12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Регина Эдуардовна294
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
Материал размещён в группе «Аттестация педагогических работников»
4

Дифференциация звуков [Ч]-[Щ] на уровне слова.

Дифференциация звуков [ч] и [щ]

Цель: совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Ч-Щ.

Задачи: Образовательные:

1.Учить различать звуки и буквы Ч-Щ в слогах, словах.

2.Уточнить и расширить словарь за счет введения новых слов (часовщик, прищурив…)

3.Прививать интерес к нормам литературного произношения и правилам русского языка.

Коррекционные:

1.Закрепить правильную артикуляцию звуков «Ч» и «Щ».

2.Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов со звуками «Ч» и «Щ».

3.Развивать зрительное и слуховое восприятие.

4.Развивать целостность восприятия.

5.Развивать зрительное и слуховое внимание.


Воспитательные:

1.Формировать навык аккуратного письма.

2.Формировать уважительное отношение к отвечающим.

Оборудование:


Орг. момент.

- Прослушайте слова: щенок, щётка, ящик, Щука (картинки)

- Какой одинаковый звук слышится в словах? (Звук [щ]).

- Измените слова так, чтобы они обозначали маленький предмет (Щеночек, щёточка, ящичек.)

- Что изменилось в звуковом составе этих слов? (Слышится еще одинаковый звук [ч]).

- Значит, какие звуки и буквы мы будем сегодня различать? (ч-щ).


1. Характеристика звуков ч-щ по акустическим и артикуляционным признакам.


Какое сейчас время года? (весна)

Какое время года было до весны? (зима)

Какое время года будет после весны? (лето)

Как летом стрекотали на лугу кузнечики? ( ч – ч – ч ).

Что делают наши губы? (слегка выдвинуты вперед).

Что делает язычок? (кончик языка стучит в небо за верхними зубами, затем отходит назад к бугоркам).

Звук «Ч» долгий или краткий звук?

Звук «Ч» - краткий звук.

 

Как шипит масло на сковороде? ( щ – щ – щ ).

Что делают наши губы? (слегка выдвинуты вперед и немного улыбаются).

Что делает язычок? (кончик языка поднят к бугоркам, образуя в этом месте щель).

Звук «Щ» долгий или краткий звук?

Звук «Щ» – долгий звук.


2.Сравнение букв, обозначающих звуки [ч-щ].

- Догадайся, о какой букве идёт речь.


На расчёску…похожа.

Три зубца всего? Ну что же! (щ).

(В. Тарлапан).


Да, вы правильно решили:

Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.(ч).

(В. Степанов).

3.Характеристика звуков.

Дайте характеристику звуку «Ч»:

Какой он?

«Ч» – согласный, глухой, мягкий звук.

Дайте характеристику звуку «Щ»:

«Щ» – согласный, глухой, мягкий звук.


4.Проговаривание слогов.

Ребята, я буду говорить слог со звуком «Ч», а вы будете говорить со звуком «Щ» и наоборот.

Ча - ща            ща - ча            ач - ащ              ащ - ач

Чо - що           що - чо            оч - ощ              ощ - оч

Чу - щу            щу - чу             уч - ущ              ущ - уч

Чи - щи           щи - чи            ич - ищ             ищ - ич

Че - ще            ще - че            еч - ещ              ещ - еч


5. К нам в гости пришла Маша. Она учит в 1 классе. И ей задали домашнее задание : Разделить слова на две группы. В первой группе должны быть слова со звуком [ч], во второй со звуком [щ]. Давай ей поможем.

Ключ

Щука

Щенок

Мяч

Плащ

Туча

Лещ

Бабочка

Ящик

Кисточка

щетка

пчела

прищепка



t1572954275aa.pngt1572954275ab.pngt1572954275ac.pngt1572954275ad.jpgt1572954275ae.jpgt1572954275af.jpgt1572954275ag.jpgt1572954275ah.jpgt1572954275ai.jpgt1572954275aj.jpgt1572954275ak.jpgt1572954275al.jpgt1572954275am.jpg


6.Игра «Определи, какой звук в слове, покажи нужную букву».

Ребята, я буду показывать картинки, а вы должны поднять карточку с буквой, которая есть в этом слове.

Картинки: бабочка, чеснок, щука, грач, щетка, кузнечик, ласточка, ящик, часы, клещи.

(буквы и картинки)


7. Вставь в слова пропущенные буквы.

Бабо.ка, .еснок, .ука, гра., .етка, кузне.ик, ласто.ка, я.ик, .асы, кле.и.

Подчеркнуть букву Щ одной чертой, букву Ч двумя чертами.


8. Сделай звуковой анализ слов щенок и часы.


t1572954275an.jpgt1572954275ao.jpg














9. Рефлексия.

Какие звуки мы сегодня различали? Чем они отличаются? На что похожа буква Ч, буква Щ? Назови 3 слова со звуком [Ч] и 3 слова со звуком [Щ].

Опубликовано в группе «Аттестация педагогических работников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.