12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина89
3

Деятельность учителя-логопеда, направленная на принятие родителями речевого дефекта ребенка с ОВЗ

ГБОУ «Школа – интернат №4 г. о. Самара»





Деятельность учителя-логопеда, направленная на принятие родителями речевого дефекта ребенка с ОВЗ

t1658907880aa.png











Автор: учитель-логопед Фунтикова И. В.











Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. И именно семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами развития. Несмотря на это, зачастую от специалистов, которые работают с ребенком, мы слышим, что родители и семья в целом не выполняет рекомендаций, не принимает активного участия в коррекционной работе. Сама по себе, такая пассивная позиция вызывает непонимание и заставляет задуматься о том, почему это происходит, и как включить родителей в коррекционный процесс. Именно эти вопросы «почему и как» явились причиной разработки данной темы.

Следует отметить, что заинтересовавшись этой проблемой, выяснилось, что литературы, посвященной данной тематике немного. Данная работа основывается на нескольких источниках.

Сначала следует обозначить цель работы логопеда с родителями. Конечно же, это привлечение их к совместному выполнению логопедических задач, чтобы организованный коррекционный процесс был максимально эффективным. Но чтобы это взаимодействие начало осуществляться, такая же цель должна появиться и у родителей, а зачастую они не осознают дефекта, или не принимают его, а соответственно и не имеют цели. Чтобы помочь семье и начать двигаться по пути, направленному на коррекционную помощь своему ребенку, необходимо понять на какой стадии осознания дефекта, находится родитель.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется особый ребенок: шок, неадекватное отношение к дефекту, частичное осознание и адаптация к дефекту. Рассмотрим каждую стадию и возможную помощь учителя-логопеда подробнее.

1-я стадия характеризуется шоком (особенно, если дефект сложный, сочетанный). Родители растеряны, беспомощны. У некоторых из них возникает чувство собственной неполноценности. В этой фазе педагог должен быть внимателен, отзывчив и главная наша помощь заключается в умении слушать. Здесь нужно дать родителю выговориться. При возможности посоветовать обратиться к психологу, организовать общение с родителями, имеющими ребенка с подобными проблемами.

2-я стадия  – “неадекватное” отношение к дефекту ребенка, характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией. Это те родители, которые попадают к нам после диагностики у большого количества специалистов, и чаще всего не выполняющие их рекомендации и не согласные с полученными результатами. Чем может помочь на этой стадии логопед? Во-первых, обобщить заключения, поставленные ребенку. Во-вторых, направить на беседу с родителями прошедшими этот этап осознания и принятия.

3-я стадия - “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождается чувством “хронической печали”, депрессивным состоянием, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии. На этом этапе логопед может поддержать семью, формируя у родителей адекватное представление о потенциальных возможностях ребенка, говоря о прогнозе с учетом включения семьи в коррекционно-логопедический процесс. На этой стадии принятия дефекта формы работы логопеда немного расширяются – становится возможным проведение семинаров и индивидуальных консультаций с целью повышения родительской компетентности при обучении детей.

4-я стадия является началом социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям.

Поскольку на этой стадии у родителей уже сформировалась (или формируется) адекватная позиция по отношению к дефекту ребенка, логопед выстраивает дальнейший план коррекционно-логопедической работы. Именно на этом этапе осознания дефекта (когда у родителей и логопеда появляется общая цель) целесообразны те традиционные и инновационные формы взаимодействия логопеда с родителями, которые достаточно полно освещены в литературе.

Таблица 1. Традиционные и нетрадиционные методы работы с семьёй

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания;

Консультации;

Анкетирование;

Стенды;

Тетрадь для домашних заданий.

Видеотека;

Фронтальные «открытые занятия»;

«Логофакс» («Почтовый ящик»);

Педагогические гостиные;

Библиотека для родителей;

Мастер-классы;

Игротеки;

Фото-, видеоотчеты с занятий;

Консультации по e-mail;

«Логопедическая мастерская», помощь в изготовлении пособий;

Ведение закрытых групп в соцсетях;

Сайты логопедической помощи.








В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями.

По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические. 
К словесным формам относятся: 

Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.

Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.

 Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).

Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.

Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут, проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. Вне зависимости от вида собрания следует придерживаться «10 золотых правил»:

Собрание должно запомниться.

Должно заставить задуматься.

Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

На каждого родителя должно хватить времени.

Собрание – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.

Уважайте свое время и время родителей – продолжительность выступления должно быть четко регламентировано, включая необходимые интервалы для вопросно-ответного контакта.

Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому.


Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому 
наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.

К наглядным формам работы относятся:

Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика «Домашнее задание» даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый несколько раз в год материал с практическими советами и рекомендациями.

Получение полезной информации может осуществляться и через буклеты, в которых даются практические рекомендации по значимым вопросам речевого развития.

Прайс-листы – сориентируют родителей в большом разнообразии методических пособий и развивающих игр, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

К 
практическим формам работы можно отнести:

Открытые занятия;

 Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является индивидуальный логопедический дневник. Она служит для педагога «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных -  минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. 

Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

По количеству участников взаимодействия можно выделить коллективную и индивидуальную формы работы с родителями.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах:

Групповые родительские собрания – проводятся 2-3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде образовательного учреждения, своей группе или классу, активно включиться в процесс воспитания детей.

Консультации, семинары –  логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки» , а для пользы дела.

Фронтальные открытые занятия –  как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания).

