в 6 классе на тему «Глагол»
Пояснительная записка
Домашнее задание разработано к уроку обобщения знаний по теме «Глагол». Предмет: русский язык, класс:6
Цели: обобщить изученное по теме «Глагол»
Развивать УУД
Развивать речь
Воспитывать бережное отношение к языковым ресурсам.
В процессе подготовки домашнего задания учащиеся повторяют сведения по морфологическим признакам и синтаксической роли глагола; закрепляют умение работать со справочной литературой, словарём; самостоятельно составляют высказывание, делают обобщения и выводы.
Специфика и объём домашнего задания позволяют привлечь к его выполнению всех учащихся класса в разных формах: индивидуальной, групповой.
Подготовка к домашнему заданию способствует развитию творческой, речевой, мыслительной активности, интереса к предмету.
Типы заданий – групповой, индивидуальный.
Рекомендуемое время для выполнения- 2 дня
Способ проверки домашнего задания– сообщение учащихся по выполнению аналогичного задания, игровые формы проверки (ролевая игра: выступление групп литературоведов, учёных, кондитеров, редакторов, филологов), фронтальный и индивидуальный опрос.
Инструкция по выполнению.
Индивидуальное задание:
Выпиши из «Школьного фразеологического словаря русского языка» 4-5 фразеологизмов, в состав которых входят глаголы с Ь на конце слова. Объясни их значение. Составь и запиши с одним из фразеологизмов предложение с прямой речью.
Пример выполнения задания.
1) Держать язык за зубам - молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в своих высказываниях.
2)Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть о чем.
3) Задирать нос - неоправданно чему-нибудь гордиться.
4) Гнуть спину - работать.
«Петя, держи язык за зубами»,- посоветовал Дима.
Выпиши из стихотворений А. С. Пушкина примеры предложений с глаголами, оканчивающимися на Ь. Произведи морфологический разбор одного из глаголов.
Пример выполнения задания.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Наводишь –глагол.
(Что делаешь?) наводишь
Начальная форма - наводить
Постоянные признаки – несовершенный вид, переходный, II спряжение; непостоянные признаки – изъявительное наклонение, единственное число, 3-е лицо.
(Что делаешь?) наводишь, является сказуемым
Групповые задания
1. Задания группе учёных:
Используя школьные учебники по разным предметам, проведите исследование: попробуйте определить, какие глаголы чаще всего употребляются в формулировках правил и научных понятий. Сделайте выводы.
Пример выполнения задания.
На примере учебника математики для 6 класса, можно сделать вывод о том, что в формулировках правил в основном используются глаголы в настоящем времени изъявительного наклонения. Например:
Частное двух чисел называют отношением этих чисел. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.
2. Задание группе литературоведов:
1. Прочитайте советы русского писателя Алексея Николаевича Толстого начинающим литераторам. Объясните, как вы понимаете смысл этого текста.
В художественной речи главное – это глагол, и это понятно, потому что вся жизнь – это есть движение. Если вы найдёте правильное движение, то вы тогда сможете спокойно дальше делать ваши фразы, потому что, если человек слез с коня, спрыгнул с коня, соскочил с коня, шлёпнулся с коня – всё это различные движения, которые различные состояния человека описывают. Так что всегда нужно прежде всего искать и находить правильный глагол, который даёт правильное движение предмета.
(А.Н. Толстой «Слово есть мышление». Публицистика)
Пример выполнения задания.
Мы считаем, что писатель А. Н. Толстой прав, так как с помощью глаголов можно выразить разные оттенки и чувства к происходящим событиям. Например, к слову говорить в словаре синонимов подобрано 16 слов: молвить, сказать, поинтересоваться, спросить, беседовать, гласить, вещать и другие. Глаголы являются главными в нашей речи. Без глаголов невозможно что - либо сказать. Глаголы передают определенные действия предметов, а также последовательность событий, смысловое значение оттенков одного и того же действия.
2.Как вы понимаете высказывание русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «Глаголом жги сердца людей»?
(А. С. Пушкин «Пророк»
Пример выполнения задания.
Мы выяснили, что прародителями термина "глагол" были старославянские слова "глагол" – речь, слово; "глаголишь" — ведешь речь, многословишь, молвишь; "глаголивый" – беседливый, разговорчивый. Глаголицей именовалась древняя азбука славян. Еще во времена Пушкина слово "глагол" буквально переводилось как "речь", "слово", о чем свидетельствует известный призыв поэта "глаголом жечь сердца". Постепенно старое значение вышло из употребления, и сегодня под словом "глагол" понимается часть речи.
3.Задание группе лингвистов:
Прочитайте текст «Главные принципы казачьей нравственности». Выскажите своё отношение к ним. Определите наклонение всех глаголов в тексте. Произведите морфологический разбор выделенных глаголов.
Никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем! Помни, что по тебе судят о народе твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю! Помни: храбрые всегда добрые, потому как они сильны! Прощай врагам своим, не трать своей души на ненависть и зависть, и Господь продлит дни твои в мире и радости!
