Урок на тему «Белки — природные биополимеры»
Тема: Белки – природные биополимеры
“Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
великое смешав с ничтожным и смешным…”
С.Я. Надсон
Методическая информация |
||||||||||||||||||||||||||||||
Тип занятия |
Интегрированный (биология + химия) проблемно-исследовательский мультимедиа урок |
|||||||||||||||||||||||||||||
Цель: |
Формировать у обучающихся представление о свойствах и функциях белков в клетке и организме |
|||||||||||||||||||||||||||||
Задачи: |
Обучающие: дать понятие о белках – природных биополимерах, их многообразных функциях, химических свойствах белков; формировать знания об уникальных особенностях строения белков; углубить знания о взаимосвязи строения и функции веществ на примере белков; учить обучающихся, использованию знаний смежных предметов для получения более полной картины мира. Развивающие: развитие познавательного интереса, установление межпредметных связей; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами. Воспитательные: показать материальное единство органического мира; формирование научного мировоззрения; |
|||||||||||||||||||||||||||||
Методы: |
Метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, исследовательский |
|||||||||||||||||||||||||||||
Функция преподавателя: |
Управляющий поисковой работой обучающихся, консультант |
|||||||||||||||||||||||||||||
Знания, умения, навыки и компетенции, которые обучающиеся актуализируют, приобретут, закрепят в ходе занятия: |
Формируются такие мыслительные операции, как: сравнение свойств белка, классификация структур белковой молекулы, сравнительный анализ функций белка. Основные понятия: Аминокислоты, пептидная связь, полипептид, структура белка, функции белка, свойства белка, денатурация. Основные навыки: Работа с химическим оборудованием, работа по выявлению активности каталазы |
|||||||||||||||||||||||||||||
Необходимое оборудование и материалы: |
Компьютер, презентация по теме урока. Эксперимент: пробирки, штативы, спиртовка, держатель. Реактивы и материалы: р-р Белка куриного яйца, азотная кислота, р-р сульфата меди(II), щелочь, раствор 3% перекиси водорода, сырой и вареный картофель или мясо. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Ведущий тип деятельности: |
Продуктивный, творческий, проблемный |
|||||||||||||||||||||||||||||
Технологическая карта занятия |
||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация: |
Как изучение этой темы может вам помочь в вашей будущей профессии? |
|||||||||||||||||||||||||||||
Ход занятия: |
||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент |
“Белки, жиры и углеводы, |
|||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
А знаете ли Вы: 8. Как появилась жизнь на Земле? Что лежит в основе жизни? Вот сегодня мы об этом и будем вести речь. План занятия: Определение. Функции белков. Состав и строение белков. Структура белков. Химические свойства белков. 6. Превращение белков в организме. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Проблемный вопрос? Как строение белка может быть связано с его свойствами и функциями? Гипотеза: Примеры белков История открытия: Состав белков Определение |
- Понять, каким образом белки осуществляют перечисленные выше многообразные функции, непросто. Единственный способ приблизиться к решению этой задачи – узнать, из чего построен белок, как расположены структурные элементы, составляющие его молекулу, по отношению друг к другу и в пространстве, как они взаимодействуют друг с другом и веществами внешней среды, т.е. изучить строение и свойства белков. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Раскрыть причинно- следственную зависимость: функции – строение. белки – полимеры, мономеры - аминокислоты |
||||||||||||||||||||||||||||||
