Деятельность киевского князя Олега в литературных и исторических источниках
ОТКРЫТЫЙ УРОК (ИСТОРИЯ - ЛИТЕРАТУРА)
Форма урока: интегрированный урок история – литература.
Тема: Деятельность киевского князя Олега в литературных и исторических источниках.
Цель: Сформировать представление о князе Олеге, как правителе.
Задачи:
1. Вспомнить классификацию исторических источников (актуализировать знания учащихся об основных видах исторических источников), назвать фамилии и имена наиболее известных летописцев, писателей изучаемого времени, историков, занимающихся изучением данного периода;
2. Формировать умение работы в группах, умение извлекать информацию из документальных и литературных источников;
3. Формировать умение обобщать и делать выводы.
Форма урока: интегрированный урок история – литература.
Этапы урока:
1. Подготовительный (формулировка темы, целей и задач), форма работы – фронтальная ученик – учитель.
2. Актуализация знаний. Форма работы – индивидуальная, фронтальная.
3. Формирование новых знаний и умений. Форма работы – групповая.
4. Заключительный – подведение итогов (что узнали, д/з, оценки за урок).
Необходимые материалы:
1. На доске: тема, цель, таблица (как карт №2).
2. Индивидуальные карточки с заданиями 2 этапа.
3. Синие карточки «Карамзин» - история России, желтые карточки «Нестор» - «Повесть временных лет», Красные «Илларион» - «Слово о законе и благодати».
Планшеты с названиями произведений.
4. Таблица на доске из 3 этапа.
5. 3 списка вопросов для каждой группы.
ХОД УРОКА:
– 2мин. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Давайте посмотрим на доску: тема нашего урока «Деятельность киевского князя Олега в литературных и исторических источниках». Мы сегодня должны узнать, о том, как прославился первый киевский князь Олег, но я не стану вам об этом рассказывать, вы сможете это сделать сами, я буду только помогать. И мы сегодня будем работать не только с историческими документами, но и литературным произведением А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Поэтому это не просто урок истории, но и урок литературы.
– 7-10 мин.Теперь давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Объяснение задания 1. У вас на партах есть листочки вот с такой таблицей (показать образец листочка и таблицы на доске), мы уже составляли похожую.
Задание 1.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
? | ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ | ? |
Сказки | ? ? ? | Орудия труда |
былины | Оружие | |
Пословицы/поговорки | Монеты | |
Песни/танцы | утварь |
Ответы: 1 – фольклорные; 2 – летописи, литерат. произведения, документы, законы; 3 – археологические.
Но теперь вместо знакомых вам терминов там стоят ???. Подпишите лист своей фамилией, а теперь каждый должен самостоятельно заполнить свою карточку и вместо ??? поставить нужные термины, вы их учили дома. Первые 7 человек получат лучшую карточку победителей - красную, вторые – желтую, третьи – синюю. Приступайте, а я посмотрю, кто лучше всех помнит последний урок. (Дети заполняют карточки, первые 7 человек получают красную карточку со словом «Илларион», вторые – «Нестор», третьи «Карамзин» и отдают заполненные таблицы учителю). Хорошо, молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу? (Таблица заполняется вместе с классом на доске).
– 23 - мин. Объяснение задания 2. Итак, вспомнили, что такое исторические источники? Ну что же теперь давайте перейдем к следующей работе. Выполняя это задание, вы получали карточки, и, наверное, уже заметили, что на них написаны уже известные вам имена и фамилии. Теперь я вам даю новое задание. Посмотрите, у меня 3 планшета с названиями произведений, а у вас авторы этих произведений. Я расставляю их на разные столы, а вы должны перейти и сесть за тот стол, где находится произведение вашего автора. Какое произведение написал ваш автор? (Зачитать произведения, помочь детям определиться, усадить на новые места). Итак, вспомнили? Кто же написал «Слово о законе и благодати»? (Илларион), кто «Повесть временных лет» (Нестор), кто «Историю России с древнейших времен» (Карамзин).
Отлично, теперь у вас получилось 3 группы: (на другой стороне планшета написаны названия групп, учитель переворачивает планшеты и показывает, как будут называться группы: 1 – писатели; 2 – летописцы; 3 – историки). А теперь каждая группа получит свой исторический источник – историки – т.к. они историки – текст из книги Карамзина; летописцы – текст из «Повести временных лет», а вот писатели… (я обещала вам на только урок истории, но и урок литературы), поэтому писатели получат отрывок из произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». И вот по этим источникам вы должны к концу урока узнать, чем же прославился первый князь Олег?
Перед вами список вопросов и текст, вы должны прочитать текст и вопросы и найти ответы, а потом мы заполним вот эту таблицу на доске и сравним какая группа больше всего и быстрее расскажет об Олеге и правильно найдет ответы на вопросы. Приступаем. (Учитель помогает группам, контролирует чтобы дети записали ответы в тетрадь по ходу работы).
