12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бойкив Наталья Юрьевна1080
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк



ДЕБАТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА СПО

В научно-педагогической литературе понятие «педагогическая технология» употребляется очень широко. Оно может означать направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем по конструированию дидактических процессов с заранее заданными характеристиками, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов преподавателя, и даже методику и отдельные метод обучения.

В глоссарии терминов ЮНЕСКО педагогическая технология трактуется как конструирование и оценивание образовательных процессов путем учета человеческих, временных и других ресурсов для достижения высокого качества и эффективности образования. Педагогическая технология отвечает на вопрос: как, каким образом (методами, приемами, формами, средствами достичь поставленной дидактической или воспитательной цели, определяя потребность в использовании различных моделей обучения. Она проектируется, учитывая конкретные условия и ориентируется на заданный, а не на примерный или желаемый результат. При условии корректного применения педагогическая технология обеспечивает, гарантирует достижение определенного образовательного результата.

Педагогическая технология, по сути, означает такую организацию процесса обучения, состоящую из определенной системы действий, операций и взаимодействий всех участников учебного процесса. Она требует детального проектирования системы действий не только преподавателя, но и студента [2].

Программа дебатов Карла Поппера возникла как программа, развивающая умения рассуждать и критически мыслить. Дебаты – это интеллектуальная ролевая игра, формат которой был начат в Великобритании в начале ХХ века, позволяющая усовершенствовать навыки публичного выступления и критического мышления.

Программа разработала свой стиль, близкий к стилю политических дебатов, где студенты учатся обсуждать проблемы, анализировать данные проблемы с разных точек зрения, предполагать возможные пути (стратегии) решения проблем. Цель программы Дебатов Карла Поппера - вовлекать студентов в обсуждение проблем и планирование решений, а не просто в дискуссии. Это прекрасный инструмент для совершенствования коммуникационных навыков, умения логично и аргументированно излагать свою точку зрения, развития аналитического и критического мышления.

Программа дебатов Карла Поппера предназначена для развития работы в командах по три человека в каждой, чтобы студенты работали вместе как над подготовкой к дебатам, так и на самих дебатах [1].

Дебаты - это ролевая интеллектуальная игра, в которой одна команда обоснованно доказывает определенную точку зрения, а другая ей оппонирует. В процессе подготовки к игре обе команды подбирают аргументы как за, так и против темы обсуждения. Перед началом игры в процессе жеребьевки распределяются роли – утверждение или опровержение будет проводить команда.

Игра проводится по соответствующим правилам. Интересно то, что иногда выигрывает команда, позиция которой кажется изначально проигрышной. Ведь в дебатах важное место занимают не только аргументы, заранее подготовленные командой при домашней подготовке, но и умение слушать, выделять главное в речи соперников, задавать вопросы. Ведь главное в дебатах – не положить соперника на лопатки, а избежать такого положения самому. Неотъемлемой частью успеха убеждения является правильная настройка: если вы не уверены в своей позиции, не готовы за нее бороться, шансы на победу очень малы.

В повседневной жизни студенты, имеющие опыт участия в дебатах, лучше понимают людей, легче улаживают конфликты, учатся их избегать.

Дебаты можно отнести к педагогической технологии, именно потому, что технология представляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления разработанного на научной основе решения какой-либо производственной или социальной проблемы. Дебаты являются, безусловно, педагогической технологией, потому что педагогическая технология - это комплекс последовательных действий трансляции теоретических знаний в практическую реализацию функционирования целостного педагогического процесса, обеспечивающих возможности саморазвития личности педагогов и обучающихся, результаты воплощения которой можно измерять поэтапно и видеть динамику, как развития личности, так и коллектива. Более того, дебаты следует отнести к инновационным педагогическим технологиям. Дебатам как педагогической технологии присущи не только такие критерии как технологичность, воспроизводимость, но и что самое важное - гарантированная эффективность.

Инновационная педагогическая технология «Дебаты» направлена на развитие участников, на раскрытие их личностного потенциала. Именно этим определяется ведущая цель дебатов - воспитание граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и морали, способных к преобразовательной продуктивной деятельности.

Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных их аспектов. Они воспитывают, потому что способствуют формированию морально-мировоззренческой позиции и установок поведения, гражданских качеств и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе. Дебаты социализируют, потому что привлекают к нормам и ценностям гражданского общества, адаптируют к условиям современного общества, способствуют формированию культуры общения, учат способности работать в команде, терпимости к различным взглядам и точкам зрения, толерантности.

