12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Мариетта Николаевна713
Учитель изобразительного искусства, технологии, МХК. Высшая квалификационная категория.
Россия, Коми респ., Сыктывкар

Современные технологии в работе педагога

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями по предмету каждым учащимся, продуктивно использовать современные образовательные технологии, которые позволяют каждому ученику проявить свою индивидуальность, активность, свое творчество.

Для повышения интереса к предмету использую нетрадиционные виды уроков: урок - сказка, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок - игра, урок - творчество, урок - творческий отчет учащихся. Разнообразные формы и методы работы (беседа, работа с учебником, дискуссии, подготовка сообщений, проектная деятельность) позволяют учащимся проявить свою индивидуальность. Различные виды деятельности, такие как составление таблиц, кроссвордов, ребусов, заполнение карточек, подготовка к выступлению докладов и сообщений развивают творческий потенциал ребенка, вовлекают в исследовательскую деятельность. Благодаря этому учитель развивает интерес к учебному предмету и тем самым помогает учащимся быстрее и лучше усваивают программный материал.

Использование различных современных педагогических технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности.

Таблица

«Современные технологии в образовательном процессе»

Технология

Обоснование выбора технологии

Методическая и практическая результативность применения технологии

Технология деятельностного метода

Формирует мышление учащихся через обучение деятельности; систему культурных ценностей, личностные качества.

- формирование мышления через обучение деятельности: умения адаптироваться определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанного построения своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватного оценивания собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Проблемного обучения

Технология используется с целью формирования умений самостоятельного нахождения решения, выдвижения гипотезы, аргументации, обоснования своего мнения при решении проблемной ситуации в групповой работе

В ходе реализации технологии учащиеся творчески находят знания, приобретаются навыки мыслительной деятельности, поиска информации, самостоятельного решения проблемного вопроса. Учащиеся учатся использовать знания из других предметных областей, осваивать самостоятельно предметное содержание.

Здоровье сберегающие технологии

Снижает утомляющее воздействие урока, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке.

Снижение утомляемости, у учащихся создается положительное эмоциональное настроение. Это способствует созданию благоприятной обстановки на уроке и вызвать положительное отношение к урокам русский языка и литературы.

Проектные технологии

Способствуют развитию навыков творческой, поисковой, исследовательской речемыслительной деятельности; формирует устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению предметов. Технология используется с целью формирования навыков проектной деятельности и универсальных учебных действий

Развитие воображения, фантазии, творческого мышления, способствующего благоприятному психологическому климату; умению работать в коллективе. В ходе реализации технологии учащиеся имеют возможность стать активными участниками учебно-познавательной деятельности, формируются регулятивные универсальные учебные действия (которые соотносятся с этапами проекта), развиваются умения самостоятельной проектной деятельности, создаются предпосылки для формирования исследовательской деятельности

Игровые технологии

Даёт возможность привить учащимся интерес к предмету, создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся, снижает утомляемость.

Повышение мотивации к предмету; новый материал усваивается легче и быстрее. Игровая технология на уроках выполняет следующие функции: обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, развивающая.

Обучение в сотрудничестве

Технология используется с целью сформировать у учащихся навыков совместной деятельности, для решения общей задачи. Формирует навыки доброжелательного общения с партнерами, чувство ответственности за общий результат. Позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс.

Способствует повышению эффективности овладения знаниями и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Это технология личностно-ориентированного обучения. В ходе освоения учащимися данной технологии учащиеся приобретают навыки взаимодействия в группе с любым партнером или партнерами. Активно и ответственно работать над полученным заданием. Ощущать личную ответственность за собственные успехи и успехи группы. Эта технологию можно широко применять при создании коллективных творческих работ.


Деятельностный метод обучения  – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Технология проблемного обучения.

Одним из значимых методов, является метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К.Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон… Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем. На данных уроках учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя.

