Действия с положительными и отрицательными числами


Презентация к уроку
PPT / 902 Кб

Урок математики в 6 классе, посвященный 75 – летию Победы в Великой Отечественной Войне

Цель урока: совершенствовать вычислительные навыки при выполнении действий с положительными и отрицательными числами.

Задачи: повторить правила действий с положительными и отрицательными числами; применять правила действий с положительными и отрицательными числами при выполнении различных заданий.

Тип урока: закрепление изученных правил действий с положительными и отрицательными числами.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

- умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи.

- адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности.

- осознание героического подвига народа в годы ВОВ

Коммуникативные: уметь слушать и понимать точку зрения другого, выражать свои мысли, осуществлять самоконтроль и рефлексию своей учебной деятельности, осуществлять сотрудничество с одноклассниками и учителем.

Регулятивные: решать проблемы поискового характера, использовать дополнительные средства получения информации, определять степень успешности своей работы

Предметные: владение символьным языком математики, владение навыками выполнения устных, письменных вычислений с положительными и отрицательными числами

1. Устный счет.

1. Какой путь пройдет боевая ракетная установка «Катюша» за 7 мин, если 1,8 км она проходит за 2 мин? (6,3 км)

2. Гвардейский реактивный миномет БМ-13 «Катюша» выпустил 16 снарядов, весом каждый 5кг. Четыре  снаряда достигли цели. Каков процент попадания по цели? (25%)

3. Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 000 боевых машин «Катюша». В ходе Берлинской операции было задействовано 5 % этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Берлинской операции? (1500) «Катюш»

image-20200319163043-7.png    

- Во время какой войны использовался этот реактивный миномет?

- Назовите даты начала и окончания войны? Какую годовщину с начала ВОВ наш народ будет отмечать 9 мая 2020 года?

image-20200319163257-10.png

Эта жестокая война не обошла стороной ни одну семью, и сегодня на уроке мы будем решать задания, связанные с историей ВОВ.

2. Целеполагание

- С какими числами выполняли вычисления в устном счете? А мы учимся выполнять действия с какими числами? - Какова цель наших уроков в этой теме?

- Какие задачи должны решить для достижения этой цели?

3. Актуализация опорных знаний

- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками

- Сложения отрицательных чисел

- Умножения отрицательных чисел

- Умножения чисел с разными знаками

- Деления отрицательных чисел

- Деления чисел с разными знаками

- Что ещё умеем делать (какие задания решать?) с положительными и отрицательными числами? (отмечать на координатной прямой, сравнивать, решать уравнения)

Все эти знания нам сегодня тоже пригодятся.

Во время боевых действий солдаты отвоёвывали у врага каждый метр захваченной ими земли и докладывали своим командирам о занятии ими определенной на местности высоты. Сегодня мы, решая задания, тоже будем занимать учебную высоту, двигаясь вверх по координатной прямой. Наша начальная точка – координата - 8. Отметьте её в оценочных листах. По мере выполнения заданий вы будете двигаться вверх в соответствие с набранными вами баллами.

4. Применение знаний

1. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать сколько дней продолжалась война вам поможет удивительная таблица, которая в математике называется магический квадрат. Выберите из каждой строки или столбца по одному числу. Сосчитайте сумму выбранных четырех чисел и найдите его модуль, в результате вы получите ответ на вопрос.


- 413

- 218

- 474

- 567

- 569

- 374

- 630

- 979

- 195

0

- 256

- 349

- 221

- 26

- 282

- 375

Например:

- 218 + ( - 569) + ( - 349) + ( - 282)  = | - 1418| = 1418  вверх на 2 единичных отрезка

Война – это 4 года сражений.

1 418 бессонных дней и ночей

Более 27 млн. погибших.

Это значит 22 человека на каждые 2 метра.

Это значит 13 человек в каждую минуту.

Если бы по каждому погибшему объявить минуту молчания, то страна молчала бы 52 года… Сожжено и разрушено 6 млн. зданий. Остались без крова над головой почти 25 млн. человек.

Страна потеряла 30% национального богатства, эта была жестокая  война и страшные числа потерь!


Во время ожесточенных боёв нужно было доставить 50 тонн продовольствия из пункта А в пункт В. На дорогах  колонну с грузом подстерегают опасности: вооруженные отряды фашистов, засада, некоторые участки дороги могут быть заминированы или разрушены, поэтому на любом участке могут быть потери груза, где-то 10% всего имеющегося количества, где-то 50%...

Как  нужно двигаться колонне, чтобы сохранить как можно большую часть груза?

Сколько тонн  груза при этом попадет в пункт назначения?  

image-20200319163522-15.png

Если вы справилась быстро с заданием, то в течение урока вам предлагается решить такую задачу на военную стратегию.


2. В войну многие (секретные) сведения шифровали. Как вы думаете, для чего?

