12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина89
6

Дифференциация букв Б – П и звуков их обозначающих в устной и письменной речи младших школьников

ГБОУ «Школа – интернат №4 г. о. Самара»





Дифференциация букв Б – П и звуков их обозначающих в устной и письменной речи младших школьников



П

t1658729892aa.png



Б





















Автор: учитель-логопед Фунтикова И. В.







Данное методическое пособие направлено на формирования умения дифференцировать на письме буквы Б и П, а также звуки их обозначающие в устной речи. Основной причиной появления подобных ошибок является нарушение фонематического слуха, поэтому многие упражнения направлены на формирование именно этого навыка.

Главный принцип при смешивании звуков должен быть таков: услышал – проговорил – различил на слух – записал.

При составлении заданий использовались как классические логопедические, так и современные нейропсихологические приёмы коррекции нарушений письменной речи.

Пособие включает в себя пять занятий, после каждого предлагается материал для домашнего задания.

В приложении находится игра «Мемори», направленная на дифференциацию звуков [б], [б'], [п], [п'] в устной речи.

Пособие адресовано учителям-логопедам, дефектологам, а также родителям.



























Занятие 1

Прочитай. Приложи руку к горлу и прочитай. При произнесении какого звука голос «работает»? «Молчит»? Соедини все буквы с подходящими символами.

t1658729892ab.pngt1658729892ac.png





Б П Б П П Б П Б Б Б



«Азбука Морзе». На один стук – пишешь «б», на два – «п». Одна палочка соответствует одному стуку (отстукивает ритм взрослый, ребенок в тетради записывает соответствующую букву).



II I II II I I II II I I II I II I II I II

П Б



Прочитай:

ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, обе

«Найди общий звук». Читается ряд слов. Задача ребёнка – услышать, какой общий звук есть во всех словах.

Пар, потолок, лопух.

Баня, бабушка, бык.

Боты, рыба, арбузы.

Прыгать, плутишка, плывёт.

Назови все звуки в словах поочередно:

Забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки.









Домашнее задание

Придумай и запиши в тетрадь 5 слов, в которых есть звуки [п], [п']

Придумай и запиши в тетрадь 5 слов, в которых есть звуки [б], [б']

Запиши название предметов и животных. Б – подчеркни, П – обведи в кружок

t1658729892ad.jpgt1658729892ae.jpgt1658729892af.jpgt1658729892ag.jpg

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Занятие 2.

«Шифровщик». Прочитай текст, повтори его, чётко проговаривая звуки б и п. Запиши только буквы б и п. Вместо остальных ставь прочерки.

Барабан

Бабушка купила Борису барабан. Борис бил в барабан: бум-бум! Слава и Миша были в саду. Услыхали они бой барабана и пришли к Борису. Они тоже забили в барабан.

- Бабушка, мы пошли на парад!

Вt1658729892ab.pngt1658729892ac.png ыпиши из каждого предложения словосочетание, в составе которого есть буква б или п. Над буквой б нарисуй колокольчик, над п – наушники.



Образец: пустая бутылка.

На столе стояла пустая бутылка из-под молока. В магазин завезли спелые арбузы. Миша смастерил бумажный пароходик. На яблоне красовались спелые яблоки. На сосне пушистая белочка грызет орешки. Осенью мы искали белые грибы. Идут по улице босоногие ребятишки. Я сел под большой тополь. На песчаном берегу видны следы.

Составь и запиши предложения. Угадай, какую картинку надо выбрать. Подсказка скрывается в начале предложения (нужно выбрать тот предмет, в названии которого та же буква, что и в подлежащем).

Боря будет рисовать t1658729892ah.jpg, t1658729892ai.jpgили t1658729892aj.jpg?

Полина потеряла t1658729892ak.jpg или t1658729892al.jpg?

Бабушка печет t1658729892am.jpg или t1658729892an.jpg (бублики)?

Паша лепил t1658729892ao.jpg или t1658729892ap.jpg?

Папа покупает t1658729892aq.png или t1658729892ar.png?





Домашнее задание

Прочитай текст, повтори его, чётко проговаривая звуки [б], [б'], [п], [п']. Запиши в тетрадь только буквы б и п. Вместо остальных ставь прочерки.

Слова

Борис и Клава вышли во двор.

Клава, давай подбирать слова на б.

Клава сказала: «Боты».

Борис крикнул: «Барабан!» Клава придумала: «Булавка». Маленькая Маша сказала: «Лавка».

Ты ошиблась, Маша. Надо придумать слова на звук б, а ты

придумала на звук л.

Маша подумала и тихо сказала: «Бусы».













Занятие 3

Послушай слова: почка, забор, пол, булка, булавка.

Запиши из первого слова первую букву, из второго – вторую, из третьего – третью, из четвертого – четвёртую, из пятого – последнюю. Какое слово получилось?



Придумай слово с п, потом с б. Зашифруй его также как в предыдущем задании и загадай учителю / родителю.





Послушай слова и распредели их в два столбика: почка, пушка, белка, пенал, пила, брови, бабушка, бумага.



П

б













Прочитай слоги. Составь из них слова и запиши в тетрадь.



Ка-печ, та-пли, тер-прин, пы-сос-ле, руб-мя-со-ка, пью-ком-тер, о-бо-ва-тель-гре, но-бук-ут.



