Программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Бюро добрых услуг» (5–6 классы)

2
0
Материал опубликован 21 October 2016 в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №78г.Челябинска»

(МАОУ СОШ №78 г.Челябинска»

 

Принято решением Педагогического совета протокол №235 от 28.08.2015

Согласовано

Советом Учреждения

Протокол №1

От 27.08.2015

 

 

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №78

_________Н.А.Кирасирова

Программа курса внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Бюро добрых услуг»

(с изменениями 2015-2016 уч.г.)

Составитель:

Литвинова Е.С., учитель русского

языка и литературы,

1-ая квалификационная категория

Содержание Программы

Пояснительная записка

 

1.1.Направление развития личности

 

1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы курса внеурочной деятельности

 

1.3. Цель курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

 

1.4. Задачи курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

 

1.5. Форма организации образовательного процесса

 

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

 

Результаты освоения программы курса

 

3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

 

3.2. Формы контроля результатов

 

3.3. Оценочные материалы

 

4. Содержание курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

 

5. Календарно-тематическое планирование

 

5.1. Календарно-тематическое планирование. 5 класс

 

5.2. Календарно-тематическое планирование. 6 класс

 

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

 

7. Список литературы

 


 

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы внеурочной деятельности «Социальное творчество» (Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова, Москва, Просвещение, 2011г.), с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова.

Программа внеурочного курса «Бюро добрых услуг» по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. Таким образом, цель курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»: создание условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование у школьников самоопределения, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).

Задачи курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

Познакомить обучающихся с проектной технологией, алгоритмом построения проекта.

Научить самостоятельно выполнять и оценивать свою деятельность, сформировать навык группового взаимодействия.

Сформировать у школьников способность видеть и понимать социальные проблемы;

Сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;

сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.

Актуальность программы:

Метод социального проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Курс разработан с учетом методологической значимости: знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации социальной позиции обучающегося в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды.

Именно в этом возрасте появляется потребность в самостоятельности, стремление к эмансипации от взрослых, к самообразованию. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся 5-6 классов, у которых к 12-14 годам формируется способность к целеполаганию, т.е. к определению и постановке сознательных целей. Поэтому все занятия направлены на поддержку детской индивидуальности, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

системность организации учебно-воспитательного процесса;

раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом. В рамках внеурочной деятельности ребята научатся осуществлять общественно-полезную деятельность. Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к окружающему миру, заставить задуматься о себе и об окружающих его людях, научиться ставить перед собой цели и добиваться их достижения.

Преемственность: Программа составлена с учетом того, что в 1-4 классах обучающиеся уже получили базовые знания о проектной деятельности в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу». Они уже овладели специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска и выполнения творческих проектов.

Поэтому программирование данного учебного курса осуществляется по принципу «концентрических кругов»: происходит усложнение материала от класса к классу, закрепление ранее изученного материала и постепенно увеличивается степень самостоятельности ребенка при реализации им проекта. Кроме того, постепенно отходим от творческих проектов к социальным, решающим проблемы местного сообщества. В дальнейшем, ребята продолжат изучение технологии социального проектирования в 7-9 классах, уже на более серьезном уровне.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Бюро добрых услуг» предназначена для обучающихся 5-6 классов, с учетом реализации ее с детьми в возрасте 12-13 лет, и рассчитана на 2 года: проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год.

Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на различных объ­ектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательно­сти и пр.). Некоторые блоки занятий могут быть перенесены на каникулы, быть объединены, для более углубленного изучения. Предполагаются занятия самостоятельного поиска и разработки проекта, с обязательным консультированием у руководителя курса и последующей защитой своей работой (6 класс).

Планируемые результаты освоения обучающимися Программы внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов, с учетом дальнейшей работы над курсом в 7-9 классах:

Первый уровень результатов

(5-6 класс)

Второй уровень результатов (7 класс)

Третий уровень результатов

(8-9 класс)

предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

В результате реализации программы организации внеурочной деятельности начального общего образования на основе базовой модели дополнительного образования ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.

Личностные результаты:

Личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

уважительное отношение к иному мнению;

умение работать в команде и планировать собственную деятельность;

способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по
подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

Метапредметные результаты

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

самостоятельность планирования и осуществления своей деятельности и организации сотрудничества с окружающими людьми.