Принципы метода проблемного обучения:

- связь предмета изучения с жизнью;

- принцип дифференциации при решении творческих задач;

- отбор художественного материала по различным видам искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся;

- личностная значимость изучаемого и сделанного;

- активное включение обучающихся в изучение различных сторон традиционной культуры;

- учет и рассмотрение региональных особенностей, привычных детям природного окружения, национальных и народных художественных традиций, изучение истории родного края;

- принцип единства восприятия и созидания;

- развитие художественно-образного мышления.

- творческое освоение ИКТ при решении художественных задач.

Цель проблемного обучения:

- Развитие интеллекта

- Развитие творческих способностей

- Воспитание активной личности

- Качественное усвоение знаний

Задача проблемного обучения – обеспечить условия для творческой организации учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний.

Составляющие проблемного урока

t1592747247aa.png

t1592747247ab.png

t1592747247ac.png

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Педагогические действия:

- создание проблемной ситуации

- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации

- побуждение к формулированию учебной проблемы

- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы


Рассмотрим некоторые особенности данного метода на разных этапах освоения учебного материала

1. Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (обучение мастерству).

В обучении школьников изобразительной грамоте нами используется система учебно-творческих заданий, которые направлены на формирование и развитие специальных качеств, таких как: чувство линии, чувство пропорций, чувство формы и объема, чувство светотени, чувство ритма, чувство колорита. В данном случае на разных этапах освоения учебного материала и в разных возрастных группах необходимо сочетать использование как репродуктивных, так и проблемных варианты таких проблемных задач.

Примеры:

В процессе знакомства с приемами выявления объема предметов перед учащимися стоит задача: изобразить два бытовых предмета различной формы, выявить объем с помощью штриховки. Условие: использовать графический материал - карандаш. Цель: установить зависимость характера линий штриховки от формы предмета.

Педагогической целью решения данной задачи является развитие воображения, умения анализировать, наблюдать. Задача используется в качестве предварительного задания на уроке, предшествуя объяснению нового материала, не вызывая на первый взгляд затруднений. Но в процессе выполнения рисунка, учащиеся приходят к осознанию противоречия между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задачи: штриховка в виде прямых линий, изученная ранее, не передает форму круглого предмета (шара, чашки, вазы). Решение задачи происходит в процессе эвристической беседы с применением метода сравнений и аналогий: анализируя форму изображаемого предмета и характер линий штриховки, учащиеся приходят к выводу о необходимости их соответствия. Таким образом, учащиеся получают знания о новых способах действия. Данный тип задач является проблемным, так как в их структуре два обязательных компонента – условия, известные учащимся (приемы работы графическим материалом, способы выявления объема предметов с помощью штриховки прямыми линиями), неизвестное, искомое (выбор способов выполнения штриховки в зависимости от формы предметов). Это вариант учебно-творческого задания пи изучении нового материала, его закреплении и отработке навыков.

Вот пример решения проблемных практических задач контролирующего характера.

Задача: выполнить конструктивный рисунок бытового предмета (на выбор).

Предлагается три уровня сложности:

- Задание практически не содержит неизвестного, предполагает копирование готового рисунка, для выполнения которого необходимо применить изученные ранее правила и последовательность изображения. Задание репродуктивного характера.

- Учащимся предлагается нарисовать бытовой предмет, самостоятельно применив необходимые линии построения. Неизвестным является выбор способа действия – последовательность выполнения построений формы предмета, применения правил изображения. Характер задания можно определить как частично-поисковый.

- Неизвестным является конечный результат и способ действия – сконструировать и изобразить предмет, используя жизненный опыт и полученные ранее знания. Задание творческого характера.

Здесь мы видим общие для всех трех вариантов задания черты: контроль уровня овладения правилами выполнения конструктивного рисунка предмета, а также диагностика уровня развития творческих способностей.