Вставь пропущенные буквы б ИЛИ п:

__АРА__АН

__ЫЛЬ

ГРИ__Ы

СУ__

__ЫЛА

__ОЮ

Домашнее задание

Закончи предложения, вставив нужные по смыслу слова.

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … . забыть – запить

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … . забор – запор

Вокруг дома сделали новый ….

У калитки хороший …. бочка – почка

Ссору надо … .

Лекарство надо … забыть – запить

Занятие 4

Назови картинки и выполни ручные упражнения под ними. Что ты замечаешь? Запиши слова. Если в слове есть Б – ставь над ней галочку (голос «работает»), если П – крестик (голос «молчит»).

t1658729892as.pngt1658729892at.pngt1658729892au.pngt1658729892av.pngt1658729892aw.pngt1658729892ax.pngt1658729892ay.png

t1658729892az.pngt1658729892ba.pngt1658729892az.pngt1658729892ba.pngt1658729892az.pngt1658729892az.pngt1658729892ba.png

Вставь в слова подходящие буквы. Прочитай, что получилось.

t1658729892bb.png

Переставь слова так, чтобы получились предложения. Запиши предложения в тетрадь. Подчеркни буквы, которые обозначают глухие звуки [п], [п'] одной чертой, а звонкие [б], [б'] – двумя чертами.

t1658729892bc.png

Подбери по четыре родственных слова к словам папа, бабушка.

Папа

бабушка













Домашнее задание



Подул холодный северный ветер и несколько букв заморозил. Помоги согреть буквы. Перепиши текст и обведи Б жёлтым карандашом, п – зелёным.

Стоят тё*лые деньки. По*ежали быстрые ручьи. Показались *ервые подснежники. Они *ахнут настоящей весной. Вернулись из тёплых краёв *тицы. Они весело ще*ечут.



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Занятие 5

Исправь предложения. Запиши их. Б – подчеркни, п – обведи.


Барабан играет на Паше.

Рыба поймала Борю.

Кубики бросили Полину.

Пыль собирает пылесос.

Арбуз съел бабушку.

















Вставь в слова пропущенные буквы П и Б.

Белка, __ельчонок, __ельчата, ка__ан, ка__аниха, ка__анята, вер__люд, вер__люжонок, антило__а, __арсук, __антера, __урундук, шим__анзе, чере__ахи, __егемот, __о__ры, __ума, лео__ард.



Составь из букв слова, которые подходят к теме «Морские обитатели». Запиши их в тетрадь. Выдели в них ударение (где это нужно).



Кбар, рбаы, чеерапах, планвки, пнцаирь, пальцащу.



Прочитай предложения, вставляя пропущенные согласные П и Б. Обрати внимание на смысл предложений и определи одно лишнее. Объясни свой выбор.

__елая __а__очка летает над __оляной. __оря увидел __ожью коровку. На __олоте о__итают стрекозы. Ре__ята набрали __олную корзину гри__ов.

Домашнее задание

Прочитай предложения, вставляя пропущенные согласные П и Б. Обрати внимание на смысл предложений и определи одно лишнее. Спиши текст. Над Б нарисуй колокольчик, над П – наушники.

Лю__а ку__ила __атон __елого хле__а. Моя __а__ушка ис__екла __ирог с я__лочным __овидлом. __етя лю__ит есть тё__лые __улочки. __а__а от__равился на ры__алку.





_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение

Название: «Мемори»;

Цель: дифференцировать звуки [п], [п'], [б], [б'] в устной речи в словах;

Возраст: старший дошкольный, младший школьный;

Вид занятия: индивидуальное;

Лингвистический материал: бык, кабан, рыба, бурундук, барсук, собака, лебедь, панда, попугай, павлин, петух, пингвин.

Оборудование: 24 карточки – изображений животных.

Подготовка к игре: перед игрой необходимо распечатать карточки в двойном экземпляре, заламинировать, вырезать их и перемешать. Карточки выкладываются на столе картинками вниз в хаотичном порядке.

Ход игры: логопед предлагает ребенку перевернуть две карточки и назвать их, четко проговаривая звуки. Если картинки совпадают, то ребёнок забирает пару себе. Дальше следует ход логопеда. Выигрывает игрок, набравший большее количество пар.






t1658729892bd.png



t1658729892be.png



t1658729892bf.png



t1658729892bg.png


t1658729892bh.png



t1658729892bi.png


t1658729892bj.png


t1658729892bk.png


t1658729892bl.png



t1658729892bm.png




t1658729892bn.png


t1658729892bo.png

t1658729892bp.gif





Список использованной литературы:

Коноваленко В. В. Парные звонкие — глухие согласные Б — П. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 32 с.

Мазанова Е. В. Учусь не путать звуки. Упражнения при коррекции акустической дисграфии у младших школьников. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 32 с.

Практическая нейропсихология опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / под ред. Ж. М. Глозман. – М.: Генезис, 2016. – 336 с.

Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М.: Генезис, 2020. – 474 с.



Опубликовано


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 25.07.22 в 17:18 0Ответить Пожаловаться
Ярко, полезно, интересно. Спасибо!!!
Ирина, 26.07.22 в 12:18 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий, Наталья Алексеевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.