12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тедеева Светлана Исламовна108
1

Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.(По произведению Л. Андреева «Кусака»)

Технологическая карта урока литературы по произведению Л. Андреева «Кусака» 7 класс.

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ№5 г. Беслан

РСО-Алания Тедеева Светлана Исламовна

Тема урока: Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

УМК Коровиной В.Я. (2009г.)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели урока:

Обучающие: знакомство уч-ся с новым автором; отработка навыков анализа художественного произведения

Развивающие: развивать навыки работы с текстом, навыки выразительного чтения текста; развивать критическое мышление во время работы с художественным текстом: развивать логическое мышление; развивать умение работать в группах.

Воспитательные: содействовать нравственному воспитанию уч-ся, воспитывать у них любовь к животным, чувство ответственности за них; воспитание духа толерантности, умения принять другие точки зрения.

Оборудование: учебник, ПК для показа слайдов, раздаточный материал


Дидактическая структура урока

Содержание учебного материала.

Деятельность  учителя

Деятельность

обучающихся

Форма

организации

взаимодействия

Формирование УУД

1.Организационный этап

Рады слышать мы звонок,

   Начинается урок!

   Интересно нам читать,

   Думать, спорить, размышлять!

Проверим готовность к уроку


Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал. Обсуждение первых впечатлений от рассказа, подбор важных слов для демонстрации понимания текста.

Фронтальная

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Постановка цели и задач урока

Чтение учителем притчи «Пёс»

Умер человек. Его пес рядом лег и тоже умер. Душа человека стоит перед вратами с надписью "Рай" и рядом душа собаки. На вратах надпись: "с собаками вход воспрещен!". Не вошел человек в эти врата, прошел мимо. Идут они по дороге, вторые врата, на которых ничего не написано, только рядом старец сидит.

Простите, уважаемый... А что за этими воротами?
— Рай.
— А с собакой можно?
— Конечно!
— А там, раньше, что за врата?
— В Ад. До Рая доходят только те, кто не бросает друзей.

-Ребята, почему я выбрала эту притчу? (Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака. А собака, как мы знаем, очень преданный друг)

-А какие чувства вызвала у вас эта притча? Как ещё можно озаглавить её? Человек всегда ли собаке друг? Согласны ли вы с утверждением, что «собака – друг человека»? (рассуждения обучающихся)

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Групповая

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 

личностные УУД:  формирование гражданских качеств

регулятивные УУД: целеполагание

3.Актуализация знаний.

- Вспомните, кто из писателей создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга  («Муму» И.Тургенев, «Каштанка» А.Чехов, «Булька»  Л.Толстой). Во всех этих рассказах собака предстает как верный, ласковый, добрый друг человека.

Дома вы познакомились с еще одним рассказом о четвероногом друге – «Кусака», который написал Леонид Андреев в 1901 году.

Леонид Николаевич Андреев родился в 1871 году в городе Орле, умер за границей   в 1919 году. Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Толстой Л. Н. , и Чехов А. П., и Короленко В. Г. И многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности («Весной», «Петька на даче», «Кусака» и др.).

В письме К. И. Чуковскому, написанном до 19 июля 1902 г., Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он за человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни"

Беседа об истории создания рассказа «Кусака»

 - Только ли об отношении к животным этот рассказ?

-В чем особенность композиции?

-Какие изобразительно- выразительные средства использует автор для  лучшего воплощения своих мыслей? 

-Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам можно его определить?
-Почему рассказ называется «Кусака?
-Какова тема рассказа?


Заранее подготовленные ученики готовят сообщения о значении слов: добро и зло, доверие и верность.

Обучающиеся слушают, вступают в диалог с учителем, с одноклассниками. 

- рассказ поделен на пять частей. Каждую главу можно озаглавить. В рассказе есть завязка, кульминация и развязка. Ребята находят и называют. Начало и конец произведения очень похожи.

Работа с толовыми словарями.

Группы учеников знакомят с лексическим значением важных ключевых слов: жалость, сострадание, сочувствие, страх, недоверие,  жестокость, злоба.

Индивидуальная, групповая

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? »

регулятивные УУД: прогнозирование и  получение конкретного результата.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Анализ эпизодов из текста.

1 группа  Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками.

 2 группа  Жизнь Кусаки на даче.

3 группа – Отъезд дачников.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе и индивидуально.

Индивидуальная, групповая

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? »

регулятивные УУД:прогнозирование и  получение конкретного результата.

Релакс-Пауза

Звучит песня из мультфильма. Собака несчастная очень опасна,
Ведь ей не везет в этой жизни ужасно,
Ужасно, как ей не везет!
Поэтому злая она, как собака!
Поэтому лает она, как собака!
И каждому ясно, что эта собака
Всех без pазбоpу гpызет...

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачьей.
Только от жизни, от жизни собачьей
Собака бывает кусачей!

