Диагностическая работа для определения уровня метапредметных умений в предметной области «Технология» в 6 классах
Спецификация диагностической работы для определения уровня метапредметных умений в предметной области «Технология» в 6 классах
Назначение диагностической работы.
Диагностическая работа проводится в конце учебного года в 6 классе с целью определения уровня овладения универсальными учебными действиями учащихся в предметной области «Технология» как необходимого условия для продолжения обучения в 7 классе.
Документы, определяющие содержание и структуру диагностической работы.
Содержание диагностической работы определяется Кодификатором метапредметных результатов обучения для начального и основного общего образования. Кодификатор был составлен на основе требований к метапредметным результатам освоения программ основного общего образования ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897), а также с учетом материалов раздела «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» Примерной образовательной программы основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная и основная школа [сост. Е.С. Савинов], М., Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения).
Условия проведения диагностической работы, включая дополнительные материалы и оборудование.
При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики.
Другие дополнительные материалы не используются. Ответы учащиеся записывают в бланк тестирования.
4. Время выполнения диагностической работы.
Работа выполняется в течение 40 минут без перерыва.
5. Содержание и структура диагностической работы.
Работа направлена на диагностику сформированности учебной деятельности применительно к предметной области «Технология».
В тестовую работу включено 5 заданий с выбором единственного верного ответа из четырех предложенных (ВО), 2 задания с кратким ответом (КО), 1 практическое задание (развернутый ответ РО).
План диагностической работы.
№ задания | Тип задания | Контролируемые УУД | Код по кодификатору |
1 | ВО | Давать определения понятиям, подводить под понятие. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию | 3.1 6.3 |
2 | ВО | Давать определения понятиям, подводить под понятие | 3.1 |
3 | ВО | Давать определения понятиям, подводить под понятие. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию | 3.1 6.3 |
4 | Во | Давать определения понятиям, подводить под понятие. | 3.1 |
5 | во | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение | 3.3 |
6 | Ко | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение. Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное. Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.) | 3.3 3.4 4.2 |
7 | Ко | Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. | 3.6 6.2 |
8 | Ро | Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач | 6.2 6.5 |
6. Система оценивания.
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся ответ совпадает с верным ответом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл.
Задания с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. За выполнение задания с кратким ответом выставляется 1 балл.
Задания с развернутым ответом оцениваются от 1 до 2 баллов в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы - 9 баллов.
По результатам диагностики определяются три уровня овладения учащимися спектром проверяемых познавательных метапредметных умений — повышенный, базовый и низкий.
Уровень подготовки | Низкий уровень | Базовый уровень | Повышенный уровень |
Суммарный тестовый балл | 4 и менее | 5-7 | 8-9 |
Кодификатор метапредметных результатов обучения.
Основное общее образование.
Кодификатор составлен на основе требований к метапредметным результатам обучения освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 17.12.2010 г. №1897) и с учетом материалов раздела «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» Примерной образовательной программы основного общего образования (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов], М., Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения).
Код | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Регулятивные учебные действия |
1.1 | Принимать и сохранять учебную задачу (НШ), определять цели и формулировать задачи (ОШ) |
1.2 | Планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей. |
1.3 | Осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия (НШ). Понимать границы своего знания и формировать запрос на недостающую информацию (ОШ) |
1.4 | Вносить коррективы в планирование и способы действия в соответствии с изменяющейся ситуацией |
1.5 | Владеть основам прогнозирования как предвидения развития процессов |
1.6 | Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий её реализации |
2 | Коммуникативные учебные действия |
2.1 | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
2.2 | Строить монологическое высказывание |
2.3 | Владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной |
2.4 | Координировать позиции в сотрудничестве с учетом различных мнений, уметь разрешать конфликты |
3 | Познавательные логические действия |
3.1 | Давать определения понятиям, подводить под понятие |
3.2 | Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы |
3.3 | Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
3.4 | Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное |
3.5 | Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей |
3.6 | Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы |
4 | Познавательные знаково-символические действия |
4.1 | Использовать знаково-символических (и художественно-графические) средства и модели при решении учебно-практических задач |
4.2 | Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую (таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки и др.) |
5 | Познавательные действия по решению задач (проблем) |
5.1 | Владеть рядом общих приемов решения задач (проблем) |
5.2 | Проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения) |
5.3 | Использовать методы познания специфические для предметов социально-гуманитарного и художественно-эстетического циклов |
6 | Познавательные действия по работе с информацией и чтению |
6.1 | Осуществлять поиск информации |
6.2 | Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию |
6.3 | Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию |
6.4 | Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста |
6.5 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач |
7 | Познавательные и коммуникативные действия в части ИКТ-компетентности |
7.1 | Вводить информацию в компьютер (текст, изображения, звуки) |
7.2 | Искать и сохранять информацию с использованием устройств ИКТ |
7.3 | Создавать и представлять сообщения, обрабатывать информацию с использованием устройств ИКТ |
7.4 | Уметь обращаться с устройствами и информационными объектами, используемыми в ИКТ |
КИМ Вариант 1.
1. Соотнеси определение и понятие.
Известно, что человек периодически испытывает чувство жажды, голода, холода, не зависимо от того в каком времени он живёт: будь то настоящее время, либо первобытные времена.
