Статья на тему «Динаминалочки в практической деятельности логопеда»
Автор: Съемщикова Татьяна Алексеевна, учитель-логопед высшей категории МАДОУ комбинированного вида «Детский сад № 8 Динской район», ст Динская, Краснодарский край.
Динаминалочки в практической деятельности логопеда.
Учеными доказано, что в коре головного мозга речевая зона находится рядом с моторной зоной. Поэтому развивая общую и мелкую моторики, мы тем самым стимулируем развитие речевой зоны, а значит и развиваем речь ребенка в целом. Для повышения мотивации детей к занятиям по развитию речи многие логопеды, как правило, используют в своей работе разнообразные динамические игры, так называемые динаминалочки. Такого рода игры направлены, как на развитие мелкой, так и общей моторики детей, координацию движений, зрительную и речеслуховую память, общее и произвольное внимание.
В качестве примера можно предложить игру-динаминалочку «Гости с Севера». Эта игра направленна не только на развитие общей и мелкой моторики, но и может способствовать обогащению словарного запаса и развитию лексико-грамматических категорий языка по теме «Животные Севера и жарких стран».
Для проведения игры особой атрибутики не требуется. Нужны только шапочки с изображением животных, которые легко и быстро одеваются на голову каждого ребенка. Изюминкой динаминалочки являются авторские стихи, сопровождающие движения, которые легко ложатся на слух и быстро запоминаются детьми. Большим плюсом игры также является и то, что в ней могут принимать участие сразу большое количество детей, поэтому никто не будет обижен отсутствием внимания. Также эта игра может быть полезна и использоваться в работе не только логопедами, педагогами и воспитателями ДОУ, но и школьными логопедами и учителями начальных классов.
Игра-динаминалочка: «Гости с Севера».
Дети идут за логопедом по кругу, балансируя туловищем, руки в стороны.
Логопед:
С Севера, из самой стужи прилетает самолёт.
Необычных пассажиров взял он в Африку в полёт.
Дети останавливаются, выстраиваясь в шеренгу.
Логопед:
Прилетели в гости звери, кто живёт во льдах,
В снегах, в тёплой шубе и мехах.
Здесь:
Дети с шапочками–масками на голове, делая шаг вперёд, кивают головой, представляют каждое животное.
Песец, и морж, тюлень, белый мишка и олень.
Логопед:
Их встречают звери юга, кто не видел снега, вьюгу:
Ведь на юге круглый год лето тёплое идёт.
Дети в шапочках медведя, слона, жирафа и бегемота выполняют действия по тексту.
Логопед:
Подошли к медведю звери: слон, жираф и бегемот.
От медвежьей тёплой шубы бегемот разинул рот.
Дети в шапочках обезьян и песца выполнят действия по тексту.
Логопед:
Обезьяны, взяв бананы, угостить хотят песца.
Но песец не ест бананы: кто б ему принёс мясца.
Дети в шапочках слона, медведя, зебры, носорога, оленя пожимают руки друг другу.
Логопед:
Подружились слон и мишка, зебра, носорог, олень.
И о Севере, о Юге им болтать было не лень.
Дети в шапочках моржа и крокодила выполняют махи руками вперёд, имитируя плавание; дети в шапочках черепах: хватаются за голову руками, делая удивлённое выражение на лице.
Логопед:
Морж, купаясь с крокодилом, черепах с ума свели.
Дети в шапочках пантеры и овцебыка, имитируют беседу друг с другом.
Логопед:
А пантера с овцебыком умный разговор вели.
Дети выстраиваются в шеренгу и идут за логопедом по кругу, балансируя туловищем, руки в стороны.
Логопед:
А под вечер снова звери собираются в полёт.
Полетит на Крайний Север реактивный самолёт.