Тренинговое занятие развития социальной адаптивности «Деревья» (8–11 классы)
Тренинговое занятие развития социальной адаптивности
«Деревья»
Автор программы
Даниэль Мухабович Капов
педагог-психолог УВО
ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»
Санкт-Петербург, 2018 г.
© 2018 г. Авторские права защищены!
Особенность занятия:
Данная форма занятия представляет собой интерактивный медитативно-визуальный тренинг, ориентированный на группу детей старшего школьного возраста (возможна адаптация для педагогов).
Предлагаемым материалом могут пользоваться школьные психологи, при соответствующей подготовке- классные руководители, вожатые в детском лагере (но только на старшем возрасте).
Ключевые понятия:
Социальная адаптивность- процесс активного приспособления индивида к усовиям окружающей действительности, вид взаимодействия личности со средой.
Социальная адаптивность рассматривается как особое состояние, поддерживающее функции и свойства организма, в условиях конкретной окружающей среды.
Адаптивность базируется на таких свойствах личности, как:
Гибкость;
Субъективность;
Амбивалентность;
Отражаемость;
Перенос.
По ходу занятия, основной акцент направлен на развитие:
Гибкости- особое восприятие окружающего мира, с возможностью поиска более глубоких взаимосвязей между событиями;
Субъективности- способность разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.
Отражаемости- возможность одних (различных по глубине) эмоциональных состояний возбуждать другие.
Переносе- возможность переживать и осознавать стимульные эмоции по отношению к предметам, связанным с этим стимулом.
Цель: развитие социальной адаптивности подростка через интерактивное взаимодействие.
Задачи:
Обучение осознанию социальной адаптивности;
Расширение представлений о личностно значимых качествах;
Эмоциональная разгрузка.
Стимульный и вспомогательный материал:
Аудиовоспроизводящая аппаратура;
Сухие ветви разных размеров ;
Яркие ленты;
Приветствуется наличие бескаркасных кресел, или другой удобной мебели (не желательно использование стульев, можно использовать ковры, на которых можно лежать);
Обязательно звуковое сопровождение (приветствуется стилизованная подборка из серии «Звуки леса», «Природа планеты», и т.д. нежелательно использование уже имеющихся в сети- интернет миксов, так как очень важна динамика воспроизводящейся музыки: плавная, расслабляющая, ненавязчивая,без резких всплесков и переходов).
Занятие состоит из 3-х основных частей:
Погружение - вход, создание общей картины мира;
Визуализация – основной интенсив занятия, проективный тренинг;
Отражение - выход, завершение занятия.
Продолжительность занятия- от 1 часа (но не более 2-х часов).
Основные правила, необходимые для полноценного понимания занятия:
Участие каждого;
Не критичность восприятия;
Осознанность момента «Здесь и Сейчас»;
Обсуждение занятия заканчивается в данном пространстве.
Адаптация пространства:
Все рабочее пространство стилизованно оформляется ведущим лично, т.к он должен знать какие элементы присутствуют и их функционально-смысловую нагрузку. Помещение хорошо проветривается, в нем должна быть оптимальная температура, при которой комфортно находиться длительное время. Освещение слегка приглушено, звучит фоновая музыка (лично подобранная ведущим, так как по ходу занятия, он может разложить динамику основной части, исходя из частоты и глубины музыкальных переходов), имеющаяся мебель (шкафы, столы), если нет возможности ее вынести- драпируется тканью соответствующих цветов, с целью сглаживании пространства, и создания искусственной глубины.
По всему рабочему пространству разложены сухие ветки, самые массивные- ближе к центровой части, более мелкие по основному периметру пространства.
Участники занятия входят в уже готовое пространство.
Ход занятия:
Часть 1: «Погружение»
Для начала, необходимо создать единое эмоциональное состояние, и подготовить участников к самому тренингу.
Ведущий: Я рад приветствовать вас в этом необычном месте. Почему оно необычное? Потому что, именно отсюда начнется наше путешествие. Самая важная часть любого путешествие- готовность к нему. Готовность идти по неизведанному пути, познавая и открывая что-то новое. Новое в себе, других, мире вокруг.
Сейчас мы с вами становимся в круг, закрываем глаза, и пробуем почувствовать самих себя. Делаем медленный глубокий вдох… держим воздух в себе… медленно выдыхаем.
Хорошо. Теперь, на вдохе, мы тянемся руками к верху, становимся на носочки, а на выдохе -опускаемся.
Итак, глубокий вдох (тянемся к верху)…. Держим вдох… Медленно выдыхаем. (опускаемся в исходную позицию).
Данная техника дыхания повторяется три раза.
Важно: вдох совершается через нос, выдох- через рот.