В ходе работы, учащиеся не получают «готового» знания, но из предложенных источников, посредством анализа и обобщения информации могут сделать вывод и прийти к решению самостоятельно. Технология проблемного обучения призвана дать возможность раскрыться тому творческому потенциалу, который заложен у ребенка. 
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Задача учителя: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Проблемное – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.

Одна из важных проблем - это сохранение здоровья. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся я использую физкультминутки и релаксационные паузы, зрительную гимнастику, упражнения для снятия гиподинамии и статичности (смена позы за столом), прослушивание аудиофайлов, игры.

Во избежание усталости учащихся я чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Также я использую педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, технологию уровневой дифференциации обучения, групповую работу.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

У учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности формируются коммуникативная, информационная, общекультурная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь необходимые в жизни и в дальнейшем профессиональном становлении. В проектно-исследовательской деятельности учащимся приобретаются объективные знания в том случае, если она же при этом выражает свою характеристику - объективность. Объективность знаний закрепляется только тогда, когда они осмысливаются и превращаются в личностные ценности. Осмысливаются те знания, которые не вступают в противоречие с имеющимися уже в сознании личности ценностями.

Реализация технологий проектов и исследования на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора исследовательской деятельности своих учеников.

Роль учителя на разных этапах выполнения проекта, исследования меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или исследования, создать условия для появления идеи проекта - исследования, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации учитель из  носителя знаний превращается в  организатора деятельности по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и  информации из различных источников. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

Научить ребёнка определять цель исследования, задачи, выделять предмет и объект не представляет большого труда, но одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности происходит постепенно.

Работая над исследованиями, учащиеся не только пополняют свой багаж знаний, но и самостоятельно совершают открытия, пусть незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного роста.

Из года в год возрастает интерес у учащихся к исследовательской деятельности. Мои ученики становятся участниками и победителями республиканского, всероссийского, международного уровня.

Проектно - исследовательская деятельность интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, теоретической и практической деятельности. Она позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией.

Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например: увеличение умственной нагрузки; требование более сложной системы оценивания; увеличение объёма работы учителя; существование риска неудачного выполнения работы; повышение эмоциональной нагрузки; нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Данная деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.

Проектную деятельность осуществляю в рамках урочной и внеурочной деятельности. По моему мнению, самое ценное в проектной технологии является то, что это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие  познавательных  навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.


Часто использую на уроках изобразительного искусства игровые технологии. При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игровые моменты вводятся на различных этапах урока и помогают поддерживать мотивацию к изучению предмета.

С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.

Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".

На уроках по цветоведению применяю игру «Волшебная палитра». Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).

Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках изобразительного искусства.

Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, учащиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.

Большой познавательный интерес вызывают  игры "заочные путешествия,  приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок "Мир Русской избы". Этот урок воспитывает любовь детей к родным традициям, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту малой Родины.

Использую на уроках технологию обучения в сотрудничестве. Эта технология способствует повышению эффективности овладения предметом и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания различного характера: задания на совместную работу по проекту и другие. Кроме того, имеются большие возможности использования межпредметных связей на уроках «Изобразительное искусство».

Стремясь оптимизировать процесс обучения изобразительного искусства, активно использую новые цифровые образовательные ресурсы, в том числе информационно - коммуникационные технологии, которые повышают информационную насыщенность урока, дополняют и углубляют содержание учебников, повышают мотивацию на уроке, способствуют формированию знаний, умений, навыков.

Использую в работе комплект оборудования для организации образовательного пространства: компьютер, мультимедийное оборудование. Кроме этого к урокам готовлю презентации и игры, они используются на разных этапах урока, будь то актуализация, введение новых знаний, закрепление, повторение или контроль.