- Назовите известные вам белки, укажите их местонахождение? глобулин – вакцина, родопсин - зрительный пурпур, В середине 19 века положено начало изучения белков, но только через 100 лет учёные систематизировали белки, определи их состав, а также сделали вывод, что белки - это главный компонент живых организмов. А.Я. Данилевский - наличие в белке пептидной связи Э.Фишер - синтезировал соединения белка Химический состав белка может быть представлен следующими данными: С -55%, О – 24%, Н – 7,3%, N – 19%, S -2,4%. На долю белков приходится более 50% общей массы органических соединений животной клетки: в мышцах – 80%, в коже – 63%, в печени – 57%, в мозге – 45%, в костях -28% Химические формулы некоторых белков: Пенициллин С16Н18О4N2 Казеин С1864Н3021О576N468 S2 Гемоглобин С3032Н4816 О872N780S8Fе4 - Давайте дадим определение термину БЕЛОК БЕЛКИ – биополимеры нерегулярного строения, мономерами которого являются 20 аминокислот разных типов. В химический состав аминокислот входят: С, О, Н, N, S. Белковые молекулы могут образовывать четыре простраственные структуры и выполняют в клетке и организме целый ряд функций: строительную, каталитическую, регуляторную, двигательную, транспортную |
||||||||||||||||||||||||||||||
Функции белков |
- Белки – основа живого на Земле, входят в состав кожи, мышечной и нервной ткани, волос, сухожилий, стенок сосудов животных и человека; это строительный материал клетки. Роль белков трудно переоценить, т.о. жизнь на нашей планете действительно можно рассматривать как способ существования белковых тел, осуществляющих обменом веществ и энергией с внешней средой. Поскольку белок содержит разнообразные функциональные группы, он не может быть отнесен к какому-нибудь из ранее изученных классов соединений. В нем как в фокусе сочетаются признаки соединений, относящихся к различным классам. Отсюда его многообразие. Это в сочетании с особенностями его структуры и характеризует белок как высшую форму развития вещества. |
|||||||||||||||||||||||||||||
Структура белка |
Составить конспект и ответить в процессе беседы на вопросы: - Остатки каких аминокислот входят в состав молекул белка? (см.прил.) - За счёт каких функциональных групп аминокислот происходит соединение их друг с другом? - Что понимают под «первичной» структурой белка? - Что представляет собой «вторичная» структура белка? Какие связи её удерживают? - Что такое «третичная» структура? За счет, каких связей она образуется? - В чем особенность четвертичной структуры? - Что собой представляет первичная структура белка? (В виде линейной последовательности аминокислот) -Что собой представляет первичная структура белка? Какие связи стабилизируют вторичную структуру? ( Пространственная конфигурация белковой молекулы свернутые в виде спирали. В формировании спиральной конфигурации полипептидной цепи играют роль водородные связи между –С=О и –N–H группами..) - Что собой представляет третичная структура белка? (Это конфигурация в виде закрученной в спираль полипептидной цепи. Она поддерживается взаимодействием разных функциональных групп полипептидной цепи. Так, между атомами серы образуется дисульфидный мостик, между карбоксильной и гидроксильной группами имеется сложноэфирный мостик, а между карбоксильной и аминогруппами может возникнуть солевой мостик. Для этой структуры характерны и водородные связи). - Что собой представляет четвертичная структура белка? (Некоторые белковые макромолекулы могут соединяться друг с другом и образовывать относительно крупные агрегаты- макромолекулы белка). Какие химические свойства будут характерны для белков? (Амфотерность связана с наличием в молекуле белка катионообразующих групп – аминогрупп и анионообразующих – карбоксильных группу. Знак заряда молекулы зависит от количества свободных групп. Если преобладают карбоксильные группы, то заряд молекулы – отрицательный (проявляются свойства слабой кислоты), если аминогруппы – то положительный (основные свойства)).
