Дидактическая копилка учителя-логопеда тренажер «Логодомик»
Пояснительная записка
Актуальность
Разработка специальных тренажеров для обучающихся с нарушениями устной и письменной речи играет важную роль в образовательной среде. Эти тренажеры помогают решать проблемы, с которыми сталкиваются школьники-логопаты, улучшая процесс обучения.
С увеличением случаев данных нарушений создание специализированных тренажеров становится необходимостью для обеспечения качественного образования. Использование инновационных тренажеров, включая «Логодомик», способствует развитию речевых навыков, улучшает усвоение учебного материала и обеспечивает поддержку в обучении школьников с речевыми нарушениями. Эти тренажеры позволяют индивидуализировать задания, обогащая учебный процесс и делая его доступным и интересным для всех детей.
Таким образом, использование миофункционального тренажера «Логодомик» имеет значительный потенциал для улучшения образования и позволяет разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным и доступным для детей с речевыми нарушениями, адаптируя задания под уровень каждого школьника, что является ключевым моментом в работе с обучающимися, имеющими речевые нарушения.
Новизна и преимущества миофункционального тренажера «Логодомик» для обучающихся с речевыми нарушениями:
1. Инновационные методы: тренажер применяет передовые методы обучения, способствуя развитию речевых навыков.
2. Улучшение усвоения материала: помогает детям более эффективно усваивать учебный материал, повышая успеваемость.
3. Индивидуализация: позволяет адаптировать задания согласно уровню и потребностям каждого ребенка, что делает обучение эффективным.
4. Развитие речевых и когнитивных навыков: способствует улучшению речи, памяти, внимания, логического мышления и сосредоточенности.
5. Доступность и мотивация: делает учебный процесс увлекательным и доступным для детей с речевыми нарушениями, стимулируя их активное участие.
Целевая группа разработки: обучающиеся с нарушениями устной и письменной речи.
Цель: коррекция и профилактика нарушений устной и письменной речи.
Задачи:
создание условий для овладения детьми фонетической системой русского языка, самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
развивать речевые и когнитивные навыки детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и потребностями;
воспитывать желание быть успешным и стремление добиваться поставленной цели.
Комплектация тренажера: настольный деревянный дом, дидактические карточки по лексике, словообразованию, лексико-грамматическому строю речи, схемы предложений, звуко-слоговые схемы, фишки-магниты.
Адресность тренажера: может успешно использоваться для индивидуальных занятий по коррекции и профилактике нарушений устной и письменной речи учителями-логопедами, учителями-дефектологами, учителями начальных классов.
Методические рекомендации
При работе с тренажером «Логодомик» для школьников с нарушениями устной и письменной речи рекомендуются следующие методические подходы:
1. Индивидуальный подход: перед началом работы с тренажером провести диагностику речевого развития ребенка, выявить основные проблемы и нарушения, чтобы адаптировать занятия под индивидуальные потребности.
2. Поэтапное усложнение заданий: начинать с простого, постепенно усложняя задания по мере освоения речевых навыков.
3. Использование разноплановых заданий: включать разнообразные упражнения в комплексе в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей ребенка.
4. Постоянный мониторинг и коррекция: следить за прогрессом каждого ученика, вносить коррективы в зависимости от достигнутых результатов.
5. Поощрение и поддержка: хвалить детей за достигнутые успехи, поддерживать их в процессе обучения, создавая позитивную атмосферу для максимальной продуктивности занятий.
Соблюдение этих методических рекомендаций поможет обеспечить эффективное использование миофункционального тренажера «Логодомик» при работе со школьниками, имеющими нарушения устной и письменной речи, и повысить результативность коррекционных занятий.
1. «Звуки»
Цель: дифференциация звуков, активизация межполушарного взаимодействия.
1 вариант: педагог произносит звук, ребенок определяет, какой это звук (гласный, твердый согласный или мягкий согласный) и вынимает (или вставляет на свое место) вкладыши определенного цвета двумя руками.
2 вариант: ребенок называет свои звуки в игре с вкладышами.
3 вариант: педагог называет слова, а ребенку нужно выделить первый (или последний) звук этого слова и дифференцировать его с помощью цветных вкладышей.
2. «Звуковичок»
Цель: определение позиции звука в слове.
1 вариант: логопед называет слово и просит определить позицию звука в слове. Ребенок дифференцирует этот звук и прикрепляет магнит соответствующего цвета (красный, синий, зеленый) на верхнюю шестеренку. Далее он определяет позицию этого звука (в начале слова, в середине или в конце слова), приводя в движение нижнюю шестеренку и совмещая соответствующую схему.
2 вариант: ребенку предлагается придумать свои слова с заданным звуком с разной позицией его в слове (начало слова, середина или конец слова).
3. «Слоговая лесенка»
Цель: определение количества слогов в словах.
1 вариант: ребенок определяет количество слогов в названном слове и «поднимается» на соответствующую ступень лесенки. Для игры педагог подбирает слова или карточки с предметными картинками разной слоговой структуры.
2 вариант: ребенок самостоятельно подбирает свои слова к каждой ступеньке «слоговой лесенки».
4. «Переносной замочек»
Цель: деление слова для переноса.
1 вариант: педагог называет слова, ребенок разделяет их для переноса, озвучивая варианты переноса каждого слова, и сдвигает замок молнии в соответствующее место под схемой переноса.
Для игры логопед подбирает слова или карточки со словами разной слоговой структуры со стечением согласных, с мягким и твердым знаком.
2 вариант: ребенок подбирает карточки из набора к заданной схеме переноса.
3 вариант: ребенок называет свои слова к заданной схеме переноса.
Карточки для игр «Слоговая лесенка», «Переносной замочек» хранятся в рядом расположенном выдвижном ящике.
Шнуровка используется по своему прямому назначению для переключения между разными упражнениями, развивая мелкую моторику ребенка, концентрацию внимания и усидчивость.
5. «Звуковой циферблат»
Цель: определение количества звуков в слове, количества гласных и согласных, каким по счету стоит заданный звук в слове.
Логопед называет слово, а ребенок определяет, сколько звуков в этом слове, сдвигая циферблат указательным пальцем на соответствующее деление; далее определяется количество гласных и согласных в слове, барабан циферблата приводят в движение средний и безымянный палец, отыскивая соответствующие деления; мизинец сдвигает барабан, определив каким по счету стоит заданный звук в слове.
6. «Поймай звук»
Цель: определение наличия заданного звука.
Ребенок, услышав заданный звук в словах (словосочетании, предложении), подает сигнал о его наличии с помощью звонка.
7. «Звуковой паровоз»
Цель: автоматизация звуков.
Приводя в движение паровоз, ребенок сначала изолированно произносит поставленный звук, затем проговаривает слоги с этим звуком, потом слова. Звуковая дорожка под паровозом позволяет активизировать работу пальцев обеих рук: поочередно шагая пальцами одной руки и приводя в движение паровоз другой рукой, отрабатывается произношение слогов с отрабатываемым звуком. Аналогичным способом автоматизируются эти звуки в словах.
Барабан, расположенный под дорожкой, определяет количество повторений упражнений и позволяет разнообразить работу при автоматизации отрабатываемых звуков.
В ящиках, расположенных на этой стороне «Логодомика», хранятся карточки для автоматизации звуков.
8. «Он, она, оно, они»
Цель: определение рода, согласование по родам.
1 вариант: педагог называет слова или показывает карточки, ребенок определяет род существительного со словами помощниками и перемещает стрелку в соответствующее положение.
2 вариант: ученик подбирать свои слова определенного рода.
Аналогичным способом определяется род прилагательных и глаголов в прошедшем времени.
9. «Счетовод»
Цель: согласование числительных с существительными.
1 вариант: на карточке ребенок считает, сколько предметов изображено, совмещает стрелку с соответствующей цифрой на циферблате и произносит сколько чего.
2 вариант: педагог называет слово или показывает карточку и передвигает стрелку на циферблате, ребенок озвучивает, согласовывая числительное с существительным.
