Технологическая карта урока по информатике в 7 классе на «Человек и информация»
Технологическая карта
ФИО учителя | Мамедова Елена Николаевна |
Наименование образовательного учреждения, город | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новопетропавловская СОШ» |
Предмет | Информатика |
Класс | 7 |
УМК | Семакин И.Г |
Тип урока | Изучения и закрепление новых знаний |
Используемые технологии | Scrum -технология |
Раздел программы | Человек и информация |
Тема | 1.Информация и знания. Восприятие и представление информации. 2. Информационные процессы. Поиск информации. Измерение информации. Информационный вес символа. Единицы информации. |
Цель | формирование знаний об информации и информационных процессах, подходах к измерению информации через групповую работу учащихся |
Задачи урока | Предметные: использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; сформировать знания об информационном весе символа; вычислять информационный объем сообщения; сформировать знания о единицах измерения количества информации; описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них Метапредметные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; структурирование знания; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; осуществление контроля и самоконтроля. Личностные: развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели. |
Планируемый результат | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемым результатом. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Умение самостоятельно планировать пути достижения цели. Развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных достижений. Познавательные: Умение устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты. Смысловое чтение, формирование и развитие ИКТ– компетенции Умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Умение организовывать учебное сотрудничество Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Развивать умение работать в парах, в группе. Освоить способы совместной деятельности. |
Оборудование | Ноутбуки, скрам-доска, выход в интернет, учебник, тетрадь, маршрутный лист, магниты, маркеры. |
Список литературы | И.Г.Семакин Информатика: учебник для 7 класса – Москва.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017 г. |
Ход урока
Основные этапы и время организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Учебная ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов | На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие | Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме. | Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся | |
Создание учебно -познавательных мотивов 5 мин | Примерно 40 тыс. лет назад в процессе эволюции живой природы появился Человек разумный (на лат. «Homo Sapiens»). Человек существует в «море» информации, он постоянно получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, хранит её в своей памяти, анализирует с помощью мышления и обменивается информацией с другими людьми. В течение двух уроков мы будем работать над проектом «Человек и информация». Учитель делит класс на группы по 4-5 человек. Прием «Разрезанная открытка» (Приложение №1). В каждой группе распределяются роли. (Приложение №2) | Познавательные УУД: умение устанавливать аналогии, классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Прогностическое оценивание. | Образование групп. Распределение ролей в группе |
Планирование и организация деятельности 7 мин | Каждой группе выдается маршрутный лист. (Приложение №3) Ученики берут маршрутный лист и дальше работают самостоятельно: сами решают, как достичь поставленной цели, как разбить большой путь на задачи, как распределить задачи между членами команды. Планирование осуществляют с помощью SCRUM-доски. | Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения цели. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество | Рефлексивное оценивание. | Работа с маршрутным листом. Разбиение темы на подтемы (спринты).
Работают со SCRUM-доской. Составили план действий по деятельности по достижению цели. |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели 20 мин | Реализуют поставленные задачи согласно SCRUM-доски. Каждый член группы должен выполнить все выбранные на спринт задания. Для определения качества усвоения материала Скрам-мастер наугад выбирает любую задачу из колонки «Сделано» и проверяет знания каждого из присутствующих в классе.
