Урок математики в 6 классе «Действия с положительными и отрицательными числами»
Действия с положительными и отрицательными числами
Презентация к уроку
PPT / 902 Кб
Урок математики в 6 классе, посвященный 75 – летию Победы в Великой Отечественной Войне
Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки при выполнении действий с положительными и отрицательными числами.
Задачи: повторить правила действий с положительными и отрицательными числами; применять правила действий с положительными и отрицательными числами при выполнении различных заданий.
Тип урока: закрепление изученных правил действий с положительными и отрицательными числами.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
- умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи.
- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности.
- осознание героического подвига народа в годы ВОВ
Коммуникативные: уметь слушать и понимать точку зрения другого, выражать свои мысли, осуществлять самоконтроль и рефлексию своей учебной деятельности, осуществлять сотрудничество с одноклассниками и учителем.
Регулятивные: решать проблемы поискового характера, использовать дополнительные средства получения информации, определять степень успешности своей работы
Предметные: владение символьным языком математики, владение навыками выполнения устных, письменных вычислений с положительными и отрицательными числами
1. Устный счет.
1. Какой путь пройдет боевая ракетная установка «Катюша» за 7 мин, если 1,8 км она проходит за 2 мин? (6,3 км)
2. Гвардейский реактивный миномет БМ-13 «Катюша» выпустил 16 снарядов, весом каждый 5кг. Четыре снаряда достигли цели. Каков процент попадания по цели? (25%)
3. Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 000 боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции? (1500) «Катюш»
- Во время какой войны использовался этот реактивный миномет?
- Назовите даты начала и окончания войны? Какую годовщину с начала ВОВ наш народ будет отмечать 9 мая 2020 года?
Эта жестокая война не обошла стороной ни одну семью, и сегодня на уроке мы будем решать задания, связанные с историей ВОВ.
2. Целеполагание
- С какими числами выполняли вычисления в устном счете? А мы учимся выполнять действия с какими числами? - Какова цель наших уроков в этой теме?
- Какие задачи должны решить для достижения этой цели?
3. Актуализация опорных знаний
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками
- Сложения отрицательных чисел
- Умножения отрицательных чисел
- Умножения чисел с разными знаками
- Деления отрицательных чисел
- Деления чисел с разными знаками
- Что ещё умеем делать (какие задания решать?) с положительными и отрицательными числами? (отмечать на координатной прямой, сравнивать, решать уравнения)
Все эти знания нам сегодня тоже пригодятся.
Во время боевых действий солдаты отвоёвывали у врага каждый метр захваченной ими земли и докладывали своим командирам о занятии ими определенной на местности высоты. Сегодня мы, решая задания, тоже будем занимать учебную высоту, двигаясь вверх по координатной прямой. Наша начальная точка – координата - 8. Отметьте её в оценочных листах. По мере выполнения заданий вы будете двигаться вверх в соответствие с набранными вами баллами.
4. Применение знаний
1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать сколько дней продолжалась война вам поможет удивительная таблица, которая в математике называется магический квадрат. Выберите из каждой строки или столбца по одному числу. Сосчитайте сумму выбранных четырех чисел и найдите его модуль, в результате вы получите ответ на вопрос.
- 413 | - 218 | - 474 | - 567 |
- 569 | - 374 | - 630 | - 979 |
- 195 | 0 | - 256 | - 349 |
- 221 | - 26 | - 282 | - 375 |
Например:
- 218 + ( - 569) + ( - 349) + ( - 282) = | - 1418| = 1418 вверх на 2 единичных отрезка
Война – это 4 года сражений.
1 418 бессонных дней и ночей
Более 27 млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту.
Если бы по каждому погибшему объявить минуту молчания, то страна молчала бы 52 года… Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек.
Страна потеряла 30% национального богатства, эта была жестокая война и страшные числа потерь!
Во время ожесточенных боёв нужно было доставить 50 тонн продовольствия из пункта А в пункт В. На дорогах колонну с грузом подстерегают опасности: вооруженные отряды фашистов, засада, некоторые участки дороги могут быть заминированы или разрушены, поэтому на любом участке могут быть потери груза, где-то 10% всего имеющегося количества, где-то 50%...
Как нужно двигаться колонне, чтобы сохранить как можно большую часть груза?
Сколько тонн груза при этом попадет в пункт назначения?
Если вы справилась быстро с заданием, то в течение урока вам предлагается решить такую задачу на военную стратегию.
2. В войну многие (секретные) сведения шифровали. Как вы думаете, для чего?
