Программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Бюро добрых услуг» (5–6 классы)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №78г.Челябинска»
(МАОУ СОШ №78 г.Челябинска»
Принято решением Педагогического совета протокол №235 от 28.08.2015
Согласовано
Советом Учреждения
Протокол №1
От 27.08.2015
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ №78
_________Н.А.Кирасирова
Программа курса внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Бюро добрых услуг»
(с изменениями 2015-2016 уч.г.)
Составитель:
Литвинова Е.С., учитель русского
языка и литературы,
1-ая квалификационная категория
Содержание Программы
Пояснительная записка |
|
1.1.Направление развития личности |
|
1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы курса внеурочной деятельности |
|
1.3. Цель курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг» |
|
1.4. Задачи курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг» |
|
1.5. Форма организации образовательного процесса |
|
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг» |
|
Результаты освоения программы курса |
|
3.1.Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг» |
|
3.2. Формы контроля результатов |
|
3.3. Оценочные материалы |
|
4. Содержание курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг» |
|
5. Календарно-тематическое планирование |
|
5.1. Календарно-тематическое планирование. 5 класс |
|
5.2. Календарно-тематическое планирование. 6 класс |
|
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг» |
|
7. Список литературы |
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы внеурочной деятельности «Социальное творчество» (Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова, Москва, Просвещение, 2011г.), с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова.
Программа внеурочного курса «Бюро добрых услуг» по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. Таким образом, цель курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»: создание условий для обеспечения устойчивого процесса коммуникации, направленного на формирование у школьников самоопределения, способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности (социальному творчеству).
Задачи курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»
Познакомить обучающихся с проектной технологией, алгоритмом построения проекта.
Научить самостоятельно выполнять и оценивать свою деятельность, сформировать навык группового взаимодействия.
Сформировать у школьников способность видеть и понимать социальные проблемы;
Сформировать способность и готовность вступать в конструктивную коммуникацию с другими субъектами и социальными институтами вокруг общественно-значимых проблем;
сформировать способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами решать общественно-значимые проблемы.
Актуальность программы:
Метод социального проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Курс разработан с учетом методологической значимости: знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации социальной позиции обучающегося в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды.
Именно в этом возрасте появляется потребность в самостоятельности, стремление к эмансипации от взрослых, к самообразованию. В соответствии с возрастными особенностями обучающихся 5-6 классов, у которых к 12-14 годам формируется способность к целеполаганию, т.е. к определению и постановке сознательных целей. Поэтому все занятия направлены на поддержку детской индивидуальности, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, наблюдения на экскурсиях закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом. В рамках внеурочной деятельности ребята научатся осуществлять общественно-полезную деятельность. Задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к окружающему миру, заставить задуматься о себе и об окружающих его людях, научиться ставить перед собой цели и добиваться их достижения.
Преемственность: Программа составлена с учетом того, что в 1-4 классах обучающиеся уже получили базовые знания о проектной деятельности в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу». Они уже овладели специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска и выполнения творческих проектов.
Поэтому программирование данного учебного курса осуществляется по принципу «концентрических кругов»: происходит усложнение материала от класса к классу, закрепление ранее изученного материала и постепенно увеличивается степень самостоятельности ребенка при реализации им проекта. Кроме того, постепенно отходим от творческих проектов к социальным, решающим проблемы местного сообщества. В дальнейшем, ребята продолжат изучение технологии социального проектирования в 7-9 классах, уже на более серьезном уровне.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Бюро добрых услуг» предназначена для обучающихся 5-6 классов, с учетом реализации ее с детьми в возрасте 12-13 лет, и рассчитана на 2 года: проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год.
Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.). Некоторые блоки занятий могут быть перенесены на каникулы, быть объединены, для более углубленного изучения. Предполагаются занятия самостоятельного поиска и разработки проекта, с обязательным консультированием у руководителя курса и последующей защитой своей работой (6 класс).
