Доклад «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы через приобщение к национальной культуре»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области "Школа-интернат № 113 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара"
Доклад
««Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы через приобщение к национальной культуре»
Транслирование педагогического опыта
Докладчик:
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы-интерната №113
Тлупова Э.Н.
Самара 2022
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Ключевая роль в этом процессе отводится образовательным организациям, школе. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Именно школа обеспечивает как социальную, так и культурную модернизацию российского общества. Поскольку именно в школьные годы ребенок получает опыт гражданской деятельности, знакомится с национальным и мировым культурным достоянием, совершенствуется духовно.
О необходимости активизации системы общенациональных ценностей и приоритетов через образовательную систему говорится в ФГОС второго поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание детей в период школьного обучения и становление их гражданской идентичности. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе патриотических, культурно-исторических традиций России.
Проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе сегодня стоит как никогда остро. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма. Воспитанию таких качеств как доброта, отзывчивость, милосердие, толерантность, уважение к старшим, бережное отношение к природе. Перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и воспитательную. Особое место принадлежит предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются наиболее важными предметами с точки зрения воспитательных возможностей. Уроки русского языка и литературы напрямую связаны с родным языком, его историей, любовью к слову, к Родине, искусству. Слово воспитывает человека, развивает не только его ум, но и душу. Именно через слово, через изучение языка происходит приобщение подрастающего поколения к культурному наследию нации. Это связано с тем, что культура и язык имеют глубокую генетическую связь. И эту неразрывную связь языка и культуры на уроке русского языка наглядно демонстрирует этимологический анализ слова. На уроках русского языка дети часто работают со словарными словами, написание которых нельзя объяснить. Их необходимо запомнить. Для этого ребята ведут этимологический словарик.
Однако история происхождения слова в некоторых случаях объясняет его правописание. Например, возьмем такие слова, как ведьма, невежа, невежда. Что общего имеют эти слова? Почему ведьма называется ведьмой, невежа-невежей, а невежда-невеждой. Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть знать. Древнерусское слово ведьма – «знающая» является производным от основы общеславянского ведети-знать. Было еще и существительное ведь-знание. Поначалу ведьмами называли знахарок, ведающих, умеющих лечить. Со временем это слово трансформировалось, после чего приобрело негативную окраску и стало означать колдунья-женщина, практикующая магию, колдовство, чаще всего злая старуха. Невежда – «мало знающий человек», необразованный, несведующий человек, обладающий поверхностными знаниями, неуч. Слово образовано путём отрицания из слова ведь- не ведать. Невежа-«грубый, невоспитанный человек». Образовано в древнерусском языке посредством добавления приставки не к слову вежа-“знаток”. Слово «невежа» заимствовано из церковнославянского языка, где оно имело форму «невежда». Эта лексическая единица образовалась путем слияния отрицательной частицы «не» и «вежа» от «ведать» (знать). Невежа — «необразованный человек». Неве́жа (и неве́жда). Оба слова, собственно, значат одно — «незнайка» — и произведены от одного корня «вед-»: «ведети», «ведать» — «знать». В древнерусском «вѣжа» имело значение «человек опытный, знающий, как себя держать». В дальнейшем слово разделилось на два: русская форма «невежа» стала значить «грубиян», «тот, кто не соблюдает правил обращения»; старославянское «невежда» получило значение «несведущий», «необразованный». Возьмём слово ровесник и сверстник. Ровесник - производное от ровесный «одинаковый по годам», суф. образования от той же основы, что ровный. Тот, кто прожил одинаковое количество вёсен с тобой; твой одногодка, родившийся с тобой одной весной. Сверстник- производное от съвьрстьный «одинаковый по возрасту», суф. образования от съвьрсть «одинаковый возраст», того же корня, что верста, восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.
Знакомство с этимологией слов положительно влияет на правописание словарных слов у ребят, расширяет кругозор, обогащает словарный запас, вызывает интерес и любовь к русскому слову. Такая работа на уроках русского языка повышает орфографическую грамотность учащихся.
Особый интерес проявляют ребята при изучении раздела фразеологии. Фразеологизмы представляют собой богатейший материал как средство познания истории и культуры народа. В них отразились особенности духовной культуры народа как носителя языка, его история, быт и обычаи. Это тот пласт лексики, который образно и ярко передаёт самобытность народа. При изучении раздела “Фразеология “, с целью закрепления материала, даю групповые задания учащимся. Каждая команда должна подобрать по заданной теме фразеологизмы. Например, фразеологизмы, отражающие бытовую сторону жизни: выносить сор из избы, заварить кашу, первый блин комом, спустя рукава. Фразеологизмы, отражающие характер народа: душа нараспашку-не скрывает свои мысли, водой не разольёшь-крепкая дружба, неразлучные и др. Также, лезть на рожон- делать что-то рискованное, водить за нос-обманывать, ставить палки в колёса-мешать и т.д. Затем проводится занимательная игра «Поле чудес». Первая команда раскладывает свои карточки с картинками. А противники-вторая команда-должна отгадать фразеологизм и дать разъяснение. Затем команды меняются ролями.