У обучающихся будут сформированы Предметные умения (универсальные учебные действия), а именно:

Регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

 учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

познавательные универсальные учебные действия:

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ, выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);

использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  

учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы);

организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

 

Содержание курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»

Занятия по программе внеурочной деятельности проводятся в форме мастер-классов, акции, встреч с интересными людьми, экскурсии, театрализованных представлений, публичных защит своих проектов, решении ситуационных задач и многое другое. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Через коллективное творческие дела предполагается не подавление лич­ных интересов и инициатив каждого для достижения результата, а использование инициативы и энергии всех учас­тников для того, чтобы добиться максимального результата.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем защиты проекта, публичного выступления, фото- или видеоотчета. Контролирующие занятия планируются проводиться 4 часа в год.

Содержание программы. 5 класс

Раздел №1. Как работать над проектом (12 ч.)

Виды внеурочной деятельности: познавательная и игровая деятельность, проблемно-ценностное общение.

1. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде. (1ч.) Золотые правила группы. Форма: Занятие-знакомство. Составление схемы шагов.

2. Что такое проект. Чем проект отличается от исследования. (1 ч.)

Диагностика уровня школьной мотивации. Знакомство с понятием “проект”. Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Проект – это пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Понятия: проект, проблема, информация. Форма: анкетирование, эвристическая беседа.

3. Тема проекта и ее обоснование (1 ч.) Понятия: Тема. Форма: беседа, «мозговой штурм», анализ жалоб.

4. Учимся постановке цели и задач работы.(1ч.) Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Правила совместной работы в парах. Форма: практическое занятие с элементами игры “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”.

5. Учимся составлять план работы. Проектный продукт.(1ч.)

Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации. Форма: исследовательский проект.

6. Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли. (1ч)

Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта). Понятия: тема, этапы деятельности. Форма: ролевая игра.

7. Выявление актуальности проекта: изучение прессы, СМИ. Составление диаграмм. Форма: интерактивное занятие.

8. Обработка результатов социологического опроса (1ч.). Умение составлять статистику, заполнять таблицы. Форма: поисковое исследование.

9. Источники информации (2ч.)

Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа с взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Понятия: источник информации. Форма: экскурсия в библиотеку, библиотечное занятие.

10.Секреты успешного выступления (1ч.) Форма: эвристическая беседа, викторина.

12. Выявление актуальности проекта: изучение прессы, СМИ. Составление диаграмм. Основные методы исследования: выявление актуальности проекта. Объект исследования. Форма: ролевая игра «Посмотри на мир чужими глазами», анкетирование.

Раздел №2 .Общественно-полезная деятельность. (13ч)

Виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, социальное творчество, художественное творчество.

1. Форма: викторины, коллективная игра - исследование «Символика нашего класса». (1ч.) Учимся создавать продукт на поставленную проблему, изучение символики России и Челябинской области.

2. Форма: общественно-полезная практика. Акция нравственно-этической направленности «Старость в радости» (2ч.). Возможна поездка в дом-интернат №1 или помощь одиноким пожилым людям. Понятия: толерантность, милосердие, доброта, взаимовыручка, сострадание.

3. Форма: экскурсия «Мой родной город». Беседа «Будущее твоего города зависит от тебя» (1ч.). Понятия: патриот, гражданин, Родина, Отчизна. Знакомство со значимыми местами города Челябинска: предприятиями, учебными учреждениями, культурными центрами.

4. Форма: урок ораторского мастерства. Публичное выступление: «Я и школа»(1ч.).

5. Форма: общественно-полезная практика. Акция экологической направленности «Берегите птиц». (1 ч.) Размещение кормушек и скворечников на территории микрорайона. Понятия: «Красная книга», экология.

6. Форма: общественно-полезная практика. Помощь школе в сбережении библиотечного фонда. Рейд «Береги учебник» (1 ч)

7. Форма: Встреча с ветеранами педагогического труда. Заметка в школьную газету о педагоге-ветеране

8. Форма: Практическое занятие: анкетирование педагогов и обучающихся школы МАОУ «СОШ №78 г.Челябинска», обработка результатов.

9. Форма: библиотечный урок в библиотеке им.Горького «Навечно в памяти», акция «Письмо детям войны» (1 ч). Понятия: героизм, герой, мужество, патриотизм.