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Химические свойства белков |
Для белков характерны реакции, в результате которых выпадает осадок. Но в одних случаях полученный осадок при избытке воды растворяется, а в других – происходит необратимое свертывание белков, т.е. денатурация. Происходит изменение вторичной, третичной и четвертичной структур белковой макромолекулы под влиянием внешних факторов: температура, действия химических реагентов, механического воздействия. При денатурации изменяются физические свойства белка, снижается растворимость, теряется биологическая активность К чему может привести денатурация? - нарушение антигенной чувствительности белка; - блокирование ряда иммунологических реакций; - нарушение обмена веществ; - воспаление слизистой оболочки ряда органов пищеварения (гастриты, колит); - камнеобразование (камни имеют белковую основу). Также для белков характерны: Свертывание белков при нагревании Осаждение белков солями тяжелых металлов и спиртом Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также некоторых других веществ. Горение сопровождается характерным запахом жженых перьев. Белки подвергаются гниению (под действием гнилостных бактерий), при этом образуются метан (CH4), сероводород (H2S), аммиак (NH3), вода и другие низкомолекулярные продукты. Амфотерность Строение АК в общем виде: NH2-CH- COOH, где R – углеводородный радикал. R СООН – карбоксильная группа / кислотные свойства/. NН2 – аминогруппа / основные свойства/. Процесс восстановления структуры белка называется ренатурацией Превращения белков в организме. Белки пищи → полипептиды → α-аминокислоты → белки организма ↓ CO2+NH3+H2O+Q |
|||||||||||||||||||||||||||||
Как ведет себя белок по отношению к воде? |
||||||||||||||||||||||||||||||
Гидролиз |
Гидролиз белка - разрушение первичной структуры белка под действием кислот, щелочей или ферментов, приводящее к образованию α- аминокислот, из которых он был составлен. Белки – Альбумозы – Дипептиды – Аминокислоты |
|||||||||||||||||||||||||||||
Качественные, цветные реакции на белок |
Ксантопротеиновая реакция - реакция на ароматические циклы. Белок + HNO3(к) → белый осадок → желтая окраска → оранжевая окраска + NH3 - Как с помощью ксантопротеиновой реакции можно отличить натуральные шерстяные нитки от искусственных? |
|||||||||||||||||||||||||||||
Биуретовая реакция – реакция на пептидные связи. Белок + Cu(OH)2 → фиолетовая окраска раствора - Можно ли с помощью химии решить проблему дефицита белковой пищи? Должна медленно появиться розово-фиолетовая или пурпурная окраска. Это реакция на пептидные связи в соединениях. В присутствии разбавленного раствора Си в щелочной среде атомы азота пептидной цепи образуют окрашенный в пурпурный цвет комплекс с ионами меди (II). Биурет (производное мочевины) тоже содержит группу CONH - и поэтому дает эту реакцию. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Функции белка |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа |
- Один стакан цельного молока содержит 288 мг кальция. Сколько нужно выпивать в день молока для снабжения вашего организма достаточным количеством этого элемента? Суточная потребность 800 мг Са. (Ответ. Для удовлетворения суточной потребности в кальции взрослый мужчина должен выпивать в день 2,7 стакана молока: 800 мг Са*(1 стакан молока/ 288 Са) = 2,7 стакана молока). - В куске белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе. (Суточная потребность в железе 18 мг). (Ответ. 22,5 кусочка) 18 мг.: 0,8= 22,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала Игра «Подними руку, если согласен» |
- Сейчас вы будете выполнять задание по изученной теме в виде теста. (Во время проверки обучающиеся меняются своими работами и оценивают работу соседа. Варианты правильных ответов на доске. По окончании проверки каждый выставляет оценку соседу) - Какая структура является самой прочной? Почему? -Как можно с помощью проволоки, бус показать образование вторичной, третичной, четвертичной структур белка. За счет каких связей, взаимодействий это происходит? А теперь с помощью теста проверим, как вы усвоили материал. На ответ «Да» поднимаете руку. 1. В состав белков входят аминокислоты, прочно связанные между собой водородными связями (Нет) 2. Пептидной называют связь между углеродом карбоксильной группы одной аминокислоты и азотом аминогруппы другой аминокислоты. (Да) 3. Белки составляют основную часть органических веществ клетки. (Да) 4.Белок – мономер. (Нет) 5. Продукт гидролиза пептидных связей – вода. (Нет) 6. Продукты гидролиза пептидных связей – аминокислоты. (Да) 7. Белок – макромолекула. (Да) 8. Катализаторы клетки – это белки. (Да) 9. Существуют белки, переносящие кислород и углекислый газ. (Да) 10. Иммунитет не связан с белками. (Нет) |
|||||||||||||||||||||||||||||
Высказывания о жизни и белках знаменитых людей |
«Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом». Ф.Энгельс «Анти-Дюринг» Знаменитый путешественник и естествоиспытатель Александр Гумбольдт еще на пороге 19 века давал такое определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постепенный обмен веществ с окружающей их внешней природой; причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка». Определение, данное Ф.Энгельсом в работе «Анти-Дюринг», позволяет задуматься над тем, как современная наука представляет процесс жизни. «Жизнь – это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами». |
Приложение № 1
Функции белков.