Учитель наблюдает за перемещением стикеров на импровизированной скрам-доске. Учитель контролирует работу в группах с помощью скрам - доски | Познавательные УУД: Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты. Смысловое чтение. формирование и развитие ИКТ– компетенции. Коммуникативные УУД: Развивать умение работать в парах, в группе. Освоить способы совместной деятельности Регулятивные УУД: Умение соотносить свои действия с планируемым результатом. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Рефлексивное оценивание. | Работа в группах. Учащиеся выполняют выбранные задания самостоятельно. Оценивают результат своей деятельности. Анализируют, делают выводы. Выполняют оценочное задание. |
Подведение итогов | Проверка учителем заданий, выбранных на контроль и если встречаются не верно выполненные задания, то оно возвращается в колонку «планируемые результаты». | Познавательные УУД: Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты. Коммуникативные УУД: Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Регулятивные УУД: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Рефлексивное оценивание | Ребята отмечают на «скрам- доске» результаты своей работы |
Рефлексивно оценочные действия 7 мин | Обучающиеся не справившиеся с заданиями контроля анализируют свои работы и выясняют причины полученных результатов на листе коррекции (Приложение №4) Проводится рефлексия по поводу работы группы. | Коммуникативные УУД: Развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Регулятивные УУД: Развивать навыки самоконтроля и рефлексии учебных достижений | | Ретроспективное оценивание. Самооценка деятельности через заполнение листов коррекции. |
Домашнее задание | Оцените эффективность своей работы и запишите домашнее задание | | | Группы решают, то, что не успели из запланированного взять на домашнее задание |
Приложение№1
«Разрезанная открытка».
Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.
Приложение №2
Роли:
Владелец продукта -учитель
Scrum- мастер - ученик организует деятельность участников команды для успешной реализации проекта
Генератор идей
Участники команды
Приложение №3
Маршрутный лист изучения темы «Человек и информация» 7 класс
Разделы темы:
1.Информация и знания. Восприятие и представление информации.
2. Информационные процессы. Поиск информации. Измерение информации. Информационный вес символа. Единицы информации.
Требования к результатам изучения темы:
Знать:
Связь между информацией и знаниями человека.
Функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки.
Как определяется единица измерения информации- бит (алфавитный подход).
Что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Уметь:
Приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники.
Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал. Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений.
Измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита).
Пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб).
Задания по теме:
Тема | Теория (Рекомендуемые источники) | Практика | |
1. Информация и знания. Восприятие и представление информации. | У § 1. стр. 12, § 2.стр. 15 Составить кластер или схему. Дополнить примерами. ЦОР: Общая схема "Человек и информация" Формы представления информации Языки естественные и формальные | Б | Выполнить задание на классификацию https://learningapps.org/2547648 Информативность сообщения https://learningapps.org/7739569 Виды информации по способу восприятияhttps://learningapps.org/1811345 Виды информацииhttps://learningapps.org/961090 Виды информации |
П | Реши кроссворд https://learningapps.org/1111294 Информационный и неинформационный процесс | ||
2. Информационные процессы. Поиск информации. Измерение информации. Информационный вес символа. Единицы информации | У: § 3.стр. 20, § 4.стр. 24 Составить интеллект-карту. ЦОР: Алфавитный подход к измерению информации Видео Алфавитный подход | Б | Единицы измерения информации перевод https://learningapps.org/1668197 Информационные процессыhttps://learningapps.org/404177 Информационные процессыhttps://learningapps.org/413727 |
П | Количество информации в сообщении Отработка навыков решения задач по теме "Измерение информации" Алфавитный подходhttps://learningapps.org/463645 |
Вид и сроки представления/контроля результатов
Кластер по теме «Информация и знания. Восприятие и представление информации» -5.09.
Тест «Виды информации» - 5.09
Интеллект карта «Информационные процессы. Измерение информации»-12.09
Тест «Единицы измерения информации»-12.09
Практическая работа №1 «Измерение информации» -19.09
Контрольная работа №1 по теме: «Человек и информация.»-26.09
Приложение№4
Лист коррекции
Где ошибка | | | |||
№ | Тип задания | Проверяемые знания и умения | Отметка об ошибке | Причина ошибки | коррекция |
1-5 | Базовый | Знать декларативные и процедурные знания | | | |
| | Знать что такое информативное сообщение | | | |
| | Знать виды информации по способу восприятия | | | |
| | Применение знаний виды информации по способу восприятия | | | |
| | Уметь приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники. | | | |
1-3 | Повышенный | Определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал. Приводить примеры информативных и неинформативных сообщений. | | | |
| | Знать информативные и неинформативные сообщения. | | | |
Задания для коррекционной работы
1.Учебник § 1. стр. 12, § 2.стр. ответить на вопросы к §