Планируемые результаты освоения обучающимися Программы внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов, с учетом дальнейшей работы над курсом в 7-9 классах:
Первый уровень результатов (5-6 класс) |
Второй уровень результатов (7 класс) |
Третий уровень результатов (8-9 класс) |
предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. |
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
В результате реализации программы организации внеурочной деятельности начального общего образования на основе базовой модели дополнительного образования ожидается повышение результатов, как личностных, так и предметных и метапредметных.
Личностные результаты:
Личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
уважительное отношение к иному мнению;
умение работать в команде и планировать собственную деятельность;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.
Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по
подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.
Метапредметные результаты
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
самостоятельность планирования и осуществления своей деятельности и организации сотрудничества с окружающими людьми.
У обучающихся будут сформированы Предметные умения (универсальные учебные действия), а именно:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы);
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Содержание курса внеурочной деятельности «Бюро добрых услуг»
Занятия по программе внеурочной деятельности проводятся в форме мастер-классов, акции, встреч с интересными людьми, экскурсии, театрализованных представлений, публичных защит своих проектов, решении ситуационных задач и многое другое. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Через коллективное творческие дела предполагается не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения результата, а использование инициативы и энергии всех участников для того, чтобы добиться максимального результата.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем защиты проекта, публичного выступления, фото- или видеоотчета. Контролирующие занятия планируются проводиться 4 часа в год.
Содержание программы. 5 класс
Раздел №1. Как работать над проектом (12 ч.)
Виды внеурочной деятельности: познавательная и игровая деятельность, проблемно-ценностное общение.
1. Вместе весело шагать или Учимся работать в команде. (1ч.) Золотые правила группы. Форма: Занятие-знакомство. Составление схемы шагов.
2. Что такое проект. Чем проект отличается от исследования. (1 ч.)
Диагностика уровня школьной мотивации. Знакомство с понятием “проект”. Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся. Проект – это пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Понятия: проект, проблема, информация. Форма: анкетирование, эвристическая беседа.
3. Тема проекта и ее обоснование (1 ч.) Понятия: Тема. Форма: беседа, «мозговой штурм», анализ жалоб.
4. Учимся постановке цели и задач работы.(1ч.) Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Правила совместной работы в парах. Форма: практическое занятие с элементами игры “Угадай, о чем спросили”, “Найди загадочное слово”.
5. Учимся составлять план работы. Проектный продукт.(1ч.)
Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации. Форма: исследовательский проект.
6. Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Учимся распределять роли. (1ч)
Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта). Понятия: тема, этапы деятельности. Форма: ролевая игра.
7. Выявление актуальности проекта: изучение прессы, СМИ. Составление диаграмм. Форма: интерактивное занятие.
8. Обработка результатов социологического опроса (1ч.). Умение составлять статистику, заполнять таблицы. Форма: поисковое исследование.
9. Источники информации (2ч.)
Знакомство с понятием “источник информации” (библиотека, беседа с взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Понятия: источник информации. Форма: экскурсия в библиотеку, библиотечное занятие.
10.Секреты успешного выступления (1ч.) Форма: эвристическая беседа, викторина.
12. Выявление актуальности проекта: изучение прессы, СМИ. Составление диаграмм. Основные методы исследования: выявление актуальности проекта. Объект исследования. Форма: ролевая игра «Посмотри на мир чужими глазами», анкетирование.
Раздел №2 .Общественно-полезная деятельность. (13ч)
Виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, социальное творчество, художественное творчество.
1. Форма: викторины, коллективная игра - исследование «Символика нашего класса». (1ч.) Учимся создавать продукт на поставленную проблему, изучение символики России и Челябинской области.
2. Форма: общественно-полезная практика. Акция нравственно-этической направленности «Старость в радости» (2ч.). Возможна поездка в дом-интернат №1 или помощь одиноким пожилым людям. Понятия: толерантность, милосердие, доброта, взаимовыручка, сострадание.
