Программа воспитательной работы «Доброта духовная — сила мужества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шадринская средняя общеобразовательная школа
ул.Школьная, д.4 тел. (34147) 77-123 e-mail:schadrino@mail.ru
Сарапульский район, д.Шадрино,
Рассмотрено на заседании Утверждено: Приказ № _113_
школьного методического «_31_» августа 20_15_ г.
объединения Директор школы:
Протокол № 1
«24» августа 2015 г. ________/Сапожникова Л.И
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 «__30__» августа 2015 г
Программа
духовно- нравственного воспитания школьников
«Доброта духовная – сила мужества»
Для учащихся 1-9 класс
Годы реализации - 2015-2020 год
Составитель :
Юшкова Татьяна Анатольевна –
заместитель директора по воспитательной работе
д. Шадрино
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«Доброта духовная – сила мужества»
Обоснование программы
В последнее время в нашей стране особое внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
дети - будущее нашей страны, и каким будет оно, зависит от того, какими мы воспитаем наших детей, какие морально-этические нормы жизни будут заложены в них. одной из составляющей этой проблемы становится проблема культуроссобразности воспитания.
Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости. разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Школа это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На помощь приходит нам православие. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции. мы стараемся воспитывать в наших учащихся национальное достоинство русского человека и сформировать в душах молодого поколения черты, присущие русскому человеку: доброту, благородство. сострадание, трудолюбие и др. Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви. нравственности и взаимном уважении ее членов.
Школа имеет определенный опыт по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Установлены хорошие взаимоотношения с настоятелем прихода Флора и Лавра, отцом Владимиром. Он является гостем на классных часах, школьных православных праздниках. Дети с удовольствием беседуют с батюшкой, задают много интересующих их вопросов. Традиционно учащиеся школы участвуют в православных праздниках, на которых на которых отдыхаешь душой и сердцем. Много положительных эмоций вызвали православные праздники "Рождество Христово", "Пасха",.Ребята готовят сценки, учат стихи, песни, рисуют рисунки, изготавливают поделки. Организуются экскурсии в храмы. дети и педагоги нашей школы принимали участие в строительстве храма в д. Шадрино, днях духовного здоровья.
При введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" проведено анкетирование среди родителей учащихся 4 класса, где единогласно родители дали согласие на изучение данного курса, а именно модуля "основы православной культуры. Начав занятия с детьми еще в 2009 году в 5 классе по основам религиозных культур. В школе 100% учащихся русские, и мы пришли к пониманию того . что необходимо пересмотреть цели и стратегию воспитания в соответствии с православным мировоззрением. Православная педагогика направлена на взращивание всего доброго в человеке и изживание всего злого и дурного, что в нем есть .С 2011 года наша школа становится методической площадкой в районе по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Цель программы - содействие духовно-нравственному развитию личности учащихся , поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения) один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного , справедливости и т.д. Духовность - подход к истине через православие. В 2014-2015 учебном году мы заинтересовались творчеством писателя –протоирея Н.Агафонова, провели районный семинар «Доброта духовная- сила мужества , как приоритет духовно –нравственного воспитания школьников» . На основе его творчества, сказок, притч, рассказов, разработали и провели районный конкурс «Доброта духовная-сила мужества». Произведения писателя –протоирея Н.Агафонова вдохновили наш творческий коллектив на создание этой программы и в дальнейшем планируем связаться с ним по интернету и пригласить лично.
Задачи:
Воспитывать любовь к Отечеству, семье, школе через приобщение к истокам и традициям русской культуры.
Воспитывать целеустремленность, умение преодолевать трудности, отстаивать свои интересы и точку зрения, гуманность, милосердие, культуру мыслей, чувств, поведения.
Вести просветительскую работу среди родителей по вопросам возрастной психологии и духовно-нравственного воспитания.
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МБОУ Шадринской СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа направлена на:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
– формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
– формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
– формирование экологической культуры.
Программа обеспечивает:
– формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
– усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию; приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности; социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного
и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
– приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
– участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
– формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
– развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
– учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
– формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
– развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
– приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
– создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;
– сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
– информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
– использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
– осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
– формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
– осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
– формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
– овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
– формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
– осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
Настоящая Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (11–15 лет), психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, углублении в свой собственный внутренний мир, стремлении самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитание общей культуры личности обучающегося во всех её проявлениях будет способствовать развитию социализации личности; формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны.
Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учёными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.
Вышеобозначенные положения позволяют выделить базовые направления развития социализации и культуры личности учащегося основной школы в преемственности с начальной школой. Социализация и общекультурное развитие личности учащегося – процесс длительный, разноуровневый, и только при условии органичного взаимодействия и взаимопроникновения всех обозначенных выше направлений можно рассчитывать на положительный результат.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления программы.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: администрацией сельского поселения сельской библиотекой, СДК. Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.
К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития школьника.
Ожидаемым результатом программы является сформированность у обучающихся начальной и основной школы таких качеств личности как, нравственный, познавательный, эстетический и физический потенциалы.
Сроки реализации программы – май 2015 г. – август 2020 г.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Основные направления социализации, развития и воспитания обучающихся
Содержание развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Мониторинг учащихся
Гражданско-патриотическое воспитание (февраль 2016 год)
2 класс- из 6 учащихся высокий уровень – 1, средний -5.
3 класс – из 8 учащихся высокий уровень- 2, средний -4, низкий -2.
4 класс – из 7 учащихся высокий уровень – 2. средний -5 .
5 класс –из 12 учащихся высокий уровень – 6, средний -6.
6 класс –из 5 учащихся высокий уровень -3, средний – 2.
7 класс – из 7 учащихся высокий уровень 6. средний 1.
8 класс – из 8 учащихся высокий уровень 3, средний – 5.
9 класс –из 12 учащихся высокий уровень 6, средний -6.
Итог : высокий уровень – 29 учащихся, средний – 34 учащихся, низкий – 2 учащихся.
Диагностические исследования учащихся по гражданско-патриотическому воспитанию программы «Я – гражданин России»
Красный цвет – высокий уровень, зеленый средний уровень, синий – низкий уровень
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Мониторинг духовно-нравственного воспитания
Приоритетные ценности учащихся 9 класса
Приоритетные ценности |
Количество обучающихся 10 100(%), для которых указанные ценности приоритетны |
||
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
|
Здоровье |
81 |
85 |
94 |
Семья |
90 |
80 |
75 |
Свобода |
- |
35 |
69 |
Учёба |
81 |
80 |
56 |
Самостоятельность |
15 |
21 |
44 |
Любовь |
54 |
81 |
75 |
Воспитанность |
54 |
27 |
15 |
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Мониторинг работы с семьей
Анализ анкет :
1.вопрос –да -28 уч-ся (за плохое поведение, вранье, двойки), нет -17. Не ответили 8 уч-ся.
2 вопрос – не наказывали -20 уч-ся, не помнят- 30 уч-ся, ремнем, вичкой, лишили компа -3 уч-ся.
3 вопрос – да-38 уч-ся, не знаю- 11 уч-ся, нет- 6 уч-ся.
4 вопрос – ненависть -4 уч-ся. Обида- 11 уч-ся, злость. слезы – 17 уч-ся. ,не смогли ответить – 19 уч-ся.
5 вопрос – не хвалят 7 уч-ся, хвалят за учебу, помощь – 32 уч-ся, не хвалят- 8 уч-ся, иногда за хорошие поступки- 7 уч-ся, не смогли ответить – 4 уч-ся.
6 вопрос – дают деньги – 8 уч-ся, хорошие слова – 25 уч-ся, не ответили – 11 уч-ся, за улыбку, поцелуй – 7 уч-ся., покататься на машине – 2 уч-ся.
7 вопрос – за хорошие поступки – 6 уч-ся, за оценки и поведение -26 уч-ся, за все -6 уч-ся. не смогли ответить – 10 уч-ся, , за то, что они мои дети- 5 уч-ся.
Изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью школы и работой школы родителей
в МБОУ Шадринской СОШ в 2015-2016 году
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Участие в конкурсах за 3 года 2013-2016 год
год |
уровень |
Количество участников |
||||||||||||||
Российский |
Республиканский |
Районный |
командное |
индивидуальное |
||||||||||||
Призовые места |
Призовые места |
Призовые места |
||||||||||||||
I |
II |
III |
I |
II |
III |
I |
II |
III |
||||||||
2013-2014 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 1 1 |
2 1 8 11 8 |
|||||||||
2014 – 2015 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1 3 2 4 |
2 3 3 2 6 14 10 |
|||||||
2015-2016 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 4 |
10 2 2 9 6 9 7 |
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие
Динамика уровня воспитанности обучающихся за 2014 – 2015 учебный год
Содержание социализации, развития и воспитания учащихся
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик . Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Школа России» имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности. УМК «Школа России» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения школьников в условиях введения ФГОС в основную школу. Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:
«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.
Эти тезисы раскрываются через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.
Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.
Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.
В этой связи, важное место в системе занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Направления воспитательной работы
1. Гражданско-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
2.Социальное (воспитание нравственных чувств и этического сознания)
3. Трудовое и профориентация(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)
4. Здоровьесберегающее (формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни)
5. Экологическое воспитание(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде)
6. Эстетическое и духовно-нравственное воспитание.( воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях)
Совместная деятельность школы и семьи. ( работа с родителями)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени общего основного образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося.
Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. ( гражданско-патриотическое)
организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;
посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музей боевой и трудовой славы; совместные проекты;
Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.(социальное)
оформление информационной странички на сайте школы;
тематические общие родительские собрания;
участие родителей в работе совета школы,
организация субботников по благоустройству территории;
организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев;
- праздник «Здравствуй, школа!»; -праздник «Золотая осень»;
- Новогодний праздник; - праздник семьи,
Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;
индивидуальные консультации (психологическая, логопедическая, педагогическая и медицинская помощь); изучение мотивов и потребностей родителей.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. (трудовое и профориентация)
Организация и проведение совместных праздников – «В мире профессий»;
Участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе,
Праздники-игры по теме труда: ярмарки,
Организация экскурсия на производственные предприятия с привлечением родителей; Участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников;
Организация встреч-бесед с родителями - людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
Совместные проекты с родителями «Наш самый чистый школьный двор»; конкурс «Скворечник».
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. (здоровьесберегающее)
Общешкольные, классные тематические родительские собрания с привлечением специалистов.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время. Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое и духовно-нравственное воспитание).
Участие учащихся вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Встречи-беседы с людьми творческих профессий;
Участие в художественном оформлении школьных классов, помещений школы к праздникам, мероприятиям.
Кроме этого, одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего основного образования является повышение педагогической культуры родителей.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и образовательного учреждения, систематического повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).
Права и·обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об·образовании».
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся школьного возраста основана на следующих принципах:
совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
опора на положительный опыт семейного воспитания.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей.
Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
Родительские конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей). Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – некоторые темы родительских конференций. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя). Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания). Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
5.3. Взаимодействие школы с социальными партнёрами
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
1. Центр детского творчества
2.СДК
3. Сельская библиотека
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность). эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие младших школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
В начальной школе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
В среднем звене , как правило, набирает силу процесс развития коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении последующих лет обучения в школе создает у школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Выход для ученика школы на третий уровень воспитательных результатов должен сопровождаться:
выход в дружественную среду;
ограничением в известной степени конфликтности и неопределенности, свойственной современной социальной ситуации.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты (по направлениям):
Уровни результатов:
1-й уровень |
2-ой уровень |
3-ий уровень |
|
1 -4 класс |
Приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. |
||
5-6 класс |
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. |
||
7-9 класс |
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. |
Уровни деятельности
деятельность |
1-ый уровень |
2-ой уровень |
3-ий уровень |
Урок |
Освоение базы знаний, передача информации |
Развитие репродуктивных способностей |
Развитие познавательного потенциала |
Классный час |
Освоение норм и правил жизни в классе |
Развитие чувства ответственности, коллективизма |
|
Занятие в кружках |
Освоение дополнительных знаний |
Развитие творческих способностей, самостоятельности |
Совершенствование профессионального мастерства |
Досуговая деятельность |
Организация познавательного досуга |
Поддержание интереса к занимательному досугу |
Занятость во внеурочное время |
социум |
Овладение нормами и правилами поведения |
Развитие чувства причастности к социуму |
Развитие социальной и гражданской активности |
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (май – август 2015 г.)
