Конспект занятия по нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста «Добрым быть совсем не просто…»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ТУРГАЙ»
В МЕНЗЕЛИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ»
Конспект занятия по нравственному воспитанию с детьми младшего школьного возраста
«Добрым быть совсем не просто…»
Воспитатель
Завьялова Эльвира Ильдаровна
Тема | «Добрым быть совсем не просто…» |
Возраст | 7-11 лет |
Виды детской деятельности | Игровая Коммуникативная Восприятие художественной литературы |
Форма проведения | Фронтально и индивидуально |
Цель | расширить представления воспитанников о понятии «доброта», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни; формировать навыки толерантного поведения. |
Задачи: | |
Воспитательные | воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним |
Развивающие | развитие способности и умения проявлять доброту и определить ее как качество человека; способствовать развитию образного мышления, воображения, творческих способностей. |
Образовательные | углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека |
Методы | Словесно-наглядный Игровые Практические |
Приемы | Художественное слово Вопросы Решение поставленных задач Поощрительная оценка |
Наглядные средства | демонстрационный: солнце с лучами, тучка и капельки. раздаточный: друдлы (листы А4 с изображением графических головоломок) |
Организация детей | Свободная В кругу Свободная, сидя на ковре Полукругом За столом |
Индивидуальная работа | Исправлять ошибки в речи у детей Поощрительная оценка Закреплять умение выражать свои мысли |
Словарная работа | Обогащение: взаимовыручка, доброта, помощь. |
Предварительная работа | Работа с детьми: знакомство и работа с техникой «Друдлы»; Подготовка дидактического и раздаточного материала; Подбор релаксационной музыки. |
Структура | I часть:Психологический настрой, вводный организационный момент II часть:Вводная. III часть:Основная часть Беседа Игра «Интервью» Прослушивание и анализ притчи. IV часть: Практическое задание «Добро – это…» V часть: Итог. Рефлексивно-оценочный этап. |
Ход занятия
1 часть. Психологический настрой, вводный организационный момент
Добрый день, ребята!
«Рука в руке»
Бросанием жребия определяется водящий, который говорит команду: «Рука в руке». После этой фразы все дети должны найти себе пару и взяться за руки. Кто не успел найти себе пару, выбирается водящим.
После завершения упражнения – рефлексия:
Легко ли было определиться с выбором пары для себя?
Какие ощущения испытывали, когда выбирали вас?
Кого вы предпочитали выбрать в пару себе?
После выслушивания ответов детей формулируется вывод о том, что в выборе пары предпочтение отдавалось тем людям, с которыми поддерживаешь дружеские отношения.
2 часть. Вводная.
Воспитатель:Послушайте стихотворение:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
Воспитатель: Добро, доброта. Какое необычное слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Над этим вопросом задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими злыми и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу.
3 часть. Основная часть.
1.Беседа.
Зачем вообще нужна доброта? (Ответы детей)
А почему вообще нужно быть добрым? (Ответы детей)
Воспитатель: Доброта нужна не только для своего ближайшего окружения, но и для всех остальных. Благодаря доброте наше общество может процветать и развиваться. Когда мы держимся друг за друга и помогаем, когда между нами нет корысти, то мы сильнее, работа продвигается лучше и быстрее, задачи решаются, а мир становится лучше.
Вы замечали, что с добрым человеком приятно и интересно общаться, что у него много друзей, он всегда доволен и улыбчив? А вот злой человек неприятен и не интересен, с ним вовсе не хочется дружить. Поэтому, чтобы не оказаться таким, нужно проявлять к людям больше сострадания, любви, быть заботливым, показывать им свое хорошее отношение, тогда и люди будут добры к вам в ответ.
Мир настолько нуждается в доброте, что в честь доброты даже учредили специальный праздник, который отмечается во всем мире 13 ноября.
2.Игра «Интервью»
Сейчас предлагаю поиграть в игру «Интервью». Вам необходимо дать определение понятию «Добрый человек». (Воспитатель «берет интервью» у каждого ребенка.)
Добрый человек – это тот,
кто любит людей
готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее, любит животных, птиц
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
кто всегда доброжелателен к людям
кто думает не только о себе, но и о других.
Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
3.Прослушивание и анализ притчи.
Воспитатель: Послушайте притчу, подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему?
Современная притча
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик.
Мудрец ответил:
Ответ мудреца:
"Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ".
4 часть. Практическое задание «Добро – это…»
Воспитатель:«Доброта» – это яркое солнышко. Напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта» (Дети пишут качества человека и прикрепляют лучики на доску. Звучит музыка.)
Воспитатель:«Зло» – это темная тучка. Напишите на её капельках те качества, которые включает в себя понятие «зло». (Дети пишут отрицательные качества и прикрепляют на доску под тучку. Звучит музыка.).
5 часть. Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята! Вы сегодня отлично поработали.
- А что вы узнали нового?
- Вам понравилось сегодня на занятии? Предлагаю оценить наше занятие с использованием техники «Друдлы». Дорисуйте ваше отношение к занятию и озвучьте его.
(Детям раздаются друдлы на листах А4, маркеры). Звучит релаксационная музыка. Дети дорисовывают друдлы, затем озвучивают свои работы.
Воспитатель: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. Я хочу, чтобы мы с вами всегда помнили основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Предлагаю вам изготовить «Мешочки доброты» на занятиях трудотерапии, в которые вы будете собирать «добро», совершенное вами. Записывать на листочки и складывать в мешочек. В конце недели на нашей «Вечерней свечке» мы будем подводить итоги, и выявлять самых добрых ребят. И я тоже изготовила для себя «Мешочек доброты», в который буду складывать свои добрые поступки. Главное правило доброго человека – это правда и честность. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.