Список вопросов: группа «писатели» по тексту «Песнь о вещем Олеге».
Найдите в тексте и перечислите противников Киевской Руси? С кем воевала Русь?
Что означает фраза в тексте «Твой щит на вратах Цареграда»?
Как вы думаете, для каких целей Олег устраивал походы на Византию?
Список вопросов: группа «летописцы» по тексту «Повесть временных лет».
Представители каких племен приняли участие в походе Олега на Киев? Какие выводы из этого следуют?
Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства?
Список вопросов: группа «историки» по тексту из «История России с древнейших времен».
Зачем Олегу нужен был второй поход на Византию?
Что Олег получил для Руси от походов на Византию?
О чем вам говорит фраза из текста: «Все народы подвластные ему: Новгородцы, Финские жители Белоозера, Ростовская Меря, Кривичи, Северяне, Поляне Киевские, Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы соединились с Варягами под его знаменами»?
Объяснение задания 3.
(Вместе класс заполняет таблицу «Деятельность князя Олега»).
Внешняя политика | Внутренняя политика |
Цель: 1.торговые связи с богатой Византией. 2. Защита от врагов. Пути достижения: 907 г. поход на Царьград. 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. Результат: Разгромил Хазарский каганат. | Цель: расширение власти на все восточные племена. Пути достижения: захват славянских племен, строительство городов и сбор денег с захваченных племен. Результат: Захватил и сделал столицей Киев, присоединил варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей. |
Давайте подведем итог значения деятельности Олега. Что дает исторические источники и литературные источники для изучения истории? В чем отличие исторических источников от литературных произведений (Литературные источники: менее достоверны, содержат минимум фактов, в основе лит. произведения может лежать легенда, более образное по содержанию, т.е. текст художественный, а в историческом источнике – язык научный, если останется время – уделить внимание описанию Олега в «Песни о Вещем Олеге», обратить внимание на его характеристику автором: могучий, вещий, бесстрашный, храбрый и т.д.)
4. – 5 мин. Итак, что мы узнали на уроке? (учитель спрашивает у детей и помогает им с ответом, но вывод дети должны сделать сами) сегодня на уроке мы познакомились с таким документальным историческим источником, как летопись. Поработали с произведением Карамзина «История с древнейших времен», и использовали литературное произведение «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина как исторический источник. Мы с вами узнали, кто такой князь Олег и каково значение его деятельности для развития Древнерусского государства. Оценки отвечающим, прокомментировать. Отметить деятельность каждой группы в отдельности.
Домашнее задание: §4, стр.29-31, составить 2таблицы как на уроке по деятельности князи Игоря и княгини Ольги, в которых необходимо отразить цели, пути достижения и результаты их деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ. В количестве 26 штук.
Фамилия/Имя_____________________
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
? | ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ | ? |
Сказки | ? ? ? | Орудия труда |
былины | Оружие | |
Пословицы/поговорки | Монеты | |
Песни/танцы | утварь |
Фамилия/Имя_____________________
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
? | ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ | ? |
Сказки | ? ? ? | Орудия труда |
былины | Оружие | |
Пословицы/поговорки | Монеты | |
Песни/танцы | утварь |
Фамилия/Имя_____________________
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
? | ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ | ? |
Сказки | ? ? ? | Орудия труда |
былины | Оружие | |
Пословицы/поговорки | Монеты | |
Песни/танцы | утварь |
Список вопросов: группа «писатели» по тексту «Песнь о вещем Олеге».
Найдите в тексте и перечислите противников Киевской Руси? С кем воевала Русь?
Что означает фраза в тексте «Твой щит на вратах Цареграда»?
Как вы думаете, для каких целей Олег устраивал походы на Византию?
______________________________________________
Список вопросов: группа «летописцы» по тексту «Повесть временных лет».
Представители каких племен племен приняли участие в походе Олега на Киев? Какие выводы из этого следуют?
Как вы думаете, почему Олег объявил Киев столицей Древнерусского государства?
______________________________________________
Список вопросов: группа «историки» по тексту из «История России с древнейших времен».
Зачем Олегу нужен был второй поход на Византию?
Что Олег получил для Руси от походов на Византию?
О чем вам говорит фраза из текста: «Все народы подвластные ему: Новгородцы, Финские жители Белоозера, Ростовская Меря, Кривичи, Северяне, Поляне Киевские, Радимичи, Дулебы, Хорваты и Тивирцы соединились с Варягами под его знаменами»?
Нестор |
Повесть временных лет |
Карамзин |
История России с древнейших времен |
Илларион |
Слово о законе и благодати |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Нестор | Илла-рион |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |
Карам-зин |