12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Угневёнок Ольга Александровна23
Беларусь, Город Витебск

Бинарное учебное занятие по русской литературе и математике по темам «Антуан де Сент - Экзюпери «Маленький принц» и линейная функция и её график»

7 класс

Составили и провели: учитель русского языка и литературы Угневёнок Ольга Александровна и учитель математики Винникова Виктория Викторовна, государственное учреждение образования «Средняя школа №45 г.Витебска имени В.Ф. Маргелова»

Оборудование: мультиборд, презентация, иллюстрации к произведению, карточки для учащихся

Цель: (когнитивная): предполагается, что к концу урока учащиеся:

1)раскроют аллегории, символы, нравственные уроки сказки;

2) покажут своеобразие композиции сказки.


Цель урока (когнитивная): предполагается, что к концу урока учащиеся:

1) будут правильно употреблять термины и использовать понятия функция, аргумент функции, значение функции, область определения функции, множество значений функции, график функции, линейная функция, график линейной функции;

2) будут знать один из алгоритмов построения графика линейной функции;

3) будут уметь строить график линейной функции по алгоритму;

4) будут применять полученные знания на практике (решать задачи по теме).


Задачи личностного развития учащихся:

создать условия для:

принятия и осмысления цели урока;

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

проигрывания социальной роли покупателя;

содействовать развитию:

умения ставить цели, планировать и искать пути их достижения;

умения анализировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников;

математических способностей, логического мышления;

культуры речи с применением математической терминологии;

ключевых компетенций учащихся: учебно-познавательной, социальной, личностного самосовершенствования, коммуникативной;

приобретению опыта сотрудничества с учителем, одноклассниками при осуществлении творческой деятельности;

содействовать воспитанию:

качеств гармонично развивающейся личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;

моральных качеств личности;

ценностного отношения к истине;

объективного самоанализа и самооценки;

способности аргументировано отстаивать свои убеждения.


Описание учебного занятия

I. Организационно-мотивационный этап (русская литература).

СЛАЙД1 Звучит отрывок песни «Маленький принц»

СЛАЙД2

Учитель русской литературы: Здравствуйте, ребята и гости, сегодня на занятии мы продолжим путешествие с Маленьким принцем. Но вначале давайте немного вспомним, на каких планетах уже был Маленький принц? Кого он там встретил?

II. Проверка изученного материала.

Сt1680624808aa.png ЛАЙД3 1-й ученик: На первой планете Маленький принц встретил Короля, у которого не было подданных. Король хотел, чтобы гость стал его подданным. Но Маленький принц не согласился, отказался от должности министра.

2-й ученик: А ещё Маленький принц увидел планету, на которой жил Честолюбец, который хотел, чтобы его почитали, снимали перед ним шляпы, раскланивались.

3-й ученик: На одной из планет Маленький принц познакомился с Дельцом, который был занят пересчётом звёзд. Он думал, что может ими владеть. Маленькому принцу это показалось бессмысленным занятием, и он покинул эту планету.

4-й ученик: На крошечной планете Маленький принц познакомился с фонарщиком. Он зажигает и тушит свой фонарь в зависимости от времени суток. Но со временем его планета стала вращаться очень быстро. И ему приходится зажигать и тушить фонарь каждую минуту. Фонарщик очень устал. Хочет спать, но не может оставит свою службу.

Учитель русской литературы: Совершенно верно, спасибо. Но оправляться дальше мы не можем. Нам нужна помощь.

СЛАЙД4

Предполагаемый ответ ученика: Лt1680624808ab.pngt1680624808ac.png инейная функция и её график







По-моему, это тема какого-то другого занятия, даже, возможно, по другому предмету… это математика.

СЛАЙД5

Конечно же, именно знания по математике помогут нам успешно продолжить путешествие по планетам с Маленьким принцем: рассчитать временные затраты, проложить оптимальный маршрут, запланировать привалы-остановки на отдых.

