12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Марина Юрьевна4801
Россия, Тверская обл., Бежецк
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
9

Доклад для ШМО/педагогического совета на тему "Инновационная проектная деятельность - метод творческих подходов в образовательной организации: вчера и сегодня".

Инновационная проектная деятельность - метод творческих подходов в образовательной организации: вчера и сегодня.

Смирнова Марина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Дороховская СОШ»

г.Бежецк-5 Тверской области


Проектная деятельность - педагогическая технология, которая ориентируется на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Данный метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога-куратора, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Учебный проект, с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Учебный проект, с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

С внедрением компьютерных технологий было бы неразумно не воспользоваться ими при работе над проектом. С ранних лет современные дети сталкиваются с гаджетами и часто пользоваться ими начинают раньше, чем говорить. Поэтому уже в начальных классах педагоги стараются привить детям компьютерную грамоту, а учителя в основной и средней школах стараются поддержать данные навыки и успехи. Для этого разрешают использовать компьютер для проектного творчества. Очень важно помнить, что работа с электронным устройством несёт определённый риск благополучию ребёнка, если его правильно не обучить пользоваться им. Эта задача лежит на плечах и педагогов, и родителей.

Проектно-исследовательская работа в школе — это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности в том, что ученики получают навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организовывая проектную деятельность, педагогу необходимо учитывать следующее: 

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с обучающимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Исследовательские проекты. Школьники выбирают интересующие их темы, проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу по интересам, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Обучающиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Этапы работы над проектом

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой обучающихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся

Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе обучающихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта



Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способов и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (каково решение проблемы)

Ожидаемый результат



Обучающиеся самостоятельно выбирают способ подачи материала: доклад, сообщение, реферат, презентация, иллюстрации, фотографии и т.д., а почувствовав успех, начинают проявлять инициативу и предлагают разные виды работы с материалом и его подачу на аудиторию. Обучающиеся 5-11 классов школы активно включились в работу: подготовили работы и участвовали в конкурсах сочинений, проектов, видеороликов, презентаций.

В результате отбора лучших сочинений было представлено на региональный этап конкурса «Лучший урок письма-2019» два письма о прадедушках, участниках Великой Отечественной войны, которые смогли выжить и ещё долгое время работать и восстанавливать послевоенную разруху. В итоге, одна работа заняла 1 место на конкурсе (которая приняла участие и в конкурсе на Всероссийском уровне), а затем стала и участником регионального уровня.

В рамках данного проекта в сентябре 2019 г дети школы участвовали в V открытом литературном конкурсе творческих работ детей и молодёжи «Читаем, думаем и пишем о России». В номинации «Служить России!» сочинение десятиклассницы «Гордость нашей семьи!» оказалось в числе победителей.

В декабре 2019 года обучающаяся 10 класса приняла участие в региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», приуроченного к проведению в Российской Федерации в 2020 году Года Памяти и Славы, отразив тематику Великой Отечественной войны в истории её семьи. В январе 2020 года конкурсную работу обучающейся 10 класса приняли к участию во Всероссийском ежегодном литературном конкурсе «Герои Великой Победы – 2020».

С конца второй Мировой войны прошло уже почти 75 лет. За это время в жизнь вступило несколько новых поколений. Для многих людей из XXI века холокост – это что-то экзотическое, а не трагическое. А некоторые и вообще ничего не знают о холокосте. Ужас страданий, издевательство, унижение, голод, горечь бесчисленных жертв не так мучительны, как всё связанное с холокостом для тех, кто прошёл через его горнило. Этим событиям посвящён информационный проект обучающегося 10 класса «Холокост – трагедия человечества».

Для участия в конференции «Первые шаги в науку» по гуманитарному направлению готовится творческая работа обучающихся 5 класса – познавательно-исследовательский проект «Мой любимый литературный герой – Баба-Яга».

В рамках духовно-нравственного развития обучающихся от Центра этнопедагогики в январе был проведён конкурс творческих работ, рисунков и сочинений на конкурс «Рождество Христово славим!». По итогам конкурса издан краеведческий альманах «Тверской край». События. Люди. Судьбы – выпуск 24 под названием «Рождество Христово – главный семейный праздник», в котором представлены работы победителей и призёров конкурса; работа обучающейся 8 б класса в числе победителей номинации «Литературное творчество».

Невозможно заставить человека творить, тем более ребёнка. Ученик сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. Задача же учителей русского языка и литературы - мотивировать на творчество, помочь детям делать свои маленькие, а может, и большие открытия.







Интернет-ресурс:

http://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html



Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Паненкова Ирина Михайловна, 21.03.20 в 15:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за труд по составлению проекта, Марина Юрьевна. Очень полезное знакомство...
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.03.20 в 15:50 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.