Проанализировать работу и результаты по нравственному воспитанию школьников, выявить проблемы.
Наметить план для начального этапа осуществления программы.
Проведение исследования для оценки результатов.
Основной этап (сентябрь 2015 г. – май 2019 г.)
Составить план мероприятий по духовно – нравственному воспитанию
Организовать для педагогического коллектива школы и педагогов района семинары по проблеме духовно- нравственного воспитания школьников.
Разработать материал для классных часов и внеклассных мероприятий.
Заключительный (май – август 2020г.)
Проведение исследования для оценки результатов.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
Время проведения |
Тема мероприятия |
Сентябрь |
1 сентября – День знаний; Осенний бал; |
Октябрь |
День учителя; День самоуправления |
Ноябрь |
День Матери, День государственности |
Декабрь |
День конституции. Новогодний праздник. |
Январь |
Рождество День ученика |
Февраль |
Месячник гражданско-патриотического воспитания, День юного героя |
Март |
Февромарт Масленица |
Апрель |
День смеха, месячник здоровья, |
Май |
До свидания, школа; Здравствуй, лето! |
Ресурсное обеспечение программы
Вид ресурсов |
Перечень действий |
Информационные |
Спланировать рекламно – разъяснительную работу по духовно – нравственному воспитанию школьников среди учителей, родителей, учащихся школы. |
Кадровые |
Назначить ответственным за реализацию программы зам. директора по ВР ЮшковуТ.А. Создать инициативную группу из учителей и учащихся школы для реализации программы. Привлечь священнослужителей, работников библиотеки, родителей. |
Нормативно –правовые |
Деятельность регламентируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об Образовании», «Основами законодательства РФ о культуре». Утвердить программу «Доброта духовная-сила мужества » на педсовете школы. Утвердить план мероприятий по реализации программы. |
Программно- методические |
Сделать подборку литературы в школьной библиотеке - медиатеке по духовно – нравственному воспитанию школьников. Подготовить семинары классных руководителей по духовно – нравственному воспитанию школьников. |
Материально – технические |
См. таблицу. |
Финансовые |
См. смету программы |
Организационные |
См. годовой план реализации программы |
Риски от реализации программы
Риск |
Пути преодоления |
Сопротивление педагогического коллектива. |
Убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания школьников. |
Препятствие родителей |
Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности. |
Перегрузка учащихся |
Согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы. |
Отсутствие квалифицированных кадров. |
Создание условий организации учебного труда, быта педагогов, стимулирующих желание работать в нашей школе. |
Критерии эффективности реализации программы:
Формирование созидательной нравственной позиции учащихся , основанной на принципах национальной духовной культуры.
Умение и желание проектировать и строить свою жизнь на основе духовных ценностей русской культуры.
Совершенствование духовно- нравственного просвещения, образования и воспитания.
Знание родословной своей семьи.
Ожидаемый результат:
Качества личности |
Критерии |
Выпускник 1 ступени |
|
Нравственный потенциал.
Познавательный потенциал. Эстетический потенциал. Физический потенциал. |
Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение». Знакомство с понятиями: благочестие, страх божий, благодать, отличие духовной жизни от плотской. Что такое истина. Знакомство с архитектурой церкви. Красота церковной утвари. Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу. |
Выпускник 2 ступени |
|
Нравственный потенциал.
Познавательный потенциал.
Эстетический потенциал.
Физический потенциал. |
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственности за ее благосостояние. Понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, проявление таких качеств, как: доброта, честность, порядочность, вежливость. История русской православной церкви, ее традиции. Жития святых. Современный православный мир. Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности. Мотивация на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенству. |
Карта оперативного руководства и ответственности управленческих структур МБОУ Шадринской средней общеобразовательной школы в рамках деятельности районной методической площадки по духовно – нравственному воспитанию школьников на 2015 – 2016 учебный год.
Управление |
Компетенция |
Ответственность |
Директор Школы Сапожникова Л.И. |
1.Руководство районной методической площадки. 2. Создание условий для инновационной деятельности. 3. Распространение передового педагогического опыта школы на муниципальном, региональном . |
1. За результаты образовательной деятельности. 2. За реализацию и развитие проекта. 3. За сохранность жизни и здоровья детей. |
Педагогический совет |
Разработка стратегии развития школы. Утверждение и определение основных подходов к реализации ВС. Всесторонний анализ инновационной деятельности. Научно – методическое обеспечение опытно – экспериментальной работы. Мониторинг процесса и результатов ВС. |
За реализацию ВС и результаты воспитательной деятельности. За результаты опытно – экспериментальной работы ОУ. |
Заместитель директора по УВР Шадрина И.В. |
Обеспечение на диагностической основе выполнения скорректированных учебных программ, предусмотренного обязательного минимума содержания основного образования. Куратор метода проектной деятельности. |
За качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. За профессиональную компетентность преподавателей согласно требованиям, предъявляемым к учителю школы. |
Заместитель директора по ВР Юшкова Т.А. |
Создание воспитательного пространства. Куратор программ: «Здоровье», «Гражданско – патриотическое воспитание». Руководство ШМО классных руководителей. Куратор апробации метода проектной деятельности. |
За правильную организацию воспитательного процесса в режиме инновационной деятельности. За сохранность жизни и здоровья детей. За деятельность по реализации стандартов в воспитательной работе. |
Педагог – организатор Глухова Т.М. |
Разработка, организация, контроль инновационной воспитательной работы в д/о «Детская Республика», ДОД «Юность»"Волонтеры" Куратор проекта «Лидер года» |
1. За инновации в детской республике. |
Классные руководители: Пермитина И.А. Глухова Т.М. Данилова В.Г Шадрина Н.В. Касимова Л.М. Новоселова С.П. Мымрина Г.В. Касаткина А.И. |
1.Проведение ключевого мероприятия. 2. Отслеживание уровня воспитанности класса. 3. Отслеживание уровня комфортности.
|
1.Результаты воспитательной работы с классом |
Основной результат работы по программе «Доброта духовная-сила мужества»
– ключевое мероприятие класса в течении учебного год по выбранному направлению.
Основные мероприятия духовно-нравственного воспитания школьников
мероприятия |
Срок |
1. Районная выставка – продажа «Урожай – Ярмарка самообеспечения» Праздник, посвященный Дню пожилого человека. 2.День здоровья. 3.Антинаркотическая акция «За здоровье и безопасность наших детей» 4. Комплексная операция «Подросток» 5. "Самое дорогое что есть жизнь" и "МЧС - России" (классные часы) |
Сентябрь 1 декада
07 сент.-окт. до 15.09 |
1. Международный День пожилых людей 2. День учителя и день самоуправления 3. Декада краеведения. 4,Осенний бал |
Октябрь 01 04 31 |
1.Неделя добрых дел. 2.Мероприятия, посвященные Дню матери. Праздничная программа « Посвящаю маме». 3.Оформление стенда в библиотеке « Православные традиции». 4.Классные часы «Наркотики и психическая зависимость» 5.День народного единства.День Республики Удмуртия (классные часы) 6.Международый День толерантности. Акция «Толерантность – дорога к миру». День Памяти жертв ДТП 7. Всемирный День ребенка 8. Всероссийская неделя «Театр и дети» |
Ноябрь в теч. месяца 26
в теч. месяца в теч. месяца в теч. месяца в теч. месяца 20 24-30 |
Новогодняя елка. Классные часы к Дню Конституции Всемирный День борьбы со СПИДом. Всемирный день волонтера. День защиты прав человека Международный день инвалида Декада прав ребенка, человека Конкурс «Человек в истории» Выставка продажа новогодних композиций «Сувенир» |
Декабрь в конце месяца в теч. месяца 1,5 10 1-12 в теч. месяца 01 25 |
1 .Театрально-фольклорный праздник. «Рождество христово» 2. Экскурсии по православным местам родного края. 3. Неделя «Наука и техника», «Музей и дети» 4. Под рождественской звездой. Коляда. Игры –святки. 5. День ученика |
Январь в теч. Месяца 4-10 в начале месяца
25 |
1.Месячник по ГПВ 2. День памяти юного героя – антифашиста 3. День Святого Валентина 4. Международный день родного языка 5. День Защитников Отечества 6. День вывода войск из Афганистана 7. конкурс «Семейная реликвия» |
Февраль. в теч. месяца 08 14 21 23 15 в теч. месяца |
1.Выставка продажа «Сувенир» к 8 марта 2. Международный женский день 3. Неделя детской и юношеской книги 4. Районный конкурс «Веселый светофор» 5. Международный день театра 6. Масленичные уличные гуляния |
март 1 неделя 7 марта в теч. месяца каникулы в теч. Месяца в теч. месяца |
1. Месячник пропаганды ЗОЖ 2. День космонавтики и авиации 3. День духовного здоровья: конкурсы православных стихов, пасхальных поделок 4. День смеха. Международный день птиц 5. Всемирный День здоровья |
Апрель в теч. месяца в теч. месяца в теч. месяца 01 в теч. месяца |
1.Вахта памяти. Акция «Долг» 2. Праздник, посвящённый 70-летию со Дня Победы 3. Дни Памяти и Примирения 4. Международный День Семьи 5 Международный День музеев 6 Вахта памяти 7.Конкурс «Безопасное колесо» - районный 8. Последний звонок |
Май 01-07 08 в теч. месяца 15 18 1-10 в теч. месяца 25 |
Литература:
Закон об образовании1992г. №3266-1
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
Ш.А.Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.1990.