Собака хватает зубами за пятку,
Собака съедает гpажданку лошадку,
А с ней гpажданина кота.
И каждому ясно, что эта собака -
Кpуглая сиpота!

Пpекpасна собака, сидящая в будке,
У ней pасцветают в душе незабудки,
В желудке игpает клаpнет!
Hо шутки с бpодячей собакой бездомной
Опасны, особенно полночью темной,
И каждому ясно, что эта собака
Всех без pазбоpу гpызет!

Hикто не хватает зубами за пятку,
Hикто не съедает гpажданку - лошадку
А с ней гpажданина кота.
Когда у собаки есть будка и миска,
Ошейник, луна, а в желудке сосиска.
И каждому ясно, что эта собака
Hе кpуглая сиpота!



Фронтальная


5.Первичная проверка понимания

Чтение 1 части рассказа учителем. Чтение с остановками.

 Беседа по вопросам:

-Как можно озаглавить первую часть?(недоверие к людям)

-Как вы думаете, почему у собаки нет клички?(Такая история могла случиться с любой собакой)

Зачитайте 1ый абзац.

-Сколько картин можно составить по нему? Какие?

1Зима. Стоят дома, из труб которых идет дым. Рядом с домами – гордые и сильные собаки. Они оскалили свои пасти на Кусаку – забитую, худую;

2) На улице много ребят, они что-то кричат, у них подняты руки вверх, в руках камни и палки, которые вот-вот полетят в сторону собаки, которая прижалась к земле.)

-Почему собака не доверяла людям? (Пьяный мужик с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога… (по тексту) С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать… Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу…)

-Зачитайте конец 1 главы и ответьте на вопрос, как природа передаёт настроение? (сопоставлена природа и чувства, настроение Кусаки).

Анализ 2-3 глав.

-Как можно озаглавить 2и 3 части? (дачники…преодоление страха)

-Что изменилось в жизни собаки с наступлением весны(из города приехали дачники).  – Проследите по тексту, что пишет о приезде дачников автор  (громкий говор, скрип колес, топот людей, кто-то кричал, кто-то пел, смеялся…)

-Расскажите, ребята, как Кусака познакомилась с людьми(В саду она увидела девочку Лёлю, на которую набросилась и ухватила за платье).

-Зачитайте эпизод знакомства девочки с собакой. Почему же Кусака всё-таки укусила Лёлю? (она ещё не доверяла людям, которые её обижали. (По тексту «…ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали…»

-Почему же собака, боявшаяся людей, охраняет их ночью? Зачитайте этот эпизод. (Кусака всегда охраняла дом, выбранный ею, даже когда в нём не жили люди. В этом проявляется её врождённое желание быть полезной и нужной. Кусака также отличается своей преданностью).

-Давайте попробуем передать глазами Кусаки эпизод, когда Леля просит ее подойти ближе  (Я стала понемногу привыкать к людям, уже стала подходить ближе. Очень боялась подойти к той девочке, что настойчиво зовет меня… недоверие брало верх надо мной. Девочка сделала мне уйму комплиментов по поводу моей внешности…и я, забыв прежние обиды, растаяла…)

-Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?Её никогда никто не ласкал. Она не привыкла к такому отношению).

-Как изменилась собака с момента появления дачников(Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве этого недостаточно для счастья собаки?). 

-Какие чувства пришли на смену в этот момент жизни? (чувство радости, любви).

-Почему её радость неполная, чем она ограничена(Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапки, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела).

Анализ 4-5 главы.


-Как можно озаглавить финальную часть рассказа? Кусака вновь обманута, вновь брошена…

-Прочитайте описание осени в начале IV главы. В нем нет Кусаки, но почему так сжимается наше сердце? (Осень дает о себе знать, напоминая холодными ветрами и слякотью. Природа настораживает: осень предвещает что-то недоброе, холодное).

Давайте прочитаем по ролям разговор Лели с мамой.

-Какие слова в четвертой главе говорят о том, что сожаление Лели было не совсем искренним(- Жа-а-лко, - повторила Леля, но не заплакала.)

-Какое у вас сложилось мнение о Лёле? (Сначала читатель относится к Лёле уважительно. Ведь впервые, благодаря ей, собака чувствует себя кому-то нужной. Но  Андреев решил показать всем, что у каждого живого существа имеется душа. Она умеет страдать и нуждается в сострадании и любви. А Леля даже не задумывается об этом, ей все равно на чувства других людей и она думает больше о себе. Она могла бы быть другим человеком, но обо всем заботятся ее родители, а это значит, что ей можно развлекаться, играть, приручать кого-то, а все остальное решат родители).

-Как ведёт себя собака после отъезда людей? (Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке).

-Как вы думаете, сможет ли Кусака еще раз довериться людям?( Нет. Потому что дачные жители относились к Кусаке, как к игрушке, которая привносит разнообразие и веселье в летние будни. Дачникам было всё равно, что в действительности чувствует собака. Поэтому они спокойно уехали, не задумываясь о последствиях).