Вступая в любое казачье общество, не поспешай, но присмотрись, поразмысли, а вступивши, служи всем сердцем!
(Из журнала «Донской маяк», 1921 год)
Пример выполнения задания.
В данном тексте можно выделить определённые правила для казаков. Кто может быть настоящим казаком, что для этого нужно делать, по каким жизненным законам жить.
Мы думаем, что в тексте идёт речь о нравственном выборе – это выбор между любовью и ненавистью, гордостью и скромностью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, доброжелательностью и льстивостью, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности.
В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.
Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос “Как поступить?”: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек опирается на совесть, мораль.
Глаголы: не гордись… и т. д. в изъявительном наклонении.
Глаголы: будь добр…ит.д. – глаголы в повелительном наклонении.
Продлит –глагол.
(Что сделает?) продлит
Начальная форма -продлить
Постоянные признаки – совершенный вид, переходный, II спряжение; непостоянные признаки – изъявительное наклонение, единственное число, 3-е лицо.
(Что сделает?) продлит, является сказуемым
4. Задание группе кондитеров и кулинаров:
Составьте пошаговую инструкцию рецепта, как приготовить ваш любимый торт. Используйте в своих советах глаголы повелительного наклонения с Ь в основе. Подчеркните данные глаголы как члены предложения.
Пример выполнения задания.
Предлагаем рецепт вкуснейшего торта «Медовик»
Подготовьте и отмерьте все продукты. Поставьте нагреваться в большую кастрюлю воду для водяной бани. Затем в глубокой миске взбейте яйца с сахаром. Во взбитые яйца добавьте мед, сливочное масло и соду. Соду не гасить! Ставьте кастрюлю с яично-медовой массой на водяную баню. Огонь сделайте средним, вода должна кипеть умеренно. Готовьте медовое тесто 15-20 минут. Постоянно помешивайте массу. Через 20 минут снимите кастрюлю с огня и добавьте 1 стакан муки, быстро перемешайте. Разрежьте тесто на 8 частей и каждый скатайте в небольшой шар. Затем каждый шар раскатайте в тонкий пласт, переложите его на застеленный пергаментом противень. Выпекайте корж при температуре 180 градусов около 3-4 минут. Аккуратно снимите его с противня и обрежьте по кругу, Следом отправьте в духовку второй корж, третий и т. д. Коржи смажьте сметанным кремом.
Готовый торт уберите в холодильник и оставьте его на 6-7 часов, чтобы хорошо пропитался. Приятного Вам чаепития с таким прекрасным и душистым тортом Медовик!
Все глаголы повелительного наклонения в данном тексте являются сказуемыми, как правило, в таких предложениях отсутствует подлежащее.
5. Задание группе редакторов:
Исправьте ошибки, допущенные при образовании и употреблении различных форм глагола.
1. Когда наступил ноябрь, погода резко менялась. 2. Главный герой романа жаждает бурь и приключений. 3. После ангины мой сосед сильно осипнул и охрипнул. 4. Будь осторожен, не махай руками! Рядом оса! 5. Не надо избегать домашних обязанностей! ты же знаешь, что по субботам мы убираемся в доме. 6. Каждое утро малыш сыпет горсть пшеничных зёрен в кормушку для птиц. 7. Мы игрались в лесу очень долго. 8.Мама мне говорит: «Едь, сынок, один в город». 9. Мама, я сейчас пропылесошу комнату. 10. Не ложи сюда свои вещи. 11. Развитие науки обуславливает технический прогресс. 12. При подготовке к занятиям необходимо сосредотачивать внимание на главном.
Пример выполнения задания.
1.Когда наступил ноябрь, погода резко изменилась…
Общее задание для всего класса
Сочинение-миниатюра. 1. Рассмотрите репродукцию картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
На картине прекрасно передано приближение грозы. Она еще не началась, но уже все пришло в движение! Поднялся сильный ветер, несутся в небе облака и тучи, меркнет солнечный свет, трепещут и никнут травы, торопятся домой девочки…
2. Напишите небольшое сочинение по картине. Постарайтесь передать напряжение природы перед грозой и переживания детей, спешащих укрыться от приближающегося ненастья. Чтобы подчеркнуть динамику изображенного, ищите точные глаголы, обозначающие движение. Воспользуйтесь следующим списком слов. Следите за тем, глаголы какого вида и времени вы употребляете в своём сочинении и почему.
1) Приближаться, начинаться, надвигаться, подкрадываться.
2) Подняться (о ветре), нестись, мчаться, лететь, хлестать, пронизывать.
3) Заволакиваться (о небе), затягиваться.
4) Освещать (о солнце), пробиваться.
5) Трепетать (о травах), полоскаться, никнуть, клониться, колыхаться.
6) Бояться, пугаться, тревожиться, опасаться, страшиться, беспокоиться, волноваться.
7) Спешить, торопиться, бежать, устремиться, броситься, кинуться.
8) Вглядываться, всматриваться, оглядываться.
(Задание из учебника С. И Львовой «Русский язык. 6 класс. Часть 1.)
Иоланта Юрьевна Жаркова