3. Форма: экскурсия «Мой родной город». Беседа «Будущее твоего города зависит от тебя» (1ч.). Понятия: патриот, гражданин, Родина, Отчизна. Знакомство со значимыми местами города Челябинска: предприятиями, учебными учреждениями, культурными центрами.
4. Форма: урок ораторского мастерства. Публичное выступление: «Я и школа»(1ч.).
5. Форма: общественно-полезная практика. Акция экологической направленности «Берегите птиц». (1 ч.) Размещение кормушек и скворечников на территории микрорайона. Понятия: «Красная книга», экология.
6. Форма: общественно-полезная практика. Помощь школе в сбережении библиотечного фонда. Рейд «Береги учебник» (1 ч)
7. Форма: Встреча с ветеранами педагогического труда. Заметка в школьную газету о педагоге-ветеране
8. Форма: Практическое занятие: анкетирование педагогов и обучающихся школы МАОУ «СОШ №78 г.Челябинска», обработка результатов.
9. Форма: библиотечный урок в библиотеке им.Горького «Навечно в памяти», акция «Письмо детям войны» (1 ч). Понятия: героизм, герой, мужество, патриотизм.
10. Форма: общественно-полезная практика. Помощь школе. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Устный журнал «Эхо памяти» (1 ч)
11 Форма: общественно-полезная практика. Акция патриотической направленности «Поздравь ветерана» Встреча с ветераном ВОВ или детьми войны (1 ч)
12. Форма: экскурсия «Закулисье театра» (1ч.). Секреты успешного выступления. Понятия: ритм, интонация, стиль и т.п.
13. Подведение итогов. Рефлексия (1ч.)
Раздел №3. Подготовка индивидуальных и коллективных проектов (11 ч.)
Виды внеурочной деятельности: досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество.
1. Форма: проект (плакат, газета; рассказ; презентация) и его защита в виде публичного выступления.
Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Я и мои учителя».
2. Форма: проект-спектакль. Подготовка проекта: теневой театр «Ох, уж эти басни» (по басням И. А. Крылова). Написание сценария, изготовление теневого театра и представление его зрителям.
3. Форма: концерт. Разработка сценария праздника для мам на 8 марта. Создание видеопоздравления от класса. Концерт-презентация «Подарок маме».
4. Итоговый урок: защита индивидуальных проектов.
Содержание программы. 6 класс
Блок №1. Как работать над проектом (14 ч.)
Виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.
Тимбилдинг или что такое команда. (1ч.). Форма: диспут с элементами ролевой игры, презентация. Понятия: лидер, команда.
Форма: коллективная игра-тренинг «Лидер и его команда» (1ч.). Понятия: сотрудничество, взаимодействие, сплоченность.
Форма: дебаты «Легко ли быть лидером» (1ч.). Практическое занятие на ораторское искусство с элементами интерактивных упражнений.
Форма: практическое занятие. Составление «Золотых правил группы» (1ч.). Составление схемы шагов социального проектирования.
Форма: библиотечное занятие. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. (1ч.).
Форма: практическое занятие. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. (1ч.)
Форма: практические задания по созданию схем, графиков. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. (1ч.)
Форма: эвристическая беседа с элементами игровых упражнений. Деловой партнер. Кто он и чем поможет? Поиск деловых партнеров: умение общаться. (1ч.)
Практическое занятие: заключение договора о сотрудничестве с замдиректора по АХЧ или замдиректора по ВР (1ч.) Памятки «Мой стиль общения с деловыми партнерами» и эскиз «Мой деловой вид».
Форма: круглый стол: Реклама, ее необходимость и важность в современной жизни (1ч.)
Форма: беседа и практическое занятие. Подготовка рекламного проспекта или афиши (1ч.)
Форма: лекция. Практическое занятие по составлению смет (2ч.).
Форма: ролевая игра. Секреты успешного выступления (1ч.).