Большой интерес у ребят вызывают исследовательские проекты, связанные с этимологией слова. Мои ученики любят работать со словом и выполняют проекты из серии «Энциклопедия одного слова» либо «Портрет одного слова». В 6 классе ребята выполнили проект «Портрет одного слова. Масленица». Провели большой объём работы: исследовали этимологию слова масленица и историю возникновения праздника, собрали пословицы, поговорки, загадки и т.д. Выяснили как данная тема отразилась в живописи и фольклоре. Написали письменную часть проекта. Сделали презентацию. Всё завершилось защитой проекта. Ученики 7 класса выполнили проектную работу «Удивительный мир денег или этимология слов монета, копейка, рубль, деньга». Знакомясь с историей денег, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни, ребята изучили не только историю возникновения и путь развития денег, но также выяснили этимологию слов, собрали пословицы, поговорки, загадки, афоризмы, связанные с деньгами. Ребята получили удовольствие от проделанной работы и остались довольны. Ученица 8 класса Резяпкина А. выполнила исследовательский проект «Энциклопедия одного слова. Конь».Исследуя этимологию слова ученица изучила разные пласты культуры и жизни народа. Начиная с народных поверий и традиций, связанных с образом коня(лошади), заканчивая языкознанием, литературой, живописью, архитектурой.
Ведущей дисциплиной в системе духовно-нравственного воспитания является несомненно литература. Она выделяется среди остальных предметов, так как не только формирует у учащихся определенные знания, умения, навыки, но и помогает их нравственному становлению, приобретению моральных, этических жизненных принципов. Художественная литература всегда была основой нравственного воспитания подрастающего поколения, так как помогает воспринять существующие культурные нормы. Именно на уроках литературы происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, к духовному опыту русского народа. Не случайно в 5 классе преподавание литературы начинается с изучения фольклора, где отразилась вековая мудрость и духовный опыт народа. Именно фольклорные произведения в первую очередь знакомят ребят с такими категориями, как добро и зло, храбрость и трусость, лень и трудолюбие, патриотизм и любовь к Отечеству и т.д. Читая и анализируя сказки, пятиклассники дают оценки поступкам героев, осмысливают мораль сказки. «Сказка-великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»,-отмечал А.Н.Толстой.
После изучения народных сказок учащимся предлагается выполнение творческих заданий: иллюстрации к сказке, творческий пересказ от лица героя, составление цитатного плана, сочинение «Любимый сказочный герой», сочинение собственной сказки, инсценирование сказки. Изучая малые жанры фольклора, шестиклассники знакомятся с пословицами и поговорками –источником народной мудрости. Тематически они очень разнообразны и отражают практически все стороны жизни и деятельности человека. При изучении фольклора я на своих уроках применяю игровые технологии. Например, «Восстанови пословицу, используя поговорки». Ребята восстанавливают пословицу из поговорки.
Поговорки Пословицы
Чужими руками жар загребать - Легко чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь - В ступе воду толочь – вода будет.
И нашим и вашим - И нашим и вашим за копейку спляшем.
Чудеса в решете - Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.
«Объясни переносный смысл пословицы»
Шила в мешке не утаишь. -Тайное всегда становится явным.
Я про сапоги, а он про пироги. – Отсутствие взаимопонимания.
«Найди лишнюю пословицу»
Корень учения горек, да плод сладок.
Человек неученый, что топор неточеный.
Правда в воде не тонет, в огне не горит.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Задача педагога показать красоту и ценность пословиц и поговорок, научить их использовать в своей речи.
Не менее ценным жанром являются былины. Русские былины содержат обширный материал о жизни и чаяниях русского народа. В них отразились нравственные идеалы народа. Жанр былины для школьников достаточно сложный. Поэтому при изучении русских былин проводится словарная работа, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ. Былины сочетают в себе историческую основу с вымыслом. Прославляют беззаветное служение Родине. Эталоном мужества, храбрости и справедливости являются былинные герои. Через знакомство с устным народным творчеством школьники познают культуру и историю своего народа, его традиции, особенности национального характера.
Уроки литературы на примере героев произведений дают возможность говорить о серьёзных вещах, о добре и зле, о чести и бесчестии, о нравственных идеалах или об их утрате. Задача учителя сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы.
В 7 классе ученики знакомятся с удивительной повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». А в 8 классе проходят замечательное произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». И в том и другом произведении писатели поднимают важные проблемы: проблему нравственного выбора, верности долгу, служения Отечеству, чести, предательства, отношения отцов и детей. Повесть «Тарас Бульба» даёт представление о патриотизме, беззаветной преданности Родине, храбрости и мужестве. В повести «Капитанская дочка» автор показывает становление характера героя, его взросление. Пётр Гринёв проходит путь от вчерашнего недоросля до порядочного и честного офицера. Эпиграф к произведению «Береги честь смолоду» обозначает ценности, которые Пушкин считает приоритетными. В 9 классе в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» на примере главного героя Андрея Соколова ребята видят настоящего патриота. В неимоверно сложных жизненных ситуациях ему помогли выжить такие качества как сила духа, мужество, стойкость. Для Соколова предательство Родины хуже смерти.
Для достижения различных целей в своей практике я использую различные методы и приёмы: метод проектов, комментированное чтение, беседы, дискуссии, сравнительные характеристики, литературные викторины, анализ эпизода, сочинение-рассуждение и т.д. При изучении данных произведений мои ученики работают над сравнительной характеристикой, сопоставляя двух героев, их поведение в одной и той же ситуации: братьев Андрия и Остапа, Гринёва и Швабрина. Ребята характеризуют героев, анализируют причины предательства, делают выводы. И помогает им сравнительная характеристика. Такие работы позволяют выявить нравственную позицию ученика, пробудить нравственные чувства, мысли, эмоции.
Духовно-нравственное воспитание человека, привитие ему нравственных качеств –
длительный процесс. Это кропотливая, но важная работа. По крупицам, из
урока в урок какие-то нравственные понятия, категории должны войти в
душу каждого. «Через родное слово, - отмечал педагог К.Ушинский, - отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.
Список литературы:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Москва Просвещение 2009г
2. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.
3. https://www.1urok.ru/categories/14/articles/14769
4. https://www.liveinternet.ru/users/non-fiction/post183095287/
5. https://burido.ru/1499-iskonnye-russkie-frazeologizmy