I. Организационно-мотивационный этап (математика)

На предыдущем занятии в декартовой системе координат построены графики следующих функций:

1) у=t1680624808ad.gifх +4t1680624808ae.gif, если -4 ≤ х ≤ 9;

2) у=t1680624808af.gifх +1t1680624808ag.gif, если -2 ≤ х ≤ 9;

3) у=0,8х -0,2, если -1 ≤ х ≤ 9;

4) у=t1680624808ah.gifх – 9,5, если 3 ≤ х ≤ 5, а также график х= -2, если -5 ≤ х ≤ 0.

Учитель математики: Здравствуйте, ребята и гости. Французский писатель Анатоль Франс в конце 19 века заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.» Давайте же на сегодняшнем занятии последуем совету писателя: будем активными, внимательными, будем с огромным желанием поглощать знания, которые пригодятся нам в дальнейшей жизни.

Каждый из учащихся заполняет карточку:

1) Классная работа; дата

2) Линейная функция и её график

Учитель математики: Исходя из темы нашего занятия, определитесь с его целью.

Предполагаемый ответ ученика: Увидеть применение своих знаний по теме на практике и, наверное, исходя из обстоятельств, применить своих знаний по теме в нестандартной ситуации.

Учитель математики: Как Вы считаете, что Вам для успешной реализации цели необходимо?

Предполагаемый ответ ученика: Желание учиться, хорошее настроение, повторение ранее изученного материала по теме.

СЛАЙД6

Учитель математики: Крупный физиолог Иван Петрович Павлов говорил: «Изучайте азы науки, прежде чем взойти на её вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее».

II. Актуализация опорных знаний

СЛАЙД7

Учитель математики: Пожалуйста, найдите соответствие.

1 Найдите соответствие


Зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению одной переменной (аргументу) соответствует единственное значение другой переменной (функции),


абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты - значениям функции.


Графиком линейной функции является


х и у – переменные, называется линейной функцией.

Функция вида у= кх+в, где к и в – некоторые числа,


все числа.

Область определения линейной функции

( Д(у) ) -


называются множеством значений функции.

Все значения, которые принимает функция,


все числа.

Множество значений линейной функции при к≠0 ( Е(у) ) -


называется областью определения функции.

Графиком функции называется множество точек координатной плоскости,


называется функциональной зависимостью или функцией.

Множество всех значений, которые принимает аргумент,


прямая, проходящая через точку с координатами (0,в)


СЛАЙД8

Учитель математики: Проверьте себя. Поднимите руки те, кто не допустил ошибок при нахождении соответствий. Молодцы и всё же:

Что понимают под функциональной зависимостью?

Что понимают под линейной функцией?

Что понимают под областью определения функции?

Какова область определения линейной функции?

Что понимают под областью значений функции?

Какова область значений линейной функции при к≠0?

Что понимают под графиком функции?

Что является графиком линейной функции?

Координаты скольких точек необходимо знать, чтобы построить график линейной функции?

Учитель математики: Приступим к выполнению №2.

2

Найдите на координатной плоскости точки с координатами: (-2;-5);(-4;3); (-2;0)

Предполагаемый ответ учащихся: К (-2; -5); R (-4;3); I (-2;0)

Назовите координаты точек E, N, L.

Предполагаемый ответ учащихся: E (9;7); N (3; -4); L (0; -3).

Учитель математики: Постройте отрезки ЕR, ЕI, IК, КL

СЛАЙД9

Учитель математики: «Прямая - есть кратчайшее расстояние между точками» - сказал Рене Декарт.

И следуя этому правилу, я призываю вас в вашем развитии по восходящей линии, не страшась усталости, не обходя трудностей, идти по прямой от точки незнания к точке знания.

III. Операционно-познавательный этап (русская литература)

Учитель русской литературы: Теперь, мы держим путь к новой планете. На ней живет географ, знакомство Маленького принца с ним мы сейчас увидим.