10. Форма: общественно-полезная практика. Помощь школе. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Устный журнал «Эхо памяти» (1 ч)

11 Форма: общественно-полезная практика. Акция патриотической направленности «Поздравь ветерана» Встреча с ветераном ВОВ или детьми войны (1 ч)

12. Форма: экскурсия «Закулисье театра» (1ч.). Секреты успешного выступления. Понятия: ритм, интонация, стиль и т.п.

13. Подведение итогов. Рефлексия (1ч.)

Раздел №3. Подготовка индивидуальных и коллективных проектов (11 ч.)

Виды внеурочной деятельности: досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество.

1. Форма: проект (плакат, газета; рассказ; презентация) и его защита в виде публичного выступления.

Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы про­екта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Я и мои учителя».

2. Форма: проект-спектакль. Подготовка проекта: теневой театр «Ох, уж эти басни» (по басням И. А. Крылова). Написание сценария, изготовление теневого театра и представление его зрителям.

3. Форма: концерт. Разработка сценария праздника для мам на 8 марта. Создание видеопоздравления от класса. Концерт-презентация «Подарок маме».

4. Итоговый урок: защита индивидуальных проектов.

Содержание программы. 6 класс

Блок №1. Как работать над проектом (14 ч.)

Виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Тимбилдинг или что такое команда. (1ч.). Форма: диспут с элементами ролевой игры, презентация. Понятия: лидер, команда.

Форма: коллективная игра-тренинг «Лидер и его команда» (1ч.). Понятия: сотрудничество, взаимодействие, сплоченность.

Форма: дебаты «Легко ли быть лидером» (1ч.). Практическое занятие на ораторское искусство с элементами интерактивных упражнений.

Форма: практическое занятие. Составление «Золотых правил группы» (1ч.). Составление схемы шагов социального проектирования.

Форма: библиотечное занятие. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. (1ч.).

Форма: практическое занятие. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. (1ч.)

Форма: практиче­ские задания по созданию схем, графиков. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. (1ч.)

Форма: эвристическая беседа с элементами игровых упражнений. Деловой партнер. Кто он и чем поможет? Поиск деловых партнеров: умение общаться. (1ч.)

Практическое занятие: заключение договора о сотрудничестве с замдиректора по АХЧ или замдиректора по ВР (1ч.) Памятки «Мой стиль общения с деловыми партнерами» и эскиз «Мой деловой вид».

Форма: круглый стол: Реклама, ее необходимость и важность в современной жизни (1ч.)

Форма: беседа и практическое занятие. Подготовка рекламного проспекта или афиши (1ч.)

Форма: лекция. Практическое занятие по составлению смет (2ч.).

Форма: ролевая игра. Секреты успешного выступления (1ч.).

Блок №2. Общественно-полезная деятельность (13ч.).

Виды внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество, общественно-полезная практика.

Форма: общественно-полезная практика. Акция социальной направленности «Помни о других. Ты не ОДИН на свете» (помощь животным) (1ч.). Сотрудничество с фондами «Друг» и «Спаси меня».

Форма: экскурсия+ беседа. Экскурсия в музее Леса (1ч.). Беседа на экологическую тему «Чисто там, где не мусорят».

Форма: концерт. Урок ораторского мастерства. Встреча с артистом драмтеатра В.Кругляком (1ч.)

Форма: общественно-полезная практика. Акция помощи одиноким пожилым людям (1ч.). Понятия: милосердие, сострадание. Взаимопомощь.

Форма: Экскурсия в горнолыжный курорт «Солнечная долина». Беседа «Культура спорта». Фотоотчет. (1ч.)

Форма: общественно-полезная практика. Акция «Скорая помощь» (шефская помощь одноклассникам) (3ч.)

Форма: круглый стол. Встреча с интересным человеком (волонтеры) (1ч.). Час общения «Помоги другому». Понятие: доброволец, волонтер, золотые правила волонтера.

Форма: Экскурсия в музей ЧТЗ. Беседа «Чем знаменит наш город» (1ч.). Создание творческого отчета по результатам экскурсии.

Форма: Мастерская «Открытка в стиле квиллинг» (1ч.)

Форма: Тренинг-игра «Портрет моего Я» (1ч.).