Каталитическая функция
Белок как фермент: Ферменты – белки, обладающие каталитической активностью, т.е. ускоряющие протекание реакций. Все ферменты катализируют только одну реакцию. Заболевания, вызываемые ферментной недостаточностью.
Пример: неперевариваемость молока (нет фермента лактазы); гиповитаминозы (витаминная недостаточность)
Определение активности ферментов в биологических жидкостях имеет большое значение для диагностики заболевания. Например, по активности ферментов в плазме крови определяют вирусный гепатит.
Ферменты используют как реактивы при диагностике некоторых заболеваний.
Ферменты используют для лечения некоторых болезней. Примеры: панкреатин, фестал, лидаза.
Ферменты используются в промышленности: при приготовлении безалкогольных напитков, сыров, консервов, колбас, копченостей.
Ферменты используются при обработке льна, конопли, для смягчения кожи в кожевенной промышленности, они входят в состав стиральных порошков.
Структурная функция
Белки являются структурным компонентом многих клеток. Например, мономеры актина итубулина — это глобулярные, растворимые белки, но после полимеризации они формируют длинные нити, из которых состоит цитоскелет, позволяющий клетке поддерживать форму.Коллаген и эластин — основные компоненты межклеточного вещества соединительной ткани (например, хряща), а из другого структурного белка кератина состоят волосы, ногти,перья птиц и некоторые раковины.
Защитная функция
Существуют несколько видов защитных функций белков:
Физическая защита. В ней принимает участие коллаген — белок, образующий основу межклеточного вещества соединительных тканей (в том числе костей, хряща, сухожилий и глубоких слоёв кожи (дермы)); кератин, составляющий основу роговых щитков, волос, перьев, рогов и др. производных эпидермиса.
Химическая защита. Связывание токсинов белковыми молекулами может обеспечивать их детоксикацию. Особенно важную роль в детоксикации у человека играютферментыпечени, расщепляющие яды или переводящие их в растворимую форму, что способствует их быстрому выведению из организма.
Иммунная защита. Белки, входящие в состав крови и других биологических жидкостей, участвуют в защитном ответе организма как на повреждение, так и на атакупатогенов
Регуляторная функция
Многие процессы внутри клеток регулируются белковыми молекулами, которые не служат ни источником энергии, ни строительным материалом для клетки. Эти белки регулируюттранскрипцию, трансляцию, а также активность других белков и др.
Регуляторную функцию белки осуществляют либо за счёт ферментативной активности), либо за счёт специфического связывания с другими молекулами, как правило, влияющего на взаимодействие с этими молекулами ферментов.
Сигнальная функция
Сигнальная функция белков — способность белков служить сигнальными веществами, передавая сигналы между клетками, тканями, о́рганами и разными организмами. Часто сигнальную функцию объединяют с регуляторной, так как многие внутриклеточные регуляторные белки тоже осуществляют передачу сигналов.
Сигнальную функцию выполняют белки-гормоны, цитокины, факторы роста и др.
Транспортная функция
Примером транспортных белков можно назвать гемоглобин, который переносит кислород из лёгких к остальным тканям и углекислый газ от тканей к лёгким, а также гомологичные ему белки, найденные во всех царствах живых организмов.
Запасная (резервная) функция белков
К таким белкам относятся так называемые резервные белки, которые запасаются в качестве источника энергии и вещества в семенах растений и яйцеклетках животных; белки третичных оболочек яйца (овальбумины) и основной белок молока (казеин) также выполняют, главным образом, питательную функцию. Ряд других белков используется в организме в качестве источника аминокислот, которые в свою очередь являются предшественниками биологически активных веществ, регулирующих процессыметаболизма.