Блок №2. Общественно-полезная деятельность (13ч.).
Виды внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество, общественно-полезная практика.
Форма: общественно-полезная практика. Акция социальной направленности «Помни о других. Ты не ОДИН на свете» (помощь животным) (1ч.). Сотрудничество с фондами «Друг» и «Спаси меня».
Форма: экскурсия+ беседа. Экскурсия в музее Леса (1ч.). Беседа на экологическую тему «Чисто там, где не мусорят».
Форма: концерт. Урок ораторского мастерства. Встреча с артистом драмтеатра В.Кругляком (1ч.)
Форма: общественно-полезная практика. Акция помощи одиноким пожилым людям (1ч.). Понятия: милосердие, сострадание. Взаимопомощь.
Форма: Экскурсия в горнолыжный курорт «Солнечная долина». Беседа «Культура спорта». Фотоотчет. (1ч.)
Форма: общественно-полезная практика. Акция «Скорая помощь» (шефская помощь одноклассникам) (3ч.)
Форма: круглый стол. Встреча с интересным человеком (волонтеры) (1ч.). Час общения «Помоги другому». Понятие: доброволец, волонтер, золотые правила волонтера.
Форма: Экскурсия в музей ЧТЗ. Беседа «Чем знаменит наш город» (1ч.). Создание творческого отчета по результатам экскурсии.
Форма: Мастерская «Открытка в стиле квиллинг» (1ч.)
Форма: Тренинг-игра «Портрет моего Я» (1ч.).
Форма: общественно-полезная практика. Акция патриотической направленности «Открытка для ветерана» Экскурсия к Вечному огню (1ч.). Возложение цветов.
Блок №3. Коллективные проекты (8 ч.).
Виды внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение, социальное творчество, общественно-полезная практика, познавательная деятельность, художественное творчество. Форма: проекты.
Подготовка проекта «Я и мое отечество». Конкурс проектов благоустройства города. (3ч.)
Подготовка проекта «Герои России». Презентация в форме устного журнала. (2ч.)
Проект «Чистый двор». Помощь школе. Субботник (2ч.)
Итоговая защита индивидуальных проектов.
Тематическое планирование
5 класс
месяц |
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Теорети-ческих |
Практи-ческих |
|||
Сентябрь |
1 |
«Вместе весело шагать» или Учимся работать в команде |
1 |
+ |
||||
2 |
Что такое проект. Чем проект отличается от исследования. |
1 |
+ |
|||||
3-4 |
Коллективная игра - исследование «Символика нашего класса» |
2 |
+ |
|||||
Октябрь |
5-6 |
Акция нравственно-этической направленности «Старость в радости» |
2 |
+ |
||||
7 |
Встреча с ветеранами педагогического труда. Заметка в школьную газету о педагоге-ветеране |
1 |
+ |
|||||
8 |
Тема проекта и ее обоснование. Учимся постановке цели и задач работы |
1 |
+ |
|||||
9 |
Экскурсия «Мой родной город». Беседа «Будущее твоего города зависит от тебя» |
1 |
+ |
|||||
Ноябрь |
10-11 |
Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Я и мои учителя». |
2 |
+ |
||||
12 |
Урок ораторского мастерства. Публичное выступление: «Я и школа» (контроль) |
1 |
+ |
|||||
Декабрь |
13 |
Объект исследования. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». |
1 |
+ |
||||
14 |
«Мастерская Деда Мороза. Мастер-класс «Сотвори чудо своими руками» |
1 |
+ |
|||||
15 |
Экскурсия в учебный центр «Перспектива». Беседа «Азы проектирования» |
1 |
+ |
|||||
16 |
Основные методы исследования: выявление актуальности проекта. Анкетирование. |
1 |
+ |
|||||
Январь |
16 |
Практическое занятие: анкетирование педагогов и обучающихся школы МАОУ «СОШ №78 г.Челябинска», обработка результатов |
1 |
+ |
||||
17-18 |
Подготовка проекта: теневой театр «Ох, уж эти басни» (по басням И. А. Крылова) |
3 |
+ |
|||||
февраль |
19 |
Экскурсия «Закулисье театра». Секреты успешного выступления |
1 |
+ |
||||
20 |
Контролирующий урок: театрализованное представление «Ох, уж эти басни» (контроль) |
1 |
+ |
|||||
21 |
Выявление актуальности проекта: изучение прессы, СМИ. Составление диаграмм. |
1 |
+ |
|||||
22 |
Разработка сценария праздника для мам на 8 марта. Создание видеопоздравления от класса. |
1 |
+ |
|||||
март |
24 |
Концерт-презентация «Подарок маме» (контроль) |
1 |
+ |
||||
25 |
Помощь школе. Рейд «Береги учебник» |
1 |
+ |
|||||
26 |
Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования |
1 |
+ |
|||||
апрель |
27 |
Экскурсия в музей изобразительных наук. Фотоколлаж или презентация для класса. |
1 |
+ |
||||
28 |
Обучение интервьюированию. Практическое задание: интервью с библиотекарем, медицинским работником, педагогом-организатором и т.д. |
1 |
+ |
|||||
29 |
Практическое занятие «Уверенное поведение». |
1 |
+ |
|||||
30 |
Экскурсия «Навечно в памяти» (автобусная) или библиотечный урок в библиотеке им.Горького |
1 |
+ |
|||||
май |
31 |
Помощь школе. Выпуск стенгазеты ко Дню Победы. Устный журнал «Эхо памяти» |
1 |
+ |
||||
32 |
Акция патриотической направленности «Поздравь ветерана» Встреча с ветераном ВОВ или детьми войны. |
1 |
+ |
|||||
33-34 |
Источники информации |
2 |
+ |
|||||
35 |
Итоговая защита индивидуальных проектов (контроль) |
1 |
||||||
Количество занятий/ процент |
35 |
12/ 35% |
22/ 65% |
Тематическое планирование 6 класс
месяц |
№ п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Теорети-ческих |
Практи-ческих |
|||
Сентябрь |
1 |
Тимбилдинг или что такое команда. |
1 |
+ |
||||
2 |
Коллективная игра-тренинг «Лидер и его команда» |
1 |
+ |
|||||
3 |
Дебаты «Легко ли быть лидером» |
1 |
+ |
|||||
4 |
Акция социальной направленности «Помни о других. Ты не ОДИН на свете» (помощь животным) |
1 |
+ |
|||||
Октябрь |
5 |
Составление «Золотых правил группы». Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как работать без конфликтов? Составление схемы шагов |
1 |
+ |
||||
6-7 |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. |
2 |
+ |
|||||
8 |
Акция «Скорая помощь» (шефская помощь библиотеке) |
1 |
+ |
|||||
9 |
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. |
1 |
+ |
|||||
Ноябрь |
10-11 |
Подготовка проекта «Я и мое отечество». Конкурс проектов благоустройства города. |
2 |
+ + |
||||
12 |
Урок ораторского мастерства. Публичная защита своего проекта (контроль) |
1 |
+ |
|||||
Декабрь |
13 |
Экскурсия в горнолыжный курорт «Солнечная долина». Беседа «Культура спорта». Фотоотчет. |
1 |
+ |
||||
14 |
Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. |
1 |
+ |
|||||
1516 |
Подготовка проекта «Герои России». |
2 |
+ + |
|||||
Подготовка проекта «Герои России». Устный журнал (контроль) |
||||||||
Январь |
17 |
Экскурсия в музее Леса. Беседа «Чисто там, где не мусорят» |
1 |
+ |
||||
18 |
Акция помощи одиноким пожилым людям |
1 |
+ |
|||||
февраль |
19-21 |
Деловой партнер. Кто он и чем поможет? Поиск деловых партнеров: умение общаться. Практическое занятие: заключение договора о сотрудничестве с замдиректора по АХЧ или замдиректора по ВР |
3 |
+ |
+ |
|||
22 |
Встреча с интересным человеком (волонтеры) |
1 |
+ |
|||||
март |
24 |
Реклама, ее необходимость и важность в современной жизни |
1 |
+ |
||||
25-26 |
Подготовка рекламного проспекта или афиши |
2 |
+ + |
|||||
апрель |
27 |
Что такое смета проекта и для чего она нужна |
1 |
+ |
||||
28 |
Практическое занятие по составлению смет |
1 |
+ |
|||||
29 |
Игра «Портрет моего Я». |
1 |
+ |
|||||
30 |
Проект «Чистый двор» Помощь школе. Субботник (контроль) |
1 |
+ |
|||||
май |
31 |
1 |
+ |
|||||
32 |
