Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений для детей 5–7 лет «Развивай-ка, обучай-ка»
Дидактическая игра
по подготовке к обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений
для детей 5-7 лет
"РАЗВИВАЙ - КА, ОБУЧАЙ - КА"
Автор работы:
учитель – логопед,
Манушина Антонида
Георгиевна
г. Онега
2018
Дидактическая игра
"РАЗВИВАЙ - КА, ОБУЧАЙ - КА"
Цель: обучение детей 5-7 лет началам грамоты, чтению, формирование навыка звукового анализа и синтеза слов, формирование элементарных математических представлений, развитие высших психических функций.
Задачи: закреплять правильное произношение поставленных звуков,
формировать навыки звукового анализа и синтеза, формировать навыки элементарных математических представлений, обучать навыкам чтения слогов, слов, предложений, способствовать развитию мелкой моторики, развивать внимание, память, мышление.
Категория участников: пособие ориентировано на обучения детей 5-7 лет с чистой речью и с речевыми нарушениями.
Формы организаций деятельности детей: самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность детей: ребёнок-ребёнок, взрослый - ребенок.
Методические рекомендации. Познакомить детей с понятиями предложение, слово, слог, звук. На первоначальном этапе, вводятся понятия «гласные» и «согласные» звуки и соответствующие условные обозначения (круги красного и синего цвета). Розовым цветом обозначаем гласные звуки , смягчающие согласные. Далее детей знакомят с делением согласных звуков на мягкие и твердые (зеленый кружок – мягкий согласный звук, синий кружок – твердый согласный звук). Познакомить детей с парными согласными, со звонкими и глухими звуками. Звонкие звуки - тёмные оттенки синего и тёмно - зелёного цвета, глухие - светлые оттенки,
голубого и светло - зелёные цвета. На завершающем этапе вводим понятия и обозначения «ударные» и «безударные» гласные (обозначаем красным кружочком или палочкой).
Данная игра используется автоматизации поставленных звуков и как методическое пособие для организации образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте, формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Использовать для обучения чтению.
Выкладывать из резинок определённого цвета букв, слогов, слов, предложений, цифр, фигур, математических символов, примеры упражнений с помощью наглядности (карточек). Выкладывание с помощью цветных кружков схемы слова.
Предлагаю игры для занятий по обучению грамоте, которые способствуют развитию познавательных процессов, определяющих успешность учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис – пресс, 2011.
Приложение №1
Условные обозначения звуков
- гласный звук
- гласный звук, смягчающий согласный звук
- твердый звонкий согласный звук
- твердый глухой согласный звук
- мягкий звонкий согласный звук
- мягкий глухой согласный звук
Приложение №2
БУКВЫ (ЗВУКИ)
НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ |
|||||||||
ЗВОНКИЕ |
ГЛУХИЕ |
||||||||
Л-Л' |
М-М' |
Н-Н' |
Р-Р' |
Й |
Х-Х' |
Ц |
Ч |
Щ |
|
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ |
|||||||||
ЗВОНКИЕ |
ГЛУХИЕ |
||||||||
Б-Б' |
П-П' |
||||||||
В-В' |
Ф-Ф' |
||||||||
Г-Г' |
К-К' |
||||||||
Д-Д' |
Т-Т' |
||||||||
3-3' |
С-С' |
||||||||
Ж |
Ш |
||||||||
ЗНАКИ |
|||||||||
ТВЁРДЫЙ |
МЯГКИЙ |
||||||||
Ъ |
Ь |
ГЛАСНЫЕ |
|||||||||
А |
О |
У |
Ы |
Э |
И |
(И) Е |
(И) Ё |
(И) Ю |
(И) Я |