Рецепторная функция
Белковые рецепторы могут как находиться в цитоплазме, так и встраиваться в клеточную мембрану. Одна часть молекулы рецептора воспринимает сигнал, которым чаще всего служит химическое вещество, а в некоторых случаях — свет, механическое воздействие (например, растяжение) и другие стимулы. При воздействии сигнала на определённый участок молекулы — белок-рецептор — происходят её конформационные изменения. В результате меняется конформация другой части молекулы, осуществляющей передачу сигнала на другие клеточные компоненты.
Моторная (двигательная) функция
Целый класс моторных белков обеспечивает движения организма, например, сокращение мышц, в том числе локомоцию (миозин), перемещение клеток внутри организма (например, амебоидное движение лейкоцитов), движение ресничек и жгутиков, а также активный и направленный внутриклеточный транспорт создайте презентацию
Коды пищевых добавок
1. Запрещённые |
Е103, Е105, Е111, Е121, Е123,Е125,Е126, Е130, Е152. |
2. Подозрительные |
Е104, ЕЕ122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477. |
3. Опасные |
Е102, Е110, Е120, Е124,. Е127. |
4.Канцерогенные |
Е131,Е210-Е217,Е240, Е330. |
5. Вызывающие расстройства кишечника |
Е221-Е226 |
6. Вредные для кожи |
Е221 - Е226 |
7. Вызывающие нарушение давления |
Е250, Е251 |
8. Провоцирующие появление сыпи |
Е311,Е312 |
9. Повышающие уровень холестерина |
Е320 – Е322 |
10. Вызывающие расстройство желудка |
Е338 Е341, Е407, Е450, Е461 – Е466 |
Практическая работа
Тема: «Химические свойства белков. Качественные (цветные) реакции на белки».
Цель: Изучить химические свойства белков. Познакомиться с качественными реакциями на белки. Активность фермента каталазы в живых и мертвых тканях..
Опыт 1.
«Денатурация белков»
Порядок выполнения.
Приготовьте раствор белка.
В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка и нагрейте до кипения.
Отметьте изменения.
Охладите содержимое пробирки и разбавьте водой.
Опыт 2.
«Ксантопротеиновая реакция»
Порядок выполнения.
1. В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка.
2. В пробирку прилейте 1 мл уксусной кислоты.
3. Содержимое пробирки нагрейте.
4. Охладите смесь и добавьте аммиак до щелочной среды.
5. Отметьте изменения.
Опыт 3.
«Биуретовая реакция»
Порядок выполнения.
1. В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка.
2. Добавьте 2-3 мл раствора гидроксида натрия и 1-2 мл раствора медного купороса..
3. Отметьте изменения.
Качественные (цветные)
реакции на белки. Опыты №2 и №3
Ксантопротеиновая реакция
Белок + HNO3конц > ярко?желтое окрашивание
(обнаружение бензольных ядер)
Биуретовая реакция
Белок + NaOH+CuSO4 > красно-
фиолетовое окрашивание
(обнаружение пептидных связей)
Опыт 4
«Доказательство наличие белка только в живых организмах»
Порядок выполнения.
1. В пробирках находятся свежевыжатый сок картофеля, кусочки сырого картофеля,
вареный картофель.
2. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл перекиси водорода.