Открываем глаза. Сейчас вы можете видеть, что вокруг вас лежат разные ветки. Пройдитесь по нашему пространству, и выберите себе любую понравившуюся. Как только вы будите готовы отправится в путешествие, вы выбираете себе любое место, и садитесь максимально комфортно, так, что бы вам ничего не мешало и не отвлекало.
(участники занятия перемещаются по помещению, выбирают себе ветки,
(переход на Визуализацию)
Часть 2: «Визуализация»
(работа с гибкостью, субъективностью, отражаемостью )
Вы выбрали для себя место, которое кажется вам наиболее комфортным.
Если вы хотите, то лечь, но так, что бы вам было максимально удобно. Почувствуйте свои руки, ноги, тело, шею.
И наше путешествие начинается! Сейчас у каждого из вас в руках ветки. Посмотрите на них. Попробуйте представить, каким было дерево, ветку которого вы сейчас держите. Где оно росло, на сколько высоким оно было. Мы отправиться в путешествие, в котором каждый из нас, найдет что-то важное для себя. Каким бы сложным не было наше путешествие, попробуйте довериться своим ощущениям, и не открывать глаза до его окончания.
Закрывайте глаза. Сделайте глубокий вдох…. Медленно выдыхайте. Старайтесь дышать равномерно. Расслабьтесь. Почувствуйте себя. Вас ничто не тревожит. Вы слышите только мой голос. Попробуйте представить то, о чем я буду вам рассказывать.
(слегка усиливается аудио сопровождение)
Вы- дерево! (пауза)
Какое вы дерево?….быть может вы- тонкое, высокое….а быть может старое, с массивными ветками…. Или только пробивающийся росток. (пауза)
Как вы ощущаете себя? Что чувствуете? Посмотрите вокруг, какой мир вас окружает? Запомните свои ощущения. (пауза).
Где вы находитесь? (пауза)
Быть может, вы растете в сердце густого, дикого леса… или вы одиноко стоите на окраине города… или вы- часть пустынного оазиса… А может вы в саду? (пауза)
Что находится вокруг вас? Растут ли рядом с вами другие деревья? Какие они? … растет ли рядом с вами трава?... лежат ли рядом с вами камни? Что вы чувствуете? (пауза).
Вдохните полной грудью и почувствуйте ваши ветви!.
Как вы себя ощущаете? Комфортно ли вам? Куда направлены ваши ветви? Они тянутся к солнцу…или придавая вам объем направлены во все стороны… или они устремлены к низу, к земле … (пауза).
Почувствуйте каждую вашу ветвь… попробуйте обнять себя своими ветвями, … прикоснитесь к своему стволу…. Что вы чувствуете в этот момент? Чувствуете ли вы вашу кору? Какая она? Гладкая, …. Грубая и глубокая…. Слегка шершавая…что вы ощущаете, прикасаясь к своей коре? Посмотрите на нее, какого она цвета? (пауза).
Сделайте глубокий вдох.... расправьте ваши ветви…. Медленно выдыхая расслабьте их. (пауза).
Прислушайтесь к тишине…. Звучат ли в ней голоса птиц…. Стрекот насекомых… а может, вы слышите звуки, которые раньше не слышать… (пауза)
Как вы чувствуете себя? Насколько вам легко дышать? Насколько вам комфортно? (пауза).
Делая глубокий вдох, потянитесь вверх. Посмотрите на небеса. Что меняется в ваших ощущениях? (пауза).
На медленном выдохе, оглянитесь. (пауза).
Какое небо над вами? (пауза)
Есть ли на нем облака? (пауза)
Светит ли солнце? (пауза)
Насколько оно чистое? (пауза). А быть может оно темное… затянутое тяжелыми дождевыми тучами? (пауза).
Запомните каждое свое ощущение. (пауза)
После того, как я досчитаю до одного, вы можете открыть глаза.
5! Вы- дерево. по шею в воде. Вокруг вас мир, такой, каким видите его вы. (пауза).
4! Вокруг вас нет ничего беспокоящего. Вы абсолютно расслаблены. (пауза).
3! Легкий ветерок скользит между ваших ветвей. Светит солнце. (пауза).
2! Вы чувствуете свой ствол… кору… ветви… вас согревают лучи солнца. Вы делаете глубокий вдох…. Медленный выдох… (пауза). оглянитесь, взгляните на тот мир, который вас окружает, … что вы чувствуете?
1! Открываем глаза!
Ведущий дает возможность участникам пару минут, с целью выхода из состояния визуализации, и просит рассказать о том, что получилось представить, отвечая на вопросы ведущего.
Расскажите, получилось ли у вас представить описываемую мной картину? Каким деревом вы стали? Каким был окружающий вас мир? Что вы видели, слышали, ощущали? Что менялось в ваших ощущениях, когда вы смотрели на мир с того места, где вы растли?
И ответьте на самые главные вопросы:
Было ли вам комфортно в состоянии дерева?
