Конспект урока по предмету «Истоки» в 5 классе «Чему соха и топор людей учили»
План – конспект урока по предмету «Истоки» 5 класс
на тему «Чему соха и топор людей учили?»
Учитель Сомова Светлана Геннадьевна
Цель |
создание условий для формирования у учащихся социокультурных представлений о крестьянском труде, формирования уважительного отношения к труду, |
Задачи: |
v опираясь на природно-климатические условия нашей страны сфомировать представление о важности крестьянского труда v показать развитие систем земледелия в историческом контексте v показать взаимосвязь социокультурного опыта учащихся с исторической действительностью |
оборудование урока |
мультфильмы, ММУ, мел, доска, тетради, учебник, видеофрагмент, кукла-зерновушка. |
формы деятельности учеников на уроке |
фронтальная, индивидуальная, групповая. |
тип урока |
комбинированный |
Планируемые результаты
|
Личностные v формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; v воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; v развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; v развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; v наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные v овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; v адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; v овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; v готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; v определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; v адекватно оценивать поведение свое и окружающих. Предметные v знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России; v осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
|
Социокультурные категории |
былина, крестьянский труд, пословицы, поговорки, сказки |
План урока |
I. Организационный момент 1. приветствие 2. ресурсный круг II. Изучение нового материала 1. Соха и топор в устном народном творчестве 2. Отношение к крестьянскому труду 3. Сказка – ложь, да в ней намек III. Итог урока 1. Рефлексия, ресурсный круг
|
Домашнее задание |
Сочинить свою сказку, героями которой будут соха, топор и другие орудия труда. |
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие
-Добрый день, ребята! Я очень рада видеть всех вас и рада тому, что мы собрались все вместе. Желаю всем нам плодотворно поработать, стать ещё дружнее, и надеюсь, что вы, как и всегда, будете помогать друг другу, выручать в трудные моменты, высказывать своё мнение и выслушивать других. Желаю всем нам удачи, мира, согласия и взаимопонимания. Пусть вашими помощниками будут внимание, находчивость и смекалка.
И мы начинаем.
2. Ресурсный круг
-Выходите в центр класса и встаньте в круг. Сейчас мы с вами туда, куда вы приходите каждый день – в школу, на урок.. Закройте глаза, представьте себе что вы видите, слышите и чувствуете. Представили? Открывайте глаза. Давайте поделимся своими впечатлениями. У кого в руках кукла, тот и будет говорить, а остальные будут внимательно слушать своих товарищей.
v Что я увидел на уроке?
v Что я услышал на уроке?
v Что я почувствовал на уроке?
- Вы молодцы, хорошо поработали! Создается ощущение, что мы действительно прекрасно погуляли. Садитесь на свои места.
II. Изучение нового материала.
Из ваших ответов я поняла, что на уроке должен быть учитель и ученики. Учитель учит – ученики учатся. А можно ли учиться у чего-то неодушевленного?
- Тема нашего урока – вопрос, на который вы найдете ответ на уроке «Чему соха и топор людей учили?»
Беседа:
- Наши наблюдательные предки умели сравнивать действия сохи и топора с поведением людей. А поскольку соха и топор были известны каждому, то и сравнения эти были всем понятны и поучительны
Работа в группах: У вас на столах лежат пословицы. Внимательно прочитайте их. Обсудите в группе про кого так можно было сказать. Выберите одну пословицу и поясните ее своими словами. Актуальна ли она сейчас? Время – 5 минут.
Обращение к социокультурному опыту
Вы знаете, что такое былины? Каких героев былин вы можете назвать? Какой герой вам нравиться больше? Как вы думаете, героями былин были только воины? Кто знает Микулу Селяниновича? Что вы можете о нем рассказать?
Работа с видеофрагментом:
Просмотр былины –«Микула Селянинович» Вопросы к видео: Видео "Микула Селянинович"
О чем былина? Кто главный герой этой былины? Почему все воины князя не могли управиться с сохой? Как по былине можно оценить отношение людей к крестьянскому труду?
(В ответах детей должно прозвучать предположение о том, что крестьянский труд намного тяжелее, чем служба у князя. В образе Микулы Селяниновича все русское крестьянство, которое ежедневно занимается тяжелым трудом.)
- Насколько я поняла из ваших ответов, отношение к труду крестьян было почтительное. Трудолюбивый человек был в почете.
III. Итог урока
1. Рефлексия, ресурсный круг.
Наше занятие подходит к концу. Сейчас вы без труда дадите ответ на вопрос –Чему соха и топор людей учили? (ответы учеников)
Давайте выйдем из-за парт и снова встанем в круг. Я прошу вас подумать и продолжить фразу – «Крестьянский труд …»
Итак, мы сегодня на уроке приобщились к устному народному творчеству нашего народа. Но ведь вы тоже часть народа. Вот вам творческое задание – дома в тетради или на листочке написать сказку, героями которой (не обязательно главными) будут соха и/или топор. Сказка может быть как бытовая, так и волшебная. Я уверена, что у вас очень хорошая фантазия и воображение. С нетерпением жду ваших сказок.
Спасибо за плодотворную работу на уроке. Мне очень приятно было с вами пообщаться.
Авхадеева Раиса Ивановна