Аннотация: в статье рассмотрено понятие «читательская грамотность» как вид «метапредметных универсальных учебных действий», поставлен вопрос необходимости читательской грамотности в современном образовательном пространстве.
Книги – самые тихие и самые постоянные друзья, они самые доступные и мудрейшие советники, и самые терпеливые учителя.
Ч.У.Элиот
Канули в лету те годы, когда родители собирали коллекции сочинений русских и зарубежных писателей, меняли макулатуру на талоны для приобретения книг, посещали библиотеки, переписывали и конспектировали произведения, за полночи могли осилить несколько сотен страниц книги запрещённого автора. В современном мире цифровых технологий наблюдается тенденция ухода нового поколения от книг в мир незаменимых виртуальных помощников.
Вопрос «дети и гаджеты» стал плодотворной темой для многих научных исследований. К сожалению, никто ещё не нашёл уникальное решение, как оторвать детей поколения «digital» от гаджетов и привить им интерес к чтению. А зачем вообще нужна читательская грамотность? Как сформировать читательскую грамотность у ребёнка? Эти и многие другие вопросы остаются открытыми на повестке дня.
21 век –это век информационных технологий, время, когда количество информации увеличивается с ужасающей прогрессией. Мы вынуждены учиться не только работать с этим потоком не всегда качественной информации, но и сортировать, анализировать, обобщать, выбирать то, что нужно и полезно нам.
Именно чтение и работа с информацией занимает важное место среди метапредметных универсальных учебных действий. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования подчёркивается, что изучение предметной области
«Литература» должно обеспечить воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение.
Но, не смотря на все старания и усилия стандартизировать образование, дети читают гораздо меньше, так как предпочитают получить информацию другим способом. Ведь чтение литературных произведений требует больших усилий, усидчивости, в некотором роде, самодисциплины, что отнюдь не свойственно современному поколению.
Прогресс, бесспорно, открывает для нас новые возможности, и никто не призывает от них отказываться и возвращаться в 17 век, до которого специально для детей книги не писали. Можно лишь испытывать мимолётную ностальгию по расцвету детской литературы, когда дети читали «запоем», а книга считалась лучшим подарком. А пока что в войне между книгами и статусами в социальных сетях выигрывают последние…