Объединитесь в группы
Представьте, что к Вам попало такое донесение. Достаньте из конвертов русский алфавит и попробуйте расшифровать слово из донесения разведки, записанное с помощью положительных и отрицательных чисел. Вряд ли Вы это сможете сделать быстро. Поэтому даю вам ключ к шифру. За начало отсчёта принята средняя буква алфавита, а остальным буквам соответствуют числа так, как на координатной прямой, т. е. вправо – с положительными координатами, влево – с отрицательными.
Кто расшифровал – записываем слово на доске
(отвага, доблесть, мужество, смелость, храбрость, героизм ) Эти качества проявляли и воины на полях сражения, и труженики тыла с одой целью – как можно скорее освободить родину от захватчиков.
вверх на 2 единичных отрезка
3. Тексты (Вожега. Краеведческий альманах)
А сейчас вы поработаете с архивными документами из краеведческого альманаха «Вожега», это даст вам возможность оценить вклад молодежи в победу над врагом.
Некоторые числа в тексте вам необходимо установить самим, решив задания с положительными и отрицательными числами.
1 группа
За время 2-го года Отечественной войны по Вожегодскому району было проведено 27 воскресников, из которых 3 проводились по всему Советскому Союзу. Всего участвовал в воскресниках 19 791 человек. Заработано и переведено средств на оборону 99 835 руб.
2 группа
По инициативе комсомольской организации в депо был проведен воскресник в конце августа 1943 г. по промывке трофейного паровоза. По плану давалось 14 часов на ремонт этого паровоза, но комсомольцы настолько серьезно взялись за работу, что закончили ремонт данного паровоза за 8 часов. Паровоз вышел из ремонта на 6 часов раньше.
3 группа
За период с 5 апреля 1942 г. по 1 октября 1943 г. в районный комитет ВЛКСМ поступило заявлений для того, чтобы пойти в ряды красной армии, 136 штук. В заявлениях пишут: «Пошлите на фронт, не откажите в просьбе...».
18 июня 1943 г.
4 группа
Находясь в Красной Армии, я отлично освоил боевое оружие и стал снайпером. Во мне ярким огнем горит ненависть к проклятым фашистам. На своем счету я имею 28 уничтоженных фашистов. За выполнение боевых заданий командования я получил нагрудный снайперский значок. Это меня воодушевляет на новые подвиги.
Снайпер – ефрейтор П. А. Виноградов. Газета «Борьба», 1943 год, № 6.
5 группа
Ученик 9 класса Соколов Павел за 3 рабочих дня заработал 10 трудодней, выполняя нормы выработки на пашне на 330 %. Пионеры Смирнов Александр, Соколов Иннокентий, Быков Николай, Антонов Анатолий каждый заготовил по 200 веников веточного корма.
26 сентября 1941 года
6 группа
В Тигинском сельском совете в воскреснике приняло участие 799 человек, в Явенгском – 447 человек, в Огибаловском – 457. В колхозах «Красное Задорожье» Новожиловского сельского совета 20 человек школьников ежедневно работает на прополке, заготовке веточного корма, поливке колхозных овощей, пастьбе скота и других работах. 26 сентября 1941 г.
вверх на 2 единичных отрезка за каждое верное число (всего 6)
4. Выполнив следующие вычисления, вы узнаете еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ.
Работа в парах
1) -11,9 + 20,4 - 40,5 (-320 Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой, до такой отметки падал столбик термометра (такими были морозы)
2) -х + 642 = - 1068 (В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков)
3) Найти расстояние на координатной прямой между точками А(- 29,7) и В(40,3) (полностью разрушено 70 тысяч сёл и деревень)
4)0,2 ·(- 1,4) : (-0,00001) (28000 разрушенных школ)
5) ( - 3)2· 47 + ( - 282) ( 141 вражеский налет на Москву)
вверх на 1 единичный отрезк за каждый верный ответ
Ответ на задачу о военной стратегии
Можно было пойти по одному из четырех путей (см. рисунки).
Самый удобный маршрут проходит по дорогам с отметками 10, 10, 30, 20, 20.
При этом останется 0,9·0,9·0,7·0,8·0,8 = 0,36288 от исходного количества продовольствия, то есть 36,288%, это составит 18,144 т.
вверх на 1 единичный отрезк за каждый верный ответ (всего 2)
- Подведение итогов.
Итак, подведем итоги нашей работы. Один мудрый человек сказал: «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.» Без математики невозможно обойтись ни в мирное время, ни во времена военных баталий. Определите, на какой высоте, в какой координате вы оказались, покоряя крепость положительных и отрицательных чисел.
7 – 9 Отлично
4 – 6 Молодец
1 – 3 Есть к чему ещё стремиться
- 8 – 0 Твои победы ещё впереди
Заключительная самооценка. Перед вами мишень, сделайте условные выстрелы, оцените свою деятельность на уроке по четырем критериям. Чем ближе к центру мишени, тем ярче выражен критерий.