В основу дебатной технологии положены принципы:

общественно-полезной целевой направленности педагогического процесса. Главное требование данного принципа - воспитание гражданина;

интегративной связи педагогического процесса с жизнью. Этот принцип требует идти в обучении от жизни, его проблем и привлекать студентов к реальным жизненным отношениям;

единства гражданского сознания и гражданского поведения. Реализация данного принципа требует организации деятельности, в которой участники были бы уверены в истинности и жизненной силе полученных знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценностного поведения;

гуманистической направленности педагогического процесса. Принцип, требующий способа целей общества и личности, выстроен на полном признании гражданских прав студента и уважения к нему;

единства воспитательных влияний. Практическая реализация данного принципа требует создания единой педагогической системы как в учебном процессе, так и внеурочное время;

ориентированности на положительное в человеке. Принцип требует выявлять в каждом участнике положительных качеств, опираясь на которые можно добиваться успехов в формировании всех других, заданных целью образования качеств;

учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов [3].

Каждый этап дебатов, в свою очередь, состоит из определенных шагов. Дебаты начинаются с ориентации студентов на исследование темы. Перед ними ставится проблема, формулируется цель дебатов. Далее студенты, актуализирующие знания, имеющие по теме, определяют ключевые слова, анализируют тему и выясняют сущность проблем. Значимость этого этапа в том, что он является первым в формировании понятий, знаний. Следующим шагом этого этапа является составление плана исследования темы. Далее, согласно составленному плану, собирается необходимая информация. При необходимости студенты обращаются к преподавателю или одногруппникам за консультацией. Анализ информации, творческое ее осмысление с целью составления линий утверждения и опровержения, составления утверждающего и отрицательного кейсов может проводиться со всеми в группе или в заранее определенных командах (в зависимости от того, как и для чего проводятся дебаты). Речи спикеров, в зависимости от уровня подготовленности студентов, составляются участниками самостоятельно или же всей командой. Допустима консультация преподавателя.

Подготовка к дебатам требует обработки большого объема информации. Дебаты способствуют не только накоплению объема знаний, но и переводу его в конкретный результат деятельности - пониманию глубины и сложности изучаемого материала. Учебный результат самостоятельного поиска на этапе подготовки к дебатам проявляется не только в наращивании новой информации, но и во взаимообучении за счет добычи каждым дополнительной информации, в овладении студентами первичными исследовательскими навыками. Развивающий эффект этапа подготовки проявляется в активной любознательности, познавательном интересе студентов, в овладении исследовательскими методами мышления. Его большое диагностическое значение заключается в том, что четким и неоспоримым показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности становится положительный результат самостоятельного творческого поиска.

Этап проведения - процесс свойственно дебатов. Дебаты проводятся строго по правилам, обеспечивающих столкновение противоположных точек зрения. Сначала участниками жеребьевки (или с согласия) выявляют позиции: утверждения или возражения. Далее дебаты проводятся по утвержденному регламенту. Спикеры каждой команды (утверждения и опровержение) делают попытку убедить нейтрального судью в том, что их точка зрения наиболее правильная. Для этого они не просто выступают с речами, но и парируют аргументы другой стороны, сравнивают свои позиции с позицией оппонентов. После каждого конструктивного раунда дебатов проводится перекрестный опрос выступающих спикеров. Перекрестные вопросы могут задаваться с целью внесения ясности в аргументы оппонентов, выявления изъяна в их кейсе, подготовить опровержение своей командой и тому подобное. Завершается этап собственно дебатов анализом игры и вынесением судейского решения - выявления команды-победителя.

Использовать технологию дебаты можно как во время занятий, так и во внеаудиторной работе.

Так, при изучении дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» проводились дебаты на тему «Работу по клонированию следует запретить», «ЭКО и суррогатное материнство должны быть запрещены», при изучении дисциплины «Физическая и коллоидная химия» - «Космохимия в нашей стране не имеет перспектив», Следует прекратить выпуск аэрозольных препаратов». При проведении воспитательной работы в группах, на отделении и в техникуме проводились дебаты на тему «Здоровье человека зависит только от него самого», «Воспитание человека зависит только от его семьи», и другие.

Таким образом, дебатная технология позволяет подготовить интеллектуальный потенциал демократического общества: эрудированных, с высокой культурой, с гибким мышлением, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан.

Используемая литература

Дебаты Карла Поппера [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.akademiki.biz/biblioteka-jivoi-informacii/debati/62-debati-\

Зайев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2 книгах. – Книга 1. – Челябинск: ЧГПОУ, 2012. – 411 с.

Кирьякова А.В, Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Смирных Е.В. Технология «дебаты» в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, Н.А. Каргапольцева, Т.А. Ольховая, Е.В. Смирных; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2011. – 119.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.