Объединитесь в группы

Представьте, что к Вам попало такое донесение. Достаньте из конвертов русский алфавит и попробуйте расшифровать слово из донесения разведки, записанное с помощью положительных и отрицательных чисел. Вряд ли Вы это сможете сделать быстро. Поэтому даю вам ключ к шифру. За начало отсчёта принята средняя буква алфавита, а остальным буквам соответствуют числа так, как на координатной прямой, т. е. вправо – с положительными координатами, влево – с отрицательными.

Кто расшифровал – записываем слово на доске

 (отвага, доблесть,  мужество,  смелость,  храбрость,  героизм ) Эти качества проявляли и воины на полях сражения, и труженики тыла с одой целью – как можно скорее освободить родину от захватчиков.



вверх на 2 единичных отрезка


3. Тексты (Вожега. Краеведческий альманах)

А сейчас вы поработаете с архивными документами из краеведческого альманаха «Вожега», это даст вам возможность оценить вклад молодежи в победу над врагом.

Некоторые числа в тексте вам необходимо установить самим, решив задания с положительными и отрицательными числами.

1 группа

 За время 2-го года Отечественной войны по Вожегодскому району было проведено 27 воскресников, из которых 3 проводились по всему Советскому Союзу. Всего участвовал в воскресниках 19 791 человек. Заработано и переведено средств на оборону 99 835 руб.

2 группа

По инициативе комсомольской организации в депо был проведен воскресник в конце августа 1943 г. по промывке трофейного паровоза. По плану давалось 14 часов на ремонт этого паровоза, но комсомольцы настолько серьезно взялись за работу, что закончили ремонт данного паровоза за 8 часов. Паровоз вышел из ремонта на 6 часов раньше.

3 группа

За период с 5 апреля 1942 г. по 1 октября 1943 г. в районный комитет ВЛКСМ поступило заявлений для того, чтобы пойти в ряды красной армии, 136 штук. В заявлениях пишут: «Пошлите на фронт, не откажите в просьбе...».

18 июня 1943 г.
4 группа

Находясь в Красной Армии, я отлично освоил боевое оружие и стал снайпером. Во мне ярким огнем горит ненависть к проклятым фашистам. На своем счету я имею 28 уничтоженных фашистов.  За выполнение боевых заданий командования я получил нагрудный снайперский значок. Это меня воодушевляет на новые подвиги.
Снайпер – ефрейтор П. А. Виноградов. Газета «Борьба», 1943 год, № 6.

 5 группа

Ученик 9 класса Соколов Павел за 3 рабочих дня заработал 10 трудодней, выполняя нормы выработки на пашне на 330 %. Пионеры Смирнов Александр, Соколов Иннокентий, Быков Николай,  Антонов Анатолий каждый заготовил по 200 веников веточного корма.

26 сентября 1941 года

6 группа

В Тигинском сельском совете в воскреснике приняло участие 799 человек, в Явенгском – 447 человек, в Огибаловском – 457. В колхозах «Красное Задорожье» Новожиловского сельского совета 20 человек школьников ежедневно работает на прополке, заготовке веточного корма, поливке колхозных овощей, пастьбе скота и других работах. 26 сентября 1941 г.

вверх на 2 единичных отрезка за каждое верное число (всего 6)


4. Выполнив следующие вычисления, вы узнаете  еще о некоторых фактах и событиях времен ВОВ.

Работа в парах


1) -11,9 + 20,4 - 40,5 (-32Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой, до такой отметки падал столбик термометра (такими были морозы)

2) -х + 642 = - 1068    (В годы войны было полностью разрушено 1710 городов и посёлков)

3) Найти расстояние на координатной прямой между точками А(- 29,7) и В(40,3) (полностью разрушено 70 тысяч сёл и деревень)

4)0,2 ·(- 1,4) : (-0,00001)  (28000  разрушенных школ)

5) ( - 3)2· 47 + ( - 282)   ( 141 вражеский  налет  на Москву)


вверх на 1 единичный отрезк за каждый верный ответ


Ответ на задачу о военной стратегии

Можно было пойти по одному из четырех путей (см. рисунки).

image-20200319163551-16.pngimage-20200319163610-17.pngimage-20200319163623-18.pngimage-20200319163635-19.png

Самый удобный маршрут проходит по дорогам с отметками 10, 10, 30, 20, 20.

При этом останется   0,9·0,9·0,7·0,8·0,8 = 0,36288 от исходного количества продовольствия, то есть 36,288%, это составит 18,144 т.


вверх на 1 единичный отрезк за каждый верный ответ (всего 2)


  1. Подведение итогов.

Итак, подведем итоги нашей работы. Один мудрый человек сказал: «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым.» Без математики невозможно обойтись ни в мирное время, ни во времена военных баталий. Определите, на какой высоте, в какой координате вы оказались, покоряя крепость положительных и отрицательных чисел.

7 – 9 Отлично

4 – 6 Молодец

1 – 3 Есть к чему ещё стремиться

- 8 – 0 Твои победы ещё впереди


Заключительная самооценка. Перед вами мишень, сделайте условные выстрелы, оцените свою деятельность на уроке по четырем критериям. Чем ближе к центру мишени, тем ярче выражен критерий.


