Статья на тему «Наказание как метод педагогического воздействия на ребёнка»

3
0
Материал опубликован 19 April 2023 в группе
А.С. Макаренко стал первым советским педагогом, который описал назначение и суть поощрения и наказания, а также раскрыл механизм действия этих воспитательных средств в системе образования.

Несомненно, семья – это самое благоприятное место для роста и развития ребёнка. В семье мы обучаемся любви, ответственности, заботе и уважению. Но развитие детей в дошкольном возрасте зависит от правильно подобранных методов воспитания. Эксперты в области детской психологии рекомендуют применять требования, убеждения, поощрения и одобрение. В то же время, нельзя игнорировать и отрицательные методы воспитания, такие как порицание, запрет и наказание. Правда, применять их надо с умом. Важно не перейти черту.

Наказания и поощрения являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители и педагоги всегда сталкиваются с вопросом: наказывать или не наказывать ребенка? Если наказывать, то как? Какие способы поощрения наиболее эффективны? Для того чтобы достичь успеха в воспитании, необходимо понимать основные принципы поощрения и наказания. Поощрение и наказание – это две стороны одной медали.

Наказание – это применение отрицательных мер по отношению к ребенку, когда он нарушает нормы поведения.

Взрослые могут высказать своё отношение к отрицательным поступкам своих детей различными способами. Это может быть холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест или гневное слово. Некоторые могут прикрикнуть. Нельзя игнорировать серьёзные нарушения, тем более допускать безнаказанность. Но не следует переходить границы и сильно наказывать.

Согласно исследованиям, современные родители применяют пять видов наказаний.

Потеря привилегий

Достаточно эффективный способ наказания, которые предполагает, что при невыполнении поручений или совершении проступка ребенок будет лишаться важных для него занятий или привилегий. В качестве штрафа может быть использовано любое занятие, привилегия или вещь, которая имеет для ребенка большую ценность. Например, ребёнок не сможет перед сном послушать аудиосказки или родители отменят традиционный семейный ужин в пятницу.

Тайм-аут на приятные для ребёнка занятия

Наказание тайм-аутом должно быть применено в правильное время и в правильном месте. Психологи рекомендуют организовать для ребенка приватное место, где он сможет спокойно обдумать свой поступок.

Важно, чтобы провинность была очень чётко определена. Например: «Я не буду терпеть твой обман. Обман – это когда ты говоришь неправду или недоговариваешь случившееся». Таким образом, ребёнок понимает, какое поведение приведёт к наказанию. Далее делается предупреждение: "Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения ты не сможешь послушать перед сном сказку". Таким образом, правила и наказания будут понятны и применимы.

Лишение поощрения

Отсутствие поощрения может быть использовано в качестве наказания в семье, где применяется система награждений. Если ребенок не выполняет требования родителей, он не получает награду. Такой подход может быть достаточно эффективным для достижения желаемого результата. Например, в конце недели ребенка возят в кино, в театр или парк. При провинности данное поощрение может быть в качестве наказания отменено.

Вербальные наказания

Это крики, оскорбления и нотации. Вербальные наказания не приносят должного эффекта. Ребёнок будет игнорировать родительские высказывания, пропуская их мимо ушей.

Физическое наказание

Применяется с целью запугивания ребенка. Психологами оценивается как пример некультурного поведения родителей, которые не могут контролировать свои эмоции и настроение, а также не справляются с проблемами в семье или на работе. Они верят в свою беспрекословность и безответственность. Физическое наказание не приводит к долгосрочным положительным результатам в воспитании детей. Наоборот, оно может привести к психологическим травмам, что приведет к дальнейшему асоциальному поведению ребенка.

Иногда молодые родители могут подумать, что пока ребенок мал и не понимает объяснений взрослых, ему можно дать шлепок, если он не слушается или капризничает. На первый взгляд, шлепки могут показаться не такими страшными: ребенку не больно, но он сразу прекращает баловаться. Тем не менее такой подход не рекомендуется, поскольку он может привести к тому, что ребенок начнет подчиняться только силе взрослого, а не словам.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.