3. Отметьте изменения. (каталаза – ферментный белок выделяется только в
присутствии молекулярной воды, растворенные в воде альбумины сворачиваются)
Опыт |
Что делали |
Что наблюдали |
Объяснение и выводы |
1. Качественные реакции на белки. |
|
|
|
а) Биуретовая реакция. |
К 2 мл раствора белка добавить раствор сульфата меди (II) и щелочи. |
Красно-фиолетовое окрашивание. |
При взаимодействии растворов образуется комплексное соединение между ионами Си2+ и полипептидами. |
б) Ксантопротеиновая реакция. |
К 2 мл раствора белка добавить по каплям концентрирующуюся азотную кислоту. |
Желтое окрашивание. |
Реакция доказывает, что в состав белков входят остатки ароматических аминокислот. |
2. Денатурация белка. |
В пробирку № 1 с раствором белка добавили этанол неразбавленный. |
Во всех трех случаях наблюдается необратимое свертывание белка — денатурация. |
При нагревании, действии неразбавленного спирта, солей тяжелых металлов происходит разрушение вторичной и третичной структуры, с сохранением первичной. |
«Жизнь есть способ существования белковых тел…» Ф.Энгельс
Опорный конспект Приложение № 2
- АМФОТЕРНОСТЬ
Кислая среда = по типу щелочи
[белок]+ + ОН- = по типу кислоты
- ГИДРОЛИЗ ……разрушение первичной структуры белка до α-аминлкислот
Качественные реакции
- БИУРЕТОВАЯ РЕАКЦИЯ (распознавание в молекуле белка пептидных связей).
Б. + CuSO4 + NaOH → фиолетовое окрашивание
………………………………
- КСАНТОПРОТЕИНОВАЯ РЕАКЦИЯ (обнаружение бензольных ядер).
Б. + HNO3 → желтое окрашивание
- ГОРЕНИЕ БЕЛКА ………………………..
N2, CO2, H2O - запах жженых перьев
- ДЕНАТУРАЦИЯ - ………………………..
высокая t разрушение
радиоактивное облучение 2-3 структуры
соли тяжелых Ме
Протеины Протеиды
БЕЛКИ – важнейшая составная часть живых организмов, входят в состав кожи, роговых покровов, мышечной и нервной ткани
(простые) (сложные)
1 вариант |
2 вариант |
1. В состав аминокислот входят: а) только аминогруппы б) только карбоксильные группы в) аминогруппы и карбоксильные группы г) аминогруппы и карбонильные группы |
1. Аминокислотой является вещество, формула которого: а) СН3СН2 СОNН2 б) NН2СООН в) NН2СН2СН2СООН г) NН2СН2СОН |
2. Аминокислоты, которые не могут синтезироваться в организме человека, а поступают только с пищей, называются а) a -аминокислотами б) пищевыми в) -аминокислотами г) незаменимыми |
2. Аминокислоты - это а) бесцветные легкокипящие жидкости б) газы тяжелее воздуха в) кристаллические вещества розового цвета г) бесцветные кристаллические вещества |
3. При взаимодействии аминокислот со щелочами и кислотами образуются: а) соли б) сложные эфиры в) дипептиды г) полипептиды |
3. Образование полипептидов происходит по типу реакции: а) полимеризации б) поликонденсации в) присоединения г) замещения |
4. Формула 3-аминопропановой кислоты: а) NН2СН2СООН б) NН2СН2СН2СООН в) NН2СН2СН2 NН2 г) NН2СН СН2СООН |
4. Самые слабые кислотные свойства проявляет кислота: а) уксусная б) хлоруксусная в) аминоуксусная г) дихлоруксусная |
5. Верным является утверждение, что аминокислоты это: а) твердые вещества молекулярного строения б) кристаллические вещества ионного строения в) жидкости, хорошо растворимые в воде г) кристаллические вещества с низкими температурами плавления |
5. Аминокислоты являются амфотерными соединениями, так как они взаимодействуют: а) с кислотами б) с щелочами в) со спиртами г) с кислотами и щелочами |
Ответы1 – В, 2 – Г, 3 – А, 4 – Б, 5 - Б Ответы1 – В, 2 – Г, 3 –Б , 4 –В , 5 - Г
1 вариант |
2 вариант |
1. Укажите название белка, выполняющего защитную функцию: а) гемоглобин, б) оксидаза, в) антитела. |
1. Укажите название белка, выполняющего ферментативную функцию: а) гемоглобин, б) оксидаза, в) антитела. |
2. Белки – это..: а) полисахариды, б) полипептиды, в) полинуклеотиды. |
2. Биологические свойства белка определяет структура: а) третичная, б) вторичная, в) первичная. |
3. Первичная структура белка поддерживается за счёт связей: а) ионных, б) пептидных, в) водородных. |
3. Вторичная структура белка поддерживается за счёт связей: а) ионных, б) пептидных, в) водородных. |
4. Гидролиз белка используется для: а) получения аминокислот, б) качественного обнаружения белка, в) разрушения третичной структуры |
4. Белки подвергаются реакциям: а) денатурации, б) полимеризации, в) поликонденсации. |
5. Аминокислоты, необходимые для построения белков, попадают в организм: а) с водой, б) с пищей, в) с воздухом. |
5. Какой из процессов наиболее сложен: а) микробиологический синтез, б) органический синтез, в) переработка растительного белка. |
Ответы: 1 - в, 2 - б, 3 - б, 4 - а, 5 - б. Ответ: 1 – б, 2 – в, 3 – в. 4 – а, 5 – б.