Речевые праздники.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

К индивидуальным формам работы относятся:

 Анкетирование – предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда». Рекомендуется начинать анкету с введения, в которой указано кто и для чего проводит опрос. Не писать: «нас интересует то-то», поскольку такой оборот может вызвать неприязнь. Лучше подчеркнуть активную позицию самого респондента, например «Ваши суждения помогут улучшить работу» или «Позволят изучить проблему». Далее идёт инструкция к выполнению. Особенно эффективно проводить анкетирование родителей в начале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям, далёким от педагогической науки, и создадут барьер в общении.

Индивидуальные консультации должны помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций  по использованию несложных практических приемов в домашних условиях. Консультации  носят коррекционную направленность и учат родителей различным видам продуктивной деятельности: артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения. Можно заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Тетрадь для домашних заданий логопеда, в него помещается весь языковой материал, который должен быть добросовестно отработан в домашних условиях.




Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками (по Бачиной О. В.)

Общие методические рекомендации:

покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);

систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;

занимайтесь ежедневно или через день в доброжелатель­ной, игровой форме;

не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;

не давайте на одном занятии более 2 - 3 упражнений;

соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;

не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному;

вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;

постепенно усложняйте требования к речи ребенка;

учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выра­жать свои мысли;

совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;

согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;

помните, что сроки преодоления речевых нарушений зави­сят от степени сложности дефекта, возрастных и индиви­дуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, за­интересованности и участия родителей в коррекционной работе;

верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.


Варианты специфических рекомендаций:

родителей, недооценивающих серьезность положения, сле­дует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной не­успеваемости в школе по русскому языку и чтению;

родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, по­началу, небольших успехов; ребенок переживает свой де­фект и это сказывается на особенностях его личности и поведения;

не следует все время поправлять ребенка, делать ему за­мечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к за­нятиям;

не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получает­ся, лучше подбодрите его;

работу с логопедом не следует делать основным содержани­ем жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреж­дение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.);

подробно рассказывать, каким образом дефектное произно­шение может зависеть от аномалий в строении артикуля­ционного аппарата, какую роль может играть наследствен­ность в формировании правильной речи;

родителям, имеющим дефекты произношения, полезно за­ниматься вместе с детьми.


Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях

Начинать занятие с ребенком следует в позитивном состоянии. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Расположитесь на диване, на ковре, совсем не обязательно сидеть за столом. Не владея речью, дети считывают по вашей позе, мимике, ваше настроение. И, если вы болеете, заняты и у вас нет желания заниматься, не занимайтесь.

Обращать внимание надо на то, что получается хорошо, а не на то, что не получается.

Обязательно хвалите ребенка и себя за все успехи. Похвала ободряет ребенка, вселяет в него чувство уверенности, желание продолжать занятие.

Двигайтесь от простого к сложному. Начинайте заниматься с более простого задания, постепенно увеличивая сложность. Это позволит вам быстро идти к цели и всегда оставаться в позитивном настроении.

Заканчивайте занятие тогда, когда вам хотелось бы еще продолжить заниматься. В этом случае у ребенка остается желание заниматься в следующий раз.

Занимайтесь с ребенком каждый день. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 20 минут.

Занятия можно проводить в игровой форме. Вы можете проводить обучение весь день, играя, объясняя и рассказывая.

Лучшее время для занятий – утром после завтрака и во второй половине дня после сна.

Отложите занятие, если ребенок болен.

Как только вы увидите результат, переходите на другую ступень обучения. Получился звук «М», переходите к другому звуку, например, «П» параллельно продолжая отработку звука «М». Запомнил ребенок слова по теме «Животные», переходите к другой теме, например «Продукты».

Пользуйтесь наглядным материалом. Детям легче воспринимать слова с изображением. При изучении темы «Овощи» покажите свежие овощи. При изучении животных сходите с ребенком в зоопарк.

Приобретенные навыки ребенка используйте на практике. Ободряйте его, подсказывайте, поддерживайте.

Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит выражение вашего лица, глаз, движения губ. Иногда во время занятий дети наклонялись и заглядывали в рот к родителям, кто-то пытался схватить рукой язык. Наблюдая за вами, ребенок запоминает все ваши движения. И потом воспроизводит их. Сначала он молча смотрит, потом его губы начнут непроизвольно подергиваться, он открывает рот и беззвучно произносит какой –то звук за вами, и это уже успех.

В конце занятия направьте фокус внимания на то, чему научился ваш ребенок. Очень часто родители при достижении цели обращают внимание на то, что было не так, что еще не получилось.

Заведите тетрадь, каждый день записывайте результаты занятий. Вам будет легче составить план следующего занятия, учитывая трудности и успехи. Вы будете видеть, как продвигаются ваши занятия, что усвоил ребенок, и за какой период времени это произошло.


Результаты совместной работы родителей и ребенка выра­жаются в наличии следующих умений:

отличать правильное произношение от дефектного;

осуществлять слуховой контроль за собственным произно­шением;

оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

узнавать и различать звуки.


У детей должны быть сформированы речедвигательные на­выки для правильного звукопроизношения, а также психоло­гическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощуще­ние, внимание, память, мышление и другие психические про­цессы).























Список литературы

Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Вакуленко Л.С. Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями детей (вебинар);

Терентьева Н.П. Работа с родителями по осознанию дефекта (семинар);

Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Вакуленко Л.С. Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями детей (вебинар);

Терентьева Н.П. Работа с родителями по осознанию дефекта (семинар).





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.