Статья на тему «Современные технологии в работе педагога»
Современные технологии в работе педагога
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями по предмету каждым учащимся, продуктивно использовать современные образовательные технологии, которые позволяют каждому ученику проявить свою индивидуальность, активность, свое творчество.
Для повышения интереса к предмету использую нетрадиционные виды уроков: урок - сказка, урок - путешествие, урок - экскурсия, урок - игра, урок - творчество, урок - творческий отчет учащихся. Разнообразные формы и методы работы (беседа, работа с учебником, дискуссии, подготовка сообщений, проектная деятельность) позволяют учащимся проявить свою индивидуальность. Различные виды деятельности, такие как составление таблиц, кроссвордов, ребусов, заполнение карточек, подготовка к выступлению докладов и сообщений развивают творческий потенциал ребенка, вовлекают в исследовательскую деятельность. Благодаря этому учитель развивает интерес к учебному предмету и тем самым помогает учащимся быстрее и лучше усваивают программный материал.
Использование различных современных педагогических технологий помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей учащихся, их уровня обученности.
Таблица
«Современные технологии в образовательном процессе»
Технология | Обоснование выбора технологии | Методическая и практическая результативность применения технологии |
Технология деятельностного метода | Формирует мышление учащихся через обучение деятельности; систему культурных ценностей, личностные качества. | - формирование мышления через обучение деятельности: умения адаптироваться определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанного построения своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватного оценивания собственной деятельности и ее результатов (рефлексия); - формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах; - формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания. |
Проблемного обучения | Технология используется с целью формирования умений самостоятельного нахождения решения, выдвижения гипотезы, аргументации, обоснования своего мнения при решении проблемной ситуации в групповой работе | В ходе реализации технологии учащиеся творчески находят знания, приобретаются навыки мыслительной деятельности, поиска информации, самостоятельного решения проблемного вопроса. Учащиеся учатся использовать знания из других предметных областей, осваивать самостоятельно предметное содержание. |
Здоровье сберегающие технологии | Снижает утомляющее воздействие урока, активизирует резервные возможности личности с помощью рациональной организации учебного процесса, средств обучения, а также коррекции психоэмоционального состояния учащихся на уроке. | Снижение утомляемости, у учащихся создается положительное эмоциональное настроение. Это способствует созданию благоприятной обстановки на уроке и вызвать положительное отношение к урокам русский языка и литературы. |
Проектные технологии | Способствуют развитию навыков творческой, поисковой, исследовательской речемыслительной деятельности; формирует устойчивый интерес и мотивацию к дальнейшему изучению предметов. Технология используется с целью формирования навыков проектной деятельности и универсальных учебных действий | Развитие воображения, фантазии, творческого мышления, способствующего благоприятному психологическому климату; умению работать в коллективе. В ходе реализации технологии учащиеся имеют возможность стать активными участниками учебно-познавательной деятельности, формируются регулятивные универсальные учебные действия (которые соотносятся с этапами проекта), развиваются умения самостоятельной проектной деятельности, создаются предпосылки для формирования исследовательской деятельности |
Игровые технологии | Даёт возможность привить учащимся интерес к предмету, создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся, снижает утомляемость. | Повышение мотивации к предмету; новый материал усваивается легче и быстрее. Игровая технология на уроках выполняет следующие функции: обучающая, воспитательная, развлекательная, коммуникативная, релаксационная, развивающая. |
Обучение в сотрудничестве | Технология используется с целью сформировать у учащихся навыков совместной деятельности, для решения общей задачи. Формирует навыки доброжелательного общения с партнерами, чувство ответственности за общий результат. Позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс. | Способствует повышению эффективности овладения знаниями и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Это технология личностно-ориентированного обучения. В ходе освоения учащимися данной технологии учащиеся приобретают навыки взаимодействия в группе с любым партнером или партнерами. Активно и ответственно работать над полученным заданием. Ощущать личную ответственность за собственные успехи и успехи группы. Эта технологию можно широко применять при создании коллективных творческих работ. |
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Технология проблемного обучения.
Одним из значимых методов, является метод проблемного обучения, применяемый мной на уроках изобразительного искусства в целях развития творческих способностей обучающихся. По Г.К.Селевко «Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами явление, закон… Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством диалога с учителем. На данных уроках учитель так же нуждается в репликах ребенка, как и ребенок в словах учителя.
