занятие «Дерево смыслов»
(блок «Лабиринт смыслов» серии занятий Программы развития эмоционально-волевой сферы «Лабиринт»)
Автор:
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Программа развития эмоционально-волевой сферы «Лабиринт» направлена на поддержание личностного развития ребенка, и способствует развитию самоинтереса, формированию позитивного Я-образа, расширяет и обогащает эмоционально-драматический опыт, актуализирует различные эмоциональные состояния.
В основу программы положена легенда о Средневековом лабиринте, пройдя через который, каждый подросток сможет ответить на волнующие его вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Где Я?», «Куда Я иду?».
Возраст участников: 13+
Продолжительность каждого занятия программы: 60 минут.
Содержание программы.
Программа состоит из трех обучающих блоков (лабиринтов).
1-й – «Лабиринт самосознания».
Цель блока: расширение представлений о собственной личности, развитие самосознания, раскрытие собственных ресурсов.
2-й – «Лабиринт эмоций».
Цель блока: развитие эмоциональной гибкости, расширение представлений о своих собственных чувствах и эмоциях, развитие умения контроля и эмоционального отражения воздействия объективной реальности.
3-й – «Лабиринт смыслов».
Цель блока: развития умения формирования жизненно важных задач и смыслов, обучение механизму перспективного мышления.
Занятие:
Данное занятие позволит участнику почувствовать себя интересным, нужным, значимым. Позволит понять значимость собственного мнения, что положительно влияет на укрепление эмоционального ресурса.
Необходимые материалы: сухая ветвь дерева с множеством веточек, стикеры зеленого цвета (допускается использование разноцветных стикеров), ножницы, фломастеры, нитки (для закрепления листьев к веточкам).
Ведущий: Каждый из нас на своем жизненном пути ставит перед собой различные цели. Но кроме целей, у каждого из нас должно быть сформировано понимание того, зачем мы идем к этой цели. Понимание смысла и значимости достижения конкретной цели. И у каждого из нас свой смысл. Важно не только понимать этот смысл, но и беречь его, так как с его утратой, мы становимся уязвимыми. Перед нами сухое дерево (демонстрация ветви), и нам предстоит оживить его.
Описание задания:
Ведущий просит участников занятия, используя ножницы вырезать из стикеров листочки, и написать на них свои жизненные смыслы, а затем прикрепить их к любой веточке дерева. Каждый участник должен использовать не менее 10 стикеров.
Примечание: дерево должно быть устойчивым. Для этого можно использовать любые вспомогательные материалы.
Когда все смыслы развешаны на дерево, ведущий предлагает участникам определить место для дерева (переместить его по усмотрению участников), и провести обсуждение:
Какие листочки вы разместили на Дереве смыслов?
Для чего нам нужно понимать эти смыслы?
К чему приводит утрата смыслов?
После обсуждения вопросов.
Ведущий: мы вместе прошли третий лабиринт, и теперь можем ответить на важный для каждого из нас вопрос: «Куда Я иду?». Вспомните все свои ощущения, которые наполняли вас в тот момент, когда вы заполняли свои листочки. Что вы чувствовали, когда крепили их к дереву. И что для вас значит то дерево, которое возникло перед нами (демонстрация дерева с листочками). Какими смыслами вы наполнили свои листочки.
В завершении нашего путешествия хочу спросить вас, что вы чувствуете? Что бы вы сделали для себя, своих близких, и для мира?
Все участники высказываются в свободном порядке. После высказываний участниками совершается ритуал прощания и завершения занятия.
Вспомогательная литература:
Волков Б. С. Психология развития подростка. – СПБ.: Питер, 2005.
Дольто Ф. На стороне подростка. – Екатеринбург, 2004.
Ньюкомб Н. Психология развития ребенка. – СПБ.: Питер, 2005.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000.
Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М.: Просвещение, 2002.