Логопедический урок в начальной школе на тему «Дифференциация звуков Ф-В»
Дифференциация звуков Ф-В (занятие №1)
Цели: научить выделять звук "Ф" в словах; развивать фонематические навыки, развивать учебно-познавательную мотивацию; развивать память, внимание; воспитывать уверенность в своих силах.
1. Выделение звука в начале слова.
Учитель предлагает ученику рассмотреть 3 - 4 картинки, названия которых начинается со звука "Ф" (факел, фрукты, фартук, футбол)
Учитель называет картинки, длительно произнося в каждом слове первый звук.
- Какой звук ты услышал в начале каждого слова? (произнеси эти слова, выделяя первый звук)
2. Работа над дифференциацией начинается с самых простых щелевых звуков "В" - "Ф". Разницу в их произношении легко ощутить. Учитель предлагает ученику сначала произнести глухой звук изолировано.
- Что напоминает этот звук? ( Фырчание)
Работа с учеником над произношением звуков "В", "Ф" продолжается по схеме:
- кинестетическое ощущение губ (артикуляция); - тактильный анализатор (тыльная сторона ладони, горло); - артикуляция языка; - выходящая воздушная струя.
(Попросите ребенка сесть ровно, голову держать прямо и спокойно.
Верхнюю губу следует приподнять, нижнюю приблизить к верхним зубам.
Тянем длительно на выдохе звук «Ф».)
3. Ребенок повторяют за педагогом слоги со звуком "Ф", меняя их очередность и количество:
ФА-ФУ ФО-ФА ФА-ФУ-ФА ФО-ФУ-ФА ФА-ФЫ-ФА
4. Учитель показывает ученику картинки, на которых изображены: шкаФ, шарФ, коФта, Флаг, жираФ, - и задает вопросы:
- Есть ли в названиях этих картинок звук "Ф"? (произнеси эти слова)
- В какой части слова шкаф (кофта и т.д) мы его слышим? (В начале, в середине или в конце слова?) (При ответе ученик называет слова, выделяя звук "Ф" в словах)
5. Итоговые вопросы и задания:
- С каким звуком мы познакомились?
- Назови слова со звуком "Ф", которые ты запомнил.
- Вспомните, где звук может стоять в слове. ( В начале, в середине или в конце слова.)