  1. дз № 1174, 1177(б), задача для развития смекалки. 

Приложения


Лист самооценки работы на уроке


ФИ ____________________________________


image-20200319162307-1.jpeg

image-20200319162328-2.jpeg




- 413

- 218

- 474

- 567

- 569

- 374

- 630

- 979

- 195

0

- 256

- 349

- 221

- 26

- 282

- 375



1) Вычислить:     -11,9 + 20,4 - 40,5

2) Решить уравнение:   -х + 642 = - 1068    

3) Найти расстояние на координатной прямой между точками А(- 29,7) и В(40,3)

4) Вычислить:     0,2 · (- 1,4) : (-0,00001) 

5) Вычислить:      ( - 3)2· 47 + ( - 282)  



Шифровка

1 группа


-1+3-14-16-13-16


2 группа


-12-1-15-4-11+2+3+13


3 группа


-3+4-9-11+2+3-14-1



4 группа


+2-3-11-4-1+2+3+13


5 группа


+6+1-16-15+1-1+2+3+13



6 группа


-13-11+1-1-7-8-3


Архивные документы

1 группа

 За время 2-го года Отечественной войны по Вожегодскому району было проведено ________ воскресников, из которых _____ проводились по всему Советскому Союзу. Всего участвовал в воскресниках ___________ человек. Заработано и переведено средств на оборону 99 835 руб.

1) | - 2,9 + ( -  24,1)|

2) – 6,3 : 0,9 + 10

3) – 21,99 · ( - 900)


2 группа

По инициативе комсомольской организации в депо был проведен воскресник в конце августа _______ г. по промывке трофейного паровоза. По плану давалось ____ часов на ремонт этого паровоза, но комсомольцы настолько серьезно взялись за работу, что закончили ремонт данного паровоза за_____ часов. Паровоз вышел из ремонта на 6 часов раньше.

1) | - 857 + ( -  1086)|

2) – 7 : 0,5 + 28

3) – 0,125 · ( - 64)



3 группа

За период с 5 апреля ________ г. по 1 октября 1943 г. в районный комитет ВЛКСМ поступило заявлений для того, чтобы пойти в ряды красной армии, ______ штук. В заявлениях пишут: «Пошлите на фронт, не откажите в просьбе...».  _____ июня 1943 г.
1) | - 997 + ( -  945)|

2) – 2,4 : 0,02 + 256

3) – 60 · ( - 0,3)




4 группа

Находясь в Красной Армии, я отлично освоил боевое оружие и стал снайпером. Во мне ярким огнем горит ненависть к проклятым фашистам. На своем счету я имею _______ уничтоженных фашистов.  За выполнение боевых заданий командования я получил нагрудный снайперский значок. Это меня воодушевляет на новые подвиги. Снайпер – ефрейтор П. А. Виноградов. Газета «Борьба», ______ год, № ____.

1) | - 16,4 + ( -  11,6)|

2) – 1941 : ( - 3) + 1296

3) – 150 · ( - 0,04)


 

5 группа

Ученик 9 класса Соколов Павел за 3 рабочих дня заработал _____ трудодней, выполняя нормы выработки на пашне на ______ %. Пионеры Смирнов Александр, Соколов Иннокентий, Быков Николай,  Антонов Анатолий каждый заготовил по 200 веников веточного корма. ______ сентября 1941 года

1) | - 7,3 + ( -  2,7)|

2) – 9,9 : ( - 0,03) + 0

3) – 1,3 · ( - 20)



6 группа

В Тигинском сельском совете в воскреснике приняло участие ______ человек, в Явенгском – 447 человек, в Огибаловском ______. В колхозах «Красное Задорожье» Новожиловского сельского совета _____ человек школьников ежедневно работает на прополке, заготовке веточного корма, поливке колхозных овощей, пастьбе скота и других работах. 26 сентября 1941 г.
1) | - 257,13 + ( -  541,87)|

2) – 880 : ( - 2) + 7

3) – 250 · ( - 0,08)



Задача на смекалку для домашней работы

Когда фашисты посягнули на нашу землю…

В то время в городах, близких к фронту, приходилось делать светомаскировку. Как-то в одной из квартир, когда пришла пора затемнять окна, не нашли шторы для квадратного окна размером 120см х 120см. Под рукой ничего не оказалось, кроме прямоугольного листа фанеры, площадь которого равнялась площади окна, но размеры были не те: 90см х 160см.  Сначала все растерялись, но прошло немного времени и школьник Иван, вооружившись линейкой, начал быстро расчерчивать прямоугольный лист фанеры.  Он разрезал лист всего лишь на 2 части, из которых составил квадратный щит нужного размера для затемнения окна. Попробуйте и вы выполнить это.

































































































 
















































    

120 х 120



















































































































































90 х 160


Решение задачи


ОКНО

120 х 120



ФАНЕРА – принцип разрезания


90 х 160


ФАНЕРА – принцип соединения частей



120 х 120




Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации