Создание положительного - эмоционального настроя. ( слайд 1)
- Ребята, предлагаю начать наш урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу и всем тем, кто пришел сегодня к нам в гости. От улыбки становится светлей в нашем классе, а значит, что с хорошим настроением мы начинаем наш урок.
Подготовка учащихся к восприятию материала (Слайд 2) Предлагаю вам отвлечься и поговорить … о кораблях.
-Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этих кораблей прошло успешно, каждому из них нужно выполнить ряд условий. 1условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу. 2 условие: Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. 3 условие: Нужно знать куда нужно плыть и зачем.
А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами. Человек совершает свой путь по жизни, от рождения до старости, как корабль от одного берега к другому.
Чтобы благополучно пройти свой жизненный путь человек должен руководствоваться правилом, которое ему будет помогать на протяжении всего пути. ( слайд 3)
- Звучит оно так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.
Исходя из этого правила, каждый капитан своего корабля должен обладать какими-то определенными качествами. Кто может перечислить эти качества?
Раз мы заговорили о добре, предлагаю вам следующее задание: Перед вами пословицы. Выберите из них те, которые помогут нам понять, что же значить быть добрым. ( работа в группах) ( слайд 4) * Худо тому, кто добра не делает никому. *Доброе дело само себя хвалит. *Доброе слово и кошке приятно. *Добро, сделанное тайно, вознаграждается явно. * Добро творить – себя веселить. * Злоба лишает человека силы. * За недобрым пойдешь - на беду набредешь. * Злой плачет от зависти, добрый - от радости.
- Добро нас часто встречает не только в жизни, но и в сказках. В сказках всегда добро побеждает. Кто из вас сможет назвать такие сказки?
А сейчас предлагаю вам послушать одну интересную притчу. Которая называется «Вера в чудеса» (Слайд 5 ) «Вера в чудеса» «Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?»
- Как вы думаете, что ответила мальчику его мама?
Правильный ответ: «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами». - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? - Проверим. (Слайд 6) - Запишем тему урока на карточке. ( слайд 7) -Ребята, а что вы понимаете под словом чудо?
- На ваших столах лежат карточки, на которых записано определение чуда. Зачитайте его.
-Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? - Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы? Я предлагаю вам послушать одну известную притчу о чуде.
Притча о божьей коровке ( слайд 8) Наш мир великолепен! Он полон ярких всевозможных красок. И вот среди всего этого многообразия цветов жила на свете маленькая серенькая букашка. Никто не замечал её, и она очень страдала от одиночества. Букашка очень много трудилась. Она одна могла победить полчища злой, вредной тли. Она помогала всему живому, но никто не ценил её усилия. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а вредный колорадский жук всё время насмехался над ней. Так жила маленькая букашечка и горевала: “Как же так! Бог такой мудрый, такой щедрый неужели он не даст немного красок и мне?” Утром она проснулась от ласкового прикосновения. Это доброе солнышко гладило её своим лучиком и приговаривало: ”Милое дитя, просто поверь в себя, в свои силы! Ты необыкновенная букашка, всё у тебя будет хорошо!” Маленькая букашечка так обрадовалась, что её кто-то любит, что кто-то верит в неё, что с большим рвением приступила к работе. Она подумала: “Если я все листочки очищу от серой тли, то они станут зелёными, и тогда на их ярком фоне даже мой неприметный серенький окрас будет виден”. Она так старалась! С каждым днём она работала всё больше. Листик за листиком, веточка за веточкой букашка очистила все деревья. Потом она огляделась, чтобы полюбоваться проделанной работой. Перед ней был красивый, чистый сад. И каждый листочек на дереве шелестел только для неё: “Спасибо, ты спасла нас! Ты подарила нам новую жизнь, ты самая лучшая!” Маленькой серенькой букашечке ещё никто и никогда не говорил таких слов. Она была так поражена, что … покраснела. Теперь и все другие насекомые обратили внимание на яркую красную букашку. Она была так счастлива! Она просто сияла и излучала такое счастье, добро, радость, что все стали называть её “Божья коровка”. Особенно она подружилась с детьми. И теперь всегда, когда люди берут её на руки и просят полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она – “божья”, и она точно знает, что каждый в жизни может получить всё, о чём мечтает, нужно просто поверить в себя!
- Почему маленькую серенькую букашку стали называть «Божья коровка?»
Физминутка. (Божья коровка) (Слайд 9)
- Можно ли такое превращение божьей коровки назвать чудом?
- Ребята! Знаете ли вы, что такое настоящее чудо?
Чудо - это дело, которое простой, грешный человек сам никогда не сможет сделать. - Смогли бы вы остановить ветер и волны, исцелить больного? Нет.
- По мнению христиан чудо может сделать только Бог. Бог- Всемогущ. ( слайд 10)
-Чудеса бывают естественными и сверхъестественными:
Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. А ведь солнце на небе, рассвет, закат - разве это не чудо..? Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА. А сейчас давайте узнаем о сверхъестественном чуде.
Для этого перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, так как вслед за Ним всегда ходили толпы народа, привлекаемого Его Божественным учением, Его преславными чудесами. Из ворот города выходит печальное шествие: несут на погребение единственного сына вдовы несчастной, и разрывается сердце ее, и плачет и рыдает она неутешно. Идут за гробом знакомые и плачут вместе с ней. Господь неожиданно останавливает шествие. Он подходит к одру умершего, касается рукой носилок и говорит: – Юноша, тебе говорю, встань! И умерший сел на носилках, с изумлением озираясь кругом. -Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить: неизлечимые болезни оставляли человека, слепорожденные прозревали, от рождения немые и глухие слышали, чудесно умножались хлеба и укрощались свирепые бури.
Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом. ( слайд 11) Давайте поработаем с учебником на с. 70. -Прочитаем рассказ о чуде, которое произошло в жизни Патриарха Кирилла. ( слайд 12) Мой дед более двадцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение православной веры. Когда его забирали — а дело было в 1932 году — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью раздался стук в окно, и бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне.
- Что, с вашей точки зрения, было необычного в этом чуде? - Восприняла его семья этот случай как чудо? (да) -Кто, по мнению Патриарха, является автором чуда? - (Бог)
-Православные люди уверены, что Бог помогает им в жизни ежедневно, в самых простых житейских делах. Эта забота о человеке в православии называется «промысел Божий».
- Встреча с человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.
- Ребята, Господь не перестает и доныне творить чудеса. Он даровал чудотворную силу и ученикам Своим, и людям, которые всей душой верили в Бога и стремились жить по заповедям Божиим.
- Посмотрите на икону. Эта икона Николая Чудотворца. -Как вы думаете, почему православные люди Николая стали называть Чудотворцем? Николай-Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова. Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына - еще младенца. Однажды они возвращались после праздника домой. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Бедные родители с горячей молитвой обратились к Чудотворцу. На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на храм. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца.
- Можно назвать это чудом?
-Для того, чтобы ответить что же такое чудо для верующего человека, какими качествами должен обладать христианин, познакомимся с текстом учебника на стр. 70-71.
-Составьте схему «Христианские добродетели».
Проверим результат нашей работы.
Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого.
Добрые дела формируют характер человека.
-Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас? ( Запишите свое доброе дело на карточках-солнышках.) А теперь давайте все вместе соберем наши добрые дела, и доброта наших сердец поможет зажечь наше солнышко. И пусть оно ярко светит нам, освещая наш путь … |