Дифференцированный подход в обучении иностранному языку в разноуровневой группе
/data/files/z1578909645.pptx (презентация к выступлению)
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАЗНОУРОВНЕВОЙ ГРУППЕ
Сгибнева Светлана Владимировна
Учитель английского языка МБОУ ЭКЛ г. Новосибирск
Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
DIFFERENTIATED APPROACH IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE MULTI-LEVEL GROUP
Differentiation of the teaching is the account of individual-typological features of the students and different constructing of the learning process in the selected groups.
В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. Дифференциация в обучении иностранному языку основывается на индивидуальных особенностях личности ученика и на индивидуальных пробелах в его знаниях.
Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы как с одаренными детьми, так и менее мотивированными, детьми, имеющими статус ОВЗ и др. В этом случае современный урок иностранного языка требует особой композиции, особого содержания и иной организации деятельности учащихся.
На уроках английского языка, в рамках реализации личностно-ориентированной технологии, считается наиболее эффективный разноуровневый подход в выборе дифференцированных заданий на уроках английского языка. Так как личностно-ориентированный подход включает учет различий основной массы учащихся по уровню усвоения учебного материала. Мы можем выделить две ступени:
С Л А Й Д
Между первой и второй ступенями лежит определенной пространство, состоящее из разноуровневых, разнообразных видов деятельности. Индивидуализацию обучения, а также дифференциацию, возможно, обеспечить за счет разноуровневых заданий. Необходимость создания комплекса заданий по различным видам деятельности говорение, чтение, письмо и аудирование является важным аспектом в данном контексте.
слайд
Способности школьников к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык дается легко, другим– с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д. Кроме того, у всех обучающихся разный склад мышления. Изучение интересов и склонностей студентов, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению иностранному языку. Осуществить все это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с одинаковой степенью сложности способный и менее способный студенты могут добиться одинакового результата не только при разных затратах времени, но и с разным к ним подходом.
Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования. Для осуществления уровневой дифференциации на уроках английского языка целесообразно выделение временных условных типологических групп на основе диагностики обучаемости и обученности школьников на данном этапе.
Эти группы должны быть мобильны, т.е. возможны частичные переходы из группы в группу.
I группа – или группа учащихся с низким темпом продвижения: при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, дополнительными результатами овладевают после достаточно длительных разъяснений, обязательными результатами овладевают после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач, как правило, не проявляют.
II группа – или группа учащихся со средним уровнем продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых заданий усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения измененных и усложненных задач находят, опираясь на указания учителя.
III группа – или группа учащихся с высоким темпом продвижения в обучении: быстрое усвоение в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения измененных типовых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения, умеет переносить старые знания в новые условия
Для учеников с разным уровнем языковой подготовки, обучающихся в одной группе, мы стараемся подбирать задания, учитывающие их уровень знаний, умений и навыков. Это задания направленные на ликвидацию пробелов, задания, учитывающие предварительные знания, общие и специальные способности учащихся. Дифференцированный подход учитывается не только в подборе разных по сложности и трудности заданий, но и в различной помощи преподавателя сильным и слабым, различное время на выполнение заданий, различные методы контроля. Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Говоря о дифференциации обучения, делают акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп обучающихся. Чтобы организовать разноуровневое обучение необходимо предварительно решить достаточно сложные проблемы с уточнением содержания обучения, а также сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы с тем, чтобы достигаемый учащимися конечный результат соответствовал требованиям. Понятие «дифференцированный подход» определяется как подход к процессу обучения, в русле которого предполагается дифференциация в различных видах и формах. Применение дифференциации в обучении в разноуровневых группах возможна с помощью различных типов работы студентов в ходе занятия (такие как работа в парах, малых группах). Это стимулирует всех студентов к работе на занятии, так как в оценивании учитывается и уровень сложности заданий, и уровень подготовленности студентов. Подбирая задания к аудио, видео и печатному тексту, важно сделать их соревновательными, интересными, разнообразными по форме и содержанию, использовать опоры, подсказки, иллюстрации для снижения трудностей. Цель разноуровневых заданий не только развитие различных навыков чтения, аудирования, но и применение изученного. Кроме разделения учащихся на группы, не менее важным аспектом является различное построение процесса обучения в выделенных группах. Данное утверждение подтверждается фактами педагогической практики, когда создание классов различного уровня подготовленности детей без внесения изменений в учебный процесс не давало результата: не наблюдалось развития мотивации учащихся, роста уровня усвоения знаний. Реализации дифференцированного подхода способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства обучающихся. Необходимое условие дифференцированного подхода – изучение межличностных отношений. Дифференцированный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею. В начале обучения преподаватели стараются определить уровень знаний по предмету, чтобы обучение было эффективнее. Проанализировав уровень знаний, а также интересы, желания и возможности учащихся, ясно, что обучение должно быть сориентировано на конкретную личность. Такое различие запросов обучаемых обуславливает необходимость дифференцированного подхода, как к определению цели, так и содержания обучения иностранному языку. В связи с этим перед преподавателями иностранного языка стоит непростая задача обеспечения психологически комфортных условий обучения для каждого с тем, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал и постоянно улучшать результаты изучения иностранного языка. Очевидно, что организовать обучение в таких группах возможно на основе личностно-ориентированного подхода. Итак, поскольку центром такого подхода является индивидуальность учащегося, то и методическую основу этого подхода составляют индивидуализация и дифференциация.
Для получения положительного результата на своих уроках учителю целесообразно выполнять следующие требования:
создать положительный эмоциональный настрой на работу;
применять знания, позволяющие учащемуся самому выбрать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
обсуждать с учениками в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось / не понравилось и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
при задании на дом называть не только тему и объем его домашнего задания, но и подробно разъяснять, как рационально организовать свою учебную работу при выполнении задания дома.
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам влияет на выбор технологий обучения. Все меньше места занимают в учебном процессе такие учебные речевые действия, которые не характеризуются хотя бы условной коммуникативностью, например, чтение всеми учениками одного итого же текста и пересказ его друг другу. Все больше используется групповая работа над разными текстами, позволяющая, каждому учащемуся группы выполнять посильные функции. Например, при изучающем чтении: один ученик-в полголоса читает текст, другой- выделяет незнакомые слова, третий- ищет их значение в словаре, четвертый- переводит предложение, вызывающее трудности для понимания, и т.д.. Такая работа готовит учащихся к реальной коммуникации- обмену информацией с другими группами, читавшими другие тексты. При правильной ее организации способствует развитию речевой инициативы, совершенствует учебные и коммуникативные умения. Так же большую практическую направленность при изучении иностранного языка имеет проектная методика, которая обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности, учитывает возможности и потребности учащихся, дает возможность выбора ими образовательных услуг. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку позволяет обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития и самореализации личности ребенка, формирование его неповторимой индивидуальности. Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). Сильный ученик выполняет роль наставник. Подобная организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей.
Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является проектный метод. Важным компонентом при организации обучения проектным методам является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Преимущества проектной деятельности в том, что она включает в себя интегрированную межкультурную работу; оказывает содействие социальному и культурному развитию.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы является «погружение в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Список литературы
1. Осмоловская И.М. – Как организовать дифференцированное обучение/Библиотека журнала «Директор школы» - М.: Сентябрь, 2002. Арапов А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы. - Новосибирск: НГПУ, 2003, - 243 с.
3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.
4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002