СЛАЙД10

СЦЕНКА (два подготовленных заранее учащихся разыгрывают сцену посещения Маленьким принцем планеты Географа)

СЛАЙД11

Учитель русской литературы: Географ дал совет Маленькому принцу посетить планету Земля. Ребята, нам снова нужна помощь Математики.

III. Операционно-познавательный этап (математика)

СЛАЙД12

Учитель математики: Известный математик Рене Декарт утверждал: «Для того чтобы усовершенствовать ум, нам надо больше размышлять, чем заучивать». Заученный материал мы с Вами повторили. А теперь, покажите, как Вы умеете размышлять и применять, полученные знания на практике.

Приступаем к выполнению №3.

3

1)Постройте график линейной функции у= 0,8х – 0,2, если -1 ≤ х ≤ 9

х= ____; у= 0,8*(____) – 0,2 = ___________=____; Z (___; _____)

х= ____; у= 0,8*____– 0,2 = _____________=____; E(___; _____)

2)Постройте график линейной функции у= – 2х – 3, если -1 ≤ х ≤ 1

х= ____; у= -2*(____) – 3 = ___________=____; ____ (___; ____)

х= ____; у= -2*_____– 3 = ____________=____; Д(___;____

Предполагаемый ответ учащихся:

3

Постройте график линейной функции у= 0,8х – 0,2, если -1 ≤ х ≤ 9

х= -1; у= 0,8*(-1) – 0,2 = -1; Z (-1; -1)

х= 9; у= 0,8*9– 0,2 = 7; E(9;7)

Постройте график линейной функции у= – 2х – 3, если -1 ≤ х ≤ 1

х= -1; у= -2*(-1) – 3 = -1; Z (-1; -1)

х= 1; у= -2*1– 3 = -5; Д(1;-5)

СЛАЙД13Музыкальное сопровождение

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

t1680624808ai.png





Над Землёю ночью поздней,

Руки верх, в стороны, вниз

Только руку протяни

Потянулись вверх руками

Ты ухватишься за звёзды:

Руки в кулачки

Рядом кажутся они.

Руки перед глазами, поворот кистей рук

Можно взять перо Павлина,

Руки вверх, покачаться

Тронуть стрелки на Часах,

Руки на пояс, повороты туловища влево, вправо

Покататься на дельфине,

Волна запястьями

Покачаться на Весах

Руки за голову, повороты головы влево, вправо

Над Землёю ночью поздней,

Садимся за парты

Если бросить в небо взгляд,

Руки верх и потянулись, сидя за партами

Ты увидишь, словно гроздья,

Руками берём воображаемые созвездия

Там созвездия висят.

Дарим созвездия соседу по парте

III. Операционно-познавательный этап (русская литература)

СЛАЙД14

Учитель русской литературы: Маленький принц отправляется на Землю.

t1680624808aj.gifСЛАЙД15

С кем Маленький принц познакомился на Земле до встречи с лётчиком? (с Лисом)

Где познакомился Маленький принц с лётчиком? (В пустыне)

Какое разочарование постигло Маленького принца нам Земле? (Он увидел сад полный роз)

Какой секрет открыл Маленькому принцу Лис? (Зорко одно лишь сердце)

Кому принадлежат слова: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету»? (Маленькому принцу)

А кто это сказал: « Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками? (Роза)

Что подарил Маленький принц на прощание лётчику? (Свой смех)

Как вы понимаете слово «приручить»?

Работа со словарём.

Кого сумел приручить за свою жизнь Маленький принц? (Лётчика, Лиса, Розу)

СЛАЙД16

Учитель русской литературы:

Когда главный герой оказался на планете Земля, он встретил Лиса, который открыл ему важную истину о том, что каждый в ответе за тех, кого приручил. В этом и заключается главная мысль «Маленького принца»: настоящая дружба и любовь это крепкая связь, основанная на заботе, чувстве ответственности, нежности, внимании. Поэтому Маленький принц возвращается на свою планету, ведь она нуждается в заботе. Там его ждёт Роза, которая для него лучше всех остальных роз. Теперь он знает, что любить её надо не за ветряные слова, а за дела, за ту радость, которую она дарила принцу, за чудесный аромат, который так ему нравился. Эту истину Маленький принц постигает сердцем, понимая, что самого главного глазами не увидишь.