Принципы метода проблемного обучения:
- связь предмета изучения с жизнью;
- принцип дифференциации при решении творческих задач;
- отбор художественного материала по различным видам искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся;
- личностная значимость изучаемого и сделанного;
- активное включение обучающихся в изучение различных сторон традиционной культуры;
- учет и рассмотрение региональных особенностей, привычных детям природного окружения, национальных и народных художественных традиций, изучение истории родного края;
- принцип единства восприятия и созидания;
- развитие художественно-образного мышления.
- творческое освоение ИКТ при решении художественных задач.
Цель проблемного обучения:
- Развитие интеллекта
- Развитие творческих способностей
- Воспитание активной личности
- Качественное усвоение знаний
Задача проблемного обучения – обеспечить условия для творческой организации учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний.
Составляющие проблемного урока
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Педагогические действия:
- создание проблемной ситуации
- побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
- побуждение к формулированию учебной проблемы
- принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы
Рассмотрим некоторые особенности данного метода на разных этапах освоения учебного материала
1. Овладение основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (обучение мастерству).
В обучении школьников изобразительной грамоте нами используется система учебно-творческих заданий, которые направлены на формирование и развитие специальных качеств, таких как: чувство линии, чувство пропорций, чувство формы и объема, чувство светотени, чувство ритма, чувство колорита. В данном случае на разных этапах освоения учебного материала и в разных возрастных группах необходимо сочетать использование как репродуктивных, так и проблемных варианты таких проблемных задач.
Примеры:
В процессе знакомства с приемами выявления объема предметов перед учащимися стоит задача: изобразить два бытовых предмета различной формы, выявить объем с помощью штриховки. Условие: использовать графический материал - карандаш. Цель: установить зависимость характера линий штриховки от формы предмета.
Педагогической целью решения данной задачи является развитие воображения, умения анализировать, наблюдать. Задача используется в качестве предварительного задания на уроке, предшествуя объяснению нового материала, не вызывая на первый взгляд затруднений. Но в процессе выполнения рисунка, учащиеся приходят к осознанию противоречия между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задачи: штриховка в виде прямых линий, изученная ранее, не передает форму круглого предмета (шара, чашки, вазы). Решение задачи происходит в процессе эвристической беседы с применением метода сравнений и аналогий: анализируя форму изображаемого предмета и характер линий штриховки, учащиеся приходят к выводу о необходимости их соответствия. Таким образом, учащиеся получают знания о новых способах действия. Данный тип задач является проблемным, так как в их структуре два обязательных компонента – условия, известные учащимся (приемы работы графическим материалом, способы выявления объема предметов с помощью штриховки прямыми линиями), неизвестное, искомое (выбор способов выполнения штриховки в зависимости от формы предметов). Это вариант учебно-творческого задания пи изучении нового материала, его закреплении и отработке навыков.
Вот пример решения проблемных практических задач контролирующего характера.
Задача: выполнить конструктивный рисунок бытового предмета (на выбор).
Предлагается три уровня сложности:
- Задание практически не содержит неизвестного, предполагает копирование готового рисунка, для выполнения которого необходимо применить изученные ранее правила и последовательность изображения. Задание репродуктивного характера.
- Учащимся предлагается нарисовать бытовой предмет, самостоятельно применив необходимые линии построения. Неизвестным является выбор способа действия – последовательность выполнения построений формы предмета, применения правил изображения. Характер задания можно определить как частично-поисковый.
- Неизвестным является конечный результат и способ действия – сконструировать и изобразить предмет, используя жизненный опыт и полученные ранее знания. Задание творческого характера.
Здесь мы видим общие для всех трех вариантов задания черты: контроль уровня овладения правилами выполнения конструктивного рисунка предмета, а также диагностика уровня развития творческих способностей.
В ходе работы, учащиеся не получают «готового» знания, но из предложенных источников, посредством анализа и обобщения информации могут сделать вывод и прийти к решению самостоятельно. Технология проблемного обучения призвана дать возможность раскрыться тому творческому потенциалу, который заложен у ребенка.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Задача учителя: создать на уроке проблемную ситуацию, направить учащихся на ее решение, организовать поиск решения, т.е. поставить ребенка в позицию субъекта своего обучения, в результате чего у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Проблемное – это процесс развивающего обучения, включение учащихся в творческую деятельность.
Одна из важных проблем - это сохранение здоровья. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни учащихся я использую физкультминутки и релаксационные паузы, зрительную гимнастику, упражнения для снятия гиподинамии и статичности (смена позы за столом), прослушивание аудиофайлов, игры.
Во избежание усталости учащихся я чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Также я использую педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, технологию уровневой дифференциации обучения, групповую работу.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.
У учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности формируются коммуникативная, информационная, общекультурная компетенции, компетенция личностного самосовершенствования столь необходимые в жизни и в дальнейшем профессиональном становлении. В проектно-исследовательской деятельности учащимся приобретаются объективные знания в том случае, если она же при этом выражает свою характеристику - объективность. Объективность знаний закрепляется только тогда, когда они осмысливаются и превращаются в личностные ценности. Осмысливаются те знания, которые не вступают в противоречие с имеющимися уже в сознании личности ценностями.
Реализация технологий проектов и исследования на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора исследовательской деятельности своих учеников.
Роль учителя на разных этапах выполнения проекта, исследования меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или исследования, создать условия для появления идеи проекта - исследования, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации учитель из носителя знаний превращается в организатора деятельности по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Научить ребёнка определять цель исследования, задачи, выделять предмет и объект не представляет большого труда, но одно из главных, базовых умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем, оценивать их вероятность. Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности происходит постепенно.
Работая над исследованиями, учащиеся не только пополняют свой багаж знаний, но и самостоятельно совершают открытия, пусть незначительные в мировом масштабе, но значимые для их личностного роста.
Из года в год возрастает интерес у учащихся к исследовательской деятельности. Мои ученики становятся участниками и победителями республиканского, всероссийского, международного уровня.
Проектно - исследовательская деятельность интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, теоретической и практической деятельности. Она позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией.
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например: увеличение умственной нагрузки; требование более сложной системы оценивания; увеличение объёма работы учителя; существование риска неудачного выполнения работы; повышение эмоциональной нагрузки; нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
Исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Данная деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда.
Проектную деятельность осуществляю в рамках урочной и внеурочной деятельности. По моему мнению, самое ценное в проектной технологии является то, что это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
|
Часто использую на уроках изобразительного искусства игровые технологии. При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Игровые моменты вводятся на различных этапах урока и помогают поддерживать мотивацию к изучению предмета.
С помощью дидактических игр "Вести с корабля", "На развилке трех дорог" я учу пятиклассников эмоциональному восприятию цвета. Цвета добра и зла, радости и уныния должны быть различными.
Прием перевоплощения применяю на разных уроках. Например, на уроке "Эти забавные животные" даю задание: "Вообрази себя кошкой, вспомни, как она двигается, мурлычет, ласкается. Проделай то же самое". "Представь себя космонавтом, который встретился с инопланетянами". "Представь себя богатырем, который попал в царство Добра или Зла. Какие сказочные герои живут там? Какие животные, птицы, насекомые обитают? Какими красками можно изобразить царство Добра и царство Зла?". Перевоплощаясь в разные образы, дети становятся "артистами" и перестают чувствовать себя скованно. Их рисунки получаются более "живыми".
На уроках по цветоведению применяю игру «Волшебная палитра». Предлагаю учащимся стать экспериментаторами и провести несколько исследований. Проводится эксперимент на смешение красок. Благодаря этой игре ученики легко смешивают и подбирают необходимые для своих рисунков цвета, учатся различать оттенки цвета. С помощью игры "Разноцветное лото" учащиеся знакомятся и запоминают название цветов, учатся распределять их по группам (основные, составные, дополнительные) и по гаммам (теплые, холодные, ахроматические), учатся распределять цвета по их градации (от светлого к темному и наоборот).
Большой популярностью пользуются у ребят дидактические игры: "Выставка картин", "Найди ошибку", "Художественный салон", "Путаница". С помощью компьютерных игр: "Тихо, идет экзамен!", "Интерактивные тесты" по видам и жанрам изобразительного искусства учащиеся обобщают знания, приобретенные на уроках изобразительного искусства.
Разгадывая кроссворды или ребусы на уроках изобразительного искусства, учащиеся закрепляют знания о живописи, графике, скульптуре, накапливают запас художественных терминов и зрительных образов, учатся любить и понимать искусство.
Большой познавательный интерес вызывают игры "заочные путешествия, приглашающие участников в увлекательное путешествие. К этому типу можно отнести урок "Мир Русской избы". Этот урок воспитывает любовь детей к родным традициям, интерес к творчеству поэтов, музыкантов и художников, которые описывают красоту малой Родины.
Использую на уроках технологию обучения в сотрудничестве. Эта технология способствует повышению эффективности овладения предметом и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания различного характера: задания на совместную работу по проекту и другие. Кроме того, имеются большие возможности использования межпредметных связей на уроках «Изобразительное искусство».
Стремясь оптимизировать процесс обучения изобразительного искусства, активно использую новые цифровые образовательные ресурсы, в том числе информационно - коммуникационные технологии, которые повышают информационную насыщенность урока, дополняют и углубляют содержание учебников, повышают мотивацию на уроке, способствуют формированию знаний, умений, навыков.
Использую в работе комплект оборудования для организации образовательного пространства: компьютер, мультимедийное оборудование. Кроме этого к урокам готовлю презентации и игры, они используются на разных этапах урока, будь то актуализация, введение новых знаний, закрепление, повторение или контроль.
Также на уроках использую интернет-ресурсы и выхожу на различные интернет - сайты, для развития интереса к предмету и поиска дополнительной информации к урокам.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Ресурс | Обоснование выбора ресурса | Системность использования ресурса | Методическая и практическая результативность применения ресурса |
Образовательный портал Инфоурок | Для поиска информации по теме урока, обогащение педагогического опыта | Постоянно | В ходе изучения, применения и преобразования информационных презентаций, статей по различным темам приобретается опыт более качественной подачи материала (содержания урока), расширение и углубление знаний по предмету, методике обучения |
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | |||
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Для поиска информации по теме урока | Постоянно | На данном ресурсе представлены качественно разработанные информационные, мультимедийные материалы, так как данный ресурс содержит материалы, соответствующие программному содержанию предмета |
Электронный журнал / дневник | Сервис «Я класс» позволяет расширить кругозор обучающихся, успешно внедрять дистанционное обучение | Систематически | Учащиеся оперативно получают информацию об успеваемости, могут исправить оценки Учащиеся не посещающие школу по состоянию здоровья успешно изучают материал программы дистанционно |
Мультимедийные продукты, готовые пакетные разработки, видео, DVD, CD Готовые электронные продукты (ЦОР, ЭОР, Просвещение) Электронные учебники, справочники и энциклопедии по изобразительному искусству http://school-collection.edu.ru/ | позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала; обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, при формировании наглядно-образного мышление детей. | Систематическое использование | привлекает пассивных слушателей к активной деятельности; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; формирует информационную культуру у детей; активизирует познавательный интерес; реализует личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; активизирует мыслительные процессы. |
Компьютерные тесты | Облегчает работу учителя и ученика, экономит время. | Систематическое использование | Способствует развитию самостоятельного мышления, расширению кругозора, улучшению усвоения биологической терминологии, программного материала по биологии, воспитывают любознательность, находчивость, активизирует познавательную деятельность учащихся; осуществляется контрольно-оценочная деятельность. |
В своей работе я использую различные формы сетевого взаимодействия с учащимися: электронный журнал, сетевые образовательные сервисы.
Активно использую на своих уроках электронные образовательные ресурсы, такие как http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. CD диски по изобразительному искусству.
Интересными оказались материалы сайта Infourok (видеоуроки). Данный ресурс делает уроки разнообразными и интересными для учащихся. Часто данные материалы являются толчком для самостоятельной исследовательской работы учащихся.
Образовательные ресурсы Интернет я рекомендую использовать учащимися при выполнении творческих, проектных, исследовательских работ.
Использование компьютера в учебном процессе способствует совершенствованию методики преподавания в большей степени. Прежде всего, компьютер значительно расширяет доступ к источникам информации, которую использую при подготовке к занятиям.
Компьютер заменяет основную часть наглядных пособий и моделей.
На уроках использую компьютерные технологии при изучении нового материала (презентации для лекций), при первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также при контроле и коррекции знаний.
https://learningapps.org/display?v=p67s33b6519 https://learningapps.org/display?v=ppzy2k9a519
Таким образом, активизация познавательной деятельности через использование информационно - коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства способствует повышению качества знаний и успеваемости, происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства позволяет сделать урок более интересным, наглядным, вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность, стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности. Использование инновационных форм ИКТ на уроках изобразительного искусства усиливает положительную мотивацию учащихся к обучению, активизирует познавательную активность, и повышает качество знаний. Учитель создает и использует электронные образовательные ресурсы.
Ссылки на некоторые интернет-ресурсы, используемые в работе:
Энциклопедия искусства - http://www.artprojekt.ru/Menu.html
Электроннная библиотека - http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Страна мастеров - http://stranamasterov.ru/
Методическая копилка - Искусство - http://vmo.omskedu.ru/modules/smartsection/category.php?categoryid=75
Для учителя ИЗО - http://www.proshkolu.ru/user/kuchina70/folder/45623/
Творческое объединение учителей ИЗО - http://umbrag.blogspot.com/
Сообщество учителей ИЗО и МХК - http://2berega.spb.ru/club/izo/list/
Блог дизайнера Марины Терешковой - http://www.mtdesign.ru/