Чувство недостатка чего-либо – это …
a) потребность
b) нужда
c) технология
2. Соотнеси определение и понятие.
Подробный документ, позволяющий в деталях анализировать технологическую систему – это…
a) инструкция для пользователя.
b) технологический паспорт.
c) технические характеристики.
3. Соотнеси определение и понятие.
Среди этапов работы над проектом есть этап конструкторских разработок, т.е. разработка чертежей, схем, подбор материалов, инструментов. Дай определение понятию «конструирование».
Конструирование – это …
a) замысел;
b) этап создания изделия;
c) технологичное, прочное, надёжное, экономическое изделие.
4. Соотнеси определение и понятие.
Группа элементов, выполняющая единую функцию в рамках работы целой системы, называется …
a) подсистемой.
b) надсистемой.
c) элементом.
5. Соотнеси определение и понятие.
Метод сбора информации с помощью анкет называется …
a) опрос.
b) беседа.
c) интервью.
6. Эскиз детали в 3-х видах – графическое изображение детали, выполненное по установленным правилам «от руки» и «на глаз» с соблюдением пропорций, часто с указанием технических данных (размеров, масштаба, технических требований и т.п.), необходимых для изготовления данного объекта.
Соотнеси название видов в таблице и номера на эскизе.
Вид спереди (главный) | |
Вид слева | |
Вид сверху |
7. Пневматические устройства хорошо работают с рычагами. Для работы рычага необходимо создать усилие. Какой элемент пневматического устройства необходимо соединить с рычагом для обеспечения эффективности совместной работы данных устройств?
Запиши название элемента._______________________________
8. Прочти отрывок из текста и дай определение.
Слово гидропоника в переводе с греческого языка (hydor – вода и ponos – труд, работа, занятие) означает трудящаяся вода. Данный способ выращивания овощей по своей сути является безземельным, то есть земля не нужна вообще.
Гидропоника – это …. ____________________________________
КИМ Вариант 2.
1. Соотнеси определение и понятие.
Любой человек (современный или первобытный) в жаркий день испытывает чувство жажды. Известно, что способы утоления жажды различны, и их выбор зависит от того, насколько развито общество и технологии.
Нужда, принявшая определенную форму – это …
a) технология
b) нужда
c) потребность
2. Соотнеси определение и понятие.
Основными принципам конструирования являются:
a) форма, назначение, цена
b) прочность, надежность, экономичность
c) материал, размер, вес
3. Соотнеси определение и понятие.
В жизни мы часто пользуемся справочной информацией, например, при использовании технических устройств, для обучения и т.д. На производстве, в организациях устанавливают правила, обязательные для выполнения.
Документ, который содержит информацию о том, какие действия и в каком порядке нужно совершать, чтобы получить нужный результат – это …
a) технологический паспорт
b) инструкция
c) технические характеристики
4. Соотнеси определение и понятие.
При составлении плана работы над проектом необходимо определить задачи и мероприятия.
Задачи проекта - это…
a) путь создания портфолио проекта
b) шаги, которые необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели
c) цели проекта
5. Соотнеси определение и понятие.
Графическое изображение, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и соединения или связи между ними – это…
a) схема
b) инструкция
c) описание
6. В технологических системах очень часто используют пневматические устройства. Сжатый воздух, вырабатываемый насосом или компрессором, подается в пневматический цилиндр, который в свою очередь создает усилие для работы механизмов.
Соотнеси название элементов в таблице и номера на рисунке.
Основание цилиндра | |
Поршень | |
Шток |
7. В работе над проектом очень важно правильно определить цели проектирования, для этого проводят анализ существующих решений, опрос потребителей. В результате этой работы формируется список, содержащий требования, предъявляемые к проектному продукту. В него входят: технические (габариты, вес, прочность, работоспособность и др.); экономические (цена), социальные (дизайн, безопасность) и другие требования. На основе этого документа производят поиск и разработку идей.
Запиши название этого документа.__________________________
8. Прочти отрывок из текста и дай определение.
Варенье было непременным атрибутом каждого праздничного застолья в России. Когда гости, наевшись и напившись, отваливались от стола, начинались застольные беседы, появлялся самовар и предмет особой гордости каждой хозяйки – лично ею сваренное варенье. Вишневое, яблочное или клубничное сладкое лакомство и сейчас является отличным десертом.
Варенье – это …. ________________________________________
Ключ к ответам.
I вариант.
Ответы с 1 по 5 вопрос.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
a | X | ||||
b | X | X | X | X | |
c |
Вопрос 6.
Вид спереди (главный) | 2 |
Вид слева | 1 |
Вид сверху | 3 |
Вопрос 7.
Шток |
Вопрос 8.
Гидропоника – это безземельный способ выращивания овощей, использующий воду (питательные растворы).
II вариант.
Ответы с 1 по 5 вопрос.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
a | X | ||||
b | X | X | X | ||
c | X |
Вопрос 6.
Основание цилиндра | 5 |
Поршень | 1 |
Шток | 4 |
Вопрос 7.
Техническое задание |
Вопрос 8.
Варенье – это десерт (сладкий десерт), сваренный из ягод или фруктов с добавлением сахара.
Павкина Галина Геннадьевна