Ребята, для того, чтобы Маленький принц смог вернуться домой, к своей Розе, на астероид Б - 612, нам снова нужна помощь Математики.

III. Операционно-познавательный этап (математика)

СЛАЙД17

Учитель математики: «Много из математики не остаётся в памяти, но, когда поймёшь её, тогда легко при случае вспомнить забытое.»

И.Л. Лобачевский

Приступаем к №4

4

1)Постройте график линейной функции у= – t1680624808ak.gif t1680624808al.gif, если - 6 ≤ х ≤ -2

х= ____; у= – t1680624808am.gif*(____) – t1680624808al.gif = ______________=______; Р (___; ____)

х= ____; у= – t1680624808am.gif*(____) – t1680624808al.gif = ______________=______; I(___; ____)

2) Постройте отрезки PR, DN, ZК, EZ, ZD, PI

Предполагаемый ответ учащихся:

4

Постройте график линейной функции у= – t1680624808ak.gif t1680624808al.gif, если - 6 ≤ х ≤ -2

х= -6; у= – t1680624808am.gif*(-6) – t1680624808al.gif = 1; Р (-6; 1)

х= -2; у= – t1680624808am.gif*(-2) – t1680624808al.gif = 0; I(-2;0)

IV. Контрольно-оценочный этап занятия

СЛАЙД18

Учитель математики: «Лучший способ изучить что-либо - открыть это что-либо самому», - утверждал Д. Пойа.

Обобщение изученного материала по теме

Заполните пропуски:

1) Функция вида у= кх+в, где к и в – некоторые числа, а х и у – переменные, называется линейной функцией

2) Область определения линейной функции Д(у): все числа

3) Множество значений линейной функции Е(у): все числа

4) Графиком линейной функции является прямая, проходящая через точку с координатами (0; в)

5) Для построения графика линейной функции необходимо знать координаты двух точек

6)Чтобы построить график линейной функции необходимо:

-выбрать из области определения значение х - независимой переменной (аргумента);

-найти значение у – зависимой переменной (функции), в зависимости от выбранного значения х;

-построить на координатной плоскости точки с найденными координатами;

-через построенные точки провести прямую.

Учитель математики: Поменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения заданий друг друга. Оцените работу коллеги.

Учитель русской литературы выставляет отметки по предмету

СЛАЙД19

Учитель русской литературы: У Вас на координатной плоскости записаны буквы D E*3 R*2 K L I*2 N*2 P Z

Предполагаемый ответ учащихся:

Der Kleine Prinz Маленький принц (на немецком)

Учитель русской литературы: Совершенно верно, «Маленький принц», произведение, переведённое более чем на 300 языков и диалектов. Было выпущено 140 миллионов экземпляров этой сказки, что делает её одной из самых продаваемых книг в мире, после Библии и Корана. Эту книгу перечитывают взрослые и дети, каждый раз открывая для себя что-то новое.

Учитель математики: Сегодня на занятии мы с вами вместе открыли ещё одну возможность математических знаний - рисовать с помощью графиков линейных функций. Полотном для рисунка стала декартова система координат, кистью – аналитическое задание линейной функции, воплощением задуманного и записанного формулами – графики линейных функций, построенные по все правилам математики.

Что же мы с Вами нарисовали?

Подскажите, достигли ли Вы поставленной цели?

Предполагаемые ответы учащихся:

Да. Мы

-повторили некоторые свойства линейной функции,

-усвоили алгоритм построения графика линейной функции,

-построили графики функций,

-смогли с помощью графиков линейной функции нарисовать самолёт.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель русской литературы: ребята, напишите письмо лётчику от имени Маленького принца

Учитель математики: гл. 4, § 20, № 3.323

СЛАЙД20

«Полёт – это математика», - часто повторял знаменитый лётчик-испытатель Валерий Чкалов.

