Занятие для создания языковой среды и закрепления пройденного материла по татарскому языку
№1. «Электронное перо» - решение логических задач, подчеркивание правильных ответов и т.д.
№2. «Множественное клонирование» - передвижение объектов к соответствующим рисункам, один и тот же объект можно передвигать несколько раз.
№3. «Открой и узнаешь» - ответ на вопрос спрятан за ширмой на экране.
№4. «Затемнение экрана» - решение или ответ спрятаны с помощью эффекта затемнения экрана.
№5. «Гиперссылки» - на заголовки заданы эффекты перехода на следующую страницу.
№6. «Передвижение» - свободное передвижение по экрану.
(Данное занятие можно провести и по программе SMART Notebook 10)
Дети входят в группу и встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Исәнмесез, балалар! Хәлләр ничек? А кого еще, кроме нас с вами, вы видите?
Гости: Исәнмесез, балалар!
Воспитатель: Гости хотят с вами познакомиться. (передает детям мяч, задают вопросы, дети отвечают.)
- Син кем? - Мин зур (кечкенә, чиста, матур) малай (кыз).
- Син малай? - Әйе, мин малай.
- Син кем? Син кыз? - Юк, мин малай.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, вы слышите звук? Как вы думаете, что это за звук?
(«Открой и узнаешь»). Спасибо! Рәхмәт! Что содержит сообщение? Да, это - приветствие наших друзей, Акбай и Мияу. Поздоровайтесь с ними! Бик әйбәт! Посмотрите, что еще вы видите на экране. Правильно, это – корзина. А для чего она нужна? А вы сможете угадать, что в корзину положили Акбай и Мияу?
Воспитатель: Бу нәрсә? Нинди? Ничә? (В зависимости от полученных ответов детей, воспитатель варьирует вопросы; могут задавать вопросы сами дети).
(Ответы детей на татарском языке.)
Воспитатель: У вас очень хорошо получается, Акбай и Мияу очень рады, что вы смогли отгадать, что лежит в корзине. (Передвигая корзину, можно увидеть, что в действительности там находилось). («Открой и узнаешь»).
Воспитатель: А еще какую игру отправили Акбай и Мияу? Хотите посмотреть? («Гиперссылка»). А как же в нее играть? Вы знаете? (Ответы детей. Предполагаемые ответы: нужно выбрать кого-то, он зовет другого к экрану, задает вопрос, в зависимости от ответа, электронным пером ставят знак и т.д.) («Электронное перо»).
(Дальше тот, который был у доски, садится на место; тот, кого позвали к доске, зовет к себе следующего ребенка и т.д.)
(«Передвижение»).
Воспитатель: Молодцы! А вы внимательные? А что такое внимание? («Гиперссылка»). Ой, что же случилось? Может, я неправильно нажала? Вы мне сможете помочь? Предполагаемые ответы: нужно поднять ширму, игра на внимание, под ширму спрятать мяч и задать вопрос: нәрсә юк? («Затемнение экрана»).
Воспитатель: А кто пойдет первым? Все хотят? (закрывает глаза и говорит): тогда пойдет тот, у кого зеленые волосы! Нет такого ребенка? Ну хорошо, тогда пойдет тот, у кого красные колготки.
(Дальше тот, который был у доски, садится на место; тот, кого позвали к доске, зовет к себе следующего ребенка и т.д.)
Воспитатель: У вас здорово получается! Умники и умницы! Попробуйте отгадать то, что я вам хочу сказать. (берет два мяча: красный, желтый и показывает движение рукой).
Предполагаемые ответы: туп, туп, кызыл туп. Сикер, сикер, кызыл туп. Туп, туп, сары туп. Сикер, сикер, сары туп!
Воспитатель: Верно! А вы умеете петь?
(Дети стоят в два ряда, первый ряд берет мячи, игра-физкультминутка начинается).
Туп, туп, кызыл (сары) туп,
Сикер-сикер кызыл туп.
Бер, ике, өч,
Дүрт, биш, алты,
Җиде, сигез,
Тугыз, ун.
Сикер, сикер, кызыл(сары) туп!
Творческое задание для детей.
Воспитатель: Рәхмәт! Тут в сообщении есть две картинки, что же с ними делать? Как вы думаете?
Предполагаемые ответы: это картинки из мультфильма, какой-то сюжет. Дети сами выбирают тех, кто согласится сыграть эти роли: Акбай, Мияу, малай, кыз.
Воспитатель: Выбрали? Я - зритель, села смотреть. Кто еще среди вас зритель?
Воспитатель: У вас здорово получилось! Помните, я спрашивала, вы – внимательные? Какой звук вы слышали в начале игры? Правильно! Раньше письма отправляли не в виде сообщений, а в конвертах. («Передвижение»).
Что можно сделать с картинками, которые лежат ниже конверта? Кому вы отправите этот конверт? («Множественное клонирование»).
Предполагаемые ответы: можно выбрать картинку, назвать ее и положить в конверт. Можно отправить другу, Акбай или Мияу.
Заключительная часть.
Воспитатель: Вы так весело играете! Кстати, вы любите чудеса? А хотите увидеть? Вот тут, на углу экрана, что вы видите? Да, правильно – снежинку. Хотите, я ее сделаю настоящей? (под звук, который заложен, достает настоящую снежинку). Что еще можно сделать настоящей? Да – корзину! Дети дотрагиваются до корзины:
Корзина, корзина,
Была рисунком,
Стань настоящей!
(Воспитатель незаметно достает настоящую корзину с подарками и показывает детям). («Передвижение»).
Воспитатель: А что там внутри? («Открой и узнаешь»). Да, это – игры. А где вы можете в них играть? Что мы сегодня делали? В какую игру вы бы еще поиграли? Вы сможете объяснить другим детям, как играть в эти игры?
Воспитатель: Рәхмәт! Сау булыгыз, балалар!