Публикация «Дидактическая игра на уроках литературы»
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.…И с этим нельзя не согласиться. Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
И конечно же, для учителя просто волшебным средством мотивации ученика становится дидактическая игра, которая проводится по инициативе взрослого, имеет четкие правила, помогает решить определенную учебную задачу. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Особенно, на мой взгляд, интересны и мотивационно результативны игры на уроках литературы. Так, например, в 6 классе при работе с текстом повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» я провожу игру «Построй дом казака», где ученикам необходимо в течение 1 минуты предложить по 2 слова, обозначающих предметы быта, интерьера, которые могли бы находиться в доме казака и свидетельствовали бы о его роде занятий ( например, сабля, светлица,чарки, кубки,), затем в процессе знакомства с произведением обращается внимание на наличие или отсутствие таких слов в лексике автора, проводится работа с малоизвестными словами и диалектизмами.
Увлекательным оказалось и шифрование фрагментов текста, когда текст записывался слева направо и по данному фрагменту – наоборот необходимо было восстановить правильный текст и найти этот момент в произведении.
В процессе анализа текста «В дурном обществе» В.Г.Короленко проводилась игра «Радиотеатр». В ходе игры ученикам необходимо было прочитать фрагменты текста максимально выразительно, причем, чтецы находились за ширмой, так, чтобы не было видно, кто читает. Слушатели должны были догадаться, кому из героев принадлежат реплики, какой именно эпизод текста прочитан и что будет происходить дальше, правильно ли расположены фрагменты текста, найти ошибки и прочитать правильный вариант описания или диалога.
Игра «Режиссер» оптимальна при изучении драматургических текстов, где учащийся – режиссер дает пояснения к внешнему виду, манере поведения того или иного героя на основании текста, который им прочитан и понят.
При изучении любого произведения можно использовать игровой прием « Измени финал», когда ученики близко к манере автора дописывают свою концовку произведения , так, например, в «Муму» И.С.Тургенева или «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова
На уроке, посвященном стихам поэтов о детстве, конкурс чтецов проводился тоже в игровой форме. Заранее детям были розданы слова, которые должны были встретиться в их стихотворении. Им необходимо было найти стихотворение о детстве русского поэта, чтобы в нем звучало это слово, например, кукла, друг, речка, солнце, мама и другие. Ведущие подбирали загадки так, чтобы в них были загаданы именно эти слова или зачитывали небольшие стихи – рифмовки с данными словами. Участникам надо было не пропустить свое слово, иначе начислялся штрафной балл – задание. Чтение стихотворения необходимо было сопроводить небольшой биографической справкой о поэте или историей создания стихотворения. В процессе подготовки ребятам необходимо было подготовить этот материал, выразительное чтение стихотворения, не пропустить свое слово, участвовать в придумывании заданий штрафникам, помогать выполнять эти задания. Подобные конкурсы можно проводить в любом тематическом направлении.
В старших классах игра усложняется, она уже не всегда способна уместиться в рамках урока, может принимать формы спектакля, инсценирования. В 11 классе при знакомстве с поэтами Серебряного века можно окунуться в атмосферу того времени и побывать в импровизированном кафе «Бродячая собака» и стать участником поэтических баталий
Или почувствовать себя Наташей Ростовой, Пьером Безуховым, Наполеоном, Соней на званом вечере в салоне «Войны и мира».
Именно такие возможности дидактической игры способны не заставить ученика прочитать текст, а создать условия для осознанного желания прочитать и понять замысел автора.
Безусловно, как и ко всякой учебной деятельности, к игре необходимо готовить ее будущих участников:
Игровые формы обучения рекомендуется вводить постепенно – начиная с простых, поэтапно усложнять правила игры, формы ее проведения.
На начальном этапе внедрения игровых технологий в учебный процесс рекомендуется использование коротких игр – на 3 - 5минут.
После освоения простых правил игры можно переходить к сложным игровым формам для закрепления и обобщения материала по теме, разделу.
Игровые процессы должны быть разнообразными, хотя в некоторых классах традиционные, полюбившиеся тоже необходимы.
При подборе игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и сочетать с различными педагогическими технологиями.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многослойное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей любого возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка, и, конечно же, увлекательным мотиватором, пробуждающим и поддерживающим познавательную активность ученика.
Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения.
Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания школьника.