Занятие по развитию речи «Дифференициация С, С' и З, З'»
Тема: Дифференциация звуков [С, С’] – [З, З’].
Цели: научиться дифференцировать звуки [С, С’] – [З, З’]
Задачи:
Воспитывающие:
-Воспитывать интерес к занятиям.
-Воспитывать культуру поведения на занятиях.
Развивающие:
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, логическое мышление.
-Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
-Развивать мелкую моторику рук.
Обучающие:
- Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
- Уточнить фонематическое представление о новых звуках [з’, з] - [с, с’].
-Учить давать характеристику звукам (согласный, глухой, звонкий).
-Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.
Оборудование- картинки домиков по сказке "Заюшкина избушка", картинки с наушником и колокольчиком, шнурки, картинки с посудой на звуки С-З, картинки зверей со звуками С- З, мяч, игровой набор "Спичечные коробки"
Ход занятия:
I. Оргмомент
2. Введение в тему
Отгадайте из какой это сказки:
«— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!»
- Русская народная сказка «лиса и заяц»
Какой первый звук в слове заяц? (Дать характеристику)
А какой звук будет парный по звонкости-глухости звуку [з], он есть в слове «лиса»?
3. Основная часть.
Различение С, С’ - З, З’ в слогах.
Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.
СА–ЗА–СА- ЗА; ЗИ–СИ–СИ – ЗИ; ЗА–АЗ –СА – АС; АС–ОС–ОЗ–С ;СЕ-ЗЕ-ЗЕ-ЗА;УС-СУ-УЗ
- Игра «Наоборот»
СА – ЗА; СО – ЗО; УС – УЗ; СИ – ЗИ; СЕ –ЗЕ; СЁ – ЗЁ; СУ –ЗУ
Различение С, С’ - З, З’ в словах
-Лиса и заяц построили себе избушки и повесили над дверьми таблички. Над дверью первого висит звонок, над дверью второго - наушники (что висело у зайца, а что у лисы?)
-У лисы оказалось много посуды, и она решила поделиться с зайцем. Какую посуду она отдала? (дети отдают картинке со звуком С, С’ – лисе, а с З, З’- зайцу)
Картинки: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик, заварочный чайник.
- Заяц и лиса ждут к себе гостей. Давайте их отправим в нужный домик. Кто пойдет к лисе, а кто к зайцу? (распределить картинки)
Картинки: бизон, зебра, слон, носорог, сорока, снегирь, гусь, газель, селезень, клест, соболь, лось, косуля, бар, горностай
Физминутка (мяч)
Закрепление умений словообразование существительных при помощи суффиксов.
Логопед: Лиса и заяц вышли с гостями поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: «большой» - «маленький».Образец: глаз – глазик
Нос -…; слон - …; коса - …; арбуз - …; коляска - …; сказка - …; гнездо - …; краска - …;
коза - …; роза - …; маска - …; сестра - ….
- Гости решили еще поиграть в одну игру «Спичечные коробки». (внутри и снаружи изображены картинки) Необходимо собрать спичечный коробок таким образом, чтобы он содержал звуки и [С, С’] – [З, З’].
Работа с буквой
-выложим буквы из шнурка
- напишем букву З (с какого звука начинается слово «заяц», напишем соответствующую букву), напишем букву С
- Запись слоговых пар по памяти:
СО – ЗО АЗ – АС СЮ – ЗЮ СЫ – ЗЫ
Послушайте отрывок. Запомните слова с С-З, назовите
— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Слезай, лиса, с печи,
Поди, лиса, вон!
ИТОГ
(С какими звуками мы работали на занятие? Что вам запомнилось больше всего?)