Т.В.Волкова «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
А.В.Агафонова «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2007.
М.А.Андрианов «Философия для детей» Минск, 2003.
Н.Е.Щуркова Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991.
М.И.Шилова Методика «Изучение воспитанности учащихся», Москва, 1990.
А.А.Андреев Методика «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью», Москва,1991.
Е.Н.Степанов « Изучение уровня удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения». Москва, 1991.
Степанов Е.Н. «Педагогу о воспитательной системе школы и класса» М.2004.
Щуркова. Н.Е. «Программа воспитания школьника». – М., 1998.
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно – методического комплекта «Начальная школа 21 века», Вентана-Графф, 2003.
Л.Е.Журова. «Беседы с учителем. Методика обучения». 1-4 классы, Вентана-Графф, 2005.
С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина «Гражданское образование в начальных классах», Нижний Новгород, 1998.
Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
График
Открытых классных мероприятий на 2015 – 2016 учебный год
№ |
мероприятия |
дата |
ФИО классного руководителя |
класс |
1. |
День знаний |
сентябрь |
Юшкова Т.А. |
1-9 класс |
2. |
День учителя, день самоуправления |
октябрь |
Пермитина И.А. |
9 класс |
3. |
День пожилых людей |
октябрь |
Касаткина А.И. |
6 класс |
4. |
Осенний бал, ярмарка |
октябрь |
Глухова Т.М. |
8 класс |
5. |
День матери |
ноябрь |
Данилова В.Г. |
3-4 класс |
6. |
Новый год |
декабрь |
Мымрина Г.В. Пермитина И.А. |
1 класс 9 класс |
7. |
День ученика |
январь |
Новоселова С.П. |
2 класс |
8. |
День юного героя антифашиста |
февраль |
Касимова Л.М. |
5 класс |
9. |
Февромарт |
март |
Шадрина Н.В. |
7 класс |
10. |
Масленица, пасха |
апрель |
Юшкова Т.А. СДК Сверчкова Г.В. |
1-9 класс |
11. |
Последний звонок |
май |
Пермитина И.А. |
9 класс |
Направления воспитательной работы на 2015- 2016 учебный год
№ |
направление |
задачи |
ФИО классного руководителя |
класс |
1 |
Здоровьесберегающее (формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни) |
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. |
Новоселова С.П. Мымрина Г.В. |
2 класс 1 класс |
2. |
Эстетическое и духовно-нравственное воспитание.( воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях) |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. |
Касаткина А.И. |
6 класс |
3. |
Экологическое воспитание(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде) |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. |
Шадрина Н.В. |
7 класс |
4. |
Гражданско-патриотическое (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека) |
. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
Глухова Т.М. |
8 класс |
5. |
Социальное (воспитание нравственных чувств и этического сознания) |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
Данилова В.Г. Касимова Л.М. |
3-4 класс |
6. |
Трудовое и профориентация(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни) |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость. |
Пермитина И.А. |
9 класс |