Тест «Белки»
1. Какие химические элементы входят в состав белков?
а) углерод б) водород в) кислород г) сера д) фосфор е) азот ё) железо ж) хлор
2. Сколько аминокислот участвуют в образовании белков?
а) 30 в) 20 б) 26 г) 10
3. Сколько аминокислот являются незаменимыми для человека?
а) 16 б) 10 в) 20 г) 7
4. В результате какой реакции образуется пептидная связь?
а) реакция гидролиза в) реакция поликонденсации
б) реакция гидратации г) все вышеперечисленные реакции
5. Какая функциональная группа придает аминокислоте – кислотные, какая – щелочные свойства? (карбоксильная, аминогруппа).
6. Какие связи образуют 1- первичную, 2- вторичную, 3- третичную структуры белка? Соотнесите:
а) ковалентные в) ионные
б) водородные г) такие связи отсутствуют
7) Определите структуры белковой молекулы:
1. 2.
3. 4.
Таблица ответов
Номер вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Вариант ответа |
1- 2- 3- 4- |
8) Денатурация – это разрушение белка до _____________структуры под действием________________, а также под действием растворов различных химических веществ (______,________, солей) и радиации.
9) Гидролиз – это разрушение _____________структуры белка под действием________________, а так же водных растворов кислот или щелочей.
10) Качественные реакции:
а) Биуретовая.
Белок + ___________________________ = _________________________
б) Ксантопротеиновая.
Белок + ___________________________ = __________________________
11) Установите соответствие между белками и их функцией в организме. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту:
БЕЛКИ: ФУНКЦИЯ:
А) гемоглобин 1)сигнальная
Б) ферменты 2) транспортная
В) антитела и антитоксины 3) структурная
4) каталитическая
5) защитная
А |
Б |
В |
|
|
|
12) Заполните значение белков:
№ |
Функции |
Значение |
1 |
Строительная |
Клеточные мембраны, покровные ткани, шерсть, перья, гора, волосы, хрящи |
2 |
Транспортная |
Накопление и транспорт по организму важнейших веществ |
3 |
Энергетическая |
Запас аминокислот для развития организма |
4 |
Двигательная |
Сократительные белки основа мышечных тканей |
5 |
Защитная |
Белки – антитела, антитоксины распознают и уничтожают бактерии и “чужеродные” вещества |
6 |
Каталитическая |
Белки – природные катализаторы (ферменты) |
7 |
Сигнальная |
Мембранные белки воспринимают внешние воздействия и передают сигнал о них внутрь клетки |
Вопросы к брифингу:
Белок иначе называют…
Что является мономерами белка?
Сколько незаменимых АК известно?
Каков атомарный состав белков?
Какая связь поддерживает вторичную структуру?
Как называется связь, образующая ППЦ?
Вторичная структура белковой молекулы в пространстве напоминает…
За счет каких взаимодействий образуются третичная структура?
Почему белки относят к ВМС?
Что в переводе с греческого означает “протеин”?
Что такое “денатурация”?
Как называется процесс взаимодействия белков с Н2О?
Пахомова Татьяна Петровна
Надежда Алексеевна Паршукова
Екатерина Николаевна