-Как в тексте передаётся боль Кусаки в финале? Зачитать. Почему автор неоднократно пишет «Собака выла…»? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет. По-другому, плачет).

- В конце 4 главы появляется образ деревенского дурачка Илюши. Значение имени Илья – верующий. Во что он верит? Как и Кусака, в доброту людей. Какова роль этого персонажа? (Люди дразнят Илюшу, зло над ним насмехаются, хохочут, согласны дать ему копеечку, если Илюша им дрова наколет. Люди одинаково равнодушны и к себе подобным. Что уж говорить о собаке. Кто прежде всего нуждается в милосердии? На Руси всегда призывали проявлять милосердие  к нищим, юродивым, бездомным, немощным. Но человеческое равнодушие бывает порой сильнее милосердия, от которого одинаково пострадали и дурачок Илюша, и Кусака.)

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.

Индивидуальная, групповая

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Физминутка





6.Включение в систему знаний и повторения

Сопоставление  1 и 5 части, которые говорят об одиночестве собаки.

Тест по теме

1.Каков жанр «Кусаки»? 

1)баллада 2)рассказ

3) повесть 4)очерк

2. Как автор относится к Кусаке?

1. с раздражением 2) с уважением

3) с состраданием 4)с любопытством

3.Назовите художественно-выразительное средство, используемое в следующих словосочетаниях: «беспросветно-темная ночь», «промокшая, грязная собака».

1.фразеологизм 2) эпитет

3.метафора 4) олицетворение

4.Укажите название изобразительного средства: звенящей, острой…нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над  темным и обнаженным полем.

1) сравнение 2) эпитет

3)олицетворение

4)метафора

5. Какой вид тропа «Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему»

1)эпитет 2) сравнение

3)метафора 4)олицетворение

6. Выбрать качество, которое характеризует данный поступок людей.

У трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.

- Дайте копеечку, - гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

- А дрова колоть хочешь?

И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали. 1) Юмор

 2)Жестокость 3)Сатира

4) Ирония

Чтение текста осмысленно, выделение ключевых слов

Работа в системе голосования и опросов PROCLass.

Индивидуальная

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

-О чем этот рассказ? -Какова идея рассказа? (Основная мысль произведения — человек в ответе за того, кого успел приручить. Необходимо брать на себя ответственность и нести её до самого конца. У всего живого, также, конечно же, как и у всякого животного, есть душа. Она может мучиться, горевать и нуждаться в сочувствии и понимании. Братьям нашим меньшим требуется любовь и забота).

-Какой урок можно извлечь из рассказа?

Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему "Собака"

Подведение итогов урока: проблематика, идея рассказа. Составление синквейна.

Индивидуальная, групповая

регулятивные УУД: рефлексия, 

коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8. Вывод.




Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе «Кусака» Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны. Давайте с сегодняшнего начнем понимать то, что мы в ответе за тех, кого приручили. Ведь не только у людей есть душа, не только люди умеют страдать…


Произведение «Кусака» учит читателя быть ответственным и внимательным по отношению к животным. Кроме того, важно понимать, что любая помощь может оказаться спасительной. Писатель призывает читателя не столько «исправлять» то, что привело к плачевным последствиям, сколько предотвращать ситуации, способные стать роковыми в судьбе кого-либо. Быть добрым, милосердным и сострадающим – это основа человечности.

Рассказ «Кусака» заставляет задуматься о том, как важно «быть в ответе за тех, кого приручили». Не стоит создавать привязанность от скуки или ради развлечения, чтобы потом просто ее разорвать. Обман больно ранит всех живых существ. Разочарование от предательства время не лечит. Герои рассказа сыграли в добрых людей, но потом уехали, и их благой поступок обернулся ужасными последствиями.

Чтение учителем стихотворения Татьяны Радченко

Посмотри, незнакомый прохожий, 
Ты не видишь страданий моих? 
Пусть другой я, совсем непохожий 
На двуногих собратьев твоих... 
 
Но я тоже живой, я голодный, 
Есть хочу, жить хочу, как и ты, 
А встречаю лишь взгляд холодный 
Вместо помощи и доброты. 
 
И за то, что я грязный, немытый, 
Тощий, слабый, бездомный, больной, 
Ты - красивый, румяный и сытый 
Можешь пнуть меня больно ногой... 
 
А я очень хочу, я мечтаю, 
Чтобы в жизни другой, потом, 
Ты б очнулся в кошачьей стае, 
Став бездомным, больным котом. 
 
Ну, а я, человеком став сильным, 
Вспоминая о жизни иной, 
Накормлю тебя мясом куриным 
И с собой заберу - домой...  

Слушают, обдумывают, делают выводы.



9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 Домашнее задание (на выбор)

1. Написать сочинение-миниатюру. «О чем заставил меня задуматься рассказ «Кусака»?

2.Прочитать рассказ «Юшка»

Совершают выбор в подборе домашнего задания. Слушают пояснения учителя


Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.