Библиотерапия как эффективный метод работы с детьми с ОВЗ
библиотерапия как эффективный метод работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
История метода История появления библиотерапии уходит корнями еще во времена Древнего Египта. В средневековой Европе лекари применяли книги как лекарство для души. Однако статус науки библиотерапия получила лишь в начале 20 века. Впервые данный термин упомянул американский психолог С. М. Кротхерс в 1916 году. В России первые практические шаги в данном направлении были сделаны только в 1927 году
Области применения Библиотерапия возникла на стыке 4 наук: медицины, психологии, психиатрии и библиотечного дела. Свое применение она нашла в самых разных областях: психологии, педагогике, работе с детьми, трудными подростками и пожилыми людьми. Методика применяется в психиатрических клиниках, реабилитационных центрах, детских домах, школах, домах престарелых.
Главный плюс библиотерапии — отсутствие навязчивых указаний, есть только общий смысл и каждый читатель берет именно то, что ему нужно. Главный плюс библиотерапии — отсутствие навязчивых указаний, есть только общий смысл и каждый читатель берет именно то, что ему нужно.
Методы библиотерапии 1) Коррекционный метод 2) Психокоррекционный метод
Виды библиотерапии 1) Чтение вслух 2) Пересказ 3) Сочинение собственных произведений 4) Иллюстрирование 5) Отождествление 6) Домашнее чтение, с последующим обсуждением 7) Постановка – экспромт
Библиотерапия для детей Свойство детской психики — отождествлять себя с положительным героем. Почти каждый ребенок склонен размышлять над поведением героя и оценивать собственное поведение. Задача терапевта: с помощью детских произведений познакомить ребенка с понятиями добра и зла. Благодаря библиотерапии малыш учится видеть связь между поступком и его последствиями, учится ответственности.
Методика библиотерапии, упражнения Основа метода — систематическое чтение с целью улучшения психологического состояния пациента. Основные этапы: Психотерапевт составляют перечень произведений наиболее подходящий для конкретного пациента Перед началом занятия пациент получает инструкцию от терапевта, где указанно, какая именно литература будет для него полезна. После прочтения с пациентом проводится беседа. Терапевт задает пациенту вопросы, которые раскрыть его состояние. В ходе занятия пациент обязательно должен вести читательский дневник.
Упражнения, которые применяются в библиотерапии Составление письма. Написание стихов без рифмы (сиквейнов). Написание литературного произведения в прозе. Написание автобиографии Чтение вслух. Обсуждение произведения методом «дельфин». Ролевое чтение.