3 вариант: логопед называет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного или предлагает соответствующие карточки. Ребенок сдвигает стрелку на циферблате и составляет словосочетание, согласовывая числительное с прилагательным и существительным (например, желтое яблоко: одно желтое яблоко, три желтых яблока, десять желтых яблок). Далее можно попросить ребенка составить предложение с этим словосочетанием.
«Лупы-помощницы»
Цель: согласование слов в роде, числе, падеже.
Ребенку предлагают карточки с предметными картинками. Поочередно прикладывая каждую лупу на карточку, ученик составляет словосочетание, согласовывая при этом слова в роде, числе, падеже. За каждый правильный ответ педагог начисляет баллы или дает фишки, которые ребенок считает после игры с каждым словом. Таким образом пределяется «слово-победитель».
11. «Падежи»
Цель: определение падежей, согласование слов по падежам.
1 вариант: педагог называет слово или показывает карточку и просит ребенка просклонять его с помощью слов-помощников.
2 вариант: ребенок с помощью резинок совмещает слова-помощники с падежными вопросами.
3 вариант: ребенку предлагается в словосочетаниях на карточке определить падеж, прикрепив на липучку название соответствующего падежа.
12.«Слоговые схемы» (магнитная доска на крыше)
Цель: выкладывание слоговой модели слов, подбор слов к определенной модели.
1 вариант: педагог называет слово или показывает предметную картинку, ребенок выкладывает слоговую модель этого слова из магнитных фишек.
2 вариант: педагог выкладывает слоговую модель слова, предлагает ребенку определить, какое слово подходит к этой модели из 5-6 картинок.
3 вариант: педагог просит придумать свое слово, подходящее к определенной слоговой модели.
«Звуковые схемы» (магнитная доска на крыше)
Цель: выкладывание звуковой схемы слов, подбор слов к определенной звуковой модели.
1 вариант: педагог называет слово или показывает предметную картинку, ребенок выкладывает звуковую схему этого слова из магнитных фишек.
2 вариант: педагог выкладывает звуковую схему слова, предлагает ребенку определить, какое слово подходит к этой схеме из 2-6 картинок (в зависимости от уровня).
3 вариант: педагог просит придумать свое слово, подходящее к определенной звуковой модели.
13. «Слоговые схемы» (магнитная доска на крыше)
Цель: выкладывание слоговой модели слов, подбор слов к определенной модели.
1 вариант: педагог называет слово или показывает предметную картинку, ребенок выкладывает слоговую модель этого слова из магнитных фишек.
2 вариант: педагог выкладывает слоговую модель слова, предлагает ребенку определить, какое слово подходит к этой модели из 5-6 картинок.
3 вариант: педагог просит придумать свое слово, подходящее к определенной слоговой модели.
«Схема предложения» (магнитная доска на крыше)
Цель: составление схемы предложения.
1 вариант: педагог называет предложение и просит ребенка выложить схему на магнитной доске.
2 вариант: логопед выкладывает схему предложения и просит ребенка сочинить предложение, подходящее к схеме.
3 вариант: ребенок читает небольшой текст и выкладывает схемы предложений этого текста.
15. «Части речи»
Цель: определение частей речи, словообразование.
1 вариант: педагог называет слова различных частей речи, ребенок определяет часть речи.
2 вариант: логопед кладет в мешочек все вкладыши с названием частей речи, перемешивает их, ребенок достает наощупь один вкладыш и придумывает 5 слов этой части речи.
3 вариант: ребенок читает текст. Необходимо выделить все слова определенной части речи цветными карандашами, учитывая цвет вкладыша.
4 вариант: педагог просит от одного слова образовать слова разных частей речи (например: вечер - вечерний, вечереет, вечером; темно – темный, темнеет, темнота).
Комплектация миофункционального тренажера «Логодомик» вариативна и может изменяться согласно поставленным целям.
Легоцкая Вера Сергеевна
Татьяна
Маршинина Татьяна Васильевна
Ирина Владимировна Казарцева
Новикова Анастасия Васильевна
Петкевич Ирина Михайловна
Фалина Ирина Валериевна