Учитель русской литературы: у Вас на столах лежат модели самолётов, выполненные из бумаги. Эти бумажные самолёты помогут Маленькому принцу вернуться на свою планету. Пожалуйста, составьте план полета – выразите своё отношение к сегодняшнему занятию. Надеемся на то, что благодаря Вашим планам, Маленький принц благополучно сумеет вернуться к себе домой.

Во время демонстрации видео фрагмента

Учитель математики:

Когда уходите на пять минут

Не забывайте оставлять тепло в ладонях

В ладонях тех, которые вас ждут,

В ладонях тех, которые вас помнят.

Учитель русской литературы:

Когда уходите на пять минут,

Не опоздайте вовремя вернуться,

Чтобы ладони тех, которые вас ждут,

За это время не успели разомкнуться.

























ПРИЛОЖЕНИЕ


Ф.И.___________________ Классная работа 15.03.2023

Линейная функция и её график

Зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению одной переменной (аргументу) соответствует единственное значение другой переменной (функции),


абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты - значениям функции.


Графиком линейной функции является


а х и у – переменные, называется линейной функцией.

Функция вида у= кх+в, где к и в – некоторые числа,


все числа.

Область определения линейной функции ( Д(у) ) -


называются множеством значений функции.

Все значения, которые принимает функция,


все числа.

Множество значений линейной функции при к≠0

( Е(у) ) -


называется областью определения функции.

Графиком функции называется множество точек координатной плоскости,


называется функциональной зависимостью или функцией.

Множество всех значений, которые принимает аргумент,


прямая, проходящая через точку с координатами (0,в)

1 Найдите соответствие


2

1)Найдите на координатной плоскости точки с координатами:(-2;-5);(-4;3); (-2;0)

_____(-2;-5);______(-4;3);_______(-2;0)


2)Назовите координаты точек E; N; L: E(__;__) N(__;___) L(___; __)


3)Постройте отрезки ЕR, ЕI, IК, КL

3

1)Постройте график линейной функции у= 0,8х – 0,2, если -1 ≤ х ≤ 9

х= ____; у= 0,8*(____) – 0,2 = ___________=____; Z (___; _____)

х= ____; у= 0,8*____– 0,2 = _____________=____; E(___; _____)

2)Постройте график линейной функции у= – 2х – 3, если -1 ≤ х ≤ 1

х= ____; у= -2*(____) – 3 = ___________=____; ____ (___; ____)

х= ____; у= -2*_____– 3 = ____________=____; Д(___;____)

4

1)Постройте график линейной функции у= – t1680624808ak.gif t1680624808al.gif, если - 6 ≤ х ≤ -2

х= ____; у= – t1680624808am.gif*(____) – t1680624808al.gif = ______________=______; Р (___; ____)

х= ____; у= – t1680624808am.gif*(____) – t1680624808al.gif = ______________=______; I(___; ____)

2) Постройте отрезки PR, DN, ZК, EZ, ZD, PI


Заполните пропуски:

1) Функция вида__________________, где к и в – некоторые числа, а х и у – переменные, называется линейной функцией

2) Область определения линейной функции Д(____): ________

3) Множество значений линейной функции ______(у) при к≠0: все числа

4) Графиком линейной функции является__________, проходящая через точку с координатами (0,_____)

5) Для построения графика линейной функции необходимо знать координаты _______ точек

6)Чтобы построить график линейной функции необходимо:

-выбрать из области ______________ значение х - независимой переменной (аргумента);

-найти значение у – зависимой переменной (___________), в зависимости от выбранного значения х;

-построить на координатной плоскости ___________ с найденными координатами;

-через построенные точки провести _______________.


Опубликовано


Комментарии (1)

Суслопарова Людмила Юрьевна, 04.04.23 в 21:00 2Ответить Пожаловаться
НЕ совсем понятно, почему в описании говорится о "возвышенной русской литературе". Экзюпери - француз.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.