Где именно росло ваше дерево, и что его окружало?
Чего вам не хватало?
(далее участники, по желанию описывают картины представленного, с ответами на ключевые вопросы).
Интерпретация: понимая основную часть интерпретации, ведущий развивает ее глубже, акцентируя внимание на обратные реакции участников занятия. Краткая интерпретация приведена в дополнительной информации.
(после того, как закончится интерпретация, идет переход к финальной части занятия).
Наше путешествие почти завершилось. Нам осталось лишь создать наше собственное дерево.
Часть 3: «Отражение»
(работа с субъективностью, адаптивностью, переносом)
У вас в руках есть ветки, и сейчас мы будем создавать свое, единственное в своем роде дерево.
Все вместе, вы, объединяя ваши ветки, создаете единое дерево. Связать ветки между собой можно цветными лентами (ведущий обозначает место, где находятся ленты).
Но есть одно условие: пока вы создаете ваше дерево, вы не должно разговаривать. Вложите в процесс создания дерева максимум своих ощущений. Слова и разговоры вам только помешают. Как только вы поймете, что дерево готово, вы оставляете его в центре, и становитесь в круг.
Участники выполняют задание.
(как только последний участник становится в круг, ведущий завершает занятие)
Мы с вами снова вернулись в круг, с которого и начиналось наше путешествие. Для полного завершения нашего занятия, нам надо поставить точку, и для этого, я прошу вас стать таким образом, что бы одна рука, открытой ладошкой к верху была в круге, а вторая рука, точно так же, вне круга. Мы , сделав глубокий вдох, после того как я досчитаю до трех, делаем выдох, но не просто выдох, а таким образом, что выдыхая, мы совершаем хлопок в центр круга, и возвращаемся в исходную позицию. Во время хлопка, мы с вами будем кричать разные слова, и ведущий просит участников назвать любое слово.
К примеру, кто-то из участников предложил слово «Лес».
Ведущий: отлично, наше первое слово – лес. Итак, мы делаем вдох, и на счет три, одновременно делаем выдох, кричим слово «Лес» и хлопаем в ладоши.
Готовы? Вдох…один, два, три… «Лес!»
Далее ведущий просит назвать еще одно слово, и действие повторяется уже с другим словом.
(данное действие повторяется трижды, после третьего раза ведущий завершает )
На этом, наше путешествие завершилось. Я благодарю каждого из вас, и надеюсь, что вы смогли найти что-то важное и нужное для себя.
(если у участников возникают вопросы по занятию, ведущий отвечает на них индивидуально).
Информация для ведущего:
Краткая интерпретация
Лес не может существовать без деревьев. Каждое дерево- это малая часть одного большого леса. Все деревья уникальны, и вместе они создают уникальные мир.
Люди, они как деревья, они такие же уникальные, такие же особенные, и точно так же являются частью своего мира.
Дерево- это мы сами.
Чем массивнее, крупнее, ветвистее дерево, тем увереннее мы сами в себе, тем прочнее наше самовосприятие. Направление ветвей символизирует нашу социальную ориентацию, либо на окружающий нас мир, на людей, события, действия, либо же на себя, () случае если ветви направлены к земле.
Окружение- наше собственное отношение к миру вокруг, чем больше вокруг деревьев, травы, камней, тем более социально адаптированы, и комфортно чувствуем себя в тех условиях, в которых находимся в конкретный момент времени, чем дальше мы от леса, чем отстраненнее наше личное дерево, тем сложнее нам находиться в окружающей реальности, сложнее взаимодействовать.
Небеса над деревом- отражение основных эмоциональных состояний, чем чище и ярче неб, тем глубже, гибче, многограннее эмоциональная сфера личности.
Ощущения, возникающие в момент, когда участники видят себя деревом, чувствуют свою кору, ветви- субъективное самовосприятие, которое символизирует уровень отношения к самому себя. Уровень принятия себя таковым, кокой есть.
Каждое дерево особенное, по-своему уникальное, и без него, лес теряет свою индивидуальность. Важно понимать свою значимость не только в рамках событий окружающего мира, но и для самого себя!
Рекомендуемая литература:
Асмолов А. Г. "Психология личности". М.: Смысл, 2001 г.,
Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПБ: Питер, 2001 г.;
Дженнингс С., Минде А. "Сны, маски и образы". Практикум по арт-терапии. М.: "Академия" 2003.
Майер Линда. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ростов н\Дону.: Феникс, 2003 г.,
Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М: “Флинта”, -2001;
Никитина В. Б., Василенко Т. Д., Психодиагностика в системе социальной работы, М: АСТ, 2004 г.;
Ньюкомб Нора. Развитие личности ребенка. Ростов п\Дону: Феникс, 2003 г.;
Стратилат Карина
Daniel Mukhabovich Kapov