- дз № 1174, 1177(б), задача для развития смекалки.
Приложения
Лист самооценки работы на уроке
ФИ ____________________________________
1) Вычислить: -11,9 + 20,4 - 40,5 2) Решить уравнение: -х + 642 = - 1068 3) Найти расстояние на координатной прямой между точками А(- 29,7) и В(40,3) 4) Вычислить: 0,2 · (- 1,4) : (-0,00001) 5) Вычислить: ( - 3)2· 47 + ( - 282) |
Шифровка
1 группа -1+3-14-16-13-16 | 2 группа -12-1-15-4-11+2+3+13 |
3 группа -3+4-9-11+2+3-14-1 | 4 группа +2-3-11-4-1+2+3+13 |
5 группа +6+1-16-15+1-1+2+3+13 | 6 группа -13-11+1-1-7-8-3 |
Архивные документы
1 группа За время 2-го года Отечественной войны по Вожегодскому району было проведено ________ воскресников, из которых _____ проводились по всему Советскому Союзу. Всего участвовал в воскресниках ___________ человек. Заработано и переведено средств на оборону 99 835 руб. 1) | - 2,9 + ( - 24,1)| 2) – 6,3 : 0,9 + 10 3) – 21,99 · ( - 900) | 2 группа По инициативе комсомольской организации в депо был проведен воскресник в конце августа _______ г. по промывке трофейного паровоза. По плану давалось ____ часов на ремонт этого паровоза, но комсомольцы настолько серьезно взялись за работу, что закончили ремонт данного паровоза за_____ часов. Паровоз вышел из ремонта на 6 часов раньше. 1) | - 857 + ( - 1086)| 2) – 7 : 0,5 + 28 3) – 0,125 · ( - 64) |
3 группа За период с 5 апреля ________ г. по 1 октября 1943 г. в районный комитет ВЛКСМ поступило заявлений для того, чтобы пойти в ряды красной армии, ______ штук. В заявлениях пишут: «Пошлите на фронт, не откажите в просьбе...». _____ июня 1943 г. 2) – 2,4 : 0,02 + 256 3) – 60 · ( - 0,3) | 4 группа Находясь в Красной Армии, я отлично освоил боевое оружие и стал снайпером. Во мне ярким огнем горит ненависть к проклятым фашистам. На своем счету я имею _______ уничтоженных фашистов. За выполнение боевых заданий командования я получил нагрудный снайперский значок. Это меня воодушевляет на новые подвиги. Снайпер – ефрейтор П. А. Виноградов. Газета «Борьба», ______ год, № ____. 1) | - 16,4 + ( - 11,6)| 2) – 1941 : ( - 3) + 1296 3) – 150 · ( - 0,04) |
5 группа Ученик 9 класса Соколов Павел за 3 рабочих дня заработал _____ трудодней, выполняя нормы выработки на пашне на ______ %. Пионеры Смирнов Александр, Соколов Иннокентий, Быков Николай, Антонов Анатолий каждый заготовил по 200 веников веточного корма. ______ сентября 1941 года 1) | - 7,3 + ( - 2,7)| 2) – 9,9 : ( - 0,03) + 0 3) – 1,3 · ( - 20) | 6 группа В Тигинском сельском совете в воскреснике приняло участие ______ человек, в Явенгском – 447 человек, в Огибаловском ______. В колхозах «Красное Задорожье» Новожиловского сельского совета _____ человек школьников ежедневно работает на прополке, заготовке веточного корма, поливке колхозных овощей, пастьбе скота и других работах. 26 сентября 1941 г. 2) – 880 : ( - 2) + 7 3) – 250 · ( - 0,08) |
Задача на смекалку для домашней работы
Когда фашисты посягнули на нашу землю…
В то время в городах, близких к фронту, приходилось делать светомаскировку. Как-то в одной из квартир, когда пришла пора затемнять окна, не нашли шторы для квадратного окна размером 120см х 120см. Под рукой ничего не оказалось, кроме прямоугольного листа фанеры, площадь которого равнялась площади окна, но размеры были не те: 90см х 160см. Сначала все растерялись, но прошло немного времени и школьник Иван, вооружившись линейкой, начал быстро расчерчивать прямоугольный лист фанеры. Он разрезал лист всего лишь на 2 части, из которых составил квадратный щит нужного размера для затемнения окна. Попробуйте и вы выполнить это.
120 х 120 | 90 х 160 |
Решение задачи
ОКНО 120 х 120 | ФАНЕРА – принцип разрезания 90 х 160 |
ФАНЕРА – принцип соединения частей 120 х 120 |