Форма: общественно-полезная практика. Акция патриотической направленности «Открытка для ветерана» Экскурсия к Вечному огню (1ч.). Возложение цветов.

Блок №3. Коллективные проекты (8 ч.).

Виды внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество, общественно-полезная практика, познавательная деятельность, художественное творчество. Форма: проекты.

Подготовка проекта «Я и мое отечество». Конкурс проектов благоустройства города. (3ч.)

Подготовка проекта «Герои России». Презентация в форме устного журнала. (2ч.)

Проект «Чистый двор». Помощь школе. Субботник (2ч.)

Итоговая защита индивидуальных проектов.

Тематическое планирование

5 класс

месяц

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Сентябрь

1

«Вместе весело шагать» или Учимся работать в команде

1

 

+

2

Что такое проект. Чем проект отличается от исследования.

1

+

 

3-4

Коллективная игра - исследование «Символика нашего класса»

2

 

+

Октябрь

5-6

Акция нравственно-этической направленности «Старость в радости»

2

 

+

7

Встреча с ветеранами педагогического труда. Заметка в школьную газету о педагоге-ветеране

1

+

 

8

Тема проекта и ее обоснование. Учимся постановке цели и задач работы

1

+

 

9

Экскурсия «Мой родной город». Беседа «Будущее твоего города зависит от тебя»

1

 

+

Ноябрь

10-11

Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы про­екта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Я и мои учителя».

2

 

+

12

Урок ораторского мастерства. Публичное выступление: «Я и школа» (контроль)

1

 

+

Декабрь

13

Объект исследования. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

1

+

 

14

«Мастерская Деда Мороза. Мастер-класс «Сотвори чудо своими руками»

1

 

+

15

Экскурсия в учебный центр «Перспектива». Беседа «Азы проектирования»

1

 

+

16

Основные методы исследования: выявление актуальности проекта. Анкетирование.

1

+

 

Январь

16

Практическое занятие: анкетирование педагогов и обучающихся школы МАОУ «СОШ №78 г.Челябинска», обработка результатов

1

 

+

17-18

Подготовка проекта: теневой театр «Ох, уж эти басни» (по басням И. А. Крылова)

3

 

+

февраль

19

Экскурсия «Закулисье театра». Секреты успешного выступления

1

+

 

20

Контролирующий урок: театрализованное представление «Ох, уж эти басни» (контроль)

1

 

+

21

Выявление актуальности проекта: изучение прессы, СМИ. Составление диаграмм.

1

+

 

22

Разработка сценария праздника для мам на 8 марта. Создание видеопоздравления от класса.

1

 

+

март

24

Концерт-презентация «Подарок маме» (контроль)

1

 

+

25

Помощь школе. Рейд «Береги учебник»

1

 

+

26

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

1

+

 

апрель

27

Экскурсия в музей изобразительных наук. Фотоколлаж или презентация для класса.

1

 

+

28

Обучение интервьюированию. Практическое задание: интервью с библиотекарем, медицинским работником, педагогом-организатором и т.д.

1

 

+

29

Практическое занятие «Уверенное поведение».

1

+

 

30

Экскурсия «Навечно в памяти» (автобусная) или библиотечный урок в библиотеке им.Горького

1

+

 

май

31

Помощь школе. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Устный журнал «Эхо памяти»

1

 

+

32

Акция патриотической направленности «Поздравь ветерана» Встреча с ветераном ВОВ или детьми войны.

1

 

+

33-34

Источники информации

2

+

 

35

Итоговая защита индивидуальных проектов (контроль)

1

   

Количество занятий/ процент

35

12/

35%

22/

65%

Тематическое планирование 6 класс

месяц

п/п

Наименование тем

Количество часов

Теорети-ческих

Практи-ческих

Сентябрь

1

Тимбилдинг или что такое команда.

1

 

+

2

Коллективная игра-тренинг «Лидер и его команда»

1

 

+

3

Дебаты «Легко ли быть лидером»

1

 

+

4

Акция социальной направленности «Помни о других. Ты не ОДИН на свете» (помощь животным)

1

 

+

Октябрь

5

Составление «Золотых правил группы». Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как ра­ботать без конфликтов? Составление схемы шагов

1

+

 

6-7

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

+

 

8

Акция «Скорая помощь» (шефская помощь библиотеке)

1

 

+

9

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.