Также на уроках использую интернет-ресурсы и выхожу на различные интернет - сайты, для развития интереса к предмету и поиска дополнительной информации к урокам.


t1592747247ad.pngt1592747247ae.jpgt1592747247af.jpgt1592747247ag.png


t1592747247ah.png t1592747247ai.png t1592747247aj.pngt1592747247ak.png




Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Ресурс

Обоснование выбора ресурса

Системность использования ресурса

Методическая и практическая результативность применения ресурса

Образовательный портал Инфоурок

https://infourok.ru/

Для поиска информации по теме урока, обогащение педагогического опыта

Постоянно

В ходе изучения, применения и преобразования информационных презентаций, статей по различным темам приобретается опыт более качественной подачи материала (содержания урока), расширение и углубление знаний по предмету, методике обучения

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://открытыйурок.рф

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru/


Для поиска информации по теме урока

Постоянно

На данном ресурсе представлены качественно разработанные информационные, мультимедийные материалы, так как данный ресурс содержит материалы, соответствующие программному содержанию предмета

Электронный журнал / дневник

Сервис «Я класс» позволяет расширить кругозор обучающихся, успешно внедрять дистанционное обучение

Систематически

Учащиеся оперативно получают информацию об успеваемости, могут исправить оценки

Учащиеся не посещающие школу по состоянию здоровья успешно изучают материал программы дистанционно

Мультимедийные продукты, готовые пакетные разработки, видео, DVD, CD

Готовые электронные продукты (ЦОР, ЭОР, Просвещение)

Электронные учебники, справочники и энциклопедии по изобразительному искусству

http://school-collection.edu.ru/



позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, при формировании наглядно-образного мышление детей.

Систематическое использование

привлекает пассивных слушателей к активной деятельности; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; формирует информационную культуру у детей; активизирует познавательный интерес;

реализует личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

активизирует мыслительные процессы.

Компьютерные тесты

Облегчает работу учителя и ученика, экономит время.


Систематическое использование

Способствует развитию самостоятельного мышления, расширению кругозора, улучшению усвоения биологической терминологии, программного материала по биологии, воспитывают любознательность, находчивость, активизирует познавательную деятельность учащихся; осуществляется контрольно-оценочная деятельность.



В своей работе я использую различные формы сетевого взаимодействия с учащимися: электронный журнал, сетевые образовательные сервисы.

Активно использую на своих уроках электронные образовательные ресурсы, такие как http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. CD диски по изобразительному искусству.

t1592747247al.jpgt1592747247am.jpg

Интересными оказались материалы сайта Infourok (видеоуроки). Данный ресурс делает уроки разнообразными и интересными для учащихся. Часто данные материалы являются толчком для самостоятельной исследовательской работы учащихся.

Образовательные ресурсы Интернет я рекомендую использовать учащимися при выполнении творческих, проектных, исследовательских работ.

Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую использую при подготовке к занятиям.

Компьютер заменяет основную часть наглядных пособий и моделей.

На уроках использую компьютерные технологии при изучении нового материала (презентации для лекций), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также при контроле и коррекции знаний.
https://learningapps.org/display?v=p67s33b6519
  https://learningapps.org/display?v=ppzy2k9a519

Таким образом, активизация познавательной деятельности через использование информационно - коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства способствует повышению качества знаний и успеваемости, происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету.

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства позволяет сделать урок более интересным, наглядным, вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности. Использование инновационных форм ИКТ на уроках изобразительного искусства усиливает положительную мотивацию учащихся к обучению, активизирует познавательную активность, и повышает качество знаний. Учитель создает и использует электронные образовательные ресурсы.


Ссылки на некоторые интернет-ресурсы, используемые в работе:

Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html

Электроннная библиотека - http://www.bibliotekar.ru/index.htm

Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/

Методическая копилка - Искусство - http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75

Для учителя ИЗО - http://www.proshkolu.ru/user/kuchina70/folder/45623/

Творческое объединение учителей ИЗО - http://umbrag.blogspot.com/

Сообщество учителей ИЗО и МХК - http://2berega.spb.ru/club/izo/list/

Блог дизайнера Марины Терешковой - http://www.mtdesign.ru/



Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.