Доклад для ШМО/педагогического совета на тему «Инновационная проектная деятельность - метод творческих подходов в образовательной организации: вчера и сегодня»
Инновационная проектная деятельность - метод творческих подходов в образовательной организации: вчера и сегодня.
Смирнова Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Дороховская СОШ»
г.Бежецк-5 Тверской области
Проектная деятельность - педагогическая технология, которая ориентируется на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Данный метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога-куратора, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Учебный проект, с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Учебный проект, с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту, а учителя в основной и средней школах стараются поддержать данные навыки и успехи. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей.
Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности в том, что ученики получают навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.
Организовывая проектную деятельность, педагогу необходимо учитывать следующее:
1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с обучающимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.
Исследовательские проекты. Школьники выбирают интересующие их темы, проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу по интересам, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Обучающиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Этапы работы над проектом | Содержание работы | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой обучающихся. |
Исследование | 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся |
Выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе обучающихся) |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Учебный проект
Проблема проекта | "Почему?" | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | "Зачем?" (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | "Что?" (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | "Как?" (мы это можем делать) | Выбор способов и методов, планирование |
Результат | "Что получится?" (каково решение проблемы) | Ожидаемый результат |
Обучающиеся самостоятельно выбирают способ подачи материала: доклад, сообщение, реферат, презентация, иллюстрации, фотографии и т.д., а почувствовав успех, начинают проявлять инициативу и предлагают разные виды работы с материалом и его подачу на аудиторию. Обучающиеся 5-11 классов школы активно включились в работу: подготовили работы и участвовали в конкурсах сочинений, проектов, видеороликов, презентаций.
В результате отбора лучших сочинений было представлено на региональный этап конкурса «Лучший урок письма-2019» два письма о прадедушках, участниках Великой Отечественной войны, которые смогли выжить и ещё долгое время работать и восстанавливать послевоенную разруху. В итоге, одна работа заняла 1 место на конкурсе (которая приняла участие и в конкурсе на Всероссийском уровне), а затем стала и участником регионального уровня.
В рамках данного проекта в сентябре 2019 г дети школы участвовали в V открытом литературном конкурсе творческих работ детей и молодёжи «Читаем, думаем и пишем о России». В номинации «Служить России!» сочинение десятиклассницы «Гордость нашей семьи!» оказалось в числе победителей.
В декабре 2019 года обучающаяся 10 класса приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», приуроченного к проведению в Российской Федерации в 2020 году Года Памяти и Славы, отразив тематику Великой Отечественной войны в истории её семьи. В январе 2020 года конкурсную работу обучающейся 10 класса приняли к участию во Всероссийском ежегодном литературном конкурсе «Герои Великой Победы – 2020».
С конца второй Мировой войны прошло уже почти 75 лет. За это время в жизнь вступило несколько новых поколений. Для многих людей из XXI века холокост – это что-то экзотическое, а не трагическое. А некоторые и вообще ничего не знают о холокосте. Ужас страданий, издевательство, унижение, голод, горечь бесчисленных жертв не так мучительны, как всё связанное с холокостом для тех, кто прошёл через его горнило. Этим событиям посвящён информационный проект обучающегося 10 класса «Холокост – трагедия человечества».
Для участия в конференции «Первые шаги в науку» по гуманитарному направлению готовится творческая работа обучающихся 5 класса – познавательно-исследовательский проект «Мой любимый литературный герой – Баба-Яга».
В рамках духовно-нравственного развития обучающихся от Центра этнопедагогики в январе был проведён конкурс творческих работ, рисунков и сочинений на конкурс «Рождество Христово славим!». По итогам конкурса издан краеведческий альманах «Тверской край». События. Люди. Судьбы – выпуск 24 под названием «Рождество Христово – главный семейный праздник», в котором представлены работы победителей и призёров конкурса; работа обучающейся 8 б класса в числе победителей номинации «Литературное творчество».
Невозможно заставить человека творить, тем более ребёнка. Ученик сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. Задача же учителей русского языка и литературы - мотивировать на творчество, помочь детям делать свои маленькие, а может, и большие открытия.
Интернет-ресурс:
http://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html
Паненкова Ирина Михайловна
Горбачёва Марина Юрьевна