Статья «Беседа с родителями как эффективное средство воздействия на формирование личности ребенка»
БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
(Статья представлена для участия в конкурсе «Методика сотрудничества педагога с родителями»)Автор: Жебеленко Виктория Вячеславовна, ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат», учитель русского языка и литературы, учитель-логопед.
Аннотация
В статье раскрыты основные формы бесед с родителями, их реализация в работе классного руководителя. Освещена тема роли родителей в воспитании ребенка.
Ключевые слова: беседа, родители, ребенок, классный руководитель.
Работа с родителями является одним из основных видов деятельности классного руководителя. Самым распространенным методом в этом направлении служит беседа. Итак, что же такое беседа с родителями? Это вид взаимодействия и с ребенком, и с его окружением. Ведь семья – это важнейшая среда, в которой находится ребенок.
Беседа с родителями может быть индивидуальной, групповой и массовой.
Индивидуальная беседа позволяет реализовать наиболее благоприятное воздействие на личность ребенка, обозначить единые способы влияния на его гармоничное развитие. В ходе индивидуальной беседы родителями проявляется реализация умения узнать своего ребенка поближе, выявить отрицательные и положительные черты характера, наметить для себя то, как правильно его воспитывать, используя рекомендации классного руководителя.
Индивидуальные консультации – это еще один вид работы классного руководителя с родителями. Их необходимость обусловлена знакомством с классным коллективом еще в самом начале работы классного руководителя с новым классом. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. При подготовке к консультации следует подготовить вопросы, которые помогут спланировать программу воспитательной работы классного руководителя. Индивидуальная консультация носит ознакомительный характер и помогает установить дружелюбное взаимодействие между классным руководителем и родителями. Учитель предоставляет право родителям рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и ознакомиться с необходимыми требованиями своей воспитательной деятельности с ребенком.
В ходе вышеупомянутого мероприятия учитель узнает особенности здоровья ребенка, его увлечения, условия в семейном взаимодействии, личностные качества, степень мотивации к бучению в школе, нравственные и семейные ценности.
В процессе проведения индивидуальной консультации родителям можно предложить анкетирование на тему «Характеристика моего ребенка».
Когда он родился, то
Самым интересным вначале жизни в нем было
О здоровье можно сказать следующее
Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы
Его отношение к школе было
В самом начале он учился в основном
Ему нравились такие предметы
Отношения с первой учительницей были
Общаясь с одноклассниками
Трудности в воспитании связаны с
Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на
Групповая беседа с родителями включает в себя следующие виды работы: групповые дискуссии, психологические тренинги, ролевые игры.
Групповая дискуссия – это единое рассмотрение той или иной проблемы. Групповую дискуссию проводят в стиле «Круглого стола», «Форума», «Дебатов». Не каждый родитель быстро присоединяется к обсуждению, в связи с этим тематика беседы должна быть актуальной и нескучной. «Как легко справиться с домашним заданием?», «Каким образом сделать чтение интересным занятием?».
Психологический тренинг. Тренинг позволяет развивать коммуникативные навыки. Психологический тренинг лучше всего применять при знакомстве с родительским составом на первом родительском собрании. Это хорошая перспектива установить дружеский контакт между родителями и классным руководителем. Тренинг позволят строить доверительные отношения и возможность творческой свободы.
Результатом проведения таких тренингов является возможность большего общения между родителями и зарождение сплоченного дружного коллектива.
Ролевые игры – это стандарт общественного сотрудничества. Игра развивает коммуникативные навыки, позволяет расширяться творческому мышлению.
В ходе групповой работы осуществляются следующие задачи:
- формирование и интеграция коллектива родителей;
- становление и реализация ответственности, определение творческого потенциала и коммуникативных навыков;
- умение мирно обсуждать и решать спорные вопросы;
- формирование навыка анализа ситуаций, овладение навыками самоорганизации и самоуправления;
- умение слушать и общаться с членами родительского коллектива.
Массовая (общая) беседа. В ходе реализации данной формы работы происходит психолого-педагогическое обучение родителей, которое проводится в форме лекций и конференций.
Лекции - это довольно увлекательный и эффективный вид взаимодействия с родителями. Основная роль лекций для родителей в школе - психолого-педагогическое ознакомление родителей. Обучение родителей направлено на развитие педагогической и психологической культуры, на ознакомление с насущными проблемами воспитания, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и других учебных заведений, на сотрудничество учителей, родителей в воспитательной работе. Появляется способность позвать на лекцию самый заинтересованный коллектив, который объединяет общая проблема и одинаковые возрастные особенности. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться. Виды лекций бывают такими: час вопросов и ответов на актуальную тему, практикумы, родительские ринги.
Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовится вся школа и все классы. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Таким образом, использование в работе классного руководителя в рамках работы с родителями индивидуальных, групповых и массовых бесед влияет на сплоченность не только родительского, но и детского коллектива, развивает их коммуникативные навыки, творческий потенциал, повышает степень мотивации к обучению, сотрудничеству, увеличивает уровень ответственности за свою деятельность. В свою очередь все вышеперечисленные характеристики ведут за собой гармоничное развитие личности каждого ребенка в классе, его самоопределение в обществе.
Список литературы:
Н.И. Дереклеева, «Родительские собрания в 1-11 классах», М: Вербум-М, 2001.- 1-80 с.
М.И. Путинина, «Групповые технологии работы с родителями», Инфоурок, 2013.
Л.Г. Шиленок, «Содержание и формы работы с родителями», Инфоурок, 2016.