Акция патриотической направленности «Открытка для ветерана» Экскурсия к Вечному огню. |
1 |
+ |
|||||
33 |
Секреты успешного выступления. |
1 |
+ |
|||||
34 |
Подведение итогов. Рефлексия |
1 |
+ |
|||||
35 |
Итоговая защита индивидуальных проектов (контроль) |
|||||||
Количество занятий/ процент |
34 |
12/ 35% |
22/ 65% |
Перечень необходимого материально-технического оснащения
Компьютер, доска, колонки, фотокамера. Рекомендуется применять не только зрелищный видеоряд, созданный учителями, но и организовывать активную работу самих учащихся по подготовке таких занятий, что делает усвоение темы более эффективным.
Приложение
Оценочные материалы
Оценка успешности обучающегося в рамках контролирующих уроков проводится в соответствии с разработанными критериями проектных работ и публичных выступлений. Критерии, представленные в таблице (см. Приложение), содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: и того, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.
Критерии проекта:
1. Самостоятельность работы над проектом;
2. Актуальность и значимость темы;
3. Полнота раскрытия темы;
4. Оригинальность решения проблемы;
5. Артистизм и выразительность выступления;
6. Как раскрыто содержание проекта в устной презентации;
7. Использование средств наглядности, технических средств.
В ходе устного выступления заполняется оценочный лист, чтобы потом проработать с учащимися минусы и ошибки.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу социализации, развитию лидерских качеств и коммуникативных умений. Ребята научатся сотрудничать, но при этом каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Контроль и оценка достижений обучающихся 5-6 классов (лист наблюдения)
Раздел |
Баллы |
Критерии оценки |
Общение |
3 |
Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения. |
2 |
Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками. |
|
1 |
Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. |
|
Планирование |
3 |
Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других. |
2 |
Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других. |
|
1 |
Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого. |
|
Оценивание |
3 |
Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы) |
2 |
Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд. |
|
1 |
Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат. |
|
Изо-навыки |
3 |
Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами. |
2 |
Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами. |
|
1 |
Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно. |
|
Творчество |
3 |
К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью. |
2 |
Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла. |
|
1 |
Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. |
|
Итого: |
15 |
Критерии оценки докладов
№ п/п |
Оцениваемые параметры |
балл |
1. |
Качество доклада: |
3 |
- четко выстроен; |
2 |
|
- рассказывается, но не объясняется суть работы; |
1 |
|
- зачитывается. |
0 |
|
2. |
Использование демонстрационного материала: |
2 |
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности; |
1 |
|
- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно. |
0 |
|
3. |
Качество ответов на вопросы: |
3 |
- не может ответить на большинство вопросов; |
2 |
|
- не может четко ответить на вопросы. |
1 |
|
4. |
Владение научным и специальным аппаратом: |
3 |
- использованы общенаучные и специальные термины; |
2 |
|
- показано владение базовым аппаратом. |
1 |
|
5. |
Четкость выводов: |
3 |
- нечетки; |
2 |
|
- имеются, но не доказаны. |
1 |
|
Итого: |
14 баллов |
17