Технологическая карта Дистанционного урока литературы в 7 классе на тему: Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Технологическая карта
Дистанционного урока литературы в 7 классе на тему: «Баллада А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге».
Тип урока: урок рефлексии
Время: 45 минут.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учеников с летописным источником произведения А. С. Пушкина, развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников.
Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся чувства любви к родному слову, истории Отечества, русской литературе. Вызвать интерес и бережное отношение к родному слову и русской литературе.
Формировать УУД: самоопределение, смыслообразование, целеполагание, контроль, учебное сотрудничество, постановка вопроса, построение речевых высказываний, умение слушать и слышать, умение самостоятельно работать с текстом, умение составлять таблицы.
Предметный:
- знать: художественные особенности произведения «Песнь о вещем Олеге».
- уметь: анализировать поэтический текст, осуществлять сопоставительный анализ текста, определять значение устаревших слов, уметь работать со словарём, формулировать идею произведения, тему произведения.
Личностный: формирование потребности в самоконтроле, формирование литературоведческого чутья (интуиции).
Метапредметный: формирование способности принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; формирование умения планировать, контролировать, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации.
Организационный момент (1-2 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | Я предлагаю начать сегодняшний урок с отрывка из баллады В.А Жуковского «Светлана». Прочитайте отрывок из изученного вами ранее произведения и рассмотрите иллюстрацию. Вспомните, кто автор этого произведения, как оно называется. Мобильное электронное образование (mob-edu.ru) | 1) Обучающиеся читают текст и отвечают на вопрос. Приходят к выводу о том, что пред ними произведение В.А. Жуковского «Светлана». |
Этап локализации индивидуальных затруднений | Выясните, что такое баллада, в чём особенность сюжета баллады, как развивался этот жанр в русской литературе. Сопоставьте свои записи и материал статьи. Если необходимо, внесите дополнения и изменения. Запомните определение баллады. Запишите в тетрадь результаты своего мини-исследования. | Изучают предложенный материал, записывают сведения о балладе в тетради. |
Этап микровывода | Объясните, почему баллады относятся к лиро-эпическим жанрам. Мобильное электронное образование (mob-edu.ru) | Обучающиеся выполняют задание на странице интернет-урока МЭО Мобильное электронное образование (mob-edu.ru) |
Этап получения новых знаний | Вспомните, что такое летопись, и перечислите характерные жанровые особенности летописи. Когда на Руси стали появляться летописи? Как было принято произносить летописные тексты? Сегодня вы познакомитесь с балладой А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Источником сюжета баллады, как вы уже убедились, может быть предание, народная легенда. Основой сюжета баллады Пушкина стала история о смерти князя Олега от собственного коня из «Повести временных лет». Прочитайте летописный отрывок «Сказание о смерти Олега от коня». Откройте справа вкладку «Это интересно. Изображение князя Олега в летописи». Рассмотрите фрагмент летописи и рисунок, изображающий дружину князя Олега на подступах к Константинополю (русские называли столицу Византийской империи Царьградом). Можете ли вы предположить, какой путь проделало войско князя? Выразительно прочитайте балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Помните о том, что летописные тексты принято было произносить распевно, неторопливо. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Переходят по указанной ссылке. Знакомятся с летописным сводом. Переходят по указанной ссылке. Знакомятся с текстом произведения. |
Этап работы над словарем устаревших слов | С помощью словаря портала «Грамота» выясните значение устаревших слов вещий, волхв, кудесник, хазары, сеча и др. Запишите значения устаревших слов. |
Переходят по указанной ссылке. Знакомятся со значением устаревших слов. Записывают в тетрадь. |
Этап аналитической работы | Познакомьтесь с вопросами к балладе. Запишите ответы на странице урока и отправьте для проверки учителю. Мобильное электронное образование (mob-edu.ru) | Знакомятся с вопросами, отвечают на них, отправляют учителю для проверки. |
Этап самостоятельной работы | Сопоставьте тексты баллады Пушкина и летописного сказания о смерти Олега от коня. Выясните, какие черты являются общими для баллады и летописи, чем эти жанры различаются. Внесите результаты своих наблюдений в таблицу. |
Заполняют таблицу, отправляют на проверку учителю. |
Итог урока | Почему некоторые литературоведы видят в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» подтекст (скрытый смысл)? В чём он заключается? |
Знакомятся с вопросами, отвечают на них, отправляют учителю для проверки. |
Домашнее задание | Напишите небольшой отзыв о «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина. |
|
Этап рефлексии | Вспомним цели урока. Какие из них вы считаете достигнутыми, какие – нет? Кому из одноклассников вы хотели бы сказать «спасибо» за помощь в овладении знаниями? Кто считает, что он продуктивно поработал на сегодняшнем уроке и удовлетворён результатами работы. Спасибо за сотрудничество. Урок окончен. | Обучающиеся обобщают полученные знания, определяют границы собственного «знания» и «незнания», зафиксированные в течение урока. Оценивают себя и друг друга. |