Логопедический урок в 1 классе на тему «Дифференциация звуков [Ч]-[Т´]»
Дифференциация звуков [Ч]-[Т´]
- Звук [Ч] — гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой? (Согласный, всегда мягкий, глухой)
- Произнеси звук [Ч].
- Придумай слово, которое начинается на звук [Ч].
- Звук [Т'] — гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой? (Согласный, мягкий, глухой)
- Произнеси звук [Т'].
- Придумай слово, которое начинается на звук [Т'].
- Что общего в этих звуках? (Оба звука согласные, глухие, мягкие).
-Чем различаются эти звуки? (Звук [Т']-имеет твердую пару [Т], а [Ч’] – не имеет. Он всегда мягкий.)
- Повтори слоги, произноси звуки правильно:
тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи
ча - тя чо - те че - те чу - тю чи – ти
- Повтори слова:
тем – чем Петька - печка тесно - честно
мять – мяч катать – качать- Назови предметы на картинке. Определи где звук [Ч], а где [Т´].
(Ребенок произносит слова и определяет звук [Ч] или [Т´])
-Теперь я назову слова, а ты хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч], а если услышишь звук [Т´] - сожми кулачки. (Взрослый произносит слова)
Работа в тетради
- Запиши под диктовку:
На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.
- Подчеркни букву Ч зеленым карандашом. Подчеркни букву Т зеленым карандашом там, где она обозначает мягкий звук [Т´].
- Составь схемы слов:
- Какое правило ты вспомнил, когда писал это слово?
- Напиши под диктовку, подчеркни ЧК, ЧН:
Бабочка, ручка, спичка, птичка, сочный.
- С какими звуками ты работал?
- Что общего в этих звуках?
- Чем различаются эти звуки?
- Какое правило ты вспомнил?
- Молодец! Оцени свою работу: