12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Морозова Татьяна2288
Работаю учителем надомного обучения с детками с тяжёлыми нарушениями. Трудно. Но любой успех значительнее вдвойне.
Россия, Костромская обл., Солигалич

Дидактический материал для учащихся с РАС и ТМНР

для работы на уроках математики (счёта) и развития речи.

 

Пояснительная записка:

 

Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.
  Опираясь на результаты исследований, проведённых специалистами в области изучения особенностей детей с умственной отсталостью, нужно обратить внимание на следующие признаки, присущие им:
-  при недоразвитии всех нервно-психических функций имеет место преимущественно стойкая недостаточность абстрактных форм мышления;
- сочетание интеллектуального дефекта с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения;
- недоразвитие познавательной деятельности проявляется в недостаточности логического мышления, наиболее сохранным является наглядно-действенное мышление, нарушении подвижности психических процессов, инертности обобщения, сравнение предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам;
- замедленный темп мышления и инертность психических процессов определяют отсутствие возможности переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия;
- недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов: восприятия, памяти, внимания.

Страдают прежде всего все функции отвлечения и обобщения, нарушаются компоненты психической активности, связанные с аналитико-синтетической деятельностью мозга. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недоразвитии сложных эмоций и произвольных форм поведения.
Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребёнка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
  Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учёта трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой – от учёта потенциальных возможностей учащихся. При том, что потенциальные возможности у каждого ученика своеобразны, можно выявить и некоторые общие особенности усвоения математических знаний, умений и навыков, которые являются характерными для всех учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия создают трудности в понимании задачи, которую они воспринимают не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям. Несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое, установить между ними связи и зависимости.

Для детей с РАС и ТМНР усвоение математических понятий является сложным и медленным процессом. Игровые моменты, использование калькулятора, использование лексических тем, изучаемые по методике «Глобального чтения», значительно облегчают процесс.

 

Цель дидактического материала:

- закрепление математических навыков

- расширение и закрепление словарного запаса по лексическим темам.

 

Содержание дидактического материала:

- материал представляет печатную основу с кроссвордом с картинками по определённым лексическим темам.

1. «Вычитание без перехода через разряд чисел четвёртого десятка» + лексическая тема «Лесные ягоды».

2. «Сложение и вычитание с переходом через разряд чисел второго десятка» + лексическая тема «Овощи».

3. «Сложение и вычитание с переходом через разряд чисел второго десятка» + лексическая тема «Фрукты».

4. «Сложение чисел с переходом через разряд чисел третьего десятка» + лексическая тема «Пассажирский транспорт».

5. «Сложение чисел с переходом через разряд чисел четвёртого десятка» + лексическая тема «Школьные принадлежности».

 

Методика использования:

- перед ребёнком выкладывается печатный лист материала по изучаемой теме. Рассматриваем картинки, называем, что на них нарисовано, объединяем общей лексической темой. Затем решаем примеры, расположенные рядом с картинками (можно с помощью калькулятора) и разгадываем кроссворд.

 

Возраст детей: - варьируется от степени выраженности нарушения, тяжести заболевания, развития отдельных психических функций. Мною разработано данное пособие для детей двух возрастных категорий: 9 лет (РАС + лёгкая степень УО) и 15 лет (ТМНР + умеренная степень УО). Оба ребёнка справляются с данными заданиями.


кроссворды
DOCX / 5.86 Мб

Опубликовано в группе «Особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними»


Комментарии (2)

Дементьева Ирина Михайловна, 03.07.19 в 19:43 1 Ответить Пожаловаться
Татьяна, СПАСИБО за отличный ресурс!!!!!!!!!!!! В копилку!!!!!!!!!!!!!!
Морозова Татьяна, 04.07.19 в 16:11 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к моей работе!

Отредактировано 04-07-2019 16:12

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.