1

 

+

Ноябрь

10-11

Подготовка проекта «Я и мое отечество». Конкурс проектов благоустройства города.

2

 

+

+

12

Урок ораторского мастерства. Публичная защита своего проекта (контроль)

1

+

 

Декабрь

13

Экскурсия в горнолыжный курорт «Солнечная долина». Беседа «Культура спорта». Фотоотчет.

1

 

+

14

Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практиче­ские задания по созданию схем, графиков.

1

 

+

1516

Подготовка проекта «Герои России».

2

 

+

+

Подготовка проекта «Герои России». Устный журнал (контроль)

Январь

17

Экскурсия в музее Леса. Беседа «Чисто там, где не мусорят»

1

+

 

18

Акция помощи одиноким пожилым людям

1

 

+

февраль

19-21

Деловой партнер. Кто он и чем поможет? Поиск деловых партнеров: умение общаться.

Практическое занятие: заключение договора о сотрудничестве с замдиректора по АХЧ или замдиректора по ВР

3

+

+

22

Встреча с интересным человеком (волонтеры)

1

 

+

март

24

Реклама, ее необходимость и важность в современной жизни

1

+

 

25-26

Подготовка рекламного проспекта или афиши

2

 

+

+

апрель

27

Что такое смета проекта и для чего она нужна

1

 

+

28

Практическое занятие по составлению смет

1

 

+

29

Игра «Портрет моего Я».

1

 

+

30

Проект «Чистый двор»

Помощь школе. Субботник (контроль)

1

 

+

май

31

1

 

+

32

Акция патриотической направленности «Открытка для ветерана» Экскурсия к Вечному огню.

1

 

+

33

Секреты успешного выступления.

1

+

 

34

Подведение итогов. Рефлексия

1

+

 

35

Итоговая защита индивидуальных проектов (контроль)

     

Количество занятий/ процент

34

12/

35%

22/

65%

Перечень необходимого материально-технического оснащения

Компьютер, доска, колонки, фотокамера. Рекомендуется применять не только зрелищный видеоряд, созданный учителями, но и организовы­вать активную работу самих учащихся по подготовке таких занятий, что делает усвоение темы более эффективным.

Приложение

Оценочные материалы

Оценка успешности обучающегося в рамках контролирующих уроков проводится в соответствии с разработанными критериями проектных работ и публичных выступлений. Критерии, представленные в таблице (см. Приложение), содержат не только пункты, мо­тивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе ко­манды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.

Критерии проекта:

1. Самостоятельность работы над проектом;

2. Актуальность и значимость темы;

3. Полнота раскрытия темы;

4. Оригинальность решения проблемы;

5. Артистизм и выразительность выступления;

6. Как раскрыто содержание проекта в устной презентации;

7. Использование средств наглядности, технических средств.

В ходе устного выступления заполняется оценочный лист, чтобы потом проработать с учащимися минусы и ошибки.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу социализации, развитию лидерских качеств и коммуникативных умений. Ребята научатся сотрудничать, но при этом каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Контроль и оценка достижений обучающихся 5-6 классов (лист наблюдения)

Раздел

Баллы

Критерии оценки

Общение

3

Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками.

 

1

Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

 

Планирование

3

Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других.

2

Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других.

 

1

Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого.

 

Оценивание

3

Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы)

2

Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд.

 

1

Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат.

 

Изо-навыки

3

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами.

2

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами.

 

1

Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно.

 

Творчество

3

К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью.

2

Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла.

 

1

Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.

 

 Итого:

15

 

Критерии оценки докладов

п/п

 Оцениваемые параметры

балл

1.

Качество доклада:
- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

3

- четко выстроен;

2

 

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

1

 

- зачитывается.

0

 

2.

Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

2

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

1

 

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

0

 

3.

Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;

3

- не может ответить на большинство вопросов;

2

 

- не может четко ответить на вопросы.

1

 

4.

Владение научным и специальным аппаратом:
- показано владение специальным аппаратом;

3

- использованы общенаучные и специальные термины;

2

 

- показано владение базовым аппаратом.

1

 

5.

Четкость выводов:
- полностью характеризует работу;

3

- нечетки;

2

 

- имеются, но не доказаны.